ВЛИЯНИЕ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ - Студенческий научный форум

XVII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2025

ВЛИЯНИЕ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Ковалева Д.И. 1, Каркавцева И.А. 1
1Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Спортивная деятельность играет важную роль в формировании ценностных ориентиров студенческой молодежи. Участие в спортивных мероприятиях способствует развитию таких личностных качеств, как целеустремленность, дисциплина и командный дух. Эти ценные характеристики не только помогают студентам в их учебной деятельности, но и формируют устойчивые жизненные установки, которые будут влиять на их дальнейшую жизнь.

Кроме того, занятия спортом способствуют укреплению социальной активности молодежи. В процессе игры или тренировки студенты учатся работать в команде, уважать мнения других и находить компромиссы. Эти навыки необходимы не только в спорте, но и в профессиональной сфере, где взаимодействие с коллегами играет ключевую роль.

Спортивная деятельность способствует социализации студентов, помогая им интегрироваться в коллектив и находить единомышленников [5]. Участие в составе спортивных командах в соревнованиях формирует чувство принадлежности, что особенно важно в период студенчества. Командные виды спорта, такие как футбол, волейбол или баскетбол, развивают навыки сотрудничества, взаимопомощи и ответственности за общий результат. Данные личностные качества становятся основой для формирования ценностей, таких как командный дух, уважение к другим и стремление к общему успеху.

Спорт способствует развитию таких личностных качеств, как настойчивость, дисциплина и целеустремленность. Регулярные тренировки и участие в соревнованиях требуют от студентов значительных усилий и самоорганизации. Эти качества, в свою очередь, формируют у молодежи ценности, связанные с трудолюбием и стремлением к самосовершенствованию. Студенты, занимающиеся спортом, чаще ставят перед собой цели и работают над их достижением, что способствует развитию внутренней мотивации и уверенности в себе [7].

Занятия физической культурой и спортом повышают производительность труда, тем самым улучшая эффективность профессиональной деятельности. Физическая активность способствует более успешному протеканию адаптационных процессов в учебной, профессиональной и других видов деятельности [1, 2]. Данный факт крайне важен в период становления и развития в новом статусе молодежи и подрастающего поколения в целом.

Спортивная деятельность также формирует у студентов ценности, связанные со здоровым образом жизни. Участие в физической активности способствует осознанию важности заботы о своем здоровье, правильного питания и отказа от вредных привычек. В условиях растущей популярности здорового образа жизни, студенты, активно занимающиеся физической культурой и спортом, становятся носителями этих ценностей в своих социальных кругах, что может оказывать положительное влияние на их сверстников.

Физическая активность способствует снижению уровня стресса и улучшению настроения, что особенно актуально в условиях учебной нагрузки. Участие в спортивных мероприятиях помогает студентам развивать эмоциональную устойчивость, учит справляться с неудачами и преодолевать трудности. Данные навыки становятся важными приоритетными ценностями, которые помогают молодежи в дальнейшем справляться с жизненными вызовами.

Спорт дает возможность развить такое волевое качество как самообладание. Это возможность управлять своими действиями, чувствами, эмоциями. Развитие такого качества, позволяет контролировать себя, быть эмоционально уравновешенным и спокойным человеком [3]. Важным приоритетным фактором для успешного осуществления спортивной деятельности, а именно, соревновательной и тренировочной видов деятельности является мотивация.

Спортивная деятельность также способствует формированию позитивного имиджа и укреплению лидерских навыков среди студентов. Участие в командных играх и соревнованиях позволяет каждому участнику проявить свои лидерские качества, взять на себя ответственность за общую работу команды и вдохновлять окружающих на достижения. Это, в свою очередь, создает активных и целеустремленных лидеров, которые способны вести других к успеху как в учебной деятельности, так и в профессиональной сфере [4].

Кроме того, спорт помогает развивать эмоциональный интеллект. Студенты учатся управлять своими эмоциями, справляться с неудачами и отмечать победы, что, безусловно, важно в условиях стрессовой учебной среды и конкурентного рынка труда. Умение адаптироваться и сохранять спокойствие в сложных ситуациях – ключевые навыки для будущих профессионалов [3].

Не стоит забывать и о культурной составляющей спортивной деятельности. Участие в спортивных мероприятиях создает возможность обмена опытом с представителями различных народов и культур, что способствует расширению кругозора и укреплению межкультурных связей среди молодежи. Таким образом, спорт становится не только ведущим видом физической активности, но и мощным средством социализации и интеграции молодежи [6].

Спортивная деятельность в высших учебных заведениях является не только средством поддержания физического здоровья и укрепления духа, но и эффективным инструментом формирования ценностных ориентиров студенческой молодежи. Благодаря участию в мероприятиях спортивно-массового и оздоровительно-рекреационного направлений, студенты могут развивать такие качества, как целеустремленность, дисциплинированность, командный дух и стремление к победе.

Таким образом, спортивная деятельность оказывает многогранное влияние на формирование ценностных ориентиров студенческой молодежи. Двигательная активность способствует социализации молодежи, развитию личностных качеств, формированию ценностей здорового образа жизни и эмоциональному развитию. В условиях прогрессивного развития современного общества, где молодежь сталкивается с различными вызовами, спорт становится важным инструментом для формирования гармоничной и ответственной личности.

Поддержка и развитие физической культуры и спорта в образовательных учреждениях могут способствовать не только физическому, но социальному и эмоциональному развитию студентов, что будет способствовать положительному влиянию на будущее молодежи и подрастающего поколения в целом.

Список литературных источников

  1. Аулик, Н.М. Определения физической работоспособности в клинике и спорте: учебное пособие для вузов / Н.М. Аулик. - М.: Медицина, 1990. - 192 с.

  2. Баранов, Н.Н. Мышечная деятельность, адаптация, тренированность: учебное пособие для вузов / Н.Н. Баранов. - Кишинев: Штиница, 2020. - 102 с.

  3. Белкин, А.А. Идеомоторная подготовка в спорте / А.А. Белкин. - М.: Физкультура и спорт, 2022. - 128 с.

  4. Курамшин, Ю.Ф. Найдите свой талант / Ю.Ф. Курамшин, В.М. Поповский. - Л.: Лениздат, 1986 г. - 80 с.

  5. Коробейников, Н.И. Физическое воспитание: учебное для вузов / Н.И. Коробейников, А.А. Михеев. - М.: Высшая школа, 1989. - 384 с.

  6. Лонский, В.А. Что вам сказать про высоту? / В.А. Лонский. - М.: Молодая гвардия, 2019. - 205 с.

  7. Сопов, В.Ф. Психические состояния в напряженной профессиональной деятельности: учебное пособие / В.Ф. Сопов. - М.: Академический проект, 2023. - 128 с.

Просмотров работы: 16