Маркетинговые исследования регионального рынка лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Никотин - Студенческий научный форум

XVII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2025

Маркетинговые исследования регионального рынка лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Никотин

Ващенко О.А. 1
1Курский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации Медико-фармацевтический колледж
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность работы заключается в том, что никотин — это алкалоид, который содержится в табачных изделиях, таких как сигареты, сигары и табак для курения. Он является психоактивным веществом, которое оказывает воздействие на центральную нервную систему человека. Никотин обладает стимулирующим эффектом, вызывая увеличение уровня адреналина и ускорение сердечного ритма. Одновременно он также способен вызывать зависимость, что делает его потенциально опасным веществом [11].

Распространение этой зависимости охватывает различные возрастные группы людей. В настоящее время активно пропагандируют здоровый образ жизни, но проблема курения является одной из наиболее значимых в нашем обществе. Ученые и врачи обеспокоены распространением этой пагубной привычки в огромном количестве, особенно среди подростков и детей. Согласно данным Всемирной Организации Здравоохранения, около одной трети взрослого мужского населения мира курят табак. Медицинские исследования указывают на явную связь табакокурения с такими заболеваниями как рак и эмфизема лёгких, заболеваний сердечной системы, а также других проблем со здоровьем.

Для лечения никотиновой зависимостью в настоящее время используется такой препарат как Никоретте в форме спрея, таблеток для рассасывания, жевательной резинки и пластыря трансдермального. Поэтому маркетинговые исследования регионального рынка ЛП на основе ЛС МНН Никотин являются актуальными на сегодняшний день [17].

Цель работы: маркетинговые исследования регионального рынка лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Никотин.

Задачи работы:

  1. Изучить маркетинговый подход к изучению фармацевтического рынка лекарственных средств.

  2. Провести маркетинговые исследования российского рынка ЛП на основе лекарственного средства МНН Никотин.

  3. Дать товароведческую характеристику лекарственного средства.

  4. Проанализировать ассортимент лекарственного препаратов, выпускаемых на основе лекарственного средства МНН Никотин.

  5. Сделать вывод о результатах проведенного анализа.

Объект исследования: ассортимент лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Никотин.

Предмет исследования: маркетинговые исследования российского рынка ЛП на основе лекарственного средства МНН Никотин.

Методы исследования:

-контент-анализ

-статистический

-аналитический

Научная новизна: маркетинговые исследования ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Никотин в аптечной организации ранее не проводились.

Теоретическая значимость работы: проведены маркетинговые исследования регионального рынка ЛП на основе ЛС МНН Никотин.

Практическая значимость работы заключается в использовании результатов исследования для оптимизации ассортимента лекарственных препаратов в аптечной организации ООО «Апрель Брянск».

ГЛАВА 1. Маркетинговые подходы к изучению фармацевтического рынка лекарственных средств

1.1 Значение маркетинговых исследований в изучении рынка лекарственных средств

Для того, чтобы правильно сформировать товарную политику и ассортимент, следует правильно и тщательно провести маркетинговые исследования рынка. В настоящее время проведением исследований занимаются профессиональные специалисты. Консультанты по маркетингу оказывают помощь в решении жизненно важной для любого предприятия, действующего в условиях рыночной экономики, задачи: обеспечение такого его функционирования, чтобы производимые им товары и услуги были куплены потребителем. Они занимаются вопросами исследования рынка и обеспечивают принятие решений в области сбыта, ценообразования, рекламы, разработки новой продукции и т.д. Поскольку в рыночной экономике наиболее сложной проблемой для предприятия является не производство, а продажа продукции, маркетинг представляет собой одну из самых важных областей консультационного обеспечения бизнеса [14].

Ассортимент товара в аптеке регламентируется Федеральным законом № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств». В законе приведен перечень товаров, реализуемых через аптечные организации [1].

Маркетинг – это особая область экономической науки, которая занимается решением проблемы реализации в широком смысле, также это особая форма организации управлении компанией, суть которой— изучить рынок с целью удовлетворения потребностей потребителей более эффективным, чем у конкурентов способом. Концепция маркетинга подразумевает, что основной целью организации должно быть удовлетворение потребителей, а не максимизация прибыли. Другими словами, организация должна быть ориентирована на потребителя, стремиться к пониманию его потребностей и удовлетворять их быстро и эффективно таким образом, чтобы это было выгодно как потребителю, так и самой организации. Это означает, что любая организация должна стремиться получить как информацию о нуждах потребителей, так и сведения, которые помогут определить, каким образом эти потребности можно удовлетворить наиболее эффективно. Однако не стоит забывать о финансовых интересах самой организации, поскольку в условиях рыночной экономики это представляется невозможным [8].

Критически важной частью системы, обеспечивающей получение таких данных, являются маркетинговые исследования. Известны две школы маркетингового исследования: с одной стороны, сторонников формализации исследования и его результатов, т. е. использования количественных оценок, применения статистических и эконометрических моделей и т.д., и, с другой, сторонников неформального анализа, качественных оценок, графических моделей. В конкретных маркетинговых исследованиях часто соединяются высокая степень формализации исследовательского процесса (использования математического аппарата, методов статистического моделирования и т.д.) с неформализованной, описательной характеристикой изучаемых явлений и процессов, качественными оценками [7].

Методология маркетинговых исследований позволяет успешно сочетать оба эти направления.

Следует подчеркнуть, что наиболее широко в перечне методов маркетингового анализа используются следующие статистические методы: абсолютные, средние и относительные величины; динамические ряды и ряды распределения; группировки; индексный анализ; графический метод, трендовые модели, методы экспертных оценок.

Выбор методов анализа диктуется рядом факторов: сущностью изучаемых процессов и явлений, степенью срочности получения выводов, структурой сведений, доступностью или ограниченностью информации, возможностями применения компьютерной технологии и др [12].

Маркетинговые исследования позволяют повысить качество принимаемых управленческих решений, предоставляя релевантную, точную и своевременную информацию. Каждое конкретное решение предполагает предъявление уникальной потребности в информации. Информация, которая может быть получена в результате проведения маркетингового исследования, способствует разработке адекватных стратегий.

Маркетинговые исследования — это процесс, обеспечивающий связь организации с потребителями и общественностью через информацию, которая используется для выявления маркетинговых возможностей и проблем; генерирования, корректировки и оценки маркетинговых мероприятий; мониторинга маркетинговой деятельности; улучшения понимания маркетинга как процесса. В ходе маркетингового исследования получают информацию, необходимую для решения имеющихся проблем, разрабатывают методы сбора информации, проводят ее анализ и формулируют рекомендации, которые доводят до заинтересованных лиц. Маркетинговая информация — это цифры, факты, сведения, оценки и другие данные, необходимые для анализа и прогнозирования маркетинговой деятельности. Она должна быть актуальной, достоверной, целенаправленной, полной и релевантной [6].

Сбор информации о рынке, товарах и услугах, потребностях и их спросе, конкурентах и ценах осуществляется в процессе аудита - так называют маркетинговые исследования, необходимые для проведения ситуационного анализа внешней среды и деятельности самой организации.

В настоящее время на мировом рынке доминирует концепция социально - этического маркетинга. Основными задачами фармацевтического маркетинга являются формирование ассортимента товаров и постоянной покупательской аудитории, организация продаж и продвижение товаров, повышение удовлетворенности потребителей.

Как уже было отмечено выше, деятельность любой организации направлена как на удовлетворение нужд потребителей, так и на получение прибыли. В связи с этим необходимо стимулировать спрос, стараться заинтересовать потребителя и побудить его к совершению покупки. Однако спрос на лекарственные средства довольно специфичен, имеет ряд отличий по сравнению со спросом на другие товары.

Стимулирование спроса на лекарства с помощью фармацевтического маркетинга ведет к прозрачности рынка, а попытки управлять спросом, контролируя потоки информации и ограничивая маркетинг, делают рыночные механизмы неэффективными [3].

Свободный поток информации жизненно важен для рыночной экономики, основная цель которой - удовлетворение нужд потребителей. В области здравоохранения пациенты, врачи и страховые компании делают выбор товаров и услуг, основываясь на собственных целях и оценках экономической ситуации. Для того чтобы сделать обдуманный выбор, каждый из этих игроков нуждается в полной информации о доступности, стоимости и качестве конкурирующих продуктов и услуг.

