Актуальность исследования. В настоящее время сильное влияние на подрастающее поколение оказывает активное развитие информационных технологий. Современная информационная среда оказывает влияние на ценности и приоритеты детей. В настоящее время дети школьного возраста уходят в Интернет для самостоятельного познания окружающего мира, именно поэтому возрастает проблема медиаграмотности подрастающего поколения.
Увеличение качественного показателя медиаграмотности у подростков стоит основополагающей целью в современном медиаобразовании. На сегодняшний день развитие медиаобразования является ключевым развивающимся направлением в современной системе образования, так как медиаобразование оказывает существенное влияние на формирование у школьников ценностных ориентаций личности и социальных норм.[2]
Государственная политика в сфере образование включает в себя задачи по повышению качества образовательных услуг и формированию медиаграмотности молодого поколения. Медиацентры способствуют формированию медиакультуры среди школьников, обучая их критически воспринимать информацию и активно участвовать в общественной жизни. Государственные инициативы по образованию в сфере образования используют школьные медиацентры, для формирования активной гражданской позиции учащихся.[1]
Создание медиацентров позволяет интегрировать различные программы основного и дополнительного образования за счет включения школьников в проектное обучение и исследовательскую деятельность. Это соответствует требованиям ФГОС основного и среднего общего образования, которые уделяют особое внимание развитию таких навыков у учащихся, как критическое мышление, креативность и коммуникативные навыки. Медиацентры создают условия для реализации данного стандарта в практической деятельности.[4]
Медиацентры могут выполнять роль связующего звена между различными участниками образовательного процесса: учениками, педагогами, родителями и, в частности, сообществами. Они обеспечивают организацию грамотного информационного взаимодействия, что является важным аспектом современного образования.[3]
Вопросы медиаграмотности и медиапедагогики затрагивают множество ученых, как отечественных, так и зарубежных. Федоров А.В. активно исследует методы и методику медиаобразования, а также разрабатывает технологические методы медиаграмотности. Симбирцева Н.А. рассматривает медиапедагогику как адаптивную среду для формирования медиаграмотности и медиакомпетентности в условиях медиакультуры. К обсуждению понятий «медиаобразование», «медиаграмотность» и «медиапедагогика» обращается множество отечественных и зарубежных ученых, таких как Жилавская И.В., Максимова Г.П., Разлогов К.Э., Чичерина Н.В., Якушина Е.В. и другие.
Однако, результаты научных исследований должны найти воплощение в практике работы школы и школьных медиацентров.
Результаты исследования. Для проведения анализа начального уровня подготовки студентов педагогических специальностей для работы в школьном медиацентре мы подготовили ряд вопросов.
В опросе приняли участие 28 респондентов, студенты 3-5 курсов педагогического университета, а также студенты 1-2 курсов магистратуры.
Опрос состоит из 3 групп: первая группа вопросов позволяет определить понимание студентами способов получения информации и дальнейшей её обработки.
Вторая группа вопросов дает общую информацию об понимании студентами функций, выполняемых медиацентрами.
Третья группа вопросов углубляется в понимание медиапространства и умение в нем ориентироваться, а также на минимальные навыки, необходимы для работы в медиацентре и которыми студенты обладают или хотели бы их приобрести.
1 раздел вопросов.
Ваш возраст
Рис.1 Возраст респондентов
Возраст большинства респондентов попал в группу старше 20, но младше 35 лет. Данными ответами мы подтвердили возрастную группу и принадлежность именно к нашему возрастному ограничению, а именно студенты старших курсов, уже определившиеся с дальнейшей профессией, а так же обладающие минимальными навыками работы в информационной среде учебного заведения. Дополнительно мы пригласили для участия в опросе несколько выпускников вуза, работающих преподавателями, но не имеющих отношения к медиацентрам.
Ваш род занятий
Рис.2 Род занятий респондентов
На данный вопрос большинство ответило, что учатся в вузе, некоторые совмещают учебу и работу, выпускники отметили, что уже работают.
Сколько времени в день вы тратите на интернет (ПК, телефон, смарт-тв, в совокупности)?
