Актуальность рассматриваемой темы связана с тем, что кризис меняет покупательские предпочтения. Одни товары становятся менее популярными, другие – покупают намного активнее, чем до этого.
На фоне последних глобальных проблем у большинства предпринимателей падают доходы. Некоторые были вынуждены закрыться и уйти с рынка из-за потери платежеспособности. Чтобы такого не произошло, нужно менять подходы в бизнесе, оперативно перестраивать рабочие процессы, подключать режим антикризисного управления, который используется при высоких долях риска. Только так можно сохранить и укрепить свои позиции.
Кроме того, важно понимать, что кризис дает не только проблемы, но и новые возможности. Требуется исследовать меняющийся спрос, осваивать новые инструменты, обучать и развивать команду. Ценный опыт кризисного периода – первая ступень на пути к масштабированию в будущем.
Соответственно в современных условиях, чтобы успешно функционировать и решать поставленные задачи, предприятиям уже недостаточно просто производить продукцию в максимально возможном объеме, наиболее важным аспектом деятельности предприятия является применение соответствующей маркетинговой стратегией.
Рынок и внешние обстоятельства, сопутствующие ведению бизнеса, весьма переменчивы. Поэтому и маркетинговая стратегия в критической ситуации должна меняться, перестраиваться, быть эффективной. Маркетинг в кризис предполагает формирование способов реагирования на происходящие в экономике изменения, поиск новых рыночных сегментов и возможностей для подачи своего продукта.
При этом для того, чтобы занять на рынке устойчивые позиции, важно предпринимать активные стратегические маневры. Именно за счет активных маркетинговых мер компания в момент спада продаж может не просто выжить, а даже извлечь пользу из сложившейся ситуации. По сути, для предприятия рецессия может стать рычагом контроля рынка.
Следовательно, маркетинг в кризис следует перестраивать, даже если еще совсем недавно он был весьма эффективен. Следует принимать в расчет новые сложившиеся обстоятельства и помнить, что люди все равно будут продолжать совершать покупки, просто несколько изменят свой подход к ним.
Целью формирования маркетинговой стратегии становится комплексный подбор мер по оперативному реагированию на меняющуюся ситуацию на рынке. Однако во время кризиса методика несколько меняется: задачей активной маркетинговой стратегии становится создание событий, а не реакция на них.
То есть, нужно обращать негативные факторы во благо развития бизнеса. Гибкие решения позволяют быстро адаптироваться к меняющимся обстоятельствам, завоевать лидерство на рынке. Предприятия, которые применяют такой подход, зачастую не получают убытка в кризисные периоды, приумножая прибыль после них.
Целью работы является разработка антикризисной маркетинговой стратегии для предприятия на основе его конкурентоспособности.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
1) рассматривается роль маркетинга в преодолении кризисных тенденций на предприятии;
2) приводится сущность стратегии в антикризисном управлении;
3) описывается классификация маркетинговых стратегий;
4) осуществляется прогнозирование динамики и структуры спроса на рынке текстильных товаров г. Иваново;
5) анализируется рыночный потенциал предприятия ООО «Мелодия текстиля»;
6) дается оценка конкурентоспособности предприятия ООО «Мелодия текстиля»;
7) производится формирование и выбор маркетинговой стратегии предприятия в преддверии кризиса;
8) рассматриваются направления повышения имиджа бренда предприятия как антикризисной меры в управлении.
Предмет исследования – маркетинговая стратегия предприятия.
Объект исследования – ООО «Мелодия текстиля».
Работа состоит из двух глав. В первой главе рассматриваются теоретические вопросы использования стратегического маркетинга в превентивном антикризисном управлении. Во второй части работы проводится анализ конкурентоспособности предприятия ООО «Мелодия текстиля», выбор маркетинговой стратегии и разработка направлений ее внедрения.
Маркетинг приобретает особую важность для любой компании в момент экономического кризиса, ведь грамотное использование его приемов – это основа успешного ее функционирования и залог выживания в кризисный период. В связи с этим, особенно для небольших компаний, необходимо тщательно анализировать затраты на маркетинг в условиях кризиса, чтобы не допустить падения уровня авторитета компании на рынке, а также не уступить позиции конкурентам.
