В современных образовательных учреждениях основное внимание уделяется эффективности обучения. Однако следует подчеркнуть, что ключевой педагогической задачей для студентов первого курса является процесс адаптации. Для ускорения этого процесса применяются различные технологии и организационные методы, используемые в вузах.
Адаптация у студентов происходит по-разному. Многие первокурсники сталкиваются с трудностями в привыкании к новому окружению, установлении знакомств и интеграции в коллектив. Для первокурсников важно «проявить себя» в новой группе. Необходимо стремиться к дружбе с сокурсниками и участвовать в интересных проектах. Главное - оставаться самим собой. Важно осознавать, что адаптация занимает определенное время, и чем быстрее студент настроится на обучение в новых условиях, тем скорее этот период завершится.
Переход от школьного обучения к вузовскому можно считать переломным моментом в жизни ребенка. Это связано с тем, что у многих отсутствует опыт самостоятельной адаптации к новым условиям жизни, что затрудняет переживание этой значимой перемены. Адаптация в новом коллективе и учреждении становится важнейшей задачей для первокурсника, решение которой напрямую влияет на успешность и эффективность его дальнейшего обучения. Чем быстрее пройдет этот процесс, тем выше вероятность достижения положительных результатов в учебе.
Социальная адаптация занимает значительное место в этом процессе. В этот период формируется коллектив, выделяются студенты-лидеры, и каждый студент осознает свою новую роль в группе. Для многих этот процесс проходит достаточно легко, хотя и может сопровождаться легким волнением, как это бывает при знакомстве с чем-то новым и интересным.
Скорость адаптации во многом зависит от типа нервной системы студента, его опыта и уверенности в своих силах. Умение налаживать коммуникацию внутри группы также играет важную роль, поскольку новые взаимодействия и дружба становятся опорой в непривычных условиях. Чувство поддержки и взаимопомощи, а также способность сохранять спокойствие в новых ситуациях значительно способствуют успешной адаптации. Общевузовские мероприятия также помогают студентам быстрее и легче пройти этот сложный период.
Адаптация начинается с первых дней обучения. Недавние школьники должны приспособиться к новым условиям и принять на себя роль студента. Эффективность обучения зависит от способности адаптироваться к разнообразным требованиям окружающей среды, как социальным, так и физическим. Важно, чтобы у студентов не возникало чувства внутреннего дискомфорта или конфликта с окружающей средой. Обучение в вузе отличается от школьного, и его эффективность во многом зависит от того, насколько быстро студент включится в учебный процесс и как его организм справится с новыми условиями и организацией образования.
Сложности адаптации могут возникать у студентов, которые поступают в учебные заведения, расположенные далеко от их прежнего места жительства. В таких случаях важно учитывать несколько факторов, которые могут осложнить процесс адаптации. Во-первых, студенты могут оказаться далеко от семьи, что ограничивает поддержку родителей. Во-вторых, возникают трудности с обустройством быта и социальной ориентацией на новом месте. В-третьих, если студент переезжает в другой регион, ему необходимо адаптироваться к особенностям местной культуры. Студенты, приезжающие из других регионов, сталкиваются с изменением привычного образа жизни, им приходится самостоятельно заботиться о быте и питании, а также организовывать свой день, что иногда может быть сложно в первый год обучения. Все это может негативно сказаться на эффективности учебы.
Процесс адаптации также можно оценить по тому, как студент осваивает учебные предметы. В некоторых случаях могут возникать проблемы со здоровьем. Студенты, не справляющиеся с нагрузкой в период адаптации, могут испытывать проблемы с настроением, низкую успеваемость и частые заболевания, начиная от простуд и заканчивая более серьезными расстройствами. На начальном этапе адаптации важны контроль своих действий, дисциплина и способность к самоорганизации, включая организацию учебного процесса и налаживание бытовых условий для комфортного проживания и общения с сокурсниками и преподавателями.