Рис.3 Время, проведенное в гаджетах
На следующий вопрос «Сколько времени в день вы тратите на интернет?» половина ответов была от трех часов до шести, еще больше четверти респондентов ответили больше шести часов или же они не могут сказать сколько точно времени проводят во всемирной сети. К слову было указано, что считается не только телефонное время, но и просмотр через ПК и даже через смарт-тв, что очень популярно в последнее время. Результатом этого вопроса будет то, что ¾ респондентов проводят достаточно большое количество времени в день в сети интернет и в данных условиях очень важно уметь и учиться общей медиаграмотности.
Сколько из общего времени нахождения в сети вы тратите на получение информации?
Рис.4 Время в сети для получения информации
Данный вопрос ставил целью узнать, как полагают студенты, какую часть времени студенты тратят на получение информации, и это надо контролировать, а какую часть времени «серфинга» в сети они не контролируют, полагая, что отдыхаю и чувствуют себя в информационной безопасности. Как вывод мы полагаем, что большая часть отвечающих заблуждается, что они тратят меньше половины времени на получение информации. Респонденты полагают, что именно целенаправленный поиск информации считается процессом получения искомой. Только 7 % ответов было «более 75% времени», что является ближе к действительности.
Каким образом вы получаете информацию (как повседневную, так и необходимую для обучения)?
Рис.5 Источники информации респондентов
На этот вопрос мы получили достаточно дифференцированные ответы: помимо того, что большинство понимает, что использует интернет для доступа к информации, 1 человек указал, что посещает библиотеку (что достаточно мало для обучающихся в учебном заведении людей), 6 человек смотрят телевидение, 20 человек получают информацию из общения с людьми, треть респондентов посещает тренинги и курсы (как в сети, так и офлайн), 12 человек признались, что источником информации для них являются газеты, книги и другая печатная информация. Ответы на данный вопрос показывают, что главным источником информации для человека становится всемирная сеть в разных её проявлениях, а соответственно этому каналу взаимосвязи нужно уделять особое внимание как в планировании работы, так и в планировании средств информационной безопасности человека.
Каким образом вы чаще всего узнаёте новости?
Рис.6 Источники новостей
На вопрос «Каким образом вы чаще всего получаете новости?» большинство респондентов ответило, что пользуются новостными сайтами и подписаны на новостные каналы СМИ и рассылки (ленты, Телеграмм, в соцсетях). Так ответило 85 процентов участников опроса. Так же большие проценты ответов были «В телефоне просто смотрю соцсети, люди репостят новости» - 65 процентов и «Смотрю видеоконтент в интернете, подкасты и каналы, которые рассказывают о новостях» – тоже 65 процентов респондентов. Смотрят новости по телевидению треть участников опроса. Прислушиваются к информации от своих педагогов 7 человек, а это 25 процентов. И наименьший процент получили ответы «Радио», «Печатные СМИ, книги, журналы», и «не верю ТВ и Интернету, узнаю у друзей и знакомых» - по 1 человеку каждый, что в общем говорит о низком уровне медиаграмотности среди участников опроса.
