Маркетинговые исследования регионального рынка лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Гидрокортизон - Студенческий научный форум

XVII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2025

Маркетинговые исследования регионального рынка лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Гидрокортизон

Шевлякова Д.Л. 1, Баранова О.О. 1
1МФК КГМУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 

ВВЕДЕНИЕ

В XXI веке аутоимунными заболеваниями страдают 3-5% людей, при этом самыми распространенными из них являются недостаточность надпочечников, адреногенитальный синдром, высокий уровень кальция в крови, тиреоидит, ревматоидный артрит, дерматит, астма и ХОБЛ.

Для лечения данных заболеваний используется лекарственные препараты на основе МНН Гидрокортизон.

Сегодня выбор лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Гидрокортизона достаточно широк и включает как традиционные препараты, так и аналоги, поэтому маркетинговые исследования Российского рынка лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Гидрокортизон на сегодняшний день является актуальными.

Цель данной работы – маркетинговые исследования ассортимента лекарственных препаратов российского и регионального рынка на основе лекарственного средства МНН Гидрокортизон.

Задачи:

1. Изучить маркетинговый подход к изучению фармацевтического рынка лекарственных средств.

2. Дать товароведческую характеристику лекарственного средства.

3. Проанализировать ассортимент лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Гидрокортизон, разрешенных к применению в стране.

4. Провести анализ ассортимента лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Гидрокортизон на примере аптечной организации ИП Казакова ООО «Мелздрав».

5. Предложить рекомендации по улучшению ассортимента лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Гидрокортизон в аптечной организации ИП Казакова ООО «Мелздрав».

Объекты исследования: ассортимент лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Гидрокортизон.

В работе были использованы следующие методы исследования:

  • контент-анализ;

  • статистический;

  • аналитический.

1. Маркетинговые подходы к изучению фармацевтического рынка лекарственных средств

1.1 Значение маркетинговых исследований в изучении рынка лекарственных средств

Лекарственные средства являются особой категорией товара, они оказывают влияние на самое ценное, что есть у человека – его здоровье. Здоровье каждого гражданина – стратегическая ценность любого государства. Проведение маркетинговых исследований в нашей стране началось в конце 80-х годов XX века, с приходом на отечественный рынок иностранных фирм. Развитие отечественных маркетинговых исследований было обусловлено первичным насыщением рынка, в результате которого сформировалась необходимость стимулирования сбыта произведенного на неизвестного покупателя товара (данный период длился до середины 90-х). С дальнейшим насыщением рынка связан переход к производству, базирующемуся на потребностях и запросах потребителей. Среди первых работ следует отметить монографию «Маркетинговый анализ новых лекарственных средств, получаемых из лекарственного растительного сырья тыквы», выполненную в 1991 г. на кафедре маркетинга и товароведения в здравоохранении (тогда кафедра медицинского и фармацевтического товароведения) ММА им. И.М. Сеченова [3].

В настоящее время фармацевтический рынок имеет тенденцию к неуклонному росту. С каждым годом возрастает не только его объем в денежном выражении, но и появляются новые лекарственные средства, которые обладают минимумом побочных эффектов и более высокой эффективностью, чем их предшественник. В связи с этим повышается актуальность исследований по изучению экономических показателей фармацевтического рынка, анализу его структуры. Проведением исследований занимаются профессиональные специалисты. Консультанты по маркетингу оказывают помощь в решении жизненно важной для любого предприятия, действующего в условиях рыночной экономики, задачи: обеспечение такого его функционирования, чтобы производимые им товары и услуги были куплены потребителем. Они занимаются вопросами исследования рынка и обеспечивают принятие решений в области сбыта, ценообразования, рекламы, разработки новой продукции и т.д. Поскольку в рыночной экономике наиболее сложной проблемой для предприятия является не производство, а продажа продукции, маркетинг представляет собой одну из самых важных областей консультационного обеспечения бизнеса. Основные виды аналитических работ, выполняемых маркетинговыми фирмами, при исследовании фармацевтического рынка не отличаются в целом от работ по исследованию любого другого товарного рынка. Фирмы проводят анализ сегментов рынка, анализ товаров конкурентов, исследование потребительских мотиваций и поведения, исследование целевой аудитории потребителей, анализ эффективности рекламы, исследование емкости рынка, позиционирование товара, оценки распределения долей рынка между фирмами, анализ и рекомендации по ценообразованию, разработки концепций новых товаров. В настоящее время агентств, специализирующихся на предоставлении услуг по маркетинговым исследованиям фармацевтического рынка России насчитывается около 30, однако учитывались лишь те фирмы, которые имели опыт реального осуществления подобных исследований[5].

Итак, методы маркетинговых исследований в первую очередь делятся на методы сбора первичных и методы сбора вторичных данных.

Первичные данные - информация, собранная исследователем специально для решения конкретной проблемы. Чаще всего под проведением маркетингового исследования понимают именно сбор первичной информации. Методы сбора первичных данных, в свою очередь, делятся на методы сбора качественных данных, методы сбора количественных данных и так называемые mix-методики.

Источники вторичной информации объединяются в четыре основные группы: официальные государственные источники, специализированные источники фармацевтической информации, общие источники социально-экономической и деловой информации, а также источники участников рынка. Специализированные источники вторичной информации включают профессиональные фармацевтические периодические издания, порталы и сайты, справочники и базы данных ЛС, источники профессиональных фармацевтических ассоциаций. Важный источник вторичных данных представляют собой исследовательские компании, являющиеся поставщиками результатов проводимых ими исследований, аналитических отчетов, специализированных бюллетеней и баз данных.

Основные достоинства вторичной информации - она дешево стоит, и доступ к ней можно получить сравнительно легко и быстро. Основные недостатки связаны с тем, что вторичная информация собиралась для решения другой проблемы.

Соответственно, она, скорее всего, будет:

а) устаревшей,

б) неполной,

в) не иметь прямого отношения к решаемой проблеме,

г) ненадежной (особенно это относится к российским источникам вторичной информации, в которых порой значения одного и того же параметра в разных источниках различаются чуть ли не на порядок).

В составе исследовательских компаний выделяются две основные группы: универсальные компании, предоставляющие полный набор услуг в сфере маркетинговых исследований вне зависимости от их отраслевой специфики, а также компании, специализирующиеся на определенных отраслевых рынках. И та, и другая группа проводят как синдикативные (для неограниченного круга пользователей), так и ad hoc (с латинского для данной специальной цели, случая, выполняемые по заказу конкретных компаний). В исследованиях конечных потребителей безрецептурных препаратов и парафармацевтической продукции, а также в изучении медиапредпочтений и рекламы в СМИ, не требующих дифференцированного подхода, в качестве поставщиков информационных услуг для фармацевтического сектора выступают универсальные компании.

В то же время в силу своей специфичности фармацевтическая отрасль в основном обслуживается специализированными исследовательскими компаниями, сфокусированными на фармацевтическом рынке и сформировавшими отдельный сектор услуг. В то время как в целом в РФ отраслевой сектор исследовательских фирм еще не сложился, в фармации уровень развития инфраструктуры исследований рынка достиг высокого уровня [20].

