Актуальность проблемы исследования воли и волевых качеств личности, определяется потребностями целого ряда общественных институтов, непосредственно включенных в процесс формирования и воспитания личности. Семья, образование, общество с каждым годом предъявляют к подрастающему поколению все более высокие морально-этические, социально-политические, технические, идеологические требования. Трудно представить себе то количество внешних и внутренних факторов, которые воздействуют на личность и каждый раз изменяют мир его сознания. Особенно важно роль волевых качеств личности студента в процессе обучения и психолого-педагогические особенности развития воли.
Человек каждый день сталкивается с тем, что ему приходится что-то преодолевать, будь то внешние или внутренние препятствия, заставляет себя выполнять то, что иногда и не очень желает делать. Каждодневная цепочка устойчивых действий вырабатывает у нас определенное чувство воли. Выполнение таких действий, выливаемых в волевые качества, помогают человеку добиваться успехов, достигать поставленных целей, избавляться от вредных привычек.
В психологии «волевые качества» характеризуются как сложившиеся в процессе получения жизненного опыта свойства личности, связанные среализацией воли и преодолением препятствий на жизненном пути.
Таким образом, уже с малых лет у детей в той или иной степени вырабатываются волевые качества. Этому способствует комплекс свойств, способствующих выполнению задач. Сюда входят такие качества, как целеустремленность, упорство, дисциплина, смелость, умение контролировать себя, уверенность, терпение, самостоятельность.
Сила воли не всегда бывает генетической, то есть врожденной. Она, как и другие высшие психические процессы, формируется в ходе возрастного развития человека. В большинстве случаев учащемуся приходится воспитывать себя и тренировать силу воли, чтобы достичь своих желаний и стремлений. А именно, человек должен научиться мобилизовать свой организм, свой настрой на воплощение конкретной задачи.
Проявление воли можно оценить только через деятельность человека, его мотивацию к выполнению работы, эмоциональное состояние личности. Цель - основная составляющая воли. «Рефлекс цели, - отмечал И.П. Павлов, - имеет огромное значение, он есть основная форма жизненной энергии каждого из нас... Вся жизнь делается рефлексом цели, делается только людьми, стремящимися к той или другой поставленной ими себе в жизни цели».
На сегодняшний день, при обучении в вузах не ставится задача воспитания волевых качеств личности, поскольку сам уровень воспитательной работы в высших учебных заведениях (в силу возрастных особенностей обучающихся) сравнительно низкий. В этой связи процесс формирования волевых качеств студентов осуществляется стихийно, хаотично и зачастую не приводит к положительным результатам.
Недостаточный уровень сформированности волевых качеств у студентов в процессе обучения может приводить к недостаточно высокому уровню ответственности и эффективности в процессе будущей профессиональной деятельности. В этой связи на формировании волевых качеств студентов необходимо сделать особый акцент. При этом важным является поиск условий, методов и средств развития волевых качеств у студентов в рамках достаточно высокой их загруженности при обучении в вузе.
Исследование волевых качеств личности у студентов первого курса проводилось в Ставропольском филиале ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет». В исследовании приняли участие студенты направления подготовки Психолого-педагогическое образование. Объем выборки составил 36 человек. Для оценки уровня развития волевых качеств, нами был использован опросник «Волевые качества личности» (М.В. Чумаков).
По результатам диагностики было установлено, что волевое качество «ответственность» имеет высокие показатели у 54% испытуемых. Это говорит о том, что большинство студентов отличает высокая степень обязательности и дисциплины, также свидетельствует о готовности выполнять свои обязанности. Подобная качественная характеристика обеспечивает устойчивую складывающуюся основу для дальнейшего роста и развития в педагогической профессии. Низкий уровень ответственности диагностирован у 38% респондентов, что может указывать на определенные риски в их учебной и профессиональной деятельностях.
По шкале «Инициативность» высокие показатели диагностированы у 38% студентов. Это требует внимания, так как активные и инициативные студенты могут значительно улучшить динамику работы в образовательной среде. Низкий уровень инициативности (15%) также подчеркивает необходимость поддержки и стимуляции активности среди студентов для создания условий, способствующих новаторским подходам.
Решительность и самостоятельность также отмечаются на приемлемом уровне, с высоким результатом по шкале «решительность» выявлено 38% испытуемых, аналогичные показатели установлены по шкале «Самостоятельность». 8% студентов продемонстрировали низкий уровень развития данных качеств, что может негативно сказываться на их способности принимать решения.
Выдержка и настойчивость характеризуют участников, как способных справляться с нагрузками и достигать поставленных целей. Высокий уровень данных качеств установлен у 62% и 69% соответственно. Данные показатели свидетельствуют о высокой психологической устойчивости и преданности цели. В то же время, 15% участников испытывают трудности в данных аспектах, что требует от них внимания и работы над собой.
Энергичность и внимательность также играют важную роль в учебном процессе. Хотя высокий уровень энергии присутствует у 31% студентов, 54% показывает необходимость в развитии устойчивости и концентрации на учебных задачах.
Целеустремленность - одно из ключевых качеств, высокие показатели которого отмечены у 77% испытуемых. Это означает, что большинство студентов осознают свои цели и стремятся к их реализации. Низкий балл по этому критерию указывает на проблему недостаточной ясности целей у некоторых студентов.
Основная задача преподавателя в развитии воли личности студента состоит в том, чтобы помочь студенту правильно составить программу самостоятельной работы, после чего грамотно и эффективно добиться ее реализации с целью повышения успеваемости и обеспечения прогресса в развитии личности студента.
Как отмечает В.М. Перевозкин, к основным направлениям развития эмоционально-волевых качеств студентов в образовательной практике вуза можно отнести следующие:
- интеграция педагогических воздействий и физических упражнений с элементами психорегуляции;
- определение личностно и социально значимых целей для студентов;
- развитие психических процессов и выработка приемов саморегуляции с учетом мотивации и системы ценностей студентов;
- разработка и внедрение системы самоконтроля студента за своим поведением и результатами учебной деятельности;
- внедрение системного подхода, комплексного развития эмоционально-волевых качеств личности студента.
Таким образом, волевые качества личности являются важным аспектом, который влияет на достижение успеха у студентов. Поддержка и развитие этих качеств в образовательном процессе помогут формировать успешных, целеустремленных и ответственных педагогов. Развитие волевых качеств у студентов имеет огромное значение не только для успешного завершения учебы, но и для формирования их будущей профессиональной идентичности и готовности работать в профессиональной сфере.
Список литературы:
Чумаков М.В. Эмоциональные аспекты волевого усилия // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. 2009. № 5 (138). С. 77–86.
Шамионов Р.М., Григорьева М.В., Григорьев А.В. Волевые качества как предикторы значимости социальной активности студентов // Социальная психология и общество. 2019. Том 10. № 1. С. 18–34.