Укажите самые ненадежные источники информации по вашему мнению…
Рис.7 Источники которым не следует доверять
В этом вопросе мы предложили студентам и выпускникам определить, какие же известные им источники информации являются ненадежными. Один человек указал ненадежным источником официальные печатные средства информации, два человека посчитали ненадежными источниками радио, шесть человек – телевизионные СМИ. Наравне с Телевизионными СМИ всего 6 человек посчитало ненадежным источником зарубежная Википедия. Для официальных СМИ, проходящих весь спектр проверки информации на подлинность, 21 процентов голосов можно считать большим уровнем недоверия, а вот для абсолютно неконтролируемого источника информации Википедии, где, как мы знаем, любой человек может изменить любую статью по своему усмотрению, 21 процентов ответов можно посчитать и слишком большим уровнем доверия. Наименьшим уровнем доверия у опросной группы пользуются официальные сайты (которые к слову наравне с официальными печатными СМИ проходят все уровни государственного контроля и несут ответственность за распространяемую информацию) и информация от друзей и знакомых – по 39 процентов каждый. Последний ответ может значить, что люди не доверяют друг другу, понимая какой объем фейковой информации сейчас наполняет информационное поле, и что заблуждаться может любой человек, с которым ты вступаешь в контакт. Самый большой процент голосов получил вариант «Блоги и блогеры, инфлюенсеры» - 57 процентов голосов, 16 человек. Здесь мы наблюдаем диссонанс с происходящим в информационной среде всей страны: финансовые потоки направляются к блогерам и инфлюенсерам, как к лидерам мнений, чтобы они распространяли необходимую информацию в сложных и срочных политических ситуациях, для поддержки инфоповодов, но тем самым поддерживая их популярность, формируя их привлекательность для всех граждан, а молодежи в частности. В разрез с этим, мнению блогеров большинство молодежи не доверяет, считая большую часть информации из блогов фейками. Из всех этих ответов мы видим, что в информационном поле зреет большое недоверие к большинству источников информации, даже людей друг к другу, молодые люди понимают, что информационное поле перенасыщено как правдивой, так и поддельной информацией, и в этом море информации пока всем составляет трудность разобраться и сориентироваться окончательно.
Доверяете ли вы своим источникам информации?
Рис.8 Процент доверия источникам информации
Один из важнейших пунктов нашего опроса это «Доверяете ли вы своим источникам информации?». Только один человек ответил, что безоговорочно доверяет своим источникам информации. 35 процентов не доверяют, и просто просматривают («сёрфят») новостные ленты, чтобы быть в курсе событий. 50 процентов доверяют, но благодаря тому, что сверяют информацию из всех своих источников между собой. 10 процентов респондентов склонились к ответу, что доверяют, но, узнав новость из своих источников, перепроверяют её у знакомых людей по телефону или при общении.
Как вывод можем сказать, что 85 процентов ответивших являются уязвимыми перед фейк-новостями, потому что либо просто получают информацию, никак не устанавливая лживая это информация или нет (они не доверяют источникам, а просто получают информацию, чтобы быть в курсе событий), что может срабатывать как накопительный эффект и в конце приведет к недействительному мировосприятию, либо эти люди имеют большой набор источников информации и делают вывод о правдивости только взвесив полученную информацию между собой, что так же может нести в себе опасность, так как если новостные каналы этих респондентов имеют один исток, который имеет фейковое назначение, то и дальнейший анализ новостного потока не имеет смысла.
Важно ли разбираться в информации и отсекать недостоверные источники?
Рис.9 Важность достоверности источников
На вопрос «Важно ли разбираться в информации и отсекать недостоверные источники?» подавляющее большинство (96 процентов) ответило, что важно. Лишь один человек ответил, что этот процесс неважен, но, забегая вперед, мы проанализировали дальнейшие ответы студента, который в дальнейшем изменил свое мнение, можно считать этот ответ погрешностью.
2 группа вопросов:
Как вам кажется, имеете ли вы представление о работе медиацентров и выполняемых ими функциях?
Рис.10 Представление о работе медиацентра
На этот вопрос было получено разное количество ответов. Большинство (64%) посчитали, что знают, или имеют представление о работе медиацентров, 18 % склонилось к ответу, что не уверены, скорее всего они мало знают о предмете вопроса. 10% точно сказали, что не знают, но хотят узнать, и 2 человека (7%) имели дело с медиацентрами (это выпускники университета). Как покажут последующие ответы большинство студентов заблуждаются в том, что они имеют понятие о работе школьных медиацентров.
Имеете ли вы опыт работы с мультимедиатехникой, фото-, аудио-, видеоаппаратурой?
Рис.11 Владение фото-видео техникой
На вопрос «Имеете ли вы опыт работы с мультимедиа техникой, фото-, аудио-, видеоаппаратурой?» большинство участников ответило, что небольшой опыт имеется, или его нет вовсе, поэтому научить кого-то этому они не смогут. У трети участников мнение, что они имеют опыт, достаточный для обучения школьников навыкам работы с мультимедиа техникой. Большая часть признает, что им необходимо обучение навыкам работы в с мультимедиа техникой, фото-, видео- и аудиоаппаратурой.