В настоящее время разработаны следующие методики маркетинговых исследований в здравоохранении: АВС-анализ; VEN-анализ; анализ внешней среды аптечных и лечебно-профилактических учреждений здравоохранения (качественный и количественный); анализ внутренней среды учреждений здравоохранения (качественный и количественный); сегментирование рынка; позиционирование фармацевтических товаров (качественным и количественным методом); оценка конкурентоспособности фармацевтических товаров и др. [2].

В настоящее время фармацевтический рынок имеет тенденцию к неуклонному росту. С каждым годом возрастает не только его объем в денежном выражении, но и появляются новые лекарственные средства (ЛС), которые обладают минимумом побочных эффектов и более высокой эффективностью, чем их предшественники [17].

В связи с этим повышается актуальность исследований по изучению экономических показателей фармацевтического рынка, анализу его структуры.

1.2 Методы анализа ассортимента лекарственных средств

В настоящее время для анализа ассортимента лекарственных средств применяют различные методики в зависимости от поставленных в маркетинговом исследовании целей.

ABC-анализ – один из способов, позволяющий классифицировать ресурсы фирмы по степени их важности. Этот анализ является одним из способов рационализации и может применяться в сфере деятельности любого предприятия. В его основе лежит принцип Парето – 20 % всех товаров дают 80 % оборота. По отношению к ABC-анализу правило Парето может прозвучать так: надёжный контроль 20 % позиций позволяет на 80 % контролировать систему, будь то запасы сырья и комплектующих, либо продуктовый ряд предприятия и т. п. Часто ABC-анализ путают с ABC-методом, расшифровывая ABC как Activity Based Costing, что в корне неверно [9].

ABC-анализ – анализ товарных запасов путём деления на три категории:

А – наиболее ценные, 20 % – ассортимента (номенклатура); 80 % – продаж

В – промежуточные, 30 % – ассортимента; 15 % – продаж

С – наименее ценные, 50 % – ассортимента; 5 % – продаж

В настоящее время проводятся исследования рынка отдельных групп лекарственных средств, проводится анализ цен на отдельные группы препаратов, проводятся фармакоэкономические исследования с учетом кризисных явлений в экономике. Важную роль анализ ассортимента фармацевтического рынка играет при выведении на рынок нового лекарственного препарата. Современный маркетинг и логистика основаны на использовании ряда всемирно опробованных инструментов. К таким инструментам относят ABC и XYZ-анализы, помогающие улучшить организацию бизнеса. Их совместное применение действенно для оптимизации бизнес-процессов, не вызывает потребности в больших трудозатратах и в привлечении высокооплачиваемых экспертов. Современный маркетинг и логистика основаны на использовании ряда всемирно опробованных инструментов.

Смыслом ABC-анализа можно считать выделение в бизнесе из большого количества однотипных объектов те, на которых нужно сосредоточить главное внимание исходя из конкретной выбранной цели. Этот метод может использоваться в разных направлениях: для оптимизации ассортимента, анализа клиентской базы, повышения эффективности продаж.

XYZ-анализ – это инструмент определения уровня стабильности или вариативности в продажах. Он группирует объекты бизнеса исходя из равномерности продаж, выявляет колебания в разные временные промежутки и классифицирует объекты по уровню прогнозируемости. Метод может применяться для анализа продаж отдельных товаров, услуг или поведения клиентов.

Методики ABC и XYZ могут применяться для анализа таких факторов:

1. товарного ассортимента (анализируем прибыль);

2. целевой клиентской базы (анализируем объём заказов);

3. базы поставщиков (анализируем объём поставок);

4. дебиторов (анализируем сумму и динамику задолженности).

Совмещённый анализ ABC и XYZ считается эффективным и разносторонним инструментом. Метод базируется на формировании единой таблицы, где по девяти группам распределяют объекты анализа на основании итогов ABC-анализа и XYZ-анализа [8].

Другим прикладным методом является анализ, основанный на VEN-классификации.

 Данный вид анализа применяется, как правило в фармакологической отрасли.

 От английского Vital Essential Non-essential — жизненно-важные, необходимые, второстепенные) — проводится сегментация ассортимента. Т.е. идет анализ не по количественным, а по качественным характеристикам. В жизни применяется совместно с ABC-анализом.

VEN-анализ проводится параллельно с АВС-анализом и позволяет определить приоритетные лекарственные препараты в соответствии с международной практикой их деления на жизненно важные (Vital или V), необходимые (Еssential или Е) и второстепенные (Non-essential или N) (табл. 1).

Таблица 1

Определение приоритетных лекарственных препаратов (VEN-анализ)

Жизненно важные (Vital)

Лекарства, важные для спасения жизни (например, вакцины); имеющие опасный для жизни синдром отмены, постоянно необходимые для поддержания жизни (инсулины, стероиды, антибиотики и т. п.)

Необходимые (Essential)

Лекарства, эффективные при лечении менее опасных, но серьезных заболеваний

Второстепенные (Non-essential)

Лекарства для лечения «легких» заболеваний; препараты с сомнительной эффективностью; дорогостоящие с симптоматическими показаниями

По результатам проведённого ABC-VEN-анализа можно ответить на следующие вопросы:

  1. Целесообразно ли тратятся финансовые средства на лекарства в конкретном лечебном учреждении (главным образом, какие препараты в группе А и В)?

  2. Какие шаги необходимо предпринять, чтобы рационализировать лекарственные закупки?

  3. Какие препараты в первую очередь следует рассмотреть на предмет включения (исключения) в формулярный перечень?

  4. Соответствуют ли финансовые затраты данным анализа структуры заболеваемости?

Так же VEN-анализ применяется при классификации ресурсов и запчастей производственных компаний. Выделяют критичные позиции (например, запчасть без наличия которой остановится производство), умеренно критичные позиции (запчасть, без которой можно какое-то время обойтись, производство продолжится, пусть и не на полную мощность) и не критичные позиции (запчасти, без наличия которых можно обойтись, дожидаясь их поставки по случаю необходимости).

Таким образом, следует сказать, что фармацевтический маркетинг – часть общего маркетинга – процесс реализации фармацевтической помощи – деятельность, направленная на удовлетворение нужд и потребностей населения в фармацевтической продукции. В настоящее время для анализа ассортимента лекарственных средств применяют различные методики в зависимости от поставленных в маркетинговом исследовании целей. В большинстве случаев это может быть анализ ассортимента регионального, локального рынка и использование лекарственных средств врачами – специалистами в терапии. Информация, использованная в таких исследованиях, позволяет сформировать ассортиментную политику организации в зависимости от имеющегося на рынке предложения товаров и спроса на лекарственные средства.

2. Маркетинговый анализ ассортимента лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Гидрокортизон

2.1 Товароведческая характеристика лекарственного препарата

Русское название: Гидрокортизон.

Латинское название вещества Гидрокортизон: Hydrocortisonum (род. Hydrocortisonici).

Химическое название: 11β, 17α, 21-тригидроксипрегн-4-ен-3,20-дион.

Брутто-формула: C21H30O5.

Рисунок 1. Структурная формула

Фармакологическая группа вещества Гидрокортизон: Кортикостероиды.

