ВЛИЯНИЕ ФИЗКУЛЬТМИНУТОК НА ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ У ПЕРВЫХ КЛАССОВ - Студенческий научный форум

XVII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2025

ВЛИЯНИЕ ФИЗКУЛЬТМИНУТОК НА ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ У ПЕРВЫХ КЛАССОВ

Агеева О.Н. 1, Юшманова Е.В. 1, Иванова Д.А. 1
1САФУ им. М.В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 

Введение. Поступление в школу – важный момент в жизни каждого ребенка. Передребенком встают огромные трудности, а учителя и родители должныпомочь емупреодолеть их.

Организм ребенка младшего школьного возраста еще формируется. Центральная нервная система, зрительные и слуховые анализаторы, а также опорно-двигательный аппарат еще развиваются. Поэтому на этом этапе так важен правильно организованный учебно- воспитательный процесс. Важно строго регламентировать учебную нагрузку, учитывать время умственной работоспособности.

Цель исследования – проанализировать особенности влияния физкультминуток на физическое развитие у первых классов.

Материал и методы исследования. При написании статья были проанализированы работы такихавторов,какИ. В.Абрамова,Т. И.Бочкарева,Е.В.Горбачева,Т.П.Попко, Е.Г.Сайкина, Ж. Е. Фирилева, О.А. Степанова. Применялись теоретические методы исследования, включающие поиск, анализ, классификацию и систематизацию психолого- педагогической литературы по проблеме исследования

Результаты исследования и их обсуждение. Учебное заведение придает большое значение защите и улучшению физического и психического состояния здоровья своих воспитанников, применяя разнообразные подходы и элементы оздоровительных методик. Особенно актуальна эта задача в условиях обучения классе, поскольку преподавание являетсяключевой формой образовательной деятельности.

Урок выступает как основная структурная единица образовательнойдеятельности учащихся. При умелом и грамотном планировании уроков можно поддерживать высокий уровень активности учеников на продолжительное время [6].

Осознанные паузы на уроках, которые могут включать в себя упражнения на глубокое дыхание или краткие медитации, также поддерживают психическое здоровье учащихся. Такие практики помогают облегчить перегрузку, связанное с интенсивной умственной деятельностью, и восстановить эмоциональное равновесие. Способы релаксации, такие как визуализация и внимание к дыханию, могут быть легко интегрированы в уроки без нарушения их структурной целостности.

Физкультминутки служат важным инструментом на занятиях, так как они помогают не только сконцентрировать внимание детей на уроке, но и способствуют правильному формированию их органов и укреплению здоровья. Они необходимы для тренировки мышц запястья и мелких мышц пальцев. Физкультминутки также представляют собой кратковременный отдых для центральной нервной системы.

Эффективным дополнением к физическим разминочным упражнениям служат игровые элементы и активные задания, которые не только мотивируют учеников, но и развивают их командный дух и способности к сотрудничеству. Игра, будучи естественной потребностью ребенка, превращает образовательно-физическую активность в увлекательный процесс, способствуя развитиюнавыков критического мышления и решенияпроблем. Такимобразом, применение различных оздоровительных методик в образовательной практике формирует гармоничное развитие учащихся, закладывая базу для их дальнейшего успеха.

Не следует забывать, что упражнения являются важной составляющей частью организованной двигательной активности школьников. Поэтому важно, чтобы физкультминуткиидругиеактивныевидыотдыха(например,гимнастикапередуроком,

пальчиковая гимнастика и т. д.) были частью школьной жизни для учеников начальных классов.

Физическая активность на уроках обычно включает упражнения, направленные на исправление осанки, улучшение зрения и мозгового кровообращения, которые способствуют расслаблению мышц при значительных статических или гидростатических нагрузках. Важнейшей составляющей успешных физкультминуток является позитивный эмоциональный настрой.

Физические упражнения перед занятиями в 1-4 классах помогают быстрее подготовить организм ребенка к образовательной деятельности, способствуют укреплению здоровья учащихся, выработке правильной осанки, развитию координации движений, чувства ритма и эстетики, а также прививают привычку к регулярной физической активности. Гимнастика дополняет, но не заменяет утреннюю гигиеническую зарядку. По мнению ученых, активное использование идеомоторных образов через словесные инструкции особенно важно длядетей дошкольного и младшего школьного возраста, так как способствует развитию двигательных навыков. Как советуют многие исследователи, цель физических упражнений в данном возрасте - это поддержание правильной осанки, укрепление плечевого пояса, мышц рук, туловищаи ног, а такжеподдержаниевнимания и подготовкак последующимзаданиям. В начальной школе физическая активность играет ключевую роль.