Имеете ли вы опыт работы с программным обеспечением, необходимым для медиасреды (видео- и аудиомонтаж, обработка фото, обслуживание сайтов, соцсетей)?
Рис.12 Владение программным обеспечением
Здесь ответы разделились примерно так же: малая часть респондентов (25 %) уверена, что имеет опыт и сможет справиться с работой, а большинство – 75 % – считают, что им необходимо подтянуть или получить навыки работы с программным обеспечением медиацентров школ.
Как говорилось ранее, медиацентры выполняют функцию аккумулятора школьной медиаактивности, собирающего и генерирующего информацию, обрабатывающего и выдающего её широкому потребителю. Как вы считаете, нужны ли в школах медиацентры?
Рис.13 Потребность медиацентров в школах
На этот вопрос мы получили утвердительный ответ подавляющим большинством. Студенты уверены, что новая форма работы с медиасредой в школе является более современным подходом, и что такие центры активности в современных общеобразовательных учреждениях нужны.
Какой набор компетенций для работы в медиацентре вы считаете наиболее важным?
Рис.14 Компетенции для работы в медиацентре
Заключительный вопрос в данной группе «Какой набор компетенций для работы в медиацентре вы считаете наиболее важным?» получил следующие ответы: запись аудио, аудиомонтаж, выпуск аудиоподкастов – 57%, съемка видео, видеомонтаж, выпуск видео-новостей, видеожурналов, подкастов – 78%, СМИ, выпуск школьных газет в печатном и цифровом варианте – 53%, фотообработка, фотомонтаж, выпуск цифрового фотоматериала – 57%, обслуживание и работа в соцсетях, работа с сайтами - 71%, организаторская работа, управление работой творческих команд, проведение мероприятий – 50%.
Как мы видим, все ответы получили большой резонанс, студенты считают важными все направления подготовки будущих педагогов к работе в школьных медиацентрах. Каждый участник выбирал по несколько вариантов, 3-4 ответа, что уже показывает интерес и вовлеченность в процесс.
3 группа вопросов:
Что же такое "медиа", что значит это слово?
Рис.15 Значение термина «медиа»
Пришло время разобраться с пониманием наших участников основных понятий в вопросе «Что же такое "медиа", что значит это слово?». Здесь мы опять видим, что большинство студентов не имеет представления, чем является медиа среда в современном информационном обществе. Только 1/5 часть респондентов дала верный ответ, что любые средства передачи и получения информации являются медиа, здесь был возможен только один выбор ответа, поэтому остальные участники дали неверные ответы, полагая, что медиа это только СМИ, или же это только Интернет и цифровая среда передачи информации, или же только аудиовизуальные средства коммуникации, 14 процентов предположили, что медиа это техническое оснащение средствами обучения.
Чтобы пояснить студентам что такое медиаграмотность, как воспитать в себе эту медиаграмотность и обучить ей школьников в медиацентре, необходим курс подготовки студентов педагогических специальностей к работе в школьном медиацентре.
Какую информацию нельзя публиковать в соцсетях?
Рис.16 Стоп информация для публикаций
Продолжая размышлять о медиаграмотности студентов, мы задали им вопрос «Какую информацию нельзя публиковать в соцсетях?». Ответы можно давать множественные. Даже такой просто вопрос у некоторых участников вызвал затруднения. Вначале все верно посчитали, что в сети можно публиковать поздравления с праздниками, 26 человек (93%) правильно указали, что нельзя публиковать паспортные данные, а также фото чужих людей без их согласия, 23 голоса (82%) было отдано за вариант «Адрес места жительства», что тоже является верным. Остальные ответы не соответствовали действительности. Однако 16 человек (57%) предположили, что нельзя публиковать информацию без авторства, хотя анонимных групп и источников в соцсетях сейчас большое количество. 4 человека (14 %) посчитали, что фотографии с вечеринок и корпоративов запрещены, хотя если они не порочат честь других людей, то запретов на публикацию нет. 3 человека (10%) остерегаются публиковать фото своей семьи, и один респондент (3,6%) смело ответил, что можно публиковать всё. Как мы видим, большинство имеет представление о информационной гигиене в сети интернет, с небольшими погрешностями умеет определять информацию, предназначенную для широкого круга лиц, и то, что для огласки общественности не предназначено. Остальные ответы были выбраны респондентами как дополнительные, принимаем к сведению, что многие перестраховываются в нынешнем бурном мире информационной опасности и информационных конфронтаций.