Нозологическая классификация (МКБ-10)

  • L20 Атопический дерматит;

  • L20.8 Другие атопические дерматиты;

  • L23 Аллергический контактный дерматит;

  • L30.9 Дерматит неуточненный;

  • L40 Псориаз.

Код CAS: 50-23-7.

Характеристика вещества Гидрокортизон:белый или почти белый порошок без запаха, горького вкуса. Растворимость (мг/мл) при 25 °C: вода 0,28; этанол 15,0; метанол 6,2; ацетон 9,3; хлороформ 1,6; пропиленгликоль 12,7; эфир — около 0,35. Растворим в концентрированной серной кислоте с образованием флуоресцирующего раствора интенсивного зеленого цвета. Молекулярная масса 362,47.

Фармакологическое действие - антиэкссудативное,  глюкокортикоидное,  иммунодепрессивное, противоаллергическое, противовоспалительное, противозудное, противошоковое.

Тормозит реакции гиперчувствительности, пролиферативные и экссудативные процессы в соединительной ткани, в очаге воспаления. Уменьшает местную гиперемию и гипертермию кожи. Действие опосредовано через специфические внутриклеточные рецепторы. Предотвращает активацию фосфолипазы A2, стимулируя образование ее ингибитора — липомодулина и вследствие прямого воздействия на клеточные мембраны, нарушает синтез ПГ и выделение макрофагального хемотаксического фактора, ингибирует активацию тканевых кининов. Уменьшает миграцию макрофагов и лимфоцитов в очаг воспаления. Блокирует Fc-рецепторы на поверхности макрофагов для IgG и С3 компонента комплемента. Стабилизирует мембраны лизосом, предотвращая выделение лизосомальных ферментов. Подавляет альтерацию, экссудацию и пролиферацию. В больших дозах тормозит развитие лимфоидной и соединительной ткани, угнетает активность гиалуронидазы, уменьшает проницаемость капилляров.

Тормозит продукцию коллагеназы и активирует синтез ингибиторов протеаз. Блокирует синтез и высвобождение из сенсибилизированных тучных клеток и базофилов гистамина и других биологически активных веществ, подавляет различные стадии иммуногенеза, не оказывая митостатического действия. Повышает уровень гликогена в печени, тормозит выделение натрия и воды, увеличивает — калия. Влияет на белковый (вызывает отрицательный азотистый баланс за счет повышения катаболизма) и липидный обмены. Увеличивает ОЦК, гидрофильность тканей, повышает АД, оказывает противошоковое действие. Пороговая доза, приводящая к развитию синдрома Кушинга при длительном применении, составляет около 30 мг. При длительном применении развивается атрофия коры надпочечников, угнетается образование АКТГ и тиреотропного гормона гипофиза. Гидрокортизона ацетат характеризуется медленно развивающимся, но более продолжительным, чем у водорастворимых препаратов, эффектом. Используется для введения в места повреждения, суставы и в мягкие ткани, где оказывает местное противовоспалительное действие, хотя возможно развитие системных гормональных эффектов. Лечебный эффект при внутрисуставном введении наступает в течение 6–24 ч и длится от нескольких дней до нескольких недель. Гидрокортизона натрия сукцинат обладает как метаболической, так и противовоспалительной активностью. После в/в введения действие проявляется через 1 ч, продолжительность его варьирует.

Экскреция введенной дозы осуществляется в течение 12 ч. При необходимости поддержания высоких плазменных концентраций рекомендуется введение каждые 4–6 ч. Эта соль гидрокортизона быстро абсорбируется и при в/м введении экскретируется также, как и при в/в аппликации. Хорошо всасывается после приема внутрь. Cmax достигается через 1 ч. После в/м введения абсорбция происходит медленно (24–48 ч). Связывается с транскортином плазмы на 70–80%, с альбумином — 10%, около 10% находится в виде свободной фракции. Хорошо проникает через слизистые оболочки и гистогематические барьеры. Метаболизируется в печени. Выводится преимущественно через почки в виде неактивных метаболитов. В плаценте метаболизируется около 70% гидрокортизона с образованием неактивной 11-кетоформы.

Применение вещества Гидрокортизон:

Для системного применения: острые аллергические реакции, тяжелый приступ бронхиальной астмы, астматическое состояние, сывороточная болезнь, реакции гиперчувствительности на введение лекарств; неотложные состояния — гипотензия, в т.ч. ортостатическая, коллапс при болезни Аддисона, инфаркт миокарда, геморрагический инсульт, синдром Морганьи-Адамса-Стокса, кома, гипотиреоидная и печеночная кома, множественная кровоточивость, острая печеночная недостаточность при отравлениях, отек гортани при аллергических и воспалительных поражениях, ожогах и травмах, отравление витамином D, крепкими кислотами, фосфорорганическими веществами, хинином, хлором, посттрансфузионные осложнения, синдром Мендельсона, укусы змей и скорпионов; анафилактический, геморрагический, кардиогенный и травматический шок; эндокринные заболевания — синдром Уотерхауса-Фридериксена, первичная или вторичная недостаточность коры надпочечников, адреногенитальный синдром с потерей натрия, тиреоидит; гиперкальциемия, ассоциированная с раком; ревматические болезни — псориатический, ревматоидный, ювенильный и острый подагрический артрит, анкилозирующий спондилит, острые и подострые бурситы, плечелопаточный периартрит, системная красная волчанка, острый ревматический кардит, дерматомиозит; саркоидоз, синдром Леффлера, бериллиоз, фульминантный или диссеминированный туберкулез легких, аспирационный пневмонит (в сочетании со специфической химиотерапией); идиопатическая тромбоцитопеническая пурпура у взрослых, аутоиммунная гемолитическая и врожденная гипопластическая анемия, эритробластопения, паллиативная терапия лейкемии и лимфом у взрослых, острой лейкемии у детей; нефротический синдром без признаков уремии (для уменьшения протеинурии и индукции диуреза), тяжелые обострения неспецифического язвенного колита и болезни Крона, туберкулезный менингит с субарахноидальным блоком, трихинеллез с неврологическими и миокардиальными проявлениями, острые проявления рассеянного склероза, диссеминированный рак легких, дифференциальная диагностика идиопатической и лекарственно индуцированной лейкопении.

Внутрисуставное и периартикулярное введение (гидрокортизона ацетат): реактивный синовит, ревматоидный артрит, острые и подострые бурситы, острые подагрические артриты, эпикондилиты, острые неспецифические тендосиновиты, синдром запястного канала, посттравматические остеоартриты.

При применении на кожу: воспалительные и аллергические заболевания кожи немикробной этиологии, в т.ч. экзема, дерматиты; зудящие дерматозы, фотодерматозы, аногенитальный зуд, укусы насекомых, пемфигус, эритродермия, псориаз.

В офтальмологии (в виде глазной мази): аллергический конъюнктивит, блефарит, дерматит век, кератит, восстановление прозрачности роговицы и подавление неоваскуляризации после перенесенных кератитов, химических и термических ожогов (после полной эпителизации роговицы); ирит, иридоциклит, воспаление переднего сегмента, диффузный задний увеит и хориоидит, симпатическая офтальмия, состояние после оперативных вмешательств.