На эффективном рынке товаров для здоровья соотношение спроса и предложения постоянно меняется под воздействием информации, которая распространяется с помощью маркетинга. Такова классическая роль маркетинга в экономической системе. Правда, есть мнение, что, стимулируя спрос на продукты и услуги, маркетинг способствует повышению затрат на здравоохранение, принуждая систему без особой надобности и в чрезмерных объемах использовать препараты. Однако решения о ценности препарата лучше всего принимают потребители, знающие свои личные потребности и умеющие принимать верные решения о соотношении цены и качества если обладают качественной и правдивой информацией [5].

Конечно, система несовершенна, и иногда препараты используются не по назначению, однако их слабое использование из-за низкого уровня приверженности пациентов лечению или из-за того, что врач их не назначил, встречается куда более часто и стоит обществу значительно больше. По сравнению с другими видами лечения прием лекарств - обычно наиболее дешевый способ получения эффективных результатов, и недостаточное использование лекарств ведет к повышению затрат на лечение, а не к экономии.

Обычный маркетинг отличается от фармацевтического. Основной целью фармацевтического маркетинга является оптимизация рынка фармацевтической помощи. Другими словами, маркетинг в фармацевтическом бизнесе подразумевает анализ связи между потребностью и предложением, а также оценку влияний всех внутренних факторов системы на обеспечение населения медицинскими услугами и препаратами.

При этом деятельность фармацевтического маркетинга не ограничивается только реализацией медицинских препаратов [4].

Изучение фармацевтического маркетинга невозможно без определения ключевых понятий, входящих в его основу:

Потребность – это ощущение, основанное на нехватке чего-либо. Например, потребность человека в лекарственном препарате или услуге, вызванная заболеванием.

Спрос – это потребность, подкрепленная покупательной способностью. Самый распространенный пример спроса в фармацевтике – рост продаж медикаментов от аллергии в весенний и летний сезоны.

Товар – все, что может удовлетворить потребность покупателя: продукция, услуга, идея и др.

Обмен – получение от кого-либо желаемого объекта с предложением чего-либо взамен.

Сделка – коммерческий обмен ценностями между двумя сторонами.

Рынок – это площадка, на которой продавец и покупатель осуществляют свою деятельность.

Фармацевтический рынок представляет собой важный сектор экономики страны, который требует ответственного подхода к работе, особенно в сфере маркетинга. Фармацевтический маркетинг должен сочетать в себе стимулирование продаж с обязательным соблюдением правил предоставления точной информации об услугах и препаратах.

Реклама медицинских препаратов сегодня ограничена множеством запретов. Так, запрещено рекламировать лекарственные средства, отпускаемые только по рецепту.

Фармацевтический маркетинг должен учитывать все особенности сферы своей деятельности, подходить к работе профессионально, чтобы потребитель в итоге получал фармацевтическую помощь высокого уровня [9].

Маркетинг в фармации представляет собой не только функцию бизнеса. Это широкий взгляд на всю сферу производства лекарственных препаратов и услуг, а также их реализацию; это социальный процесс, с помощью которого прогнозируется, расширяется и удовлетворяется спрос на медицинские услуги.

Следует учитывать, что здесь в роли покупателей выступают пациенты, у каждого из которых свои потребности в медикаментах. Появление широкого ассортимента лекарственных средств порождает высокую конкуренцию среди фирм-производителей. Фармацевтический маркетинг способен влиять на то, какой препарат в итоге выберет потребитель.

Основным принципом маркетинга фармацевтической области является предоставление тех товаров и услуг, в которых нуждается потребитель. Для этого необходимо опираться на реальные потребности покупателей, сегментацию рынка, возможности всех инструментов маркетинга, инновации, планирование, нацеленность на долгосрочную перспективу.

Еще один принцип маркетинга в фармации – реализация только качественной продукции [10].

Таким образом, маркетинг — это большая управленческая среда. Она подразумевает, что фармацевтический маркетинг должен иметь в качестве цели установку на реализацию медицинских препаратов, которая в итоге приведет к благополучию потребителя и общества в целом.

1.2 Методы анализа ассортимента лекарственных средств.

Для фармацевтической индустрии необходимо ясное представление об особенностях рынка лекарственных средств - спросе и предложении, структуре и особенностях потребительских предпочтений и т.д.

Участнику фармацевтического рынка нужно иметь информацию о реальной ситуации с покупкой ЛС в стране, конкретном регионе, чтобы корректировать свою деятельность. Ассортимент отечественной фармацевтики также имеет важное социально-экономическое значение, цена вопроса здесь - жизнь больных людей. 

Ассортимент — это подбор (набор) товаров разных видов и разновидностей, объединенных по какому-либо признаку и предназначенных для наиболее полного удовлетворения спроса.

Основополагающим признаком отнесения продукции к медицинской и фармацевтической является применение ее в здравоохранении для больных и здоровых людей с диагностической, лечебно-оздоровительной и профилактической целью. Это специфическая особенность основной массы МФТ, что предъявляет к их качеству высокие требования.
В аптечных учреждениях могут реализовываться следующие группы МФТ.

Каждое аптечное учреждение или аптечная сеть ежедневно решает для себя множество задач, связанных с формированием и управлением ассортиментом. В ассортимент аптек входит много категорий товаров. Сложность процесса управления ассортиментом заключается в большом количестве торговых наименований препаратов, которые реализуются через аптечную сеть. К тому же существуют нормативные требования по наличию обязательного ассортимента препаратов. Значительные ограничения, на работу с ассортиментом накладывает сложность точного расчета потребности в ЛС. И при всем этом обеспечение ЛС населения и лечебных учреждений должно быть высококачественным [9,12].

В целом можно сказать, что в современных условиях конкуренции на рынке формируется структура необходимого ассортимента, поэтому задача аптечных учреждений - удовлетворить спрос в максимально полном объеме и быстрее, чем конкуренты. При неоптимальной структуре ассортимента снижается уровень прибыли, утрачиваются конкурентные позиции на фармрынке и, как следствие, снижается экономическая устойчивость предприятия.
Существует несколько этапов работы с ассортиментом: планирование, формирование и управление. Их сущность заключается в своевременном предложении определенной совокупность товаров, которые бы наиболее полно удовлетворяли спрос определенных категорий покупателей. 

На сегодняшний день существуют два основных подхода к формированию ассортимента в аптечной сети:

1) ассортимент аптек, входящих в аптечную сеть, формируется в центральном офисе, и на его основании делаются запасы на центральном складе аптечной сети (ЦСАС);

2) ассортимент создается непосредственно в аптеках, запасы ЦСАС составляются в результате наблюдения за динамикой продаж всех аптек. Роль же руководства аптечной сети в формировании ассортимента сводится к рекомендациям.

Оба эти подхода имеют свои положительные и отрицательные стороны.

При централизованном формировании ассортимента риски возникновения дефектуры по ключевым позициям минимальны. В то же время такой подход не обеспечивает гибкости ассортимента и ведет к потере потенциальных клиентов.

Децентрализованное формирование ассортимента обеспечивает его гибкость и быструю реакцию на изменение предпочтений потребителя, однако остаются высокая доля риска наличия дефектуры или затоваривания аптеки, а также возможность формирования неправильного ассортимента [9].

Эффективная система формирования и поддержания ассортимента должна обеспечивать:
1)    формирование гибкого и актуального ассортимента с минимальными финансовыми, трудовыми и временными затратами;
2)    сокращение финансовых затрат и снижение рисков финансовых потерь, связанных с формированием «неправильного» ассортимента (дефектурой или затовариванием), негативным влиянием человеческого фактора, потерей потенциальных клиентов;
3)    управляемость ассортиментной политики за счет «планируемости» ассортимента;
4)    поддержание лояльности клиентов, за счет наличия необходимых им товаров.

Для повышения финансовой эффективности процесса формирования и поддержания ассортимента, на наш взгляд, необходимо внедрить систему управления ассортиментом, которая позволила бы руководству аптечной сети централизованно контролировать ключевую часть ассортимента, приносящую аптечной сети основной доход и/или обеспечивающую приток посетителей [16]. 