Рассмотрим, как ученые характеризуют понятие адаптации. Н.С. Кунова представляет характеристику образовательной среды ВУЗа, останавливаясь на происходящей в настоящее время модернизации всей системы российского образования. В статье обозначены и проанализированы трудности студентов-первокурсников в период адаптации к новым правилам обучения. В работе не только определяются условия, необходимые для благополучного «вхождения» будущего специалиста в стены вуза, но и обосновывается ведущая, весьма значимая роль педагога (куратора) в успешной адаптации каждого студента-первокурсника. Н.Н. Мачурова в статье показывает, как протекает адаптация студентов, какие есть особенности у студентов к новой образовательной среде. Дается взаимосвязь успеваемости с типом личности и социальным положением в коллективе. В.В. Неклюдова в своей работе описывает коммуникативную компетентность студентов аграрного вуза, с целью решения проблемы социальной адаптации студентов. Автор рассматривает вопросы межличностных коммуникаций студентов, проблему замкнутости студентов. Определяет мероприятия, направленные на развитие коммуникативной компетентности студентов
Л.Ш. Гимадиева рассматривает основные цели познавательной деятельности студентов, способы и возможности ее активизации. В статье авторы А.К. Первушина, Л.К. Аницоева рассматривают понятие адаптации первокурсников. Дается терминологическое пояснение понятию «адаптация». Определены критерии адаптации, выявленные на основе различных методов исследования. Согласно полученным результатам, выявляется главный фактор адаптации студентов первого курса.
В статье Т.Г. Волкова, Б.К. Оспанова, Г.С. Жапарова описана проблема адаптации в ВУЗе. Выделено три уровня протекания адаптационного процесса. Актуальность и практическая значимость качественного решения этой проблемы подчеркивает ряд факторов: фактор культурной адаптации, фактор большого города, фактор поликультурной среды. В статье представлены результаты изучения данных факторов на основании анкетирования студентов. Об особенностях приспособления человека к меняющимся условиям жизни и профессиональной деятельности в науке о человеке и в медицинской психологии посвящена работа авторов А.Н. Алехина, О.В. Андрюшевич. Они рассматривают теорию адаптации, характеризуют переход к самостоятельной жизни как стрессовую ситуацию, при которой.
Таким образом, учитывая внимание, уделяемое проблеме адаптации в работах вышеупомянутых исследователей, нами было проведено собственное исследование. В процессе данного исследования была использована методика исследования адаптивности студентов в ВУЗе (Т.Д. Дубовицкая, А.В. Крылова).
В исследовании приняли участие 86 студентов первого курса педагогических специальностей Ставропольского филиала МПГУ.
На основе данных. полученных во время исследования, можно сделать следующие выводы. По результатам диагностики в группы студентов педагогических специальностей выявлены высокие показатели адаптивности к своей учебной группе, а именно: 74% (64 человек) находится на высоком уровне. Это говорит о том, что основная часть членов учебного коллектива проявляют уверенность в общении с одногруппниками и не испытывают дискомфорт, социально активны, легко устанавливают контакт с членами коллектива, готовы следовать общепринятым правилам и инициативно предлагать свои. По результатам исследования 20% (18 человека) показали средний уровень адаптивности. Это говорит о том, что данные члены коллектива могут испытывать затруднения в адаптивности и общении с одногруппниками и нуждаются в дополнительной поддержке. Четверо студентов (4%) показали низкие результаты адаптивности, что требует дополнительного выявления причин возникновения данной проблемы. Требуется особый контроль и, возможно, индивидуальный подход к его ситуации.
Диагностика адаптированности студентов к учебной деятельности показала, что 6% (6 человека) имеют низкий уровень, 21% (19 человек) показали средний результат, а 72% (62 человека) продемонстрировали высокий уровень адаптивности. Высокие и средние показатели свидетельствуют о том, что большинство членов учебного коллектива готовы и замотивированы к учебной деятельности, могут без особых усилий усваивать учебные дисциплины, проявлять активность на учебных занятиях и справляться с учебной нагрузкой. Низкие показатели адаптивности требуют особого контроля и внимания к данным членам учебного коллектива в виде помощи, поддержки или создания специальных условий для развития социальных навыков. Графические результаты исследования представлены на Рисунке 1.
