Анализ взаимосвязи индивидуально-типологических личностных особенностей и частоты суицидальных мыслей проведен с применением метода ранговой корреляции Спирмена. Он показал прямые корреляционные взаимосвязи средней силы со шкалами: гипертимности, лабильности, тревожно-педантичного, возбудимого, демонстративного, неустойчивого типов. Обратные корреляционные связи были выявлены со шкалами: циклоидного, сенситивного, интровертированного типов
Актуальностьисследования обусловлена тем, что суицидальное поведение детей в период подростничества остается важной нерешенной проблемой современного общества. В ежегодных докладах о деятельности уполномоченного при президенте Российской Федерации по правам ребенка приводятся статистические сведения о числе несовершеннолетних, которые заканчивают жизнь самоубийством, цифры эти растут от года в год [2]. Трагично то, чтосуицидальных попыток в два раза больше. Статистически доказано, что по количеству подростковых завершенных суицидов наша страна заняла первое место среди других стран. Причинами, приводящим к совершению суицидов, могут стать как эндогенные факторы, связанные с депрессией, внутренними переживаниями, так и возрастной кризис, связанный с пубертатом, приводящие к трудностям во взаимоотношениях с родителями, противоположным полом, деструктивное воздействие информации, в том числе в сети «Интернет» [1]. Проведенный нами теоретический анализ научных источников показал, что доминирующим фактором предрасположенности к суицидальному поведению являются личностных особенностей суицидантов.
Нами отмечено, что исследование личностных особенностей подростков со склонностью к суицидальному поведению очень актуально, чтобы спрогнозировать и вовремя предотвратить надвигающуюся трагедию. Они достаточно часто недооцениваются окружающими, являются «невидимыми», «неявными» факторами.
Все отмеченное выше указывает на актуальность нашего исследования. Целью исследования явилось изучение склонности к суицидальному поведению у подростков в зависимости от личностных особенностей.
Объект исследования: склонность к суицидальному поведению подростков.
Предметом исследования явилосьизучение влияния личностных особенностей подростков на склонность к суицидальному поведению: эмоционально-личностные особенности, наличие акцентуаций характера и психопатических отклонений.
В основу исследования была положена следующая гипотеза: существуют значимые различия в показателях склонности к суицидальному поведению у подростков с разными типами личности (в частности, показатели склонности к суицидальному поведению имеют более высокие значения в случае, когда подросток имеет: наличие акцентуаций характера и психопатических отклонений, высокий уровень переживания одиночества и алекситимии; наличие выраженного внутреннего конфликта, который является следствием неудовлетворения значимых жизненных ценностей; доминирование экстернального локуса контроля; высокий уровень осмысленности жизни; высокий уровень психологической защиты.
Для эмпирического подтверждения гипотезы нами применялись методики: методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона, Торонтская алекситимическая шкала (диагностика уровня алекситимии), опросник суицидального риска (автор А.Г. Шмелев в модификации Т.Н. Разуваевой); методика определения суицидальной направленности (личностный опросник ИСН) автор М.Р. Таминдарова и исследование личностных особенностей (шестнадцатифакторный личностный опросник Р. Кеттела, патохарактерологический диагностический опросник (ПДО) А.Е. Личко).
Теоретический анализ проблемы показал, что широкое распространение термин «суицидальное поведение» получил в середине прошлого века, под которым стали понимать аутоагрессивные действия человека, сознательно и преднамеренно направленные на лишение себя жизни из-за столкновения с неблагоприятными жизненными обстоятельствами.
Феномен подростковых суицидов изучен рядом отечественных исследователей, в том числе А.Г. Амбрумовой, А.С. Михлиным, С.В. Бородиным, Ю.М. Бубновым, Н.В. Ярощенко и др. Как отмечает большинство из них, у подростка формируется страх смерти, который не базируется на осознанном представлении о ценности жизни. В метафизической и свойственной психологии подростка, присутствуют углубленные размышления на тему жизни.
В исследовании В.Ю. Меновщикова мы нашли специфику особенностей суицидального поведения подростков, в том числе непонимание «смерти», восприятие ее абстрактное, как что-то временное, похожее на сон, не всегда связанное с собственной личностью, что ведет к недостаточно адекватной оценке последствий аутоагрессивного действия; недооценка мотивов со стороны взрослого, их несерьезность, мимолетность и незначительность; взаимосвязь попыток самоубийства подростков с отклоняющимися формами поведения; своеобразие протекания депрессивных состояний в отличие от взрослых, которое проявляется в печальном настроении; чувстве скуки; чувстве усталости, нарушении сна, соматических жалобах, неусидчивости, агрессивном повелении, демонстративном непослушании, склонности к бунту, злоупотреблении алкоголем или наркотиками, плохой успеваемости [3].
Поднимая вопрос о факторах и причинах суицидального поведения подростков, хотелось обратить внимание, что многими исследователями выделяется неблагоприятная семейная обстановка, отличающаяся разрушительным семейным укладом, неадекватностью стиля воспитания, отсутствием любви, наличием безразличия и жестокости, нарушением внутрисемейной коммуникации, потерей доверительных связей с родителями, что способствует проявлению у ребенка чувства беспомощности, формированию такой личности, которая не способна контролировать ситуацию и противостоять стрессу.
Формированию склонности к суицидам у подростков способствует отсутствие психологической безопасности в семейной среде, который снижает возможности оказания помощи ребенку в сложных жизненных ситуациях. Все перечисленные особенности приводят к подростковому одиночеству, трудно протекающему пубертат, грубым нарушениям и дисгармоничному развитию таких подростков в сравнении со сверстниками.