Умелое использование маркетинговых приемов поможет компании выжить в период кризиса или даже расширить зону влияния, ведь кризис в переводе означает «опасность» и «возможность». Чтобы обойти все «опасности» и использовать все «возможности» кризиса, компании необходимо тщательно продумывать маркетинговую стратегию. В период кризиса потребности потребителей изменяют свою ориентацию с престижа и дизайна на долговечность и экономичность. Маркетинг путем анализа рынка изучает потребности и предлагает решения, актуальные на данный момент времени, чтобы удовлетворять всем нуждам потребителей [9, c.187].
В основе маркетинговых мер по преодолению кризиса должна находиться гибкая маркетинговая политика и мощный маркетинговый план, который обеспечит продажи и приток финансов в организацию. Существует шесть этапов подготовки антикризисного плана (рис. 1).
Рис. 1. Этапы подготовки антикризисного плана [13, c.49]
На первом этапе осуществляется поиск проблем в организации и их анализ. На втором этапе происходит формирование стратегии по преодолению проблем в организации. Третий этап предполагает отбор специалистов для решения поставленных маркетинговым планом задач. На четвертом этапе анализируется рынок и изменяющийся под влиянием кризиса спрос. Пятый этап заключается в налаживании коммуникаций между специалистами и руководством, обеспечении их всеми необходимыми средствами связи. Заключительный шестой этап предполагает проработку всех этапов антикризисного плана, финальное «шлифование» всех его частей.
Во время экономического кризиса нельзя допускать действий компании, отрицательно сказывающихся на ее репутации и бренде, ведь когда кризис завершится, впечатление от этики действий компании сохранится в сознании потребителей и окажет влияние на спрос.
В период экономического кризиса у многих предприятий возникают трудности с бюджетом. Зачастую сокращение расходов компании начинается с маркетинга, так как нельзя точно перевести эффективность маркетинговых действий организации в денежный эквивалент. Само по себе, решение руководителя об урезании маркетингового бюджета является ошибочным, ведь именно маркетинг призван не только помочь фирме выжить в период кризиса, но и расширить сферу ее деятельности, пересмотреть свое отношение к потребителям и их отношению к продукции компании.
Зачастую компании начинают борьбу с кризисом с помощью сокращения затрат, снижения цен, а также уменьшения эффективности продвижения. Однако эта тактика не совсем верна. В условиях экономического кризиса необходима разработка маркетинговой стратегии и экстренного ее внедрения в деятельность организации. Определение изменений маркетинговой стратегии фирмы в новых, кризисных, условиях повышает эффективность использования методов ценообразования и продвижения товаров, что в свою очередь открывает для фирмы возможности роста.
Разработка маркетинговых стратегий в кризисный период протекает в условиях высокой неопределенности, которая делится на несколько уровней. При первом уровне сохраняется возможность достаточно точного прогнозирования спроса с опорой на данные исследований потребителей. При втором уровне возможно предвидение альтернативных вариантов будущего. При третьем уровне неопределенности практически все сферы вынуждены жить в условиях почти полной непредсказуемости [9, c.188].
Формирование стратегии маркетинга происходит на основе определения позиционирования и выбора целевых сегментов. Для того чтобы повысить эффективность маркетинга, необходимо осуществлять разработку планов по итогам определения целевых сегментов и позиционирования. Также устранение неопределенности и использование всех ресурсов для достижения стратегических целей способствует повышению результативности деятельности компании в долгосрочной перспективе.
Использование нестандартных форматов коммуникаций, таких как социальные сети, сфера блогов и др., поможет компании повысить эффективность коммуникаций с потребителями с меньшими расходами, чем, к примеру, снять и запустить на телевидение или радио рекламный ролик. Данный метод позволяет освежить взгляд потребителей на продукцию или услуги компании, а также вовлечь потребителей в совершенствование продукции. Тем самым повышается клиентоориентированность организации.
Антикризисное управление - это многоплановый процесс, который включает в себя финансовые процедуры (например, банкротство), а также стратегию развития предприятия, особую маркетинговую стратегию [6, c.95].
Неустойчивая экономическая ситуация в стране, вынуждает руководителей организаций принимать решения в рамках неопределенности, использовать новые технологии управления и ведения бизнеса. Стоит отметить, что многие фирмы понятие «кризис» принимают лояльно и реагируют на него своевременно.
В такой кризисной ситуации повышается ответственность менеджера, так как он должен действовать своевременно, быстро и грамотно принимать правильные решения.
Кризис предприятия вызывается несоответствием его финансово-хозяйственных параметров параметрам окружающей среды. Данные факторы могут быть внешними, которые не зависят от деятельности предприятия, и внутренними, которые зависят от деятельности предприятия.