Метод каскадного ABC * XYZ-анализа

Существует много различных методов анализа ассортимента, которые так или иначе можно использовать в аптеках в процессе его планирования. С помощью этих методов производится определение ядра ассортимента (т.е. тех позиций, которые обеспечивают аптеке основной доход и/или приток посетителей) и распределение всех позиций ассортимента по нескольким категориям (в зависимости от значения определенных параметров). Целью такого разделения ассортимента на категории является возможность дифференцированного подхода к управлению различными категориями, т.е. это позволяет применять к каждой категории товаров общие правила (по частоте заказа, величине страховых запасов, величине наценки и т.п.) [3].

Для единичных аптек вполне достаточно применения совмещенного двухфакторного ABC- и XYZ-анализов (алгоритмы этих методов изложены ниже), с помощью которых можно определить ядро ассортимента аптеки и принимать первичные управленческие решения. Однако эти методы не подходят в полной мере для использования в аптечных сетях.

В аптечную сеть входят различные аптеки (которые можно разделить как минимум на 3 категории), для них характерны разные клиенты с разной платежеспособностью и разными требованиями к ассортименту. Следовательно, проводя анализ всего ассортимента аптечной сети классическими методами, можно получить только усредненные категории ассортимента всей аптечной сети, которые не будут совпадать с действительными. Для аптек с высокой посещаемостью такой ассортимент будет недостаточно широким, а для аптек, расположенных в спальных районах, этот же ассортимент будет слишком широк.

Другой крайний вариант – провести анализ ассортимента в каждой аптеке, входящей в аптечную сеть. Однако такой подход связан с существенными временными и трудовыми затратами и требует высокой квалификации сотрудников, выполняющих данную операцию.

Таким образом, разумно все аптеки аптечной сети разделить на несколько категорий, для каждой категории аптек провести анализ ассортимента и определить ядро ассортимента. Далее целесообразно централизованно формировать и контролировать наличие ключевой части ассортимента каждой категории аптек. В то же время формирование оставшейся части ассортимента можно поручить заведующим аптеками, что обеспечит гибкость ассортиментной политики и оптимальную скорость реакции на изменение предпочтений потребителей. Всем этим требованиям соответствует система управления ассортиментом, базирующаяся на каскадном двухфакторном ABC * XYZ-анализе [4].

Суть метода каскадного двухфакторного ABC * XYZ-анализа заключается в определении ядра ассортимента каждой категории аптек, входящих в аптечную сеть. Это достигается распределением всех аптек, входящих в аптечные сети, по категориям. Данное распределение подразумевает:
ABC-анализ аптек по такому параметру, как процент от товарооборота всей сети;
последовательное проведение отделом запасов аптечной сети и непосредственно аптеками двухфакторного ABC- и XYZ-анализов всего ассортимента аптечной сети по таким параметрам, как объем продаж, получаемая прибыль, стабильность спроса за определенные временные периоды.
Предлагается следующий алгоритм проведения метода каскадного ABC * XYZ-анализа:
1)    отделом запасов аптечной сети проводится двухфакторный ABC- и XYZ-анализ всего реестра товарных позиций аптечной сети по параметрам:
— объем продаж в натуральном выражении;
— получаемая прибыль;
— стабильность спроса за предыдущие временные периоды;
2)    затем проводится ABC-анализ всех аптек, входящих в аптечную сеть, по параметру «процент от товарооборота всей сети»; результатом данного процесса является определение категории аптек (А, B, C);
3)    используя все полученные ранее данные, отдел запасов аптечной сети определяет ядро ассортимента для каждой категории аптек (ЯАА, ЯАВ, ЯАС);
4)    в аптеках проводят двухфакторный ABC- и XYZ-анализ ассортимента по таким же параметрам и за те же промежутки времени, что и при анализе, проведенном отделом запасов. Сопоставление результатов ABC * XYZ-анализа ассортимента аптеки и всего ассортимента аптечной сети используется для внесения коррективов в ядро ассортимента данной категории и определения ядра ассортимента данной аптеки (ЯА);
5)    отдел запасов, опираясь на собранную из аптек информацию, проводит планирование потребности аптечной сети в товарах, входящих в ядро ассортимента на определенный промежуток времени;
6)    результаты изучения спроса, проводимые каждой аптекой, служат для окончательного формирования аптечного ассортимента [8].

ABC-анализ

Достаточно часто в аптеках для исследования ассортимента используют ABC-анализ. Этот метод позволяет классифицировать ресурсы компании по степени их важности. Он эффективен для выделения из множества влияющих факторов и элементов, тех, которые имеют особое значение для достижения поставленных целей и поэтому должны обладать высоким приоритетом.

ABC-анализ опирается на правило Парето, согласно которому 20% элементов системы на 80% определяют результат ее работы. По отношению к формированию ассортимента правило Парето может прозвучать так: 20% товарных позиций приносят 80% прибыли, следовательно, надежный контроль над 20% ассортимента позволяет на 80% контролировать всю систему (ассортимент) [14].

Предлагается ABC-анализ всего реестра позиций провести по двум факторам: объем продаж и прибыль, получаемая с позиции. При этом под прибыльностью ассортиментной позиции в данной статье понимается не размер устанавливаемой наценки, а сумма чистой прибыли (за вычетом всех расходов, включая операционные издержки аптеки, налоги и т.д.), которую приносит каждая отдельная товарная позиция. Поскольку оборачиваемость многих дорогостоящих позиций невелика, целесообразно анализировать прибыльность ассортимента за период не менее квартала.

В результате проведения двухфакторного ABC-анализа весь аптечный ассортимент разделяют на 9 групп.

Но этот метод имеет существенное ограничение: он не позволяет оценивать сезонные колебания продаж. Поэтому товары с выраженной сезонностью могут проходить за год все группы ABC.

В связи с этим необходим дополнительный инструмент, позволяющий разделить всю продукцию по степени стабильности спроса, т.е. определить товары со стабильным потреблением и, следовательно, не требующие большого внимания и ежедневного контроля за наличием, а также позиции, нуждающиеся в проверке наличия и определения сроков и объемов поставок. Таким инструментом является XYZ-анализ.
XYZ-анализ

XYZ-анализ – метод, позволяющий анализировать и прогнозировать стабильность тех или иных бизнес-процессов. XYZ-анализ использует показатель, характеризующий потребности аптеки в товарном запасе.
Результатом XYZ-анализа является выделение 3 групп товаров:
— категории X – группы товаров со стабильной величиной потребления и, следовательно, высокими возможностями прогнозирования спроса;
— категории Y – группы товаров с известными сезонными колебаниями и средними возможностями прогнозирования;
— категории Z – группа товаров с нестабильным спросом и, как следствие, низкой точностью прогнозирования спроса [8].

Распределение товара на категории X, Y и Z определяется значением коэффициента вариации — это величина, выражающаяся в процентах, показывающая отклонение анализируемого показателя от среднеарифметического значения [19].

Согласно классическому подходу к категории X относятся товары с коэффициентом вариации 0-10%, к категории Y – 10-25%, а к категории Z — более 25%. Однако в аптеках целесообразно использовать большие интервалы, т.к. использование классического подхода часто приводит к тому, что значительное количество товаров неоправданно попадает в категорию Z.  То есть применительно к аптечному ассортименту категория X должна включать товары с коэффициентом вариации 0-15%, категория Y – 15-40%, категория Z – больше 40% [3].

Алгоритм проведения XYZ-анализа включает следующие этапы:
1)    выбор объектов анализа (товарная группа, товарная единица, поставщики, клиенты и т.д.);
2)    определение параметров анализа (единицы продаж, объем продаж, доход, средний запас, количество заказов и т.д.) и периода анализа (неделя, месяц, квартал, полугодие, год);
3)    определение коэффициентов вариации для анализируемых ресурсов;
4)    группировка ресурсов в соответствии с возрастанием коэффициента вариации;
5)    распределение по категориям X, Y, Z;
6)    графическое представление результатов анализа.

