Психотерапевтическая помощь детям младшего школьного возраста,перенесшим травматический стресс - Студенческий научный форум

XVII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2025

Психотерапевтическая помощь детям младшего школьного возраста,перенесшим травматический стресс

Бремова С.Ж. 1
1Ставропольский государственный медицинский университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность исследования заключается в том, что в настоящее время усиливается вероятность того, что ребенок может попасть в психотравмирующую ситуацию, и это ставит перед специалистами разных профилей задачи подбора адекватных методов диагностики и оказания психологической помощи детям во избежание патологических последствий. С каждым годом растет число жертв детей, пострадавших от насилия и жестокого обращения. Причины скрываются в политической, социально-экономической нестабильности общества, усиления влияния псевдокультур, изменений ценностных ориентаций родителей, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, чрезмерной занятости родителей, эпидемий разводов. Все это служит благодатной почвой для развития разных форм насилия, которое становится определяющей характеристикой реальности современного общества России. Насилие отождествляется со злом и провоцирует ложь, ненависть, лицемерие, является причиной детской травматизации [1].

Своевременно непроработанные детские психотравмы негативно сказываются на личность ребенка и впоследствии взрослого человека, проявляются в проблемах когнитивно-эмоциональной и поведенческой сферах, лежат в основе психосоматических заболеваний. В памяти надёжно сохраняются детские психологические травмы. Образы воспоминаний определяют тип мышления и поведения, направленные на избегание и выживание [2]. Таким образом, непроработанность детских психотравм становятся основой в развитии психологически нездоровой личности во взрослом состоянии. Следует отметить, что в последствии перенесенный травматический опыт фатален в формировании личности.

Согласно современным взглядам на стресс, он может стать травматическим для ребенка в том случае, если в результате воздействия стрессоров нарушаются психические функции так же, как физические и физиологические. Тогда происходят нарушения структуры «самости», когнитивной модели мира, необратимые процессы в аффективной сфере, неврологических механизмах, которые управляют когнитивными процессами. Что для ребенка может стать доминирующими стрессорами? Любой сильный раздражитель: травматическое событие, экстремальная кризисная ситуация с сильными негативными последствиями, ситуация, угрожающая его безопасности.

Психологическая травма для ребенка возможна, если он начинает испытывать фобии, тревожность, страх, что ухудшает его психологическое состояние, нарушает привычный ему образ жизни. Под травматическим опытом ребенка возможно понимать пребывание его в любых физически и психологически травмирующих обстоятельствах, и не только связанных со стихийными бедствиями, но и насилием над ним в семье, в образовательных учреждениях, на улице [2].

Однако определить наличие посттравматического стресса у ребенка достаточно сложно, так как дети затрудняются вербализовать свои эмоции, связанные с травмирующими фактами, особенно если такая травматизация происходит в раннем детстве. Диагностировать травматический опыт ребенка представляется сложным в силу того, что ему внушают часто чувство вины или стыда, особенно детям, перенесшим насилие.

Проведенный нами теоретический анализ литературы раскрыл подходы отечественных и зарубежных авторов к проблеме, что влияние травматичного опыта в младшем школьном возрасте усугубляется недостаточностью ресурса, помогающего пережить стрессовые ситуации, отсутствием психоэмоциональной поддержки со стороны значимых взрослых, или ее неадекватностью. В проживании психологических травм у ребенка младшего школьного возраста проявляется отсроченность, скрытность, неожиданность, неравномерность изменений в поведении, невротических и психосоматических симптомов [2].

Цель нашего исследования: исследовать возможности психотерапевтической помощи детям младшего школьного возраста, перенесшим травматический стресс.

Объектом исследования являются психологическое состояние детей, переживших травматические события.

Предметом исследования - методы оказания психотерапевтической помощи детям младшего школьного возраста, перенесшим травматический стресс.

Гипотезы исследования состоят в предположении, что нерешенные детские травмы могут оказывать глубокое влияние на психическое здоровье и эмоциональное состояние ребенка, приводя к тревожности, депрессии и повышенной агрессивности; эффективными являются программы оказания, психотерапевтической помощи детям младшего школьного возраста, перенесшим травматический стресс, направленные на восстановление целостности, гибкости и связанности опыта ребёнка, снижение тревоги.