Внешними факторами является рост инфляции, нестабильность налоговой системы, политическая нестабильность, нестабильность валютного рынка, рост безработицы, снижение уровня реальных доходов населения, усиление монополизма на рынке, снижение емкости внутреннего рынка, стихийные бедствия, ухудшение криминогенной ситуации и др.
К внутренним факторам можно отнести: низкую конкурентоспособность продукции, зависимость от ограниченного круга поставщиков и покупателей, низкую производительность труда, перегруженность объектами социальной сферы, высокие энергозатраты, отсутствие гибкости в управлении, высокий уровень коммерческого риска, плохое управление издержками производства, неэффективный финансовый менеджмент, недостаточно качественную систему бухгалтерского учета и отчетности и др. [22, c.194]
Эффективная система антикризисного управления должна строиться на соблюдении следующих принципов:
- ранней диагностике кризисных ситуаций в финансовой деятельности предприятий;
- срочности реагирования на кризисные явления;
- адекватности реагирования предприятия на степень реальной угрозы его финансовому состоянию;
- полной реализации внутренних возможностей выхода предприятий из кризисного состояния.
Суть антикризисного управления на предприятии можно свести к следующему:
- предвидение, ожидание и вызывание;
- ускорение в определенной мере, предварение, отодвигание;
- подготовка к кризису;
- смягчение кризиса;
- применение особых подходов, специальных знаний, опыта и искусства;
- управление кризисными процессами;
- управление процессами выхода из кризиса, минимизация последствий.
Так как все кризисы различные, то, соответственно, и методы управления этими кризисами различны.
Система антикризисного управления обладает следующими свойствами:
- гибкостью и адаптивностью;
- мотивацией энтузиазма, терпения, уверенности;
- поиском наиболее приемлемого типологического признака эффективного управления в сложных ситуациях;
- передача полномочий нижестоящим руководителям в принятии определенных решений для обеспечения своевременного реагирования на возникающие проблемы;
- внедрение новых интеграционных процессов, с помощью которых можно существенно усилить и наиболее эффективно использовать потенциал компетенции [22, c.196].
К особенностям антикризисного управления в настоящее время можно отнести:
- своевременное реагирование на ситуацию;
- рациональное использование ресурсов;
- проведение технологических изменений;
- реализация управленческих решений по отношению к персоналу;
- экстренное и обоснованное применение системы антикризисных мер по выявлению, предотвращению, сглаживанию и ликвидации последствий кризиса;
- адаптация стиля их деятельности применительно к изменившимся и принципиально новым, ранее неизвестным задачам.
- использование антикризисного критерия качества решений при их разработке и реализации.
Руководитель фирмы должен распознавать зарождение кризиса и реально оценить свои возможности, найти новые рычаги для управления.
Некоторые кризисные ситуации можно предотвратить, а другие, все же необходимо пережить, для выполнения «обновления» предприятия. Кадровая политика, обеспечивая развитие в кризисный период, должна предусматривать отказ от массового использования узкоспециализированных низкооплачиваемых работников, отдавать приоритет высококвалифицированным работникам широкого профиля и, соответственно, высокооплачиваемым.
Можно выделить четыре стадии кризиса и, соответственно, действия по антикризисному управлению предприятием на данных стадиях.
1. Данная стадия часто бывает скрытой. На ней может снижаться рентабельность и объемы прибыли, падать эффективность капитала. Это значит, что финансовое положение предприятия неустойчиво, сокращаются его источники и резервы развития.
Антикризисное управление предприятием на данной стадии - пересмотр стратегии фирмы; реструктуризация предприятия; реструктуризация тактики предприятия, которая ведет к снижению издержек и штата управленческого аппарата.
2. На данной стадии появляется убыточность производства. Антикризисное управление – стратегическое управление, реализующиеся благодаря добровольной реструктуризации предприятия.
3. На данной стадии отсутствуют собственные средства и резервные фонды у предприятия [2, c.47].
Антикризисное управление - происходит его реструктуризация и запускается программа стабилизации финансово-экономического состояния, для которой необходимо найти средства.
4. На данной стадии наблюдается острая неплатежеспособность.
Антикризисное управление – финансовая неустойчивость предприятия может привести к банкротству.
Таким образом, первая, вторая и отчасти третья стадии кризиса фирмы составляют содержание кризиса для его собственников. Четвертая стадия представляет собой угрозу для кредиторов.
