ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ НА РУБЕЖЕ XX-XXI ВЕКОВ (КУРСОВАЯ РАБОТА) - Студенческий научный форум

XVII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2025

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ НА РУБЕЖЕ XX-XXI ВЕКОВ (КУРСОВАЯ РАБОТА)

Мушарапов Б.И. 1, Васильева Е.С. 1
1ОГБПОУ "Ульяновский колледжд культуры и искусства"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Художественная самодеятельность - непрофессиональное художественное творчество народных масс в области изобразительного, декоративно - прикладного, музыкального, театрального, хореографического и циркового искусств, киноискусства, фотографии и др. Художественная самодеятельность включает в себя создание и исполнение художественных произведений силами любителей, выступающих коллективно или в одиночку. Художественная самодеятельность в хореографии вырастила профессиональных артистов танцевальных ансамблей, балетмейстеров, артистов классического танца. Уровень хореографической самодеятельности сейчас настолько высок, что отдельные танцевальные коллективы не уступают по уровню исполнительской культуры и репертуару профессиональным танцевальным коллективам.Развитие хореографической самодеятельности в нашей стране способствует развитию профессионального танцевального искусства, эстетическому воспитанию народа. Занимаясь в хореографических коллективах, их участники знакомятся с танцевальными направлениями разных видов. Идет процесс взаимообогащения профессионального и самодеятельного хореографического искусства.

Актуальность данной темы заключается в том, что художественная самодеятельность не стоит на месте, её тенденции меняются, приобретают новые формы, жанры.Поэтому данная тема представляет собой большой интерес и требует дальнейшего серьезного исследования.

Проблема данной темы является то, что не все коллективы художественной самодеятельности успевают развиваться в ногу со временем. Используют старые методы, идеи. Поэтому не выигрышно смотрятся номера коллективов, которые не следят за тенденциями развития.

Объект исследования- тенденции развития художественной самодеятельности в России на рубеже XX-XI веков.

Предмет исследования - история становления, структура и современное состояние художественной самодеятельности в хореографии.

Целью исследования является изучение специфики самодеятельного художественноготворчества в хореографии.

Исходя из поставленной темы, можно определить задачи исследования:

  1. Рассмотреть историю возникновения и развития художественной самодеятельности в хореографии, изучить её виды и жанры.

  2. Ознакомиться с тенденциями развития художественной самодеятельности в России на рубеже XX-XXI века;

  3. Изучить особенности развития самодеятельного художественного творчества в России на современном этапе;

  4. Рассмотреть деятельность и направления развития хореографического коллектива на примере народных коллективов ансамблей танца «XXI век» и «Счастливое детство».

Структура курсовой работы состоит из содержания, двух глав, заключения, приложений, списка использованных источников, состоящих из наименований.

ГЛАВА 1. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    1. Понятие художественной самодеятельности. Виды и жанры

Художественная самодеятельность - вид народного творчества. Это - художественное творчество людей, не являющихся профессиональными специалистами и занимающихся искусством в дополнение к своей основной профессии.

Признаки самодеятельного творчества: добровольность участия в самодеятельном коллективе, инициатива и активность участников самодеятельности, духовная мотивация участников самодеятельных коллективов, функционирование самодеятельности в сфере свободного времени.

Можно заметить, что любительское творчество повторяет виды и жанры, существующие в профессиональном искусстве. Эта особенность позволяет творчески заимствовать методы работы и учебный процесс, а в определенной степени и репертуар профессиональных исполнителей и коллективов.

Главными задачами самодеятельности являются:

1) организация досуга;

2) эстетическое формирование личности;

3) творческое развитие личности;

4) духовное развитие;

5) участие в общегородских праздниках и массовых гуляниях.

Коллектив художественной самодеятельности - творческое объединение любителей одного из видов искусства, работающее на добровольных общественных началах при клубах или других культурно-массовых учреждениях. Коллективная самодеятельность имеет ряд особенностей. Это наличие единой цели, руководителей, органов самоуправления, а также сочетание общественных и личных устремлений и интересов участников самодеятельного коллектива.

Художественная самодеятельность возникает в любой области искусства - музыке, театре, литературе, живописи и т.д. Она позволяет людям выразить свои эмоции и идеи, а также наслаждаться процессом творчества без ограничений, связанных с профессионализмом или коммерцией.

Сегодня художественное самодеятельное и техническое творчество имеют разнообразное содержание и охватывают все виды и жанры:

  1. Хореографическая самодеятельность

  2. Вокальная самодеятельность (хоровое, сольное пение)

  3. Музыкальная самодеятельность (оркестры, ансамбли и т.д.)