В/к при келоидах, локализованных гипертрофических, инфильтративных, воспалительных повреждениях, плоском лишае, псориатических бляшках, кольцевидной гранулеме, нейродермите, дискоидной красной волчанке, диабетическом липоидном некробиозе, гнездной алопеции, кистозных опухолях апоневроза и сухожилий.

Противопоказания:

Гиперчувствительность (для кратковременного системного применения по жизненным показаниям является единственным противопоказанием).

Для системного применения. Системные микозы, паразитарные и инфекционные заболевания вирусной или бактериальной природы (в настоящее время без соответствующей химиотерапии или недавно перенесенные, включая недавний контакт с больным), в т.ч. простой герпес, опоясывающий герпес (виремическая форма), ветряная оспа, корь, амебиаз, стронгилоидоз (установленный или подозреваемый), активный и латентный туберкулез; иммунодефицитные состояния (в т.ч. СПИД или ВИЧ-инфекция), поствакцинальный период, острый психоз, тяжелые формы артериальной гипертонии, декомпенсированный сахарный диабет тяжелого течения; язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки в стадии обострения, дивертикулит; недавнее наложение кишечных анастомозов; пептическая язва; остеопороз,болезнь Иценко-Кушинга, тромбофилические состояния, почечная недостаточность, беременность, период лактации.

Для внутрисуставного и периартикулярного применения: предшествующая артропластика, состояния после операции наложения кишечного анастомоза, беременность, грудное вскармливание.

При применении на кожу: бактериальные, вирусные и грибковые кожные заболевания, кожные проявления сифилиса, туберкулез кожи, опухоли кожи, нарушение целостности кожных покровов (язвы, раны), розацеа, вульгарные угри, периоральный дерматит, поствакцинальный период, беременность, грудное вскармливание.

Для глазной мази: гнойные, вирусные, туберкулезные и грибковые заболевания глаз, трахома, первичная глаукома, нарушение целостности эпителия роговицы; период вакцинации, беременность, грудное вскармливание.

Применение при беременности и кормлении грудью: противопоказано при беременности. Категория действия на плод по FDA – C.

На время лечения следует прекратить грудное вскармливание.

Взаимодействие: Барбитураты, противоэпилептические и антигистаминные препараты снижают эффективность. НПВС повышают риск язвообразования в ЖКТ, парацетамол — гепатотоксичность. Гидрокортизон уменьшает уровень в крови салицилатов (повышает клиренс) и активность противодиабетических средств, изменяет эффективность антикоагулянтов. Сердечные гликозиды и некалийсберегающие диуретики потенцируют гипокалиемию, анаболические стероиды — повышение гидрофильности тканей. При сочетании с амфотерицином В возможно развитие дилатационного поражения миокарда и сердечной недостаточности.

Передозировка

Острая передозировка маловероятна, однако при чрезмерно длительном употреблении возможны усиления описанных выше побочных явлений.

Лечение: уменьшение дозы или полная отмена препарата.

Пути введения: в/в, в/м, внутрь, внутрисуставно и периартикулярно, в/к, местно.

Условия отпуска из аптек: по рецепту.

Условия хранения препарата Гидрокортизон: в защищенном от света месте, при температуре не выше 15°C. Хранить в недоступном для детей месте.

Срок годности препарата Гидрокортизон: 3 года.

Не применять по истечении срока годности, указанного на упаковке.

2.2 Анализ ассортимента лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Гидрокортизон, разрешенных к применению в стране

Маркетинговый анализ ассортимента российского рынка лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Гидрокортизон проводился по числу торговых названий (ТН), по формам выпуска, по составу, по производственному признаку (странам и фирмам-производителям), по датам регистрации в Государственном реестре лекарственных средств.

Изучение ассортимента российского рынка лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Гидрокортизон, осуществлялось на основании данных о лекарственных препаратах, зарегистрированных в Государственном реестре лекарственных средств (ГРЛС) на 01.03.2023 г. [23]. В результате был сформирован информационный массив ассортимента лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Гидрокортизон, разрешенных к применению на фармацевтическом рынке России, который представлен в таблице 1 (приложение 1).

Таблица 2

Анализ ассортимента лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Гидрокортизон по составу

Количество предложений

Состав

 

Монопрепарат

Комбинированный препарат

 

К-во

Доля, %

К-во

Доля, %

Лекарственные препараты

41

46,59

47

53,41

Итого:

88

100

88

100

Следует отметить, что большая часть лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Гидрокортизон – комбинированные препараты (53,41%), монопрепаратов - 46,59% (рисунок 2).

Рисунок 2. Ассортимент лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Гидрокортизон по составу, %

Далее проведем анализ ассортимента лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Гидрокортизон по формам выпуска (таблица 3).

Таблица 3

Анализ ассортимента лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Гидрокортизон по виду лекарственной формы

Вид лекарственной формы

Монопрепараты

количество

Комбинированные, количество

В сумме

Волос Доля,%

шт.

шт.

Мазь для наружного применения

27

24

51

57,96

Мазь глазная

9

0

9

10,23

Крем для наружного

Применения

2

8

10

11,36

Суппозитории рект.

0

2

2

2,27

Суппозитории ваг.

0

4

4

4,55

Таблетки

1

0

1

1,14

Лиофилизат для приготовления раствора для внутривенного и внутримышечного введения

1

0

1

1,14

Эмульсия для наружного применения

1

0

1

1,14

Суспензия для внутрисуставного и околосуставного введения

0

8

8

9,09

Аэрозоль для наружного применения

0

1

1

1,14

Итого:

41

47

88

100,00

Как видно из данных таблицы 2, ассортимент лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Гидрокортизон виду лекарственной формы представлен мазью для наружного применения и глазной, кремом для наружного применения, суппозиторием ректальным и вагинальным, таблетками, лиофилизатом для приготовления раствора для внутривенного и внутримышечного введения, эмульсией для наружного применения, суспензией для внутрисуставного и околосуставного введения и аэрозолем для наружного применения.

Их долю в общем объеме лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Гидрокортизон представим в виде рисунка 3.

Рисунок 3. Ассортимент лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Гидрокортизон по виду лекарственной формы,%

Как видно из данных таблицы 3 и рисунка 3, 57,96% в общем объеме лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Гидрокортизон занимает мазь для наружного применения, мазь глазная – 10,23%, крем для наружного применения – 11,36%, суппозитории ректальные – 2,27%, суппозитории вагинальные – 4,55%, суспензии для внутрисуставного и околосуставного введения – 9,09%, таблетки – 1,14%, лиофилизат – 1,14%, аэрозоль – 1,14%, эмульсия – 1,14%.

В таблице 4 представим анализ ассортимента лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Гидрокортизон по странам-производителям и фирмам.

Таблица 4

Анализ ассортимента лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Гидрокортизон по странам-производителям и фирмам

Страна-производитель

К-во, шт.

Доля, %

Фирма

К-во, шт.