На современном этапе развития можно использовать различные стратегии для антикризисного управления, но самым главным является предупреждение кризиса, подготовка к его появлению; противодействие кризису, замедление его процессов; стабилизация ситуации благодаря резервам, дополнительным ресурсам; рассчитанный риск; последовательный вывод из кризиса. Правильно выбрать ту или иную стратегию можно исходя из глубины и характера кризиса.
Методика антикризисного управления заключается в следующем:
1. Выявить и оценить уязвимые стороны предприятия;
2. Оценить количество уязвимых сторон предприятия;
3. Разработать план по выходу из кризиса;
4. Осознать факт наступившего кризиса;
5. Определить стратегию организации в сфере коммуникации со своим персоналом, акционерами, клиентами, СМИ и пр.;
6. Отследить и оценить кризисные проявления, гибкость мер для борьбы с кризисом;
7. Изолировать направления деятельности организации, которые подверглись кризису, от других направлений [3, c.114].
Таким образом, стоит серьезно отнестись к появлению и предотвращению кризиса в организации. Проанализировать имеющиеся технологии и рационально внедрять новые решения. Именно несвоевременное реагирование и незнание того, как вести себя в условиях кризиса погубило много фирм.
Типологии стратегий отражают набор приоритетов организации стратегического характера, которые используются для осуществления ее главных целей рыночной деятельности. Соответственно, к выбору стратегии следует подходить рассудительно, поскольку в дальнейшем она будет даже ограничивать деятельность руководства.
Рассмотрим различные виды стратегий. Стратегия Ансоффа. Матрица Ансоффа - матрица, которая позволяет наглядно представить стратегии развития компании в терминах «товар» и «рынок», а также оценить вероятности успеха и затрат» (таблица 1).
Таблица 1
Матрица Ансоффа [11]
Старый рынок |
Новый рынок |
|
Старый товар |
1. Глубокое проникновение на рынок (старый товар на старом рынке) |
2. Развитие рынка (старый товар на новом рынке) |
Новый товар |
3. Развитие товара (новый товар на старом рынке) |
3. Диверсификация (новый товар на новом рынке) |
А.П. Градов предложил свою классификацию экономической стратегии организации. Существует три значительно важных аспекта, на которых базируется экономическая стратегия организации:
- ресурсная концепция организации;
- конкурентные преимущества организации;
- трансакционные издержки [7].
Особенности разработки стратегии развития компании в немалой степени зависят от условий конкурентной среды, которые, в свою очередь, формируются из инициатив рыночных игроков и социальных, научно-технических, политических факторов.
В рамках конкурентной борьбы выделяют две маркетинговые стратегии: наступательную и оборонительную [8, c.214].
Первая методика используется в основном молодыми предприятиями, которым необходимо как можно скорее занять свою нишу: маркетологи стараются использовать слабости конкурента, чтобы потеснить его позиции; преумножают свои конкурентные преимущества; разрабатывают программы фронтального наступления. Стиль «партизанской войны» предпочитают мелкие фирмы, не имеющие запаса ресурсов: точечные удары позволяют руководству получить временное преимущество, которое можно использовать для своей выгоды.
Оборонительные стратегические приёмы имеют целью удержание завоёванных позиций:
- упреждающая политика предотвращает «нападки» конкурентов (любопытно, что превентивные меры зачастую носят не экономический, а психологический характер);
- фланговая оборона защищает наиболее слабые секторы рынка сбыта;
- используя стратегию сокращения, организация старается отдать «противнику» свои самые бесперспективные направления, сосредоточившись на выгодных участках.
Перейдем к функциональным стратегиям [12, c.72].
Как следует из названия, функциональное планирование направлено на внутренние процессы, которые обеспечивают бесперебойную деятельность предприятия.
Среди функциональных стратегий различают: маркетинговую, финансовую, стратегию производства, стратегию управления персоналом.
Маркетинговая - подвид стратегии, включающий разработку ассортиментной линейки, адаптацию фирмы к внешним изменениям, коммуникацию с целевой аудиторией.
Финансовая стратегия управляет денежными ресурсами, формирует схему распределения денежных потоков, определяет оптимальные способы создания и использования ресурсов. Это одна из важнейших функциональных стратегий, поскольку объёмы финансирования являются отправной точкой для разработки любых стратегических планов.
Стратегия производства обычно тесно связана с инновационной стратегией, поскольку инновации призваны поддерживать конкурентные преимущества продукта. Производственная стратегия решает комплекс задач: экономия ресурсов, поддержание производственного потенциала, разработка программ по повышению производительности, устранение рисков, связанных с человеческим фактором.