A. Группа товаров, обеспечивающая основной доход аптечной сети. Необходимо обеспечить стопроцентное наличие   Группа обеспечивает приток клиентов, прибыль невысокая, следует поддерживать более низкий уровень доступности товаров. Требуется постоянное внимание к наличию товара    Товары, не приносящие существенной прибыли, но обеспечивающие приток посетителей и объем продаж. С целью сокращения издержек следует поддерживать страховой запас на невысоком уровне
B. Группа товаров, приносящая существенный доход, но обладающая средней популярностью. Уровень доступности должен быть высоким. Необходим постоянный контроль наличия товара    Товары средней важности. Уровень доступности невысокий. Периодический контроль наличия запаса. Группа товаров, не приносящих существенной прибыли и не пользующихся высокой популярностью.
Уровень доступности низкий. Контроль наличия — периодический
С. Товар, приносящий хороший доход, но непопулярный. Уровень доступности невысокий. Доставка под заказ    Товар непопулярный, приносящий средний уровень дохода. Уровень доступности низкий. Доставка под заказ. Товар непопулярный, не приносящий дохода. Уровень доступности минимальный. Доставка под заказ. Сокращение ассортимента [6].

Также при разработке ассортиментной политики лю­бого аптечного учреждения необходимы всесторон­ний анализ разрешенных к применению и суще­ствующих на рынке лекарств, рассмотрение приме­нительно к своей деятельности конкретных номен­клатурных позиций лекарств, их дозировок, фасовок, лекарственных форм, ценовых характе­ристик, качества, новизны.

При проведении аналитической работы по дей­ствующему в аптечном учреждении ассортименту можно оценить его по таким маркетинговым показателям:

1.     широ­та ассортимента; 

2.     полнота ассортимента; 

3.     глубина ассортимента; 

4.     насыщенность ассортимента; 

5.     гармонич­ность ассортимента; 

6.     полнота использования;

7.     устойчивость ассортимента;

8.     степень обновления ассортимента.

Все эти понятия условны и могут рассматриваться как ко всей ассортиментной струк­туре, так и внутри отдельных фармакотерапевтических групп. В качестве информационной ассор­тиментной базы, к которой можно применить сравни­тельное исследование ассортимента аптеки, должны использоваться официальные источники: реестры, постановления Правительства РФ, приказы Мин­здрава России, справочники и т. д.

Широта ассортимента лекарственных препара­тов может рассматриваться, прежде всего, по отно­шению к числу их фармакотерапевтических групп, обращающихся на рынке [16].

К примеру, если в ассортименте аптекчной организации представ­лены лекарства 5 фармакотерапевтических групп из 100, обращающихся на рынке, то мы мо­жем говорить об узком ассортименте этого учреж­дения. В этом случае следует изучить статистику заболеваемости в данном регионе и определить, какие фармакотерапевтические группы можно раз­вернуть дополнительно. Широкий ассортимент позволяет ориентироваться на различных потреби­телей и стимулировать совершение покупок в од­ном месте.

Коэффициент широты - отношение фактиче­ского числа ассортиментных групп (подгрупп, клас­сов и т. п.) к базовой (максимально возможной широте).

Кш = Шфакт/Шбазовая                                                                              

Полнота ассортимента лекарств рассматривает­ся применительно к каждой номенклатурной позиции и характеризуется числом лекарственных форм этой номенклатурной позиции по отношению к зарегистрированным и разрешенным к применению.

К примеру, анальгин выпускается в виде порошка ангро, таблеток, ампульных растворов и все эти формы есть в аптеке, то по данной пози­ции мы можем говорить о полном ассортименте.

Коэффициент полноты - отношение числа ассортиментных позиций (товарных единиц), имею­щихся в наличии в фармацевтической организации (полнота фактическая), к числу ассортиментных позиций, внесенных в Госреестр или получивших разрешение на использование (полнота базовая):

Кп = Пфакт/Пбазовая

Глубина ассортимента характеризуется разно­видностью дозировок, концентраций, фасовок од­ного наименования лекарственного средства.

То есть, когда мы имеем в ассортименте не про­сто ампульный раствор анальгина, а в разной кон­центрации, разных фасовках и дозировках зареги­стрированных в Государственном реестре лекар­ственных средств, то глубина такого ассортимента удовлетворительная.

Коэффициент глубины - отношение фактиче­ского числа ассортиментных позиций одного товар­ного наименования к возможному числу позиций:

Кг =Гфакт/Гбазовая

Насыщенность номенклатуры (ассортимен­та) — это общее количество всех производимых (продаваемых) на рынке лекарств.

Гармоничность ассортимента характеризуется степенью однородности номенклатуры (ассорти­мента) по отношению к предпочтениям врача, па­циента. Так, имея широкую номенклатуру диуре­тиков, мы можем говорить о ее гармоничности, если она удовлетворяет все потребительские предпочте­ния, т. е. здесь имеются осмотические, петлевые, калийсберегающие диуретики, а также комбиниро­ванные препараты этой группы. В свою очередь, у оптовика ассортимент может быть гармонизиро­ван по основным покупателям, видам предприятий (учреждений).

Полнота использования ассортимента - важ­ный показатель, характеризующий рациональность подобранного учреждением ассортимента. Он мо­жет быть рассмотрен как отношение проданных ассортиментных позиций к имеющему наличию за определенный промежуток времени.

Чем выше этот показатель, тем правильнее по­добран ассортимент. При низком показателе часто­ты использования конкретной номенклатурной позиции следует определить, какие причины лежат в ее основе: малоэффективный или устаревший препарат, недостаточность информированности врачей и т. д.

Если показатели широты, полноты и глубины ассортимента лекарств предприятия (учреждения) мало меняются во времени, то можно говорить о консервативной ассортиментной политике, устойчивости ассортимента, что связано с определенным рыночным риском.

Показатель обновления (новизны) ассортимента демонстрирует способность товара удовлетворять изменившиеся потребности за счет появления новых товаров аптечного ассортимента, лекарственных форм, дозировок, фасовок. Показатель обновления можно рассчитать, как отношение количества новых товаров (Н) к фактической насыщенности ассортимента в данной группе (Пфакт.) (таблица 3). При расчете данного показателя использовалось следующее допущение: все впервые появившиеся во время изучения в ассортименте аптечной организации товары считались новыми.

Новый ассортимент позволяет диверсифицировать рынок и находить новые ниши на нем. С другой стороны, продвижение на рынке новых товаров всегда связано с огромными затратами и риском, поскольку новые виды фармацевтической и парафармацевтической продукции, возможно, не будут пользоваться спросом [10].

Устойчивость ассортимента - способность набора товаров удовлетворять покупательский спрос.

Устойчивость ассортимента свидетельствует о постоянных предпочтениях промежуточных и конечных потребителей, которые могут быть объяснены как постоянством вкусов, привычкой, ценовыми факторами, если речь идет о конечных потребителях, так и, например, включением ЛС в список препаратов, отпускаемых бесплатно или на льготных условиях.

Устойчивость ассортимента можно определять как в разрезе ассортиментных групп (если в обращении постоянно присутствуют одни и те же группы товаров, то этот показатель будет равен Кш), так и внутри ассортиментной группы. Основной проблемой последнего случая является выбор метода определения устойчивых товаров.

Чаще всего используются два способа:

1) по количеству дней, когда товар был в продаже (условно, если в течение более чем 280 дней в году товар пользовался спросом, то спрос на него можно считать устойчивым);

2) по срокам, в течение которых товар реализовывался из аптеки (коэффициент скорости реализации менее 0,5). Коэффициент устойчивости (Ку) рассчитывается как отношение количества товарных единиц, пользующихся устойчивым спросом (У), к фактической насыщенности ассортимента (Пфакт.) [25].

Итак, из вышеизложенного можно сделать вывод, что аптеке
необходимо проводить маркетинговые исследования ассортимента, так как они нужны для коррекции ассортиментной политики и ценовой стратегии, для оценки эффективности мерчандайзинга, анализ состава различных групп покупателей и выделение наиболее часто встречающихся и совместно покупаемых.

ГЛАВА 2. Маркетинговый анализ ассортимента лекарственных препаратов на основе лекарственного средства Никотин

2.1 Товароведческая характеристика лекарственного средства Никотин.