Доля, %

Россия

74

84,09

ОАО "Синтез"

7

7,96

     

ООО"Тульская фармацевтическая фабрика"

37

42,05

     

АО "Бинергия"

7

7,96

     

ОАО"Авексима"

4

4,55

     

ООО "Атолл"

2

2,27

     

АО"ГлаксоСмитКляйн Хелскер"

1

1,14

     

ООО "ПРОМОМЕД РУС"

1

1,14

     

АО "МПЗ"

4

4,55

     

АО "Татхимфармпрепараты"

2

2,27

     

АО "АКРИХИН"

2

2,27

     

ООО"Бауш Хелс"

2

2,27

     

ОАО "Фармацевтическая фабрика Санкт-Петербурга"

2

2,27

     

ПАО "Биосинтез"

2

2,27

     

АО "Нижфарм"

1

1,14

Германия

2

2,27

Урсафарм Арцнаймиттель ГмбХ

2

2,27

Польша

1

1,14

Тархоминский фармацевтический завод Польфа А.О.

1

1,14

Швейцария

2

2,27

Байер Консьюмер Кэр АГ

2

2,27

США

2

2,27

Пфайзер Инк.

2

2,27

Дания

6

6,82

ЛЕО Фарма А/С

6

6,82

Венгрия

1

1,14

ОАО "Гедеон Рихтер"

1

1,14

Итого

88

100

 

88

100

Как видно из данных таблицы 4, ассортимент лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Гидрокортизон по странам-производителям и фирмам представлен 7 странами и 20 фирмами.

Для наглядности ассортимент лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Гидрокортизон по странам-производителям представим в виде рисунка 4.

Рисунок 4. Ассортимент лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Гидрокортизон по странам-производителям, %

Ассортимент лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Гидрокортизон по фирмам представлен на рисунке 5.

Рисунок 5. Ассортимент лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Гидрокортизон по фирмам, %

Как видно из данных таблицы 4 и рисунков 4 и 5, наибольший удельный вес лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Гидрокортизон среди стран принадлежит России (84,09%), на втором месте Дания (6,82%), на третьем – США, Германия, Швейцария (2,27%). А среди фирм-производителей – у российских фирм лидером является ООО"Тульская фармацевтическая фабрика - 42,05%.

На основании данных о регистрации лекарственных препаратов (Приложение) рассчитаем индекс обновления ассортимента за последние 5 лет – с 2019 по 2023 год.

Из данных Приложения видно, что за последние 5 лет назад было зарегистрировано 50 лекарственных средства.

Индекс обновления ассортимента рассчитывается по формуле:

Y = n / N (1)

где, n – число предложений на рынке, зарегистрированных на рынке в течении последний 5 лет,

N – общее число предложений на рынке.

Y = 50 / 88 = 0,57 или 57%.

Таким образом, индекс обновления ассортимента лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Гидрокортизон за последние 5 лет составляет 57%.

2.3. Анализ ассортимента лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Гидрокортизон в аптечной организации

Анализ ассортимента лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Гидрокортизон проводился на базе аптечной организации ИП Казакова ООО «Мелздрав». На момент изучения лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Гидрокортизон ассортимент был представлен следующими наименованиями лекарственных средств (таблица 5).

Таблица 5

Ассортимент лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Гидрокортизон, предлагаемых в аптечной организации ИП Казакова ООО «Мелздрав»

№ п/п

Наименование ЛС, вид лекарственной формы, дозировка

Фирма-изготовитель, страна

Дата регистрации

1

Гидрокортизон

мазь глазная;
0,5% 3г.

ООО "Бауш Хелс", Россия;

25.05.2009

2

Гидрокортизон

мазь глазная;
0,5% 5г.

АО "Татхимфармпрепараты", Россия;

01.04.2011

3

Гидрокортизон

мазь глазная;

0,5% 3г.

АО

"Татхимфармпрепараты", Россия;

01.04.2011

4

Локоид

крем для наружного применения;
0,1% 30г.

ЛЕО Фарма А/С, Дания;

11.01.2012

5

Релиф Ультра

Суппозитории рект.
10 мг № 10;

Байер Консьюмер Кэр АГ, Швейцария;

29.07.2021

6

Зовиракс Дуо-Актив

крем для наружного применения;

1% 2г.

АО"ГлаксоСмитКляйн Хелскер", Россия.

26.04.2012

Итого: 6

ЛФ: 3

ЛП (с учетом фасовки и дозировки): 6

Стран: 3

Фирм: 5

 

Как видно из таблицы 5, лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Гидрокортизон в аптечной организации ИП Казакова ООО «Мелздрав» предлагается 5 торговых наименования в виде 6 лекарственных препаратов.

На основе анализа данных, представленных в таблице 4, провели анализ ассортимента лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Гидрокортизон, предлагающегося в аптечной организации ИП Казакова ООО «Мелздрав» по составу. Результаты представлены в таблице 6.

Таблица 6

Анализ ассортимента лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Гидрокортизон в аптечной организации по составу

Количество предложений

Состав

 

Монопрепарат количество

Комбинированный

количество

 

К-во

Доля%

К-во

Доля, %

6

4

66,67

2

33,33

Как видно из таблицы 6, в аптечной организации ИП Казакова ООО «Мелздрав» 4 (66,67%) предложений лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Гидрокортизон приходятся на монокомпонентные препараты и 2 (33,33%) комбинированные препараты.

На следующем этапе был получен ассортимент лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Гидрокортизон виду лекарственной формы. Результаты анализа представлены в таблице 7.

Таблица 7

Анализ ассортимента лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Гидрокортизон в аптечной организации виду лекарственной формы

Вид лекарственной формы

К-во

Доля

Мазь глазная

3

50,00

Крем для наружного применения

2

33,33

Суппозитории рект.

1

16,67

Итого:

6

100,0

Как видно из таблицы 7, в аптечной организации имеется 3 вида лекарственной формы: мазь глазная 50,0% (3 лекарственных препарата), крем для наружного применения 33,33% (2 лекарственных препарата), суппозитории ректальные 16,67% (1 лекарственный препарат).

На следующем этапе были проанализированы лекарственные препараты на основе лекарственного средства МНН Гидрокортизон по производственному признаку по странам- производителям и фирмам (таблица 8).

Таблица 8

Анализ ассортимента лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Гидрокортизон в аптечной организации по странам-производителям и фирмам

Страна-производитель

К-во

Доля,%

Фирма

К-во

Доля,%

Россия

4

60,0

ООО "Бауш Хелс"

1

16,67

     

АО "Татхимфармпрепараты"

2

33,33

     

АО"ГлаксоСмитКляйн Хелскер",

1

16,67

Дания

1

20,0

ЛЕО Фарма А/С

1

16,67

Швейцария

1

20,0

Байер Консьюмер Кэр АГ

1

16,67

Итого:

6

100,0

 

6

100,0

Как видно из таблицы 8, в аптечной организации предлагаются лекарственные препараты на основе лекарственного средства МНН Гидрокортизон из: России – 4 (66,66%) препаратов, Дании – 1 (16,67%) препаратов, Швейцарии – 1 (16,67%) препаратов.

На следующем этапе, на основании дат регистрации был рассчитан индекс обновления ассортимента лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Гидрокортизон в фармацевтической организации ИП Казакова ООО «Мелздрав». С этой целью были изучены даты государственной регистрации лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Гидрокортизон.