Стратегия управления персоналом решает следующие проблемы:
- расчёт потребности в руководящих, линейных, экспертных кадрах;
- разработка мероприятий по привлечению, обучению, адаптации, стимулирования персонала (в том числе, немонетарными способами);
- организация рабочих мест и обеспечение безопасности труда;
- правовое обеспечение трудовых отношений и разрешение конфликтов.
Многие авторы относят к категории функциональных стратегий сферу социальных инноваций, которая включает в себя мероприятия и программы, нацеленные на улучшение социальной атмосферы организации и создание плодотворных отношений с общественными структурами.
Рассматривая различные типы и виды стратегий, можно заметить, что их достаточно огромное количество и абсолютно каждый из них, безусловно, играет очень важную роль в экономическом функционировании организации. В зависимости от того или иного положения, а также экономического состояния предприятия, высшим руководством выбирается определенный тип стратегии. Стратегия организация направлена на улучшение экономической обстановки организации, ее «оздоровления». На рынке труда существуют организации, которые прибегают к использованию в своей деятельности даже нескольких видов стратегий для наиболее быстрого достижения поставленных целей, а также конкурентных преимуществ по отношению к другим фирмам.
Представим классификацию стратегий в виде схемы (рис.2).
Стратегии |
||||
Базовые стратегии |
Проникновения на рынок |
Развития рынка |
Развития товара |
Диверсификации |
Конкурентные стратегии |
Ценовая |
Неценовая |
Наступательная |
Оборонительная |
Функциональные стратегии |
Маркетинговая |
Финансовая |
Стратегия производства |
Стратегия управления персоналом |
Рис. 2. Типология стратегий организации [16]
Выбор стратегии основывается на применении для анализа различных матриц. Итак, для анализа среды организации классически используются такие методы как: SWOT-анализ; конкурентный анализ по модели «5 сил» М. Портера; анализ ресурсов, конкурентный анализ. При этом SWOT-анализ является наиболее распространенным методом, в рамках которого производится исследование изменений внешней и внутренней среды предприятия. Благодаря данному методу можно выявить слабые и сильные стороны организации, а также определить угрозы и возможности, которые влияют на деятельность предприятия.
Метод «анализ пяти сил Портера» ориентируется на анализ 5 основных сил, которые влияют на прибыльность организации: потребители, поставщики, товары-заменители, новые конкуренты, иногда добавляется и шестая сила – государство.
Следовательно, конкурентоспособность организации зависит от конкурентоспособности окружения. Муллабаев Р.Ю. на основании проведенного анализа утверждает, что главными недостатками является то, что модель функционирует только при стабильной рыночной ситуации, а поставщики, конкуренты и потребители никак не взаимосвязаны между собой и не объединяются [15]. Однако данная методика имеет и недостатки: существование множества факторов, которые влияют на выбор стратегии организации (повышение качества услуг; снижение цены; снижение себестоимости); выбор стратегии определяется системным сочетанием многими факторами формирования стратегии развития.
Выбор того или иного метода стратегического менеджмента определяется различными факторами «горизонтом стратегического менеджмента, размером фирмы, используемые управленческие модели и организационные формы управления.
Стратегические матрицы BKG, «Мак-Кинси», модель Shell/DPM, модель жизненного цикла ADL/LC и SWOT-анализ были разработаны в западных странах и нашли широкое применение во всем мире [18].
Таким образом, проведения анализа организации, ее внешней и внутренней среды на основе представленных матриц, помогает выбрать для организации отвечающую ее потребностям конкурентную стратегию.
На основании проведенного в данной главе анализа можно сделать ряд выводов. Стратегия является неотъемлемой и важной частью деятельности любого объекта, в том числе и организации. Стратегическое планирование определяет, что организация должна делать в настоящем, чтобы достичь желаемых целей в будущем исходя из того, что окружение и организация будут меняться. Процесс стратегического планирования является основным инструментом для обоснования управленческих решений в хозяйственной деятельности и нововведений для нормального и успешного функционирования организации.
В процессе стратегического планирования необходим тщательный подход в разработке стратегических планов предприятия. В первую очередь, важно провести наиболее точную оценку внешней среды, которая может открыть большие перспективы роста бизнеса. В случае неправильно проведенной оценки существует риск возникновения ограничений для реализации планов фирмы. Уникальность каждого предприятия сопровождается созданием уникальной стратегии для этой фирмы, поэтому грамотный подход к формированию стратегических планов позволит организации быть успешной на рынке.