Предиспозицией к суицидам являются индивидуальные психологические особенности ребенка. Риск возрастает при эмоциональной неустойчивости; высоком уровне импульсивности; чувстве безнадежности; повышенной внушаемости; высоком уровне нервно-мышечного напряжения; агрессивности, тревоге, стыде, обидах, чувстве вины, чувстве неполноценности, заниженной самооценке, недовольстве собой; внутриличностных конфликтах и т.п.
Кроме того, как отмечается в целом ряде исследований (А.Г. Амбрумова, В.Д. Бадмаева, Я. Гилинский., И. Гурвич, М. Русакова, Ю. Симпура, Р. Хлопушин и др.), суицидальное поведение у подростков может быть обусловлено расстройствами личности, депрессивными состояниями, которые часто маскируются гиперактивностью, агрессией; психическими заболеванимия в семье; бесконтрольным использованием подростками Интернетресурсов; отсутствием негативного отношения к суициду в сознании подростков [2].
Таким образом, в психической организации подростка наблюдается нестабильность на всех уровнях: эмоциях, чувствах, интеллекте. У подростка крайне неустойчивая самооценка, развит максимализм, сомнения в своих знаниях и способностях, подверженность частым сменам настроения, тревожность.
Нами отмечено, что у подростков с аутоагрессивным поведением семьи в большинстве случаев неблагополучные с асоциальной и антисоциальной направленностью. Ведущее эмоциональное состояние в ближайшем пресуициде и во время совершения самоповреждений у таких детей злоба и обида. Семьи подростков, которые склонны к демонстративно-шантажному суициду с агрессивным компонентом, конфликтные, но, не асоциальные. У подростков со склонностью к демонстративно-шантажному суициду с манипулятивной мотивацией семьи дисгармоничные с неадекватными воспитательными воздействиями [2].
Эмпирическая часть исследования осуществлялась в психиатрической больнице города Ставрополя с подростками, находящимися на лечении с попытками суицида. Всего обследовано 10 подростков в возрасте 13-15 лет. Изучение анамнестических данных показал, что только один ребенок из полной псевдо благополучной семьи. Все дети выборки семьи оценивали как конфликтные. В выборке отсутствуют семьи с психически нездоровыми людьми. Два подростка отметили наличие суицидальных попыток и завершѐнных суицидов у родителей (у двоих испытуемых отцы).
Исходя из цели исследования, проведена диагностика подростков в групповом и индивидуальном режиме. У подростков с гипертимными чертами была выявлена высокая значимость социальных контактов, но неразборчивость в отношениях, что возможно приводило к социализированным попыткам суицидального поведения; их чрезмерная склонность к самостоятельности являлась препятствием обращению ребенка ко взрослому за помощью в трудных жизненных ситуациях, что способствовало аутоагрессивному и суицидальному поведению. Лабильные черты личности легли в основу изменчивости настроения без значимых причин. Суицидальные мысли у подростка возникали при столкновении с трудностями, лежащими в оценивании эмоционально значимого контакта. У тревожно-педантичных подростков была диагностирована склонность к тревожности и ипохондричности, аффективным вспышкам. Подростки с возбудимыми чертами личности характеризовались наличием дисфории, вспышками агрессии, проявлениями аутоагрессии. Подростки с неустойчивыми чертами показывали сниженные волевые компоненты, приводящие к суицидальному поведению в ситуациях неготовности конструктивно решать проблемы.
Анализ взаимосвязи индивидуально-типологических личностных особенностей и частоты суицидальных мыслей проведен с применением метода ранговой корреляции Спирмена. Он показал прямые корреляционные взаимосвязи средней силы со шкалами: гипертимности, лабильности, тревожно-педантичного, возбудимого, демонстративного, неустойчивого типов. Обратные корреляционные связи были выявлены со шкалами: циклоидного, сенситивного, интровертированного типов.
Интересными для нас стали выявленные корреляционные связи, полученные в выборке подростков с «директивно-враждебным» типом отношения в семье, по трем показателям: враждебность, непоследовательность и автономность (r=0,35), обратные – с показателем «несостоятельность» (r= - 0,40) и с показателем «общительность» (r= - 0,34). Это позволила нам утверждать, что, чем больше уровень враждебности родителей по отношению к подростку, отрицательное отношение к ребенку, отсутствие к нему любви и уважения, отстраненность, отсутствие у родителя стремления к участию в жизни и делах ребенка, тем более проявляются у ребенка склонности к суицидальным реакциям, проявляется несостоятельность, формируется отрицательная концепция собственной личности, и снижается общительность у подростков. Исследование личностных особенностей было соотнесено с доминирующими морально- этическими, нравственными чертами и установками.
Таким образом,личностные индивидуально-типологические особенности доминируют в формировании суицидального поведения, главными при повышении суицидального риска, является степень целостности структуры личности подростка, «сбалансированность» доминирующих черт, морально-нравственные установки и убеждения.
Литература
Амбрумова А.Г., Проблема суицида и превентивная суицидологическая служба в РФ // Научные и организационные проблемы суицидологии / под ред. А.Г. Амбрумовой и др. – М., НИИ психиатрии МЗ РФ, 2013. - С.7-20.
Бадмаева, В.Д. Суициды у подростков: социальные, клинические и психологические факторы /В.Д. Бадмаева, Е.Г. Дозорцева, К.В. Сыроквашина, Е.Ю. Шкитырь, Н.А. Александрова//Российский психиатрический журнал. 2016. № 4. С. 58 – 63.
Медведева Н.И. Современные подходы к психологическому сопровождению личности в условиях стрессогенной социальной среды //Вестник Северо-Кавказского федерального университета. -2014.- № 4 (43). – С. 236-239.