  4. Театральная самодеятельность

  5. Живопись, прикладное творчество

  6. Кинолюбительские

  7. Фотолюбительские

  8. Цирковая самодеятельность

  9. Авторская самодеятельность.

    1. История развития художественной самодеятельности в хореографии

За всю историю своего развития художественная самодеятельность прошла нелегкий путь поиска. Почти каждое десятилетие - это новый этап, имеющий свои характерные особенности. Наиболее яркими были годы становления, когда в процессе поиска появились новые формы, когда самодеятельность испытывала влияние различных художественных направлений, методов и стилей, развивалась под влиянием социально-исторической и социально-экономической ситуации, была отражением всех техпроцессов и событий, которые происходили в обществе.

До революции 1917 года понятия «художественная самодеятельность» не существовало, но энергия созидания, потребность прекрасного, обострённое чувство вкуса русских людей проявлялись в художественных промыслах, в богатстве и содержательности бытовой культуры, которая, как и талант русских людей была необычайно многогранна и самодостаточна. Народное творчество, в современном его понимании не имело широкого выхода на зрительскую аудиторию, так как было одновременно и творцом и зрителем.

В развитии художественной самодеятельности можно выделить несколько этапов:

Первый этап (1917-1932 гг.). В этот период развитие самодеятельности имело свои особенности. Проходило переосмысление дореволюционного любительского творчества, движение к новым его формам, обогащение их содержания; шёл поиск новых методов работы. Была сделана попытка эволюционный путь развития народной культуры подменить революционным.

Второй этап (1933-1960 гг.). В развитии самодеятельного творчества произошли коренные изменения: сформировалась система государственного и общественного руководства самодеятельностью, подготовки кадров (Центральный дом самодеятельного творчества; в 1936 - Всесоюзный дом народного творчества; в 1958 - Центральный дом народного творчества). Наивысшего расцвета самодеятельное искусство достигло после Отечественной войны в период патриотического подъема.

Третий этап (1960-1991). Произошёл качественный рост исполнительского уровня самодеятельных коллективов, множество творческих объединений получили звание «Народный». Выросло количество участников, занимающихся любительским творчеством. Появились новые жанры самодеятельного искусства - авторская песня, вокально-инструментальные ансамбли, студии вокального академического пения. В 1975 году состоялся первый Всесоюзный фестиваль самодеятельного художественного творчества, участие в котором принимали и ансамбли народного танца (Приложение 1).

Четвёртый этап (с 1991 года по настоящее время). Наметился кризис в самодеятельном творчестве, связанный с изменением государственного и общественного строя в нашей стране. Многие производственные коллективы, имеющие дома и Дворцы культуры, отказываются от их финансирования (в том числе и материальной поддержки творческих коллективов) из-за сложностей, связанных с переходом на новые формы управления.

    1. Тенденция развития художественной самодеятельности на рубеже XX-XXI веков

В 1980-е годы самодеятельное художественное творчество рассматривалось как одно из средств активного приобщения масс к ценностям культуры, организации досуга, отвлечения населения от разных форм асоциального поведения и представляло многообразие видов, жанров, организационных форм. Помимо самодеятельных коллективов в клубных учреждениях большое развитие получают коллективы при детских и юношеских организациях, учреждениях культуры не клубного профиля, а также творческие коллективы, группы на базе учреждений, не связанных напрямую с культурой. Развивается групповая и индивидуальная художественная деятельность, не связанная с организационной структурой учреждений и их прямыми функциями, но существующая при их поддержке и с использованием их ресурсов.

Самодеятельное творчество ориентируется на решение актуальных социальных задач общества через формирование интереса к искусству, организации досуговой деятельности. Прослеживается направленность самодеятельного творчества на потребность личности к саморазвитию, самовыражению, общению, эмоциональной поддержке, кроме того, на образование определенного социального окружения, наполненного разными типами социальных отношений.

При этом исследователями данного периода истории самодеятельного творчества отмечается отсутствие его роста, уменьшение интереса к распространенным направлениям клубной самодеятельности - театральным, хоровым, хореографическим коллективам. Причинами этого явления называли низкий уровень руководства и методического обеспечения, вследствие которых страдало качество репертуара.

Таким образом, художественная самодеятельность в 1980-е годы представляла собой сложное явление в таких проявлениях, как:

-специализированное занятие художественным творчеством определенного вида с интенсивными рабочими ритмами, установкой на внешнюю отдачу;

- экспериментально-поисковая группа, активная в творческом плане, но не всегда поддающаяся оценке по результату;

- крупное театральное, музыкальное, хореографическое объединение клуба или своеобразного комбината в рамках преимущественно одного вида искусства, которое включает народный коллектив, детскую студию, кружок или объединение друзей, любителей, критиков театра, музыкального и хореографического искусства.