Как по-вашему, в каких целях используются следующие слова в медиапространстве: гарантированный, невероятный, действительно, по-настоящему, реально, проверенный, стабильный, в любом случае, шокирующий, все в ваших руках, наконец-то, попробуйте, вы ничего не теряете?
Рис.17 Смысл использования эмоционально окрашенных слов
В следующем вопросе мы дали список из нескольких эмоционально окрашенных слов, которые часто используются в информационном поле средств массовой информации и социальных медиа для оказания воздействия на человека. Лишь половина участников смогла определить этот смысл в предложенных фразах. Другая половина посчитала, что эти словосочетания используются просто для приукрашивания текста либо для облегчения восприятия информации читателями (слушателями). Как вывод, мы определили, что половина студентов не может определить, когда с использованием определенной лексики на них оказывается воздействие, чтобы изменить восприятие медиаконтента.
Вставьте пропущенное словосочетание: «Исследования показали, что люди, как правило, выбирают из СМИ те взгляды и идеи, которые «...»
Рис.18 Выбор верного завершения фразы
Правильный вариант ответа «подкрепляют свои прежние взгляды, ценности и чувства» в данном вопросе выбрали 2/3 студентов (68 %), 1/3 (29%) склонилась к неверному варианту ответа «вызывают вопросы и желание разобраться».
Как видим, большинство понимает, что человек, даже находясь в заблуждении, не будет с этим соглашаться, а выбирать информацию из информационного потока, которая будет подкреплять его заблуждения. Именно поэтому нужно с самого начала формировать правильное восприятие действительности, потому что дальнейшее изменение курса будет уже затруднительно. Восприятие информационного медиаконтента и умение его анализировать нужно заводить уже со школьных лет обучения, для чего и организована работа медиацентров в общеобразовательных учреждениях.
В вопросах выше мы уже касались этой темы, повторим: работа по созданию видеоконтента, фотообработке, созданию школьных газет, сайтов велась и ранее, но это была не централизованная система, не основополагающаяся на принципы медиаграмотности, информационной гигиены, безопасности и работе во всемирном информационном поле в целом.
Определите, пожалуйста, какой из снимков является подделкой (ФЕЙК)?
Рис.19 определение достоверности информации
Участникам были предложены 4 фотоснимка, которые умело обработаны в специальных программах, и среди которых надо было отличить явные «фейковые» изображения, которые были специально подделаны, чтобы подкрепить визуально недостоверную текстовую информацию. Варианты 2 и 4 были правильными ответами. Почти все участники справились с заданием, правда некоторые дав только один верный ответ, что подтверждает, что даже искушенные молодые люди не могут отличить настоящий фотоснимок от поддельного. Принимаем к сведению, что имея навыки работы в современных фоторедакторах, будущий куратор работы школьного медиацентра смог бы с легкостью определить фотографии, сделанные искусственно для информационного повода, а какие снимки были сделаны в естественной среде и не являются фейками.
Подскажите, какие из нижеследующих программ для фотообработки вы знаете и можете воспользоваться?
Рис.20 Список используемых программ для фотообработки
Какие из приведенных программ для видеомонтажа вы знаете и сможете применить при необходимости?
Рис.21 Список используемых программ для видеомонтажа
Какие программы для верстки и дизайна вы знаете и сможете применить при необходимости?