Типологии стратегий отражают набор приоритетов организации стратегического характера, которые используются для осуществления ее главных целей рыночной деятельности. Соответственно, к выбору стратегии следует подходить рассудительно, поскольку в дальнейшем она будет даже ограничивать деятельность руководства.
Итак, необходимость антикризисного управления заключается в том, чтобы преодолеть возникший кризис либо принимать меры по смягчению последствия данного явления. Это главная задача человека и предприятия. Для ее реализации необходимо использовать основные механизмы антикризисного управления, тем самым обеспечив себе защиту. Одним из таких действенных мер предлагается применение технологий самоорганизации в компании на персонал, получим снижение оттока кадров, сохранение высококвалифицированного персонала, повышение рабочего стимула, сокращение кризисного периода, повышение производства организации в целом и повышение авторитета руководителя. Чтобы предприятие оставалось быть ещё и успешным, необходимо вовремя и существенно повышать инвестирование в человеческие ресурсы и новые технологии.
Таким образом, антикризисные действия организации - это управленческая грамотность и находчивость, которая поможет с наименьшим количеством разноплановых затрат, избежать или устранить последствия кризиса, способствовать стабильному развитию предприятия, с учетом жизнеспособности организации. При этом сложность и многообразие форм и методов антикризисного поведения зависит и от уровня управления, и от мощности предприятия.
На основании представленного в данной главе анализа можно сделать следующие выводы. Для выживания в современных условиях российским компаниям необходимо приступить к освоению новых подходов и возможностей взаимодействия с окружением непосредственного функционирования компании. Необходимо разрабатывать и внедрять новые для российского общества каналы коммуникаций. Расширение возможностей сети Интернет позволяет компаниям использовать альтернативные маркетинговые стратегии, дающие хороший результат при меньших затратах. On-line-пространство дает компаниям возможность поиска аудитории, налаживания контактов организации и среды ее функционирования, проведения различных маркетинговых исследований. Интернет позволяет без особых затрат проводить тестирование различных видов и форматов рекламы, общаться с потребителями и коллегами по бизнесу напрямую, в режиме реального времени, а также проводить крупномасштабные рекламные и PR- кампании.
Сегодня многие маркетинговые бюджеты переориентируются на Интернет, разрабатываются новые виды рекламы, такие как контекстная, баннерная, вирусная реклама, создание блогов и социальных сетей. Данные виды рекламы помогают обеспечить потребителей исчерпывающей информацией о продукции или услугах компании, что в свою очередь повышает спрос.
В период кризиса возникает необходимость применения специфичного маркетинга, сущность которого заключается в оперативном изменении маркетинговой политики организации, а также всех инструментов маркетингового комплекса в зависимости от изменений во внешней и внутренней среде. При стабильном рынке маркетинговая политика, как правило, не претерпевает значительных изменений, но с приходом кризиса обычную маркетинговую деятельность фирмы сменяет антикризисный маркетинг.
Организации, ранее активно использовавшие методы и инструменты маркетинга и накопившие нематериальные маркетинговые активы (достаточное количество лояльных потребителей, положительная репутация, компетентные маркетологи), имеют больше возможностей преодолеть возникшие кризисные явления.
Экономический кризис заставляет руководителей пересмотреть политику своей компании, усовершенствовать маркетинговую стратегию. Он дает множество возможностей, но также несет с собой множество рисков. Чтобы максимально эффективно использовать все возможности, которые приносит с собой кризис, необходимо правильно расставлять приоритеты и грамотно выстраивать маркетинговую политику компании, внедрять новые, нестандартные подходы к функционированию фирмы, а также использовать все современные приемы маркетинга.
Кризисы в настоящее время обыденное явление, это и экономический кризис, и кризис в управлении компаний, возможен и финансовый кризис. И, естественно, во всех случаях понадобится антикризисное управление. Маркетинг находится на одном из центральных мест в антикризисном управлении. Положительное преодоление кризиса немыслимо без грамотного антикризисного маркетинга. Стратегия организации, выпуск продукции и его объемы, ценовая политика, увеличение ассортимента – это лишь маленькая часть применения маркетинга. Во время кризиса очень важно разработать качественную антикризисную стратегию, огромное внимание уделяется маркетинговым исследованиям как средству анализа рыночных возможностей и позиций, слабых и сильных сторон, а также диагностике возможностей и опасностей со стороны рынка. В связи с этим нужно четко представлять сущность антикризисного маркетинга и его роль в управлении организацией.