Рисунок 1. Результаты диагностики по методике Т.Д. Дубовицкой, А.В. Крыловой
Результаты проведенного исследования, являются актуальными и носят большую практическую ценность, в связи с тем, что выявлен процент с низкой адаптацией, данным студентам оперативно оказано внимание и помощь в адаптации, проводится дополнительная работа в целях эффективности дальнейшего обучения и вхождения в профессию. Составлен план действий куратора для построения системы мероприятий по адаптации, обучению, коммуникации в группе.
Адаптация студентов первого курса напрямую связана с их академическими достижениями. Поэтому важно применять эффективные методы организации учебного процесса. Необходимо учитывать возможности и особенности образовательной среды, а также не забывать о значении познавательной деятельности в этом возрастном периоде.
В ходе адаптации меняется отношение студентов к организации учебного процесса: они начинают осознавать содержание и значимость изучаемых предметов. На протяжении жизни человек сталкивается с различными задачами, и адаптация не заканчивается в университете. В этом месте студенты учатся развивать коммуникативные навыки в профессиональной сфере, устанавливают отношения с однокурсниками, с которыми будут вместе обучаться на протяжении нескольких лет. Умение адаптироваться в вузе будет способствовать их успехам в дальнейшем взрослой жизни.
Первокурсник должен быть готов гибко реагировать на новые условия. Ему необходимо принимать изменения в образовательном процессе, а затем – в профессиональной жизни, чтобы максимально эффективно использовать свои возможности и сформировать себя как высококлассного специалиста. Высокая степень адаптивности является условием, позволяющим стать уверенным в себе человеком и квалифицированным профессионалом.
Адаптация студентов ВУЗов характеризуется специфическими условиями обучения и индивидуальными особенностями формирующейся личности. Поступление в университет совпадает с этапом взросления, в ходе которого происходит социализация личности. Проблема адаптации, с которой сталкиваются студенты, требует решения, чтобы они могли чувствовать себя полноценными членами группы и успешно учиться. В случае дезадаптации студенты рискуют не соответствовать группе, профессии и уровню компетентности. В университете процесс познания становится более глубоким и дифференцированным, при этом особое внимание уделяется самостоятельности и стремлению к общению с однокурсниками. В это время студенты строят жизненные планы и определяют возможности для самореализации. Ключевыми факторами, способствующими адаптации, являются общение и профессиональная ориентация. Основная задача педагога заключается в выявлении трудностей, которые могут возникнуть у студентов в процессе адаптации, и в профессиональном их разрешении.
Список источников
Амбарова П. А., Зборовский Г. Е. Профессиональная адаптация вузовских студентов в меняющемся мире профессий // Образование и наука. 2023. Т. 25, № 2. С. 191-223.
Буховцева О . В. Адаптация студентов к условиям вуза: монография . Биробиджан: Приамурский государственный университет им . Шолом-Алейхема, 2020. 103 с .
Домаренко Е. В . Профессиональная адаптация студентов в социокультурной среде вуза культуры: монография . Орёл: Орловский государственный институт культуры, 2021. 135 с.
Интеграция первокурсников в социокультурную и образовательную среду вуза / Е. В. Хохлова [и др.] // Бизнес. Образование. Право. 2020. № 1 (50). С. 378-83.
Карпович И. А. Электронная информационно-образовательная среда как средство педагогической поддержки студентов-первокурсников в период адаптации к обучению в вузе / И. А. Карпович // Неделя науки СПБПУ. Санкт-Петербург, 2020. С. 147-149.
Краснова А . В . , Валеева Р. А . Успешная социальная адаптация в вузе как фактор формирования социальной ответственности студентов // Известия Российской академии образования . 2023 № 1 (61) С 197-207
Кулинич М. К. , Халфина К. И . , Петрусева О . А. Взаимосвязь социальной адаптации и профессионального самоопределения студентов // Психология развития и образования (российский журнал прикладных исследований) 2023 № 1 С 27-29
Салихова Н.Р., Фахрутдинова А.Р. Трудности адаптации первокурсников к обучению в вузе // Вестник РГГУ. Серия: Психология. Педагогика. Образование. 2021. № 1. С. 97—113.
Федорова, М. В. (2020). Студенты-педагоги: адаптация к учебной и будущей профессиональной деятельности. Москва: Альфа-Пресс.