Рис.22 Список используемых программ для верстки и дизайна
Следующие несколько вопросов мы задали для общего понимания умений и навыков наших будущих педагогов в плане работы с программным обеспечением. Ответы были дифференцированы по всем трем вопросам, в результате чего делаем выводы, что студенты мало знакомы с современными программными средствами работы в мультимедиа индустрии, им необходимо получение навыков для овладения минимальными умениями работы с фото-, аудио- и видеоинформацией, для её умелой обработки и для дальнейшего применения в медиапространстве школы, поселка, города.
Как вы считаете, какой набор оборудования и техники входит в обязательное оснащение школьного медиацентра?
Рис.23 Обязательное оснащение школьного медиацентра
На данный вопрос мы получили как правильные, так и множественные неправильные ответы. Большинство понимает, что для правильного функционирования школьного медиацентра необходим персональный компьютер (100%), фотоаппарат, аудиозаписывающие устройства и интерактивная доска (необязательна) – 71% каждый вариант, видеокамера (79%), Принтер или МФУ (50%). Некоторые ошибочно предположили, что нужен планшет (32%) и 3Д принтер (21%), который используется в классах инженерной направленности и КВАНТОРИУМах, где так же нужны наборы Лего-техник, правильно не выбранные нашими респондентами.
Из этих ответов мы также делаем вывод, что студены имеют слабое представление как строится работа медиацентра, какие функции и задачи и какими средствами он решает.
Хотели бы вы получить набор компетенций для дальнейшей работы в школьном медиацентре?
Рис.24 Процент желающих получить набор компетенций для работы в медиацентре
На заключительный вопрос мы получили ответ, что большинство студентов понимают необходимость до подготовки будущих преподавателей Медиацентра для работы в новой для себя роли.
Выводы. Опрос показал, что студенты педагогических специальностей имеют ограниченное понимание медиаграмотности и представление о работе медиацентров. Хотя большинство респондентов считает, что они знают, что такое медиа, на самом деле лишь небольшая часть правильно определяет это понятие. Это указывает на необходимость более глубокого обучения в данной области.
Большинство студентов не доверяет информации из традиционных СМИ и блогов, что свидетельствует о высоком уровне недоверия к различным источникам. При этом 85% респондентов не уверены в достоверности получаемой информации, что делает их уязвимыми к фейковым новостям.
Опрос показал, что студенты осознают необходимость в обучении навыкам работы с мультимедиа-техникой и программным обеспечением. Большинство респондентов признает, что им требуется дополнительная подготовка, чтобы эффективно работать в школьных медиацентрах.
Студенты уверены в важности медиацентров в образовательном процессе. Они видят в них современный подход к организации работы с информацией, что подтверждает необходимость создания и развития таких структур в школах.
Несмотря на большое количество времени, проводимое в интернете, студенты не всегда осознают, как эффективно использовать его для получения достоверной информации. Основными источниками остаются социальные сети и новостные сайты, что подчеркивает необходимость обучения медиаграмотности.
Респонденты выделили важные компетенции для работы в медиацентрах, такие как создание видео и аудиоконтента, работа с социальными сетями и сайтами. Это показывает заинтересованность студентов в получении необходимых навыков для успешной работы в данной области.
Можно сделать вывод, что будущий педагог медиацентра должен получить необходимые компетенции в области обучения медиаграмотности. Такую компетенцию нужно формировать целенаправленно, и это возможно в рамках изучения дополнительного курса подготовки студентов педагогических специальностей к работе в школьном медиацентре.
Список литературы
Возчиков, В.А. Медиаграмотность в педагогической интерпретации [Текст] / В.А. Возчиков, А.Ю. Арутюнян, Е.Б. Манузина, А.А. Немирич // Медиаобразование. 2014.-№ 2 . – С. 56 – 67.
Максимова Г.П. Медиапедагогика как одно из направлений современного образования // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Серия: Общественные науки. 2005. № 4. С.119 – 123.
Федоров А.В. Медиаобразование будущих педагогов. - Таганрог: Кучма, 2005. – 314 с.
Якушина, Е.В. Медиаобразование: как научиться грамотно работать с информацией[Текст] / Е.В. Якушина // Народное образование. – 2012. - № 6. – С. 185 – 189.