Также следует отметить, что занятия физической активностью на уроках способствуют развитию у детей способности к самоконтролю и дисциплине. Когда учащиеся регулярно выполняют физические упражнения, они учатся контролировать свое тело и эмоции, что позитивно сказывается на их поведении и успеваемости. Кроме того, улучшение кровообращения в процессе физических упражнений способствует повышению концентрации внимания и улучшению памяти, что особенно важно для успешного восприятия новой информации.

Физкультминутки помогают восстановить энергию, снизить утомляемость, дать детям возможность отдохнуть и стимулировать их умственную деятельность. Грамотно организованный учебный процесс способствует не только успешному приобретению учащимися обобщенных учебных навыков и достоинств, но и их благоприятному развитию, укреплению здоровья и правильному восстановлению физической формы в средней школе.

Практические занятия по физической культуре в начальной школе включают в себя ряд упражнений, которые помогают снизить усталость и охватывают разнообразные группы мышц. Комплексная физическая активность является неотъемлемым элементом учебного процесса. Она должна доставлять радость и заинтересовывать детей.

Педагоги, занимающиеся организацией физической активности в младших классах, отмечают, что хорошо структурированные занятия помогают снизить уровень стресса у детей. Важным аспектом здесь является разнообразие упражнений и их постепенное усложнение, что способствует интересу детей к физкультуре и позволяет каждому ребенку развиваться в соответствии с его индивидуальными возможностями.Использованиеигровых элементов и командные упражнения также способствуют развитию социальных навыков и укреплению дружеских связей среди учащихся.

Учителя начальных классов часто размышляют над тем, как сделать свои уроки более содержательными и увлекательными, и в этом им может помочь гимнастика. Физические упражнения оказывают положительное воздействие на умственную работу мозга, они улучшают кровообращение, способствуют повышению активности на уроках, уменьшают усталость мышц и нервной системы, вызывают приятные эмоции и стимулируют интерес к занятиям [7].

Основныецелифизкультминутокзаключаютсявследующем:

  1. уменьшениеусталостиинапряженности;

  2. ознакомлениесэмоциональнымисостояниями;

  3. развитиеобщеймоторнойспособности;

  4. совершенствованиеточныхикоординированныхдвижений,связанныхсречью;

  5. тренировкаскоростимыслительныхпроцессов[5].

Существуютразнообразныеметодикипроведения физкультминуток:

  • активныеигры;

  • воспроизведениетрудовыхдвижений;

  • артикуляциясловсдополнениемдвижений;

  • физические упражнения в формате психофизической гимнастики – дети имитируют различных животных с помощью мимики, жестов и движений [5].

Формы физкультминуток в начальной школе включают упражнения для снятия напряженияс глаз, коррекцию осанки, упражнения для пальцев и сокращение общей усталости организма. Эти виды упражнений должны стать неотъемлемой частью повседневной жизни школьниковсреднеговозраста.Психологисчитают,чтодетямтребуетсяминимум240минут физической активности в день. Несоблюдение этой нормы может отрицательно сказаться на их физическом и психологическом развитии. Главная цель занятий физкультурой — это вовлечение учащихся в школьные активности, снятие чрезмерного напряжения, правильное распределение времени на отдых в течение занятий, активизация необходимых видов деятельности и сохранение здоровья учеников средней школы [3].

Не следует забывать о том, что для успешной интеграции физической активности в школьный распорядок необходимо тесное сотрудничество между педагогами, родителями и медицинскими работниками. Индивидуальный подход к каждому ученику, с учетом его физического состояния и возможностей, позволяет выработать наиболее подходящую программу физического развития. Регулярный мониторинг состояния здоровья детей и корректировка физических нагрузок - важные составляющие этой работы. Совместные усилия всех участников образовательного процесса обеспечивают формирование у детей стойкой мотивации к здоровому образу жизни и умению заботиться о своём здоровье.

При выборе упражнений важно учитывать тип и содержание урока, они не должны быть однообразными.

Заниматься физическими упражнениями следует на начальной стадии усталости, так как выполнение их в состоянии сильного утомления не будет столь эффективным. Упражнения должны быть направлены на те мышечные группы, которые испытывают нагрузку.

На уроках в начальной школе рекомендуется выполнять два упражнения: одно для всех мышц тела и одно для глазных мышц.

Эти упражнения следует проводить на каждом занятии в игровой форме в течение одной- трех минут. Обучение физическим упражнениям в начальной школе помогает облегчить локальную усталость и оказывает целенаправленное воздействие на определенные части тела. Дети с удовольствием выполняют мимические упражнения, которые целесообразно сопровождать стихами, связанными с темой урока. Упражнения должны быть простыми и увлекательными для детей, но достаточно интенсивными для проработки всего тела.

Рекомендуетсявыполнятьупражнениякаксидя,такистоя.Комбинацииупражненийсостоят из четырёх-пяти элементов, каждый из которых длится от полутора до двух минут. Занятия можно сопровождать песнями или стихами для детей, что помогает им отвлечься, расслабиться и восстановить силы.