Базой экспериментального исследования является МБОУ СОШ № 45 города Ставрополя. В исследовании приняли участие 20 детей в возрасте 8-11 лет. Для диагностики посттравматического стрессового расстройства у детей нами выбраны взаимодополняющие методики: «Полуструктурированное интервью для оценки травматических переживаний детей» и «Родительская анкета для оценки травматических переживаний детей». На диагностическом нами были отобраны дети для индивидуальной и групповой психокоррекции. Дети в основном из неблагоприятных семей, где они часто подвергались насилию. Они уже имеют огромный травматический опыт, но не каждый из них готов к коррекции, сотрудничеству с психологом, поэтому в подготовительном этапе важным моментом является установление доверительных отношений, создание безопасной обстановки.

Психологическое консультирование детей, которое осуществлялось в течение полугода после травматического события, позволило выявить, что у 5 (25%) детей сохранялись различные формы психических нарушений. Из них чаще всего наблюдались тревожно-фобические реакции (50%), психосоматические (25%) и поведенческие нарушения (20%). Наблюдение за состоянием детей и подростков, подвергшихся травматическим переживаниям, позволило отследить динамику проявлений выделенных трех механизмов травмы. Так, регрессивный механизм психической травмы наблюдался у 5 чел. - 25%), в нескольких случаях - в виде тревожно-соматизированных реакций, обострения имеющихся соматических заболеваний, травматической алекситимии.

Наиболее часто наблюдались проявления диссоциативного механизма психической травмы (15 чел. — 75%) — чаще у детей с эмоционально неустойчивыми, импульсивными, демонстративными чертами. У некоторых детей травма была настолько сильна, что ребенок помнил лишь отдельные фрагменты виденного, при воспоминании о которых развивалось измененное состояние сознания, речь становилась непонятной, обрывочной, эмоции, характерные для периода, когда произошло травмирующее событие, полностью отрицались (например, «скучно было»). В ряде наблюдений выявлялись психосоматические, поведенческие нарушения. Преобладали жалобы на неприятные болезненные ощущения в различных частях тела, проблемы с дыханием, спазмы гортани. При ведущем диссоциативном механизме работы травмы в основе симптомов психического страдания всегда лежит травматический аффект, который находится в психике в особом «связанном», непереносимом и поэтому отщепленном от воспоминаний состоянии. Интроективный механизм психической травмы (5 чел. — 25%) проявлялся в субдепрессивных реакциях с преобладанием тоски, подавленности, чувства вины, с отсутствием признания последствий травмы, в навязчивых воспоминаниях о случившемся, в заниженной самооценке. Наблюдавшиеся тревожно-фобические, поведенческие реакции, реакции горя носили психологически понятный характер и в большинстве своем не имели синдромальной завершенности и не нуждались в медикаментозной помощи. Не выявлены такие характерные, устойчивые во времени проявления, как навязчивые переживания, избегающее поведение, диссоциативные нарушения, признаки физиологического возбуждения, что, возможно, связано с особенностями психической сферы в детском и подростковом возрасте.

Таким образом, в зависимости от стадий проживания травматического опыта и защитных механизмов содержание психологической помощи направлено: на принятие, понимание, сострадание, создание условий психологической безопасности с целью уменьшения возможности дальнейшего регресса; на восстановление адаптивных форм защиты, реконструкцию восприятия травматической ситуации в безопасных условиях и восстановление нарушенных психодинамических связей с высвобождением аффекта; на восстановление и нахождение новых смыслов существования.

Литература.

  1. Добряков И.В., Никольская И.М. Методы оказания кризисной психологической помощи детям с посттравматическими стрессовыми расстройствами в рамках модели реабилитации «Добрякова – Никольской». // Журн. Неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. – 2019. – Т. 109.- №12

  2. Медведева Н.И. Современные подходы к психологическому сопровождению личности в условиях стрессогенной социальной среды //Вестник Северо-Кавказского федерального университета. -2014.- № 4 (43). – С. 236-239.

Просмотров работы: 8