Русское название: Никотин

Структурная формула:

Латинское название: Nicotinum (род. Nicotini)

Химическое название: (S)-3-(1-Метил-2-пирролидинил)пиридин (и в виде резината)

Брутто-формула: C10H14N2

Код ATX: N07BA01 

N Нервная система

N07 Другие препараты для лечения заболеваний нервной системы

N07B Препараты, применяемые при аддиктивных расстройствах

N07BA Препараты, применяемые при никотиновой зависимости

Нозологическая классификация (МКБ-10)

F17.2 Никотиновая зависимость

Z72.0 Употребление табака [21]

Синоним ЛП на основе лекарственного средства Никотин: Никоретте [18].

Международное непатентованное наименование: никотин.

Фармакологическая группа: Средства для коррекции нарушений при алкоголизме, токсико- и наркомании. Н-холиномиметик [15].

Фармакокинетика Никотина: хорошо всасывается со слизистых оболочек. Связывание никотина с белками плазмы составляет менее 5%. Метаболизм никотина происходит преимущественно в печени, также метаболизируется в почках и легких. Проникает через ГЭБ. Выделяется с грудным молоком. T1/2 составляет 2-3 ч. 10-30% дозы никотина выводятся почками в неизмененном виде [22].

Показания препарата Никотина

Лечение табачной зависимости и облегчение симптомов, возникающих на фоне отказа от курения.

Режим дозирования

Устанавливают индивидуально, в зависимости от степени зависимости от табака и применяемой лекарственной формы [20]

Побочное действие

Со стороны нервной системы: головокружение, головная боль, тревожные состояния, раздражительность, бессонница, изменение вкуса, парестезии.

Со стороны пищеварительной системы: тошнота, боли в животе, изжога, раздражение слизистой оболочки полости рта, икота, метеоризм, болезненность или раздражение языка, стоматит, эзофагит.

Со стороны сердечно-сосудистой системы: мерцание предсердий, аритмии, тахикардия, гиперемия кожи.

Со стороны дыхательной системы: кашель, бронхоспазм, ринит.

Со стороны иммунной системы: реакции гиперчувствительности, ангионевротический отек и анафилактические реакции.

Местные реакции: при применении трансдермальных терапевтических систем - зуд, эритема, дерматит, пузыри на коже, крапивница.

Прочие: боль в горле, сухость в горле, аллергические реакции, фарингит, повышение аппетита, увеличение массы тела, нечеткость зрения.

Противопоказания к применению

Повышенная чувствительность к никотину; выраженная аритмия, артериальная гипертензия, нестабильная стенокардия, инфаркт миокарда и нарушение мозгового кровообращения (недавно перенесенные); беременность и период грудного вскармливания - в зависимости от лекарственной формы; детский и подростковый возраст до 18 лет - в зависимости от лекарственной формы.

С осторожностью: пациентам перенесшим в течение последнего месяца шунтирование или ангиопластику; пациентам с умеренными или выраженными нарушениями функции печени, тяжелой почечной недостаточностью; обострением эзофагита, язвенной болезни двенадцатиперстной кишки и желудка; с воспалительными заболеваниями ротовой полости или гортани; пациентам с заболеваниями сосудов головного мозга. Никотин, поступающий в организм человека при заместительной терапии или курении, вызывает высвобождение катехоламинов из мозгового слоя надпочечников. В связи с этим данное средство необходимо применять с осторожностью пациентам с неконтролируемым гипертиреозом, феохромоцитомой, сахарным диабетом [3].

Особые указания

Пациентам с сахарным диабетом после прекращения курения и с момента начала никотин-заместительной терапии рекомендуется более тщательно контролировать концентрацию глюкозы в крови, поскольку снижение содержания катехоламинов, высвобождение которых индуцировано никотином, может повлиять на метаболизм углеводов. После прекращения курения пациентам с сахарным диабетом может потребоваться снижение доз инсулина.

Полициклические ароматические углеводороды, содержащиеся в табачном дыме, индуцируют метаболизм препаратов, метаболизируемых изоферментом CYP1A2 (и, возможно, CYP1A1). Прекращение курения может вызывать замедление метаболизма и, как следствие, увеличение концентрации этих препаратов в крови. Это имеет потенциальное клиническое значение для препаратов с узким терапевтическим индексом - например, теофиллина, такрина, клозапина и ропинирола.

Никотин применяется в экспериментальной фармакологии для анализа действия веществ. В связи с широким распространением курения табака никотин представляет значительный интерес в токсикологическом отношении. В медицинской практике применение ограничивается использованием для облегчения отвыкания от курения.

Лекарственное взаимодействие

Курение (но не никотин) вызывает повышение активности фермента CYP1A2. После прекращения курения может наблюдаться снижение клиренса субстратов этого фермента. Это может привести к повышению уровня содержания некоторых лекарственных средств в плазме крови, что имеет потенциальное клиническое значение при использовании препаратов, характеризующихся малой широтой терапевтического действия, таких как теофиллин, такрин, клозапин и ропинирол.

Плазменные концентрации других активных веществ, подвергающихся метаболизму с участием цитохрома CYT1A2 (например, таких как кофеин, парацетамол, феназон, фенилбутазон, пентазоцин, лидокаин, бензодиазепины, варфарин, эстрогены, витамин В12) могут также возрастать.

Курение может снижать анальгезирующий эффект пропоксифена, уменьшать диуретическое действие фуросемида, ослаблять воздействие пропранолола на АД и ЧСС, и приводить к замедлению рубцевания язвы при использовании Н2-антагонистов.

Под влиянием курения и введения никотина могут повышаться уровни кортизола и катехоламинов в крови, т.е. это может приводить к снижению эффекта от приема нифедипина или антагонистов адренергических рецепторов и увеличению эффекта агонистов адренорецепторов.

В результате повышения уровня подкожной абсорбции инсулина, которое наблюдается после прекращения курения, пациентам может потребоваться снижение дозы инсулина.

Условия хранения препарата Никотина

Хранить в защищенном от света месте, при температуре не выше 25°С. Препарат следует хранить в местах недоступных для детей [2].

Срок годности препарата Никотина

Срок годности - 2 года.

Условия реализации

Препарат отпускают без рецепта.

2.2 Анализ ассортимента лекарственных препаратов, выпускаемых на основе лекарственного средства Никотин, разрешенных к применению в стране

Российский рынок ЛП на основе ЛС Никотин представлен ассортиментом, разрешенных к применению и выпускаемых отечественными производителями лекарственных препаратов [24].

В Государственном реестре ЛС на 01.05.2024 г. зарегистрированы следующие лекарственные препараты на основе ЛС Никотин (таблица1).

Таблица 1.

Ассортимент лекарственных препаратов на основе ЛС Никотин.

п/п

Торговое наименование

МНН или группировочное наименование

Форма выпуска

Дозировка,

фасовка

Фирма

Страна

Рег.номер, дата регистрации

Продолжение таблицы 1

1.

Никоретте®

Никотин

Таблетки для рассасывания, покрытые пленочной оболочкой мятные; таблетки для рассасывания, покрытые пленочной оболочкой фруктовые

2 мг;4 мг

МакНил АБ

Швеция

ЛП-006359

20.07.2020

2.

Никоретте®

Никотин

спрей для слизистой оболочки полости рта дозированный [мятный]

спрей для слизистой оболочки полости рта дозированный [фруктово-мятный]

1 мг/доза

МакНил АБ

Швеция

ЛП-002890

03.03.2015

Продолжение таблицы 1

3.

Никоретте®

Никотин

пластырь трансдермальный

10 мг/16 ч;

15 мг/16 ч;

25 мг/16 ч

ЛТС Ломанн Терапи-Зистеме АГ

Германия

ЛП-001122

03.11.2011

4.

Никоретте®

Никотин

резинка жевательная лекарственная, морозная мята

2 мг;

4 мг

МакНил АБ

Швеция

ЛСР-008020/10

12.08.2010

5.

Никоретте®

Никотин

резинка жевательная лекарственная, свежая мята

2 мг;4 мг

МакНил АБ

Швеция

ЛСР-001355/08

29.02.2008

6.