Для того чтобы рассмотреть маркетинг в качестве антикризисного управления, необходимо дать его общую оценку. Маркетинговая деятельность сводится к диагностике спроса и предложения и последующей разработке программы организации по действиям на рынке.
Цель маркетинга – выявить величину спроса на определенный товар, выраженную в показателях объема продаж и доли его на рынке, и средствами маркетинга способствовать его достижению.
Основной принцип – ориентация на клиента, его потребности и интересы. Однако маркетинг не ограничивается лишь исследованием рынка и созданием спроса. На самом деле его значение намного выше. Например, реклама, которая является одним из главных средств привлечения потребителей, также является одной из частей маркетинговой службы.
Для того чтобы обеспечить нужный уровень антикризисного управления, необходимо рассмотреть комплекс средств маркетинга, которые являются факторами рыночной инфраструктуры: – товар – услуги и изделия, предлагаемые покупателю; – цена – денежная сумма, соответствующая ценностям товара для покупателя; – методика распределения, делающая товар доступным для покупателя; – коммуникации – система помощи потребителям в принятии решения о приобретении товара (например, реклама).
В задачи антикризисного управления также входит наблюдение за состоянием уровня развития техники и технологий для сохранения конкурентоспособности организации и повышения качества продукции. Это наблюдение тоже включено в функции маркетинга – сюда входит не только научно-техническое развитие, но и социальные, политические, культурные изменения, к которым организация очень чувствительна в период кризиса.
Целью маркетинговой стратегии является занятие организацией очень выгодного положения на рынке, а еще комплекс мер, обеспечивающий достижение этого положения. При выборе маркетинговой стратегии огромное значение имеет выявление признаков классификации стратегий.
В итоге необходимо отметить, что в настоящее время не осталось практически ни одной компании, не затронутой глобальным кризисом. Для разрешения нынешней ситуации на рынке, характеризующейся резким снижением покупательской способности, службам маркетинга необходимо применять нестандартные, но продуманные и взвешенные мероприятия. Антикризисный маркетинг является, на сегодняшний день, неотъемлемой частью маркетинговой стратегии фирм, суть которой состоит в оперативном изменении всех составляющих маркетинга в зависимости от изменения внешней и внутренней среды, что позволяет компании быть максимально конкурентоспособной в изменяющихся экономических условиях. Это так называемый маркетинг «выживания» в новой, измененной среде.
В практической части работы представлен анализ деятельности ООО «Мелодия текстиля». Для этого прежде всего был рассмотрен рынок текстильных товаров ивановской области, на котором работает предприятия. В настоящее время развитие текстильного кластера Ивановской области направлено на устойчивое развитие, повышение эффективности и качества производственного потенциала ведущей промышленной отрасли региона, отвечающего экономическим, экологическим и социальным нуждам.
В тоже время оценка потенциала ООО «Мелодия текстиля» показала, что предприятие обладает достаточно высоким потенциалом, хотя его доля на рынке невелика, но финансовые показатели ООО «Мелодия текстиля» демонстрируют эффективность его работы и банкротство в ближайшее время предприятию не грозит. На основе оценки конкурентоспособности ООО можно сделать вывод, что рассматриваемое предприятия выигрывает по конкурентоспособности у своих конкурентов по доле рынка, по скорости выполнения заказа, но значительно отстает по качеству, ценам и скидкам. Следовательно, следует обратить пристальное внимание именно на эти параметры.
Далее на основе оценки внешней среды и показателей деятельности ООО «Мелодия текстиля» был предложен выбор маркетинговой стратегии.
Согласно матрице Портера представленный анализ показал, что угрозой для ООО «Мелодия текстиля» является власть потребителей и конкуренты.
Смысл проведения данного вида анализа заключается в построение эффективной стратегии, основанной на конкурентном преимуществе предприятия. Для этого существуют три стратегии, универсальные для любой отрасли и компании.
Соответственно, в рассматриваемом случае выбираем стратегию дифференцирование бренда. В соответствии с данной стратегией продукция должна иметь выраженные отличия от конкурентов, что увеличит ее востребованность и ценность в глазах аудитории.
Списокиспользованныхисточников
Абрамов В.С., Абрамов С.В. Стратегический менеджмент / В.С. Абрамов, С.В. Абрамой. - М.: Юрайт, 2024. - 435 с.