Для определения индекса обновления ассортимента проводится анализ ассортимента и выявление числа препаратов, зарегистрированных за последние 5 лет (2019-2023гг).

Как видно из таблицы 4, в ассортименте фармацевтической организации ИП Казакова ООО «Мелздрав», на основе МНН Гидрокортизон из 6 препаратов за анализируемый период (2019-2023гг) зарегистрировано 1 препарат. Таким образом, индекс обновления ассортимента составляет:

У = 1 / 6 = 0,17 или 17%

Рассчитанное значение индекса обновления ассортимента, равное 0,17 , говорит о том, что ассортимент лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Гидрокортизон в аптечной организации практически не представлен современными лекарственными средствами.

Таким образом, изучение ассортимента лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Гидрокортизон, предлагаемого аптечной организацией ИП Казакова ООО «Мелздрав», показало, что общий ассортимент предложений лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Гидрокортизон на локальном фармацевтическом рынке составляет 6 лекарственных препаратов. В аптеке предлагаются лекарственные препараты на основе лекарственного средства МНН Гидрокортизон из: России – 4 (66,66%), Дании – 1 (16,67%), Швейцарии – 1 (16,67%). В фармацевтической организации имеется 3 вида лекарственных форм – мазь глазная, крем для наружного применения, суппозитории ректальные. Рассчитанное значение индекса обновления ассортимента равное 0,17 говорит о том, что ассортимент аптечной организации практически не представлен современными лекарственными препаратами на основе лекарственного средства МНН Гидрокортизон.

2.4. Сравнительный анализ ассортимента лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Гидрокортизон, предлагающихся на фармацевтическом рынке России и в фармацевтической организации

На заключительном этапе был проведен сравнительный анализ ассортимента лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Гидрокортизон, предлагаемых на рынке России и в аптечной организации. Для этого были рассчитаны следующие показатели: полноты, глубины ассортимента.

1) расчет показателя полнота ассортимента

Полнота ассортимента характеризуется числом подвидов одного товара, имеющихся в аптеке к числу подвидов этого товара, зарегистрированных в стране. Показателем полноты ассортимента ЛС является коэффициент полноты- Кп. Показатель полноты ассортимента определялся по формуле 2.

Кп=Пфакт / Пбаз (2)

где, Пфакт- количество наименований лекарственных форм одного ЛС или одной фармакотерапевтической группы, имеющихся в фармацевтической организации,

Пбаз- количество наименований лекарственных форм этого ЛС или этой фармакотерапевтической группы, разрешенных к применению в стране.

В нашем примере, в аптеке ассортимент представлен 3 видами лекарственных форм (мазь гл., суппозитории рект., крем для н/п). В России зарегистрированы на основе МНН Гидрокортизон 8 видов лекарственной формы (мазь, крем, суспензия, эмульсия, аэрозоль, таблетки, суппозитории, лиофизиат). Исходя из имеющихся данных,

Кп= 3 / 8 = 0,37 или 37%

Значение коэффициента полноты ассортимента равное 0,37, свидетельствует о том, что в ассортименте аптеки присутствуют не все виды лекарственных форм лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Гидрокортизон.

2) расчет показателя глубина ассортимента

Глубина ассортимента характеризуется наличие разновидностей одного вида товара. Показателем глубины ассортимента является коэффициент глубины – Кг, который рассчитывается по формуле 3:

Кг= Гфакт/ Гбаз (3)

где, Гфакт- количество наименование лекарственных препаратов одного ЛС или одной ФТГ, имеющихся в фармацевтической организации,

Гбаз- количество наименований лекарственных препаратов этого ЛС или этой ФТГ, разрешенных к применению в стране.

В нашем примере, в аптеке ассортимент представлен 6 лекарственными препаратами, в стране зарегистрировано 88 лекарственных препаратов.

Значение коэффициента глубины равно:

Кг = 6 / 88 = 0,07 или 7%

Рассчитанное значение коэффициента глубины свидетельствует о том, что на локальном рынке присутствует 7% лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Гидрокортизон. Поэтому в фармацевтической организации при формировании заявки на ЛС, содержащие МНН Гидрокортизон можно учесть факт наличия на фармацевтическом рынке достаточно большого числа предположений и пополнить ассортимент аптеки недостающими лекарственными препаратами.

На заключительном этапе проводят сравнительный анализ ассортимента лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Гидрокортизон, предлагающегося на фармацевтическом рынке России и в аптечной организации. Сравнительная характеристика представлена в таблице 9.

Как видно из таблицы 9, ассортимент лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Гидрокортизон в аптечной организации представлен только 6 лекарственными препаратами. В аптечной организации в наличие имеется только три лекарственных формы. Сравнительное изучение структуры ассортимента по производственному признаку показало, что в аптечной организации 60% лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Гидрокортизон отечественного производства, в то время как на региональном рынке отечественные производители имеют долю рынка 84,09%.

Таблица 9

Сравнительная характеристика ассортимента лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Гидрокортизон, предлагающегося на фармацевтическом рынке России и в аптечной организации

Признак

Характеристика ассортимента ЛС, предлагающегося на фармацевтическом рынке России

Характеристика ассортимента ЛС, предлагающегося аптечной организацией

1

2

3

Группа по АТX классификации

АТХ А07EA02 Пищевой тракт и обмен веществ/ Противодиарейные, кишечные противовоспалительные и противомикробные препараты/Кишечные противовоспалительные препараты/ Кортикостероиды местного назначения/ Гидрокортизон

ATX A01AC03 Пищевой тракт и обмен веществ/ Стоматологические препараты/Стоматологические препараты/ Кортикостероиды для местного лечения заболеваний полости рта/ Гидрокортизон

ATX C05AA01 Сердечно-сосудистая система/ Ангиопротекторы/ Средства для лечения геморроя и анальных трещин для местного применения/ Кортикостероиды/ Гидрокортизон

ATX D07AA02 Дерматологические препараты/ Кортикостероиды для дерматологического применения/ Кортикостероиды/ Кортикостероиды с низкой активностью (группа I)/ Гидрокортизон

ATX S01BA02 Органы чувств/ Офтальмологические препараты/ Противовоспалительные препараты/ Кортикостероиды/ Гидрокортизон

ATX S01CB03 Органы чувств/ Офтальмологические препараты/ Противовоспалительные препараты в комбинации с противомикробными препаратами/ Кортикостероиды, противомикробные препараты и мидриатические средства в комбинации/ Гидрокортизон

ATX S02BA01 Органы чувств/ Препраты для лечения заболеваний уха/ Кортикостероиды/ Кортикостероиды/ Гидрокортизон

ATX D07AB02 Дерматологические препараты/ Кортикостероиды для дерматологического применения/ Кортикостероиды/ Кортикостероиды с умеренной активностью (группа II)/ Гидрокортизона бутерат

ATX D07AB11 Дерматологические препараты/ Кортикостероиды для дерматологического применения/ Кортикостероиды/ Кортикостероиды с умеренной активностью (группа II)/ Гидрокортизона бутепрат

ATX D07AC16

Дерматологические препараты/ Кортикостероиды для дерматологического применения/ Кортикостероиды/ Кортикостероиды с высокой активностью (группа III)/ Гидрокортизона ацепонат