Никоретте®

Никотин

резинка жевательная лекарственная, свежие фрукты

2 мг;4 мг

МакНил АБ

Швеция

ЛСР-004064/09

25.05.2009

ТН-6

ЛП-52

 

ЛФ-4

 

Фирм-2

Стран-2

   

Анализ данных ГРЛС на 01.05.24 г. показал, что ассортимент ЛП на основе ЛС МНН Никотин имеет 52 предложения, разрешенных к применению и зарегистрированных в Российской Федерации, выпускают ЛП 2 фирмы в 2 странах в виде 4 лекарственных форм.

Далее был проведен анализ ассортимента ЛС на основе МНН Никотин по составу, который представлен в таблице 2.

Таблица 2.

Анализ ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Никотин по составу

Количество предложений (всего)

Состав

Монопрепарат

Комбинированный

К-во

Доля, %

К-во

Доля, %

52

52

100%

0

0%

Итого

52

100%

0

0%

Анализ таблицы 2 показал, что все представленные лекарственные препараты являются монопрепаратами-100%, комбинированные препараты отсутствуют

Далее был проведен анализ ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Никотин по формам выпуска, который представлен в таблице 3, рисунок 1.

Таблица 3.

Анализ ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Никотин по формам выпуска

Вид лекарственной формы

Количество

Доля, %

Таблетки

10

19,2

Спрей

6

11,5

Пластырь

12

23,0

Резинка жевательная

24

46,2

Всего :4

52

100,0

Рисунок 1. Структура ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Никотин по формам выпуска.

Как видно из таблицы 3, ассортимент ЛП на основе ЛС МНН Никотин выпускается в таблетках, пластырях, спреях и резинках жевательных [23].

Анализ данных по странам-производителям представлен в таблице 4, рисунок 2.

Таблица 4.

Анализ ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Никотин

по странам-производителям

Страна-производитель

Количество предложений

Доля, %

Швеция

51

98,0

Германия

1

2,0

Всего:2

52

100,0

Рисунок 2. Структура ассортимента лекарственных препаратов на основе ЛС МНН Никотин по странам-производителям

Анализ данных таблицы 4 показывает, что анализируемый ассортимент лекарственных препаратов на основе ЛС МНН Никотин, разрешенных к применению, производится в 2 странах.

Далее в таблице 5 представлен анализ данных по фирмам.

Таблица 5.

Анализ ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Никотин по фирмам

Фирма

Количество

Доля, %

МакНил АБ

51

98,0

ЛТС Ломанн Терапи-Зистеме АГ

1

2,0

Всего:1

52

100,0

При анализе ассортимента ЛП по фирмам установлено, что на фармацевтическом рынке России присутствуют 2 фирмы, которые производят по одному препарату.

Далее был проведен анализ ассортимента ЛС на основе МНН Никотин по датам регистрации.

Анализ полученных данных показал, что новыми ЛП на основе ЛС МНН Никотин является 1 препарат (зарегистрированы за период 5 лет (2020-2024гг.))

Для расчета индекса обновления ассортимента была использована формула:

Yo= N/Ao

где: Yo – индекс обновления; N – количество наименований новых ЛС, разрешенных к применению за последних 5 лет (2020-2024гг.); Ao– общее количество наименований ЛС.

Yo=1/52=0,02,

где N=1, Ao=52

Из этих данных видно, что ассортимент ЛП на основе МНН Никотин за 5 лет (2020-2024гг.) обновился на 2%.

2.3. Анализ ассортимента лекарственных препаратов на основе ЛС МНН Никотина в аптечной организации.

Анализ ассортимента лекарственных препаратов на основе ЛС МНН Никотин проводился на базе аптечной организации «Апрель Брянск», расположенной по адресу: г. Курск, ул. Ленина. д.63. В соответствии с лицензией аптека является «Аптекой готовых лекарственных форм», которая имеет лицензию на:

- хранение лекарственных препаратов для медицинского применения;

- отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения.

На момент изучения ассортимент ЛП на основе ЛС МНН Никотин был представлен следующими наименованиями ЛП (таблица 6).

Таблица 6

Ассортимент лекарственных средств, предлагаемых аптечной организации на основе ЛС МНН Никотин

№ п/п

Торговое наименование

Лек.форма,

дозировка,

фасовка

Цена

Фирма производитель, страна

Регистр. номер,

дата

1.

Никоретте

Морозная мята

Жевательная резинка 4 мг №30

1108

Мак Нил АБ, Швеция

№ЛСР-008020/10

12.08.2010

2.

Никоретте

Свежие фрукты

Жевательная резинка 2 мг

№30

1030

Мак Нил АБ, Швеция

№ ЛСР-004064/09

25.05.2009

3.

Никоретте

мятный

Спрей 1 мг/доза флакона 13,2 мл

150 доз

1386

Мак Нил АБ, Швеция

№ ЛП-002890

03.03.2015

4.

Никоретте

Фруктово-мятный

Спрей 1 мг/доза флакона 13,2 мл 150 доз №2

3346

Мак Нил АБ, Швеция

№ЛП-002890

03.03.2015

 

ЛП – 4

ЛФ – 2

 

Сран – 1

Фирм – 1

 

По данным таблицы 6, на основе ЛС МНН Никотин в аптечной организации предлагается 4 ЛП, в двух формах выпуска.

Далее в работе были проанализированы лекарственные средства на основе ЛС МНН Никотин, имеющихся в аптеке по производственному признаку (по странам и фирмам-производителям). Данные анализа представлены в таблице 7.

Таблица 7.

Анализ ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Никотин в аптечной организации по производственному признаку

Страна-производитель

Количество ЛС

Фирма-производитель

Количество ЛС

абс.зн.

доля, %

абс.зн.

доля, %

Швеция

4

100%

Мак Нил АБ

4

100%

Итого – 1

4

100,0

Фирм – 1

4

100,0

По данным, представленным в таблице 7, в аптечной организации имеются 4 лекарственных препарата на основе ЛС МНН Никотин зарубежного производителя.

На следующем этапе был рассчитан индекс обновления ассортимента ЛС основе ЛС МНН Никотина в аптечной организации «Апрель Брянск».

Как видно из таблицы 6, в ассортименте аптеки отсутствуют новые ЛП
на основе ЛС МНН Никотин.

Индекс обновления ассортимента составляет: 0

Из этих данных видно, что ассортимент ЛП на основе ЛС МНН Никотин в аптеке за текущий период не обновлялся, тогда как на фармацевтическом рынке России зарегистрирован новый ЛП Никоретте® таблетки для рассасывания, покрытые пленочной оболочкой, в дозировке 2 мг и 4 мг, производитель МакНил АБ, Швеция, регистрационный номер ЛП-006359, дата регистрации 20.07.2020. Наличие на рынке данного ЛП необходимо учесть для формирования более рационального и широкого ассортимента в аптеке.

Анализ ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Никотин по формам выпуска, имеющихся в аптеке, представлен в таблице 8, рисунок 3.

Таблица 8.

Анализ ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Никотин по формам выпуска (наличие в аптеке)

Вид лекарственной формы

Количество предложений

Доля, %

Спрей

2

50,0%

Жевательная резинка

2

50,0%

Итого:

4

100%

Анализ ассортимента ЛП на основе МНН Никотин по формам выпуска (таблица 8) показал, что в аптеке имеются две лекарственные формы: спрей (50%) и жевательные резинки (50%)

Рисунок 3. Структура ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Никотин по формам выпуска

Таблица 9.

Анализ ассортимента лекарственных

препаратов на основе ЛС МНН Никотин в аптечной организации по составу

Количество предложений

Состав

Монопрепарат

Комбинированный

препарат

Количество

Доля, %

Количество

Доля, %

4

4

100%

0

0%

Анализ ассортимента лекарственных препаратов на основе ЛС МНН Никотин по составу показал, что в ассортименте аптеки присутствует только монопрепараты, что составляет 100% от общего количества предложений.

2.4. Сравнительный анализ ассортимента лекарственных препаратов на основе ЛС МНН Никотин, предлагаемого на фармацевтическом рынке России и в аптечной организации по показателям ассортимента.

На заключительном этапе был проведен сравнительный анализ ассортимента ЛП на основе МНН Никотин, предлагаемого на фармацевтическом рынке России и в аптечной организации «Апрель Брянск». Для этого были рассчитаны показатели ассортимента: полноты и глубины.