Антикризисное управление: учебник и практикум / Под ред. Н.Д. Корягина. - М.: Издательство Юрайт, 2024. - 396 с.
Антикризисное управление как основа формирования механизма устойчивого развития бизнеса: монография / Под ред. А.Н. Ряховской, С.Е. Кована. – М.: ИНФРА-М, 2021. – 169 с.
Антикризисное управление: механизмы государства, технологии бизнеса / Под ред. А.З. Бобылевой. - М.: Юрайт, 2020. – 284 с.
Бычкова М.Н., Веберова Я.М. Комплексный подход к превентивному управлению кризисом: антикризисное управление и антикризисный PR / М.Н, Бычкова, Я.М. Веберова // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. -2021. - №4. - С.49-51.
Гореликов К.А. Антикризисное управление: учебник / К.А. Гореликов. - М.: Дашков и К, 2020. - 214 c.
Градов А.П. Стратегия и тактика выявления и разрешения системных проблемных ситуаций в экономике / А.П. Градов. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/strategiya-i-taktika-vyyavleniya-i-razresheniya-sistemnyh-problemnyh-situatsiy-v-ekonomike?ysclid=m48aicpaiu656227837 (дата обращения 01.12.2024)
Григорьев М.Н. Маркетинг: учебник / М.Н. Григорьев. - М.: Издательство Юрайт, 2021. – 559 с.
Гришкова В.В. Маркетинговые стратегии в условиях экономического кризиса / В.В. Гришкова. - Гомель: ГГТУ им. П. О. Сухого, 2024. – С. 187–189. URL: https://elib.gstu.by/handle/220612/38501 (дата обращения 01.12.2024)
Грызунова Е.А. Практика антикризисного управления и коммуникаций / Е.А. Грызунова // Менеджмент сегодня. URL: https://grebennikon.ru/article-yqhq.html (дата обращения 01.12.2024)
Данилкина Ю.В. Стратегический менеджмент: учебное пособие / Ю.В. Данилкина. М.: Лань. 2023. - 84 с.
Егоров Ю.Н. Основы маркетинга: учебник / Ю.Н. Егоров. - М.: ИНФРА-М, 2021. – 292 с.
Калюжнова Н.Я. Современные модели маркетинга: учебное пособие / Н.Я. Калюжнова. - М.: Издательство Юрайт, 2021. – 170 с.
Краткий статистический сборник «Ивановская область в цифрах» // Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Ивановской области. URL: https://37.rosstat.gov.ru/folder/31621 (дата обращения 01.12.2024)
Муллабаев Р.Ю. Анализ пяти сил конкуренции Портера / Р.Ю. Муллабаев // Гуманитарные научные исследования. URL: https://human.snauka.ru/author/romanmulla?ysclid=m48ami24h0382886842 (дата обращения 01.12.2024)
Малюк В.И. Стратегический менеджмент. Организация стратегического развития / В.И. Малюк. - М.: Юрайт. 2024. - 362 с.
Методика анализа потенциала предприятия // Международный центр инжиниринга и инноваций. URL: chrome-extension://efaidnbmnnnibpcajpcglclefindmkaj/https://xn--19-9kcqjffxnf3b.xn--p1ai/assets/files/rci/dokumentaciya/metodika-analiza-potenciala-predpriyatiya.pdf (дата обращения 01.12.2024)
Никулин К. Разработка стратегии антикризисного управления как основы экономической безопасности предприятия / К. Никулин. - М.: Литрес, 2020. - 112 c.
Примеры успешных маркетинговых стратегий в работе современных компаний. URL: https://sky.pro/media/primery-uspeshnyh-marketingovyh-strategij-v-rabote-sovremennyh-kom-panij/ (дата обращения 01.12.2024)
Савосина А.А. Маркетинг. Раздел «Стратегический маркетинг» / А.А. Савосина. - Витебск: УО «ВГТУ», 2021. – 162 с.
Станкевич Л.Т. PR-технологии как инструмент преодоления кризиса / Л.Т. Станкевич // Журнал «Управленческое консультирование. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pr-tehnologii-kak-instrument-preodoleniya-krizisa (дата обращения 01.12.2024)
Теория антикризисного менеджмента / Под ред. А.Н. Ряховской. -М.: ИНФРА-М, 2022. – 624 с.
Черненко В.А. Антикризисное управление / В.А. Черненко. - М.: Юрайт, 2020. - 418 c.