ATX D07BA04 Дерматологические препараты/ Кортикостероиды для дерматологического применения/

Кортикостероиды в комбинации с антисептиками/ Кортикостероиды слабоактивные в комбинации с антисептиками/ Гидрокортизон и антисептики

ATX S01CA03 Органы чувств/ Офтальмологические препараты/ Противовоспалительные препараты в комбинации с противомикробными препаратами/ Кортикостероиды в комбинации с противомикробными препаратами/ Гидрокортизон и противомикробные препараты

ATX S03CA04 Органы чувств/ Препараты для лечения заболеваний глаз и уха/ Кортикостероиды в комбинации с противомикробными препаратами/ Кортикостероиды в комбинации с противомикробными препаратами/ Гидрокортизон и противомикробные препараты

ATX S01BB01Органы чувств/ Офтальмологические препараты/ Противовоспалительные препараты/ Кортикостероиды в комбинации с мидриатическими средствами/ Гидрокортизон и мидриатические средства

ATX D07CA01 Дерматологические препараты/ Кортикостероиды для дерматологического применения/ Кортикостероиды в комбинации с антибиотиками/ Кортикостероиды слабоактивные в комбинации с антибиотиками/ Гидрокортизон в комбинации с антибиотиками

ATX R01AD60 Дыхательная система/ Назальные препараты/ Деконгестанты и другие препараты для местного применения/ Кортикостероиды/ Гидрокортизон в комбинации с другими препаратами

ATX D07BB04 Дерматологические препараты/ Кортикостероиды для

дерматологического применения/ Кортикостероиды в комбинации с антисептиками/ Кортикостероиды умеренноактивные в комбинации с антисептиками/ Гидрокортизона бутират в комбинации с антисептиками

ATX D07XA01 Дерматологические препараты/ Кортикостероиды для дерматологического применения/ Кортикостероиды в комбинации с другими препаратами/ Кортикостероиды слабоактивные в комбинации с другими препаратами/ Гидрокортизон в комбинации с другими препаратами

ATX S01BA02 Органы чувств/ Офтальмологические препараты/ Противовоспалительные препараты/ Кортикостероиды/ Гидрокортизон

ATX D07AB02 Дерматологические препараты/ Кортикостероиды для дерматологического применения/ Кортикостероиды/ Кортикостероиды с умеренной активностью (группа II)/ Гидрокортизона бутерат

ATX C05AA01 Сердечно-

Продолжение таблицы 9

сосудистая система/ Ангиопротекторы/ Средства для лечения геморроя и анальных трещин для местного применения/ Кортикостероиды/ Гидрокортизон

Продолжение таблицы 9

Продолжение таблицы 9

Количество предложений

88

6

По составу

46,59% простого состава

53,41% смешанного состава

66,67% простого состава

33,33% смешанного состава

Производственный признак

84,09% - препараты российского производства,

15,91% - препараты зарубежного производства.

60,00 – препараты российского производства,

40,00 – препараты зарубежного производства.

По видам лекарственной формы

8 видов:

мазь ( для наружного применения, глазная),

крем для наружного применения,

суспензия, эмульсия, суппозитории

(ректальные, вагинальные),

лиофилизат, аэрозоль, таблетки .

3 вида: мазь глазная, крем для наружного применения, суппозитории ректальные.

Индекс обновления

0,57

0,17

На следующем этапе на основе рассчитанных показателей ассортимента были разработаны предложения по оптимизации ассортимента в исследуемой фармацевтической организации, которые представлены в таблице 10.

Таблица 10

Предложения по оптимизации ассортимента лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Гидрокортизон в фармацевтической организации

Признак

Характеристика ассортимента ЛС, предлагающегося на фармацевтическом рынке России

Характеристика ассортимента ЛС, предлагающегося аптечной организацией

Предложения по оптимизации ассортимента в аптеке

1

2

3

4

Индекс обновления

0,57

0,17

Расширить ассортимент ЛС за счет добавления торговых наименований

Коэффициент глубины

Коэффициент глубины- 1,0

Коэффициент глубины- 0,07

Коэффициент полноты

Коэффициент полноты- 1,0

Коэффициент полноты- 0,37

Расширить ассортимент ЛС за счет добавления лекарственных форм

Как видно из таблицы 10, значение рассчитанного показателя индекса обновления аптечной организации (0,17) отличается от значения данного показателя обновления лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Гидрокортизон по Российской Федерации (0,57).

Изучение рассчитанной величины коэффициента глубины говорит о том, что ассортимент фармацевтической организации лишь на 7% представлен от возможного.

Значение показателя-коэффициента полноты ассортимента – 0,37 свидетельствует о том, что ассортимент аптеки представлен не всеми видами лекарственных форм.

Для оптимизации ассортиментного «портфеля» аптечной организации ИП Казакова ООО «Мелздрав», разработаны предложения для увеличения ассортимента на основе лекарственного средства МНН Гидрокортизон следующими позициями, представленными в таблице 11.

Таблица 11

Рекомендации для включения в ассортимент аптеки лекарственные препараты на основе лекарственного средства МНН Гидрокортизон.

№ п/п

Торговое наименование

Форма

выпуска

Фирма

Производитель

Номер и дата регистрации

1.

Гидрокортизон+Лидокаин-Бинергия

суспензия для внутрисуставного и околосуставного введения

25 мг+5 мг/мл

АО "Бинергия", Россия

ЛП-006556

09.11.2020

2.

Гидрокортизон-АКОС

Мазь глазная 0,5%

ОАО"Синтез",

Россия

ЛП-№(000759)-(РГ-RU)

05.05.2022

3.

Кортеф

Таблетки, 10 мг.

Пфайзер Инк, США.

П N013028/01

19.12.2011

Данные препараты смогут увеличить показатели коэффициентов глубины и широты ассортимента, а также индекс обновления. За счет новых препаратов и лекарственных форм, зарегистрированных за период 5 лет (2019-2023 год).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Маркетинговая деятельность как важнейшая функция на рынке лекарственных средств должна обеспечивать устойчивое, конкурентоспособное функционирование и развитие того или иного субъекта маркетинговой системы на рынке товаров и услуг с учетом состояния внутренней и внешней среды. В та­ком толковании маркетинговая деятельность предполагает проведение исследований и разработку на их основе страте­гии и программы мероприятий, которые будут использовать­ся в целях повышения эффективности деятельности органи­зации.

1.Комплексный анализ аптечного ассортимента по влиянию отдельных наименований на товарооборот, по скорости реализации, эластичности спроса и маркетинговому потенциалу позволяет эффективно управлять аптечным ассортиментом, товарными запасами, более успешно использовать собственные оборотные средства.

Показателями ассортимента лекарственных средств являются: широта, полнота, глубина, степень использования, новизна, структура ассортимента, гармоничность, устойчивость.

При анализе ассортимента пользуются рядом подходов:

- классификация ассортимента по скорости реализации (АВС-анализ);

- по показателю эластичности его спроса. Маркетинговый инструмент, построенный на сравнении этих статистик, назван XYZ-анализ.