Отличительной особенностью данного периода является профилирование детских коллективов на одном из танцевальных направлений (народно-сценический танец, бальный, классический), что послужило их активному самостоятельному развитию. Специфика коллектива определялась также и репертуаром, основанном на профилируемом виде танца. Значительная роль в подготовке самодеятельных исполнителей, воспитанию их исполнительской культуры отводилась классическому танцу. Детская художественная самодеятельность являлась базой для развития взрослой самодеятельности.

С распадом Советского Союза художественная самодеятельность не прекращает своего существования. Однако реформы данного периода, приведшие к социально-экономическому кризису в России, имели колоссальные негативные последствия для любительского творчества. Упадок самодеятельности имел объективные причины и являлся следствием социально-экономических и культурных перемен в обществе. Среди причин данного явления - изменение массовых вкусов в сторону индивидуальных видов искусства; пресыщение населения массовыми мероприятиями; определенная консервативность самодеятельного репертуара, вследствие ограничений творческой свободы; повышение общественных требований к качеству исполнительства, а так же распространение профессиональной культуры посредством телевидения и гастролей артистов. Смена ценностных ориентиров в обществе, сокращение финансовых ресурсов привели к сокращению масштабов хореографического творчества, численности хореографических коллективов, к расширению практики предоставления платных услуг населению.

Тем не менее, демократические перемены, происходившие в нашей стране в 90-е годы ХХ века, расширение различных форм международного культурного сотрудничества привели к эволюции художественных процессов, дали толчок развития как устоявшимся, так и новым направлениям самодеятельного творчества (современные направления хореографии, бальный танец и др.). Качественное повышение уровня репертуара хореографических коллективов в этот период, утверждает Л.А. Андрусенко (хореограф, автор работ в области детской хореографии), объясняется обращением к разнообразному музыкальному материалу, в том числе и высокохудожественному, что становится возможным в связи с развитием звукозаписывающей аппаратуры. Хореографическое образование в детской самодеятельности приобретает все более комплексный характер, что особенно проявляется в деятельности школ искусств - новой формы работы со школьниками, где многожанровый танцевальный материал предусматривает развитие и воспитание ребёнка как разнопланового исполнителя при наличии стержня программы -классического танца (Приложение 2).

Таким образом, любительское творчество в нашей стране имеет богатую историю. Художественная самодеятельность представляет собой уникальное явление, не имеющее аналогов. На протяжении ХХ века любительское творчество в СССР пользовалось огромным авторитетом, отличаясь массовостью, масштабом и профессионализмом. Сегодня в России коллективы любительского творчества продолжают свою деятельность, во многом сохраняя традиции художественной самодеятельности, сформировавшиеся в советское время. Перед современностью стоят задачи по сохранению и дальнейшему развитию народного художественного творчества, поскольку важным аспектом художественной культуры является её потенциал в формировании нравственности, духовности, патриотизма как подрастающего поколения, так и взрослого населения нашей страны.

Вывод: Художественная самодеятельность - вид народного творчества, который, как и другие виды народного творчества, с течением времени подвергается появлению новых направлений из-за определенных изменений в государстве и жизни общества. Весь процесс развития художественной самодеятельности можно разделить на определенные временные периоды, каждый из которых имеет свои отличительные особенности, связанные с появлением новых направлений и обстоятельствами, повлекшими их за собой.

Периоды развития художественной самодеятельности:

  • Первый этап (1917-1932 гг.);

  • Второй этап (1933-1960 гг.);

  • Третий этап (1960-1991гг.);

  • Четвёртый этап (с 1991 года по настоящее время).

На данный момент одними из главных задач являются сохранение традиций художественной самодеятельности, сформировавшиеся в советское время, и развитию народного художественного творчества.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе исследования темы "Тенденции развития художественной самодеятельности в России на рубеже XX-XXI веков" были рассмотрены значимые аспекты художественной самодеятельности в области хореографии. В процессе исследования было отмечено, что художественная самодеятельность является важной частью культурного наследия народа, внушительно утверждающей себя в мире художественного творчества.

Актуальность данной темы подтверждается тем, что художественная самодеятельность постоянно эволюционирует, изменяясь и принимая новые формы и жанры. Это делает данную тему не только интересной, но и значимой для дальнейших серьезных исследований.

Одной из основных проблем, выявленных в процессе исследования, является недостаточное приспособление некоторых коллективов художественной самодеятельности к современным тенденциям. Использование устаревших методов и идей приводит к утрате конкурентоспособности и актуальности номеров коллективов. В связи с этим становится очевидной необходимость активного следования за тенденциями развития и постоянного обновления концепций и идей.