  1. Расчет показателя полнота ассортимента.

Полнота ассортимента характеризуется числом подвидов одного товара,

имеющихся в аптеке к числу подвидов этого товара, зарегистрированных в стране. Показателем полноты ассортимента ЛС является коэффициент полноты

- Кп. Показатель полноты ассортимента определялся по формуле (1) [9,13].

Kп = Пфакт / Пбаз,

где Пфакт - количество наименований лекарственных форм одного ЛС или одной фармакотерапевтической группы, имеющихся в фармацевтической организации,

Пбаз - количество наименований лекарственных форм этого ЛС или это фармакотерапевтической группы, разрешенных к применению в стране.

В аптечной организации ассортимент ЛП на основе ЛС МНН Никотин представлен в двух формах выпуска. В Государственном реестре зарегистрированы ЛП МНН Никотин в четырех лекарственных формах. Исходя из имеющихся данных,

Kп= 2:4=0,5

Значение коэффициента полноты ассортимента равное 0,5, свидетельствует о том, что в ассортименте аптеке отсутствуют некоторые виды лекарственных форм препаратов на основе ЛС МНН Никотин, в частности таблетки и пластырь.

  1. Расчет показателя глубина ассортимента.

Глубина ассортимента характеризует наличие разновидностей одного вида повара (например, числом видов лекарственных форм на основе МНН).

Показателем глубины ассортимента является коэффициент глубины - Кг, который рассчитывается по формуле (2) [16]:

Кг = Гфакт / Гбаз,

где Гфакт - количество наименований лекарственных препаратов одного

ЛС или одной ФТГ, имеющихся в фармацевтической организации,

Гбаз - количество наименований лекарственных препаратов этого ЛС или этой ФТГ, разрешенных к применению в стране.

В ассортименте аптеки имеется 4 ЛП на основе ЛС МНН Никотин, в Госреестре зарегистрированы 52 ЛП.

Значение коэффициента глубины равно: К г = 4:52 = 0,08.

Рассчитанное значение коэффициента глубины свидетельствует о том, что на локальном рынке присутствует 8% лекарственных препаратов на основе ЛС МНН Никотин.

Далее в работе была проведена сравнительная характеристика ассортимента ЛС МНН Никотина, имеющегося на фармацевтическом рынке России и в аптечной организации. Данные представлены в таблице 10.

Таблица 10

Сравнительная характеристика ассортимента ЛП, имеющегося на фармацевтическом рынке России и в аптечной организации на основе ЛС МНН Никотин

Признак

Характеристика ассортимента ЛС, имеющегося на фармацевтическом рынке России

Характеристика ассортимента ЛС, имеющегося в аптечной организации

1

2

3

Группа по ATX классификации

Код ATX: N07BA01

N Нервная система

N07 Другие препараты для лечения заболеваний нервной системы

N07B Препараты, применяемые при аддиктивных расстройствах

N07BA Препараты, применяемые при никотиновой зависимости

Код ATX: N07BA01

N Нервная система

N07 Другие препараты для лечения заболеваний нервной системы

N07B Препараты, применяемые при аддиктивных расстройствах

N07BA Препараты, применяемые при никотиновой зависимости

Количество предложений

52

4

По составу

Монопрепараты – 100%

Комбинированные препараты – 0%

Монопрепараты – 100%

Комбинированные препараты – 0

Продолжение таблицы 10

Производственный признак

Зарубежного производства – 100%

Отечественного производства – 0%

Зарубежного производства –100%

Отечественного производства –0%

По видам лекарственной формы

Всего – 4

Всего – 2

Индекс обновления

0,02

0

По данным таблицы 10, ассортимент ЛП на основе ЛС МНН Никотин насчитывает 4 лекарственных препарата. В ассортименте присутствуют не все виды лекарственных форм, зарегистрированных в Госреестре ЛС.

Сравнительное изучение структуры ассортимента по производственному признаку показало, что ассортимент ЛП на основе ЛС МНН Никотин на фармацевтическом рынке России и в аптеке представлен ЛП зарубежного производства. Рассчитанное значение индекса обновления говорит о том, что ассортимент лекарственных препаратов на фармацевтическом рынке России на 2% представлен новыми ЛП, индекс обновления равен 0,02, а в аптечной организации давно не обновлялся, индекс обновления равен 0.

    1. Рекомендации по оптимизации ассортимента лекарственных препаратов на основе ЛС МНН Никотин в аптечной организации

На основании рассчитанных показателей ассортимента были разработаны предложения по оптимизации ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Никотин в аптечной организации, которые представлены в таблице 11.

Таблица 11

Предложение по оптимизации ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Никотин в аптечной организации

Признак

Характеристика ассортимента ЛС,

предлагающегося на фарм рынке России

Характеристика ассортимента ЛС,

предлагающегося аптечной организации

Предложения по оптимизации ассортимента в аптеке

Коэффициент полноты

Коэффициент полноты:1

Коэффициент полноты:0,5

Ввести в ассортимент аптеки ЛП в виде таблеток и пластыря.

Коэффициент глубины

Коэффициент глубины:1

Коэффициент глубины:0,08

Расширить ассортимент ЛС аптечной организации за счет новых ЛП имеющихся на фарм рынке

Индекс обновления

Индекс обновления: 0,02

Индекс обновления:0

Дополнить ассортимент новыми ЛП, зарегистрированными 2023-2024 гг.

По данным таблицы 11, рассчитанная величина коэффициента глубины говорит о том, что ассортимент аптеки представлен лишь на 50% от возможного. На основании этого можно порекомендовать расширить ассортимент ЛС на основе МНН Никотин за счет новых лекарственных препаратов, имеющихся на фармацевтическом рынке России, а также дополнить ассортимент ЛП в форме таблеток и пластыря.

Учитывая вышесказанное, разработаны предложения по оптимизации ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Никотин в аптечной организации «Апрель Брянск»:

  • дополнить ассортимент новым ЛП Никоретте®, в форме таблеток для рассасывания, покрытые пленочной оболочкой, фруктовые и мятные 2 мг и 4 мг, производитель МакНил АБ, Швеция, регистрационный номер ЛП-006359, дата регистрации 20.07.2020. Препарат для лечения никотиновой зависимости. Лечение табачной зависимости путем снижения потребности в никотине и облегчения симптомов "отмены", возникающих при отказе от курения.
  • Выводы

В работе были изучены маркетинговые подходы, осуществляемые на фармацевтическом рынке и методы анализа ассортимента лекарственных средств. Изучение литературных источников показало, что в аптечных организациях, для характеристики ассортимента применяют такие показатели как: широта, глубина, структура ассортимента, гармоничность ассортимента, насыщенность ассортимента, полнота использования, устойчивость ассортимента, степень обновления ассортимента. А также используют АВС - и XYZ- анализ для оптимизации товарных запасов и определения частоты заказа товара.

Н-холиномиметики, на сегодняшний день, представлены довольно большой группой средств, в связи, с чем изучение характеристик препаратов на основе лекарственного средства Никотин представилось нам весьма актуальным. Препараты, в составе которых есть никотин, помогают в лечение табачной зависимости путем снижения потребности в никотине; снятие симптомов отмены, возникающих при отказе от курения у пациентов, имеющих соответствующую мотивацию. Это обусловлено тем, что данное вещество влияет на периферические и центральные н-холинорецепторы. Режим дозирования устанавливают индивидуально, в зависимости от степени зависимости от табака и применяемой лекарственной формы.

В работе были проведены маркетинговые исследования российского фармацевтического рынка лекарственных препаратов на основе лекарственного

средства МНН Никотин и анализ ассортимента данного лекарственного средства, имеющегося в аптечной организации с учетом форм выпуска, стран и фирм производителей, индекса обновления.