2. Гидрокортизон относится к кортикостероидным средствам. Фармакологическое действие - антиэкссудативное,  глюкокортикоидное,  иммунодепрессивное, противоаллергическое, противовоспалительное, противозудное, противошоковое.

3. Большая часть лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Гидрокортизон – комбинированные препараты (53,41%), монопрепаратов – 46,59%.

57,96% в общем объеме лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Гидрокортизон занимает мазь для наружного применения, мазь глазная составляет 10,23%, крем для наружного применения – 11,36%, суппозитории ректальные – 2,27%, суппозитории вагинальные – 4,55%, суспензии для внутрисуставного и околосуставного введения – 9,09%, таблетки – 1,14%, лиофилизат – 1,14%, аэрозоль – 1,14%, эмульсия – 1,14%.

Ассортимент лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Гидрокортизон по странам-производителям и фирмам представлен 7 странами и 20 фирмами.

Индекс обновления ассортимента лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Гидрокортизон за последние 5 лет составляет 57%.

4. Общий ассортимент предложений лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Гидрокортизон на локальном фармацевтическом рынке составляет 6 лекарственных препарата, выпускающихся под 5 торговыми наименованиями. В аптеке предлагаются лекарственные препараты на основе лекарственного средства МНН Гидрокортизон из: России – 4 (66,66%) препаратов, Дании – 1 (16,67%) препаратов, Швейцарии – 1 (16,67%) препаратов. В фармацевтической организации имеется 3 вида лекарственной формы: мазь глазная 50,0% (3 наименований), крем для наружного применения 33,33% (2 наименования), суппозитории ректальные 16,67% (1 наименование). Рассчитанное значение индекса обновления ассортимента равное 0,17 говорит о том, что ассортимент аптечной организации не представлен современными лекарственными препаратами на основе лекарственного средства МНН Гидрокортизон.

5. Значение рассчитанного показателя индекса обновления аптечной организации (0,17) отличается от значения данного показателя обновления лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Гидрокортизон по Российской Федерации (0,57). Из этого следует, что ассортимент фармацевтической организации нуждается в обновлении и приобретении в аптеку новых ЛС, зарегистрированных за последние 3-5 лет.

Изучение рассчитанной величины коэффициента глубины говорит о том, что ассортимент фармацевтической организации лишь на 7% представлен от возможного.

Значение показателя- коэффициента полноты ассортимента- 0,37, свидетельствует о том, что ассортимент аптеки представлен не всеми видами лекарственных форм.

На основании этого можно порекомендовать расширить ассортимент на основе МНН Гидрокортизон за счет добавления новых наименований и новых лекарственных форм лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Гидрокортизон.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Васнецова, О.В. Маркетинг в фармации / О.В. Васнецова. – М.: Медицина, 2016. – 334 с.

  2. Венгеровский, А.И. Фармакология. Курс лекций / А.И. Венгеровский. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. – 541 с.

  3. Научный журнал «Вестник Алтайской академии и экономики права»: неофициальный сайт. – URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=130 (дата обращения: 02.05.2023). 

  4. Видаль. – официальный сайт: - Москва – 2021. – URL: https://www.vidal.ru/drugs/hydrocortisone__18964 (дата обращения: 12.05.2023).

  5. Глембоцкая, Г.Т. В лабиринтах фармацевтического менеджмента / Г.Т. Глембоцкая. – М.: Литтерра, 2016. – 256 c. – Текст : непосредственный

  6. Голубков, Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология, практика / Е.П. Голубков. – М.: Финпресс, 2018. – 464 с. – Текст: непосредственный.

  7. Государственный реестр лекарственных средств: официальный сайт. – Москва, 2021. – URL: http://grls.rosminzdrav.ru/grls.aspx (дата обращения: 12.05.2023).

  8. Дремова, Н.Б. Комплексный подход в исследовании маркетинговых позиций лекарственных средств / Н.Б. Дремова, А.М. Николаенко, И.И. Совершенный. – Текст: непосредственный // Новая аптека. Эффективное управление. – 2013. – №8. – С. 47-51.

  9. Дремова, Н.Б. Концепция маркетинговых исследований ассортимента лекарственных средств в фармацевтических организациях / Н.Б. Дремова, Е.В. Лазарева. – Текст : непосредственный

  10. Экономим, вестн. фармации. – 1998. – № 12. – С. 67-74.

  11. Дремова, Н.Б. Маркетинг в аптеке: шаг за шагом. Практическое руководство / Н.Б. Дремова. – М.: МЦФЭР, 2014. – 198 с. – Текст: непосредственный.

  12. Дремова, Н.Б. Маркетинговые исследования ассортимента лекарственных средств в фармацевтических организациях: метод, рекомендации / Н.Б. Дремова, Е.В. Лазарева. – Курск, 2001. – 24 с. – Текст: непосредственный.

  13. Коноплева, Е.В.  Фармакология / Е. В. Коноплева. – М.: Юрайт, 2019. – 451 с. – Текст : непосредственный.

  14. Мнушко, З.Н. Менеджмент и маркетинг в фармации. Ч. II. Маркетинг в фармации / З.Н. Мнушко. – Харьков: Золотые страницы, 2014. – 536 с. – Текст : непосредственный.

  15. Муляр, А.Г. Фармакология / А.Г. Муляр, Н.Д. Бунятян, Н.Д. Саядян. – М.: Триада-X, 2014. – 432 c.

  16. Настольная книга современного фармацевтического работника. – М.: Феникс, 2016. – 512 c.

  17. Нормативно-правовые аспекты регулирования обращения лекарственных средств в Российской Федерации / А.Н. Миронов [и др.] – Текст : непосредственный // Фармация. – 2017. – №3. – С. 3-5.

  18. Реестр лекарственных средств: официальный сайт. – URL: https://www.rlsnet.ru/active-substance/gidrokortizon-69 (дата обращения: 05.05.2023).

  19. Российская Федерация. Законы. Об обращении лекарственных средств : Федеральный закон № 61-ФЗ: [принят Государственной думой 12 апреля 2010 года : одобрен Советом Федерации 14 апреля 2010 года]. – Москва : Проспект, 2021. – 58 с..

  20. Фармацевтический маркетинг. Принципы, среда, практика / М.С. Смит [и др.]. – М.: Литерра, 2011. – 383 с.

  21. Смит, М.С. Фармацевтический маркетинг. Принципы, среда, практика / Микки С. Смит, Е. М. Коласса, Грег Перкинс, Брюс Сикер; Пер. с англ. Н. Г. Мефодовской. Ред. рус. изд. Ю. А. Крестинский, В. А. Мефодовский. – М.: Литтерра, 2013. – 392 с.

  22. Фармацевтический маркетинг. Принципы, среда, практика / М.С. Смит [и др.]. – М.: Литерра, 2011 – 383 с.

  23. Adindex: неофициальный сайт. – URL: https://adindex-ru.turbopages.org/adindex.ru/s/publication/tools/technologies/2021/06/17/295497.phtml (дата обращения: 10.05.2023).

  24. Studfiles: неофициальный сайт. – URL: https://studfile.net/preview/6010983/ (дата обращения: 01.05.2023).

Просмотров работы: 9