Основываясь на поставленных целях и задачах исследования, можно заключить, что тенденции развития художественной самодеятельности в России на рубеже XX-XXI веков отражают богатое наследие и постоянное развитие этой особой формы художественного творчества. Рассмотрение истории возникновения, развития видов и жанров художественной самодеятельности, а также изучение особенностей современного этапа развития самодеятельного художественного творчества в России важны для понимания её роли в культурной жизни страны.

Наконец, исследование деятельности и направлений развития хореографических коллективов на примере ансамблей танца "XXI век" и "Счастливое детство" демонстрирует важность самодеятельной хореографии как средства сохранения и развития культурного наследия, а также взаимообогащение профессионального и самодеятельного хореографического искусства.

Таким образом, исследование тенденций развития художественной самодеятельности в России является важным шагом в понимании, сохранении и развитии этой уникальной формы художественного творчества.

Список использованных источников

  1. Александрова, Н.А. Танец модерн. Пособие для начинающих / Н.А. Александрова. – М.: Лань, Планета музыки, 2016. - 128 c.

  2. Асафьев, Б.В. О музыке ХХ века / Б.В. Асафьев. – Л.: Музыка, 1982. – 199 с.

  3. Александрова, Н.А., Голубева, В.А. Танец модерн: Пособие для начинающих / Н.А. Александрова, В.А. Голубева. – С.: Планета музыки, 2011. – 128 с.

  4. Безуглая, Г.А. Музыкальный анализ в работе педагога-хореографа. Учебное пособие / Г.А. Безуглая. – М.: Планета музыки, Лань, 2015. –272 c.

  5. Беккер, Г. Искусство модерна / Г. Беккер. – Кёльн: KONEMANN, 2000. – 425 с.

  6. Блок, Л.Д. Классический танец. История и современность / Л.Д. Блок. – М.: Искусство, 1987. – 556 с.

  7. Григорович, Ю.Н. Балет. Энциклопедия / Ю.Н. Григорович. – М.: Советская энциклопедия, 1981. – 623 с.

  8. Дени, Г.И. Все танцы / Г.И. Дени. – Киев: Музыка, 1983. – 342 с.

  9. Дункан, А. Моя жизнь. Танец будущего / А. Дункан. – М.: Книга, 2005. – 351 с.

  10. Жаки, Г.Х. Анатомия танца / Г.Х. Жаки – М.: Попурри, 2014. – 200 c.

  11. Захаров, Р.В. Сочинение танца / Р.В. Захаров. – М.: Искусство, 1989. –235 с.

  12. Краснова, О.Б. Энциклопедия искусства XX века / О.Б. Краснова. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. – 352 с.

  13. Крылов, В.Н. Памятка по современному танцу / В.Н. Крылов. – М.: ГосФилармония на КМВ, 2015. – 795 c.

  14. Лопухов, Ф.В. Вглубь хореографии / Ф.В. Лопухов. – М.: Искусство, 1972. – 215 с.

  15. Никитин, В.Ю. Модерн-джаз танец. Этапы развития. Метод. Техника / В.Ю. Никитин. – М.: Издательский дом "Один из лучших", 2004. – 414 с.

  16. Никитин, В.Ю. Модерн-джаз танец. Начало обучения / В.Ю. Никитин. – М.: «Я вхожу в мир искусств», 1998. – 158 с.

  17. Никитин, В.Ю. Модерн-джаз танец. Продолжение обучения / В.Ю. Никитин. – М.: «Я вхожу в мир искусств», 2001. – 160 с.

  18. Никитин, В.Ю. Мастерство хореографа в современном танце: учебное пособие / В. Ю. Никитин. – М.: ГИТИС, 2011. – 469 с.

  19. Озджевиз, Е.Л. Модерн и постмодерн в танцевальной культуре / Е.Л. Озджевиз. – Саратов: 2015. – 95 с.

  20. Пасютинская, В.М. Волшебный мир театра / В.М. Пасютинская. – М.: Просвещение, 1985. – 223 с.

  21. Полятков, С.С. Основы современного танца / С.С. Полятков. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – 80 с.

  22. Сидоренко, В.И. История стилей в искусстве и костюме / В.И. Сидоренко. – Ростов-на–Дону: Феникс, 2004. – 480 с.

  23. Смит, Л. Танцы / Л. Смит. – М.: Астель, 2001. – 47 с.

  24. Чурко, Ю.М. Линия, уходящая в бесконечность: Субъективные заметки о современной хореографии / Ю.М. Чурко. – М.: Полымя, 1999. – 224 с.

  25. Шереметьевская, Н.Е. Танец на эстраде / Н.Е. Шереметьевская. – М.: Искусство, 1985. – 412 с.

Просмотров работы: 51