Сегодня существует множество упражнений для глаз. Глазная гимнастика способствует предотвращению ухудшения зрения. Такие разминки можно выполнять, находясь на месте: например, взгляните вверх, вниз, в стороны, нарисуйте круги или напишите первую букву своего имени. Зрительные упражнения осуществимы с помощью компьютерной и информационной техники.

Физическая активность чрезвычайно важна для организма школьника среднего возраста. Малоподвижность и недостаток активности могут вызвать задержки в развитии речевых и психологических навыков. Для полноценного физического формирования и укрепления здоровья учащихся всех возрастов необходим постоянный режим физических упражнений, обладающийразнообразнымифизиологическимиформамитренировки.Физическое

воспитание ценится за его способность разгружать учащихся, придавать занятиям весёлый характер и улучшать интеллектуальные функции. Оно оказывает положительное влияние на аналитические и синтетические процессы мозга, настроение, дыхание, кровообращение, улучшает кровоснабжение органов и работу нервной системы, снимает напряжение. Упражнения улучшают зрение, корректируют осанку и предотвращают мышечные деформации.

Сегодня доступно множество рекомендаций по упражнениям в книгах, журналах и на интернет-ресурсах. На выбор наиболее подходящих упражнений для определённого занятия влияет тип деятельности школьника. Рассмотрим основные упражнения.

Танцевальные. Детям предлагается танцевать под музыку. Иногда ученики могут двигаться произвольно, а иногда нужно следовать точным инструкциям, чтобы правильно выполнять элементы.

Физкультурно-спортивные. Это классические гимнастические упражнения, которые выполняются строго по счету, чередуя вдох с выдохом. Каждое из них нацелено на укрепление определенных мышечных групп. Комплекс включает бег, прыжки, приседания и марш на месте.

Подражательные. Получаемое содержание зависит от воображения и креативности педагога. Детям можно предложить изобразить движения и звуки транспортных средств, животных, таких как поезда, лягушки, обезьяны, кузнечики, пчелы и другие.

Двигательно-речевые. Ученики читают вслух короткие веселые стихотворения и одновременно инсценируют движения, соответствующие стихам.

Мимические. Учащиеся выполняют гимнастические упражнения с элементами мимической гимнастики.

Таким образом, физическая активность на уроках в начальной школе занимает центральное место в учебном процессе. Она не только укрепляет здоровье детей и способствует их физическому развитию, но и является важной составляющей формирования гармоничной, ответственной и дисциплинированной личности. Поддержка и развитие этого направления позволит не только подготовить детей к дальнейшей учебе, но и заложить основы их здоровья на всю жизнь.

Выводы. Как видно, физкультминутки имеют огромное значение. Они разнообразятучебный процесс, улучшают работумозга, способствуют внимательности, помогают снизить излишнее эмоциональное и физическое напряжение, активизируя функцию дыхания у детей. Включение игр и разнообразных физических упражнений в занятия оказывает заметное влияние на развитие детей, улучшает их творческие способности, эмоциональное состояние, поддерживает интерес к учебе и способствует формированию универсальных навыков.

Списоклитературы

  1. АбрамоваИ.В.Здоровьесберегающиетехнологиивначальнойшколе/И.В. Абрамова, Т.И. Бочкарева. – Самара, 2017.

  2. Бакунина М.И. Основы здорового образа жизни 1-4 классы: учеб. пособие. – М.: Русское слово, 2016.

  3. Горбачева Е. В. Роль физкультминуток на уроках в начальной школе [Электронный ресурс]. − Режим доступа: URL: https://nsportal.ru/nachalnaya- shkola/obshchepedagogicheskietekhnologii/2017/04/04/rol-fizkultminutok-na-urokah-v

  4. Ковалько В.И. Младшие школьники на уроке: 1000 развивающих игр, упражнений, физкультминуток (1-4 классы). – М., 2020.

  5. Нестерюк Т. Е. О направлении «Методических рекомендаций по проведению гимнастики до учебных занятий и физкультурных минут на уроках». Сборник приказов и инструкций министерства просвещения РСФСР. № 32. 1983.

  6. Попко Т. П. Использование физкультминуток и офтальмотренажѐров на уроках [Текст] / Т. П. Попко // Педагогика: традиции и инновации: материалы V междунар. науч. конф. (г. Челябинск, июнь 2014 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2014. — С. 59-63.

  7. Сайкина Е. Г., Фирилева, Ж. Е. Физкульт-привет минуткам и паузам! Сборник физических упражнений для дошкольников и школьников; Учебно-методическое пособие дляпедагоговшкольныхидошкольныхучреждений.−СПб.:«ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2014.−128с.

  1. Степанова О.А. Подвижные игры и физминутки вначальной школе:метод. пособие. – М., 2020.

Просмотров работы: 22