На основании данных Госреестра лекарственных средств на 01.04.2024

года:

- ассортимент лекарственных средств, предлагаемых на рынке на основе Никотин, состоит из 52 лекарственных препаратов. При проведении анализа ассортимента ЛП по составу, было установлено, что все представленные лекарственные препараты являются монопрепаратами, комбинированные препараты отсутствуют;

- анализ данных по производственному признаку показал, что среди двух стран, производящих ЛП на основе ЛС Никотин, разрешенных к применению на российском рынке ЛС, наибольшую долю занимают ЛП, произведенные за рубежом - 100%, среди которых лидирует Швеция, ее доля составляет 98%. Наименьшую долю имеет Германия- 2%. При исследовании ассортимента по фирмам-производителям ЛП на основе ЛС Никотин, было выявлено, что большая часть препаратов произведены компанией Мак Нил АБ (Швеция) - 98% и ЛТС Ломанн Терапи-Зистеме АГ (Германия) - 2%.

- препараты Никотина выпускаются в четырех лекарственных формах: таблетки, покрытые пленочной оболочкой, резинки жевательные, спрей, пластырь. Большая часть препаратов выпускается в форме жевательной резинки, что составляет 46,2%;

-для определения степени обновления ассортимента ЛП на основе ЛС

МНН Никотин, разрешенных к применению на российском рынке ЛС, нами были изучены даты регистрации и регистрационные номера данных ЛП в ГРЛС за последние 5 лет (2020 - 2024 гг.), в результате чего было установлено, что за данный период времени в ГРЛС были зарегистрирован 1 новый ЛП, индекс обновления ассортимента составил 2%.

Анализ ассортимента лекарственных препаратов на основе ЛС МНН

Никотин, проведенный на базе аптечной организации «Апрель Брянск», расположенной по адресу: г. Курск, ул. Ленина, д. 63, показал, что в аптечной организации предлагается 4 ЛП, в двух формах выпуска, новые ЛП в ассортименте аптеки отсутствуют.

Сравнительный анализ ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Никотин, предлагаемого на фармацевтическом рынке России и в аптечной организации «Апрель Брянск» показал, что ассортимент ЛП в аптеке на основе ЛС МНН Никотин представлен не полностью, отсутствуют ЛП в форме пластыря трансдермального и таблеток, зарегистрированных в Госреестре РФ.

Сравнительное изучение структуры ассортимента по производственному

признаку показало, что ассортимент ЛП на основе ЛС МНН Никотин на фармацевтическом рынке России и в аптеке представлен ЛП только зарубежного производства. Рассчитанное значение индекса обновления говорит о том, что ассортимент лекарственных препаратов на фармацевтическом рынке России на 2% представлен новыми ЛП, а в аптечной организации новые ЛП отсутствуют, индекс обновления равен 0.

На основании проведенного исследования разработаны предложения по оптимизации ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Никотин в аптечной организации «Апрель Брянск», рекомендовано расширить ассортимент ЛП на основе ЛС МНН Никотин за счет новых лекарственных препаратов, имеющихся на фармацевтическом рынке России, а также дополнить ассортимент ЛП в форме таблеток в различной дозировке. Преимущество таблеток: легко дозировать, удобно принимать в любое время, нет необходимости жевать

 

Список литературы

  1. Федеральный закон от 12.04.2010 Nº 61-ФЗ (ред. от 25.11.2013) «Об обращении лекарственных средств». КонсультантПлюс [сайт]. - http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 99350/ (дата обращения: 15.01.2024)

  2. Приказ МЗ РФ Nº 706-н от 23.08.2010 г. «Об утверждении правил хранения лекарственных средств» :// КонсультантПлюс [сайт]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc_LAW_105562/ (дата обращения: 15.01.2024).

  3. Васнецова, О.А. Медицинское и фармацевтическое товароведение. Учебник. Издание третье, переработанное и дополненное. — Москва: Авторская Академия, 2016. - 424 с.

  4. Галицкий, Е. Б. Маркетинговые исследования: учебник для магистров /Е.

Б. Галицкий, Е. Г. Галицкая. — М.: Издательство Юрайт, 2012. — 540 с.

  1. Герасимов, Б.И. Маркетинговые исследования рынка: учеб. пособие / Б.И. Герасимов, Н.Н. Мозгов. - М.: ФОРУМ, 2009. - 333 с.- ISBN 978-5-9916-1537-2.

  2. Дремова, Н. Б. Медицинское и фармацевтическое товароведение / Н.Б.Дремова. - М.: Медицинское информационное агентство, 2008. - 605 с.-ISBN: 978-5-8948-1678-4.

  1. Дробышева, Л.А. Экономика, маркетинг, менеджмент: Учебное пособие. 4-е изд. / Л.А. Дробышева. - М.: Дашков и К, 2016. - 152 c.

  2. Котлер, Ф. Основы маркетинга. Краткий курс Ф. Котлер, А. Гари. - М.:Вильямс, 2016. - 752 с. с ил —ISBN: 978-5-8459-0376-1.

  1. Коротков, А.В. Маркетинговые исследования 3-е изд., пер. и доп. учебник для бакалавров / А.В. Коротков. - Люберцы: Юрайт, 2016. – 595 с. - ISBN: 978-5-9916-2878-5.

  2. Управление и экономика фармации: Учебник/ под ред. Профессора И.А.Наркевича. - М.: Издательская группа «ГЭОТАР-Медиа», 2017. - 928 с.: ил. - ISBN 978-5-9704-4226-5.

  3. Машковский, М.Д. Лекарственные средства в 2 т. - 16-е изд. перераб. и доп. / Машковский М.Д. - М.: Новая волна, 2019. - C. 1216. - ISBN: 978-5-7864-0303-0.

  4. Маркетинговые исследования: учебник для бакалавров / Д. В. Тюрин - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 342 с. - ISBN: 978-5-9916-2903-4.

  5. Морозов, Ю.В. Основы маркетинга: Учебное пособие / Ю.В. Морозов. М.: Дашков и К, 2018. - 148 с. - ISBN: 978-5-394-02156-5.

  6. Медицинское и фармацевтическое товароведение. Практикум / О.А.Васнецова, Д.В. Бабаскин. - М.: Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова МЗ РФ (Сеченовский Университет), Авторская Академия, 2017. - 324 с.

  1. Справочник Видаль. Лекарственные препараты в России 2017/ Под ред.Е.А. Толмачевой/. - Издатель Видаль Рус, 2017. - С. 1240. - ISBN: 978-5-9908154-4-5.

  1. Экономика и организация фармации: учебник для использования в учебном процессе образовательных учреждений, реализующих программы среднего профессионального образования / И. В. Косова, Е.Б. Лоскутова, Т. П. Лагуткина и др.; под редакцией И. В. Косовой. - 5-е изд., перераб. и доп. - Москва: Академия, 2018. - 445, [1] с.: ил., табл.; 22 см.; - ISBN 978-5-4468-3999-5.

  2. Харкевич, Д. А. Основы фармакологии. Учебник / Д.А. Харкевич. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. - 720 с. - ISBN 978-5-9704-3492-5.

  3. Шашкова, Г.В. Справочник синонимов лекарственных средств / Г.В. Шашкова, В.К.Лепахин, Е.Д. Бешлиева. - Изд. 18-е, перераб. и доп. - М.: РЦ «ФАРМЕДИНФО», 2018. - 640 с. - ISBN: 978-5-85556-082-4.

  4. Фармацевтический маркетинг: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры/ Н.И. Суслов, А.А.Чурин, М.Е. Добрусина, Е.А.Лосев. –М.: Издательство Юрайт, 2016. – 319 с. ISBN: 978-5-9916-6131-7.

  1. Регистр лекарственных средств России, 2020. - URL: http://www.rlsnet.ru/

  2. АТХ-классификация лекарств и медицинских препаратов [Электронный ресурс]. — URL: https://www.eurolab.ua/medicine/atc/

  3. Воздействие никотина на нервную систему [Электронный ресурс]. – URL: https://www.10gkb.by/informatsiya/stati/vozdejstvie-nikotina-na-nervnuyu-sistemu

  4. Государственный реестр ЛС [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://grls.rosminzdrav.ru. (дата обращения:15.05.2024)

  5. MEDI.RUС - справочник лекарств по ГРЛС МинЗдрава России 2023 https://medi.ru/ (дата обращения: 01.05.2024).

  6. eLIBRARY.RU: научная электронная библиотека: сайт. - Москва, 2000-. - URL: https://elibrary.ru (дата обращения: 15.03.2024).

 

Просмотров работы: 12