Введение. Силовая подготовка, совмещенная с оздоровительными занятиями, в настоящее время достаточно популярны среди девушек [5]. Основными причинами такого интереса является естественное желание человека выглядеть современно, что позволяет в определенной степени повысить уверенность и самооценку [4]. Кроме того, такие занятия позволяют активизировать процессы аэробного метаболизма, что и является наиболее эффективным способом адаптации к различным факторам стресса и положительно влияет на их психическое состояние [2]. Автогенная тренировка, основанная на методах саморегуляции, помогает улучшить концентрацию, снизить уровень тревожности и повысить общую психологическую устойчивость [1]. Поэтому целью данного исследования является разработка целенаправленных и индивидуальных программ силового фитнеса с элементами аутогенной тренировки.
Методы и организация исследования. В данной исследовании использовались следующие методы: анкетирование занимающихся, лонгитудинальный (развернутый во времени) педагогический эксперимент и антропометрические изменения, которые включали измерения стандартных обхватов частей тела (груди, талии, бедер, одного бедра) и вычисление индекса массы тела. Экспериментальное исследование проводилось на группе девушек (10 человек, паспортный возраст 15–18 лет), которые регулярно занимаются в фитнес-клубе «Палестра». Используемаяв фитнес-клубе базовая программа подготовки девушек, была дополнена специально разработанными и четко сформулированными элементами аутогенной тренировки. Эффективность реализации данной программы в течение шести месяцев регулярных занятий оценивалась по динамике перечисленных выше субъективным и объективным показателям.
Результаты исследования и их обсуждения. Анализ результатов анкетирования показал, что респонденты существенно изменили субъективную оценку своих физических кондиций за указанный период занятий. В начале периода 30% испытуемых оценили этот показатель, как «плохой», а 70% - как «удовлетворительный», а в конце периода 60% респондентов - как «хороший» и 40% - как «отличный». Здесь необходимо отметить, что существенно изменилось в лучшую сторону отношение девушек к регулярно используемым элементам аутогенной тренировки. Это выражалось в увеличении уровня мотивации и хорошем самочувствие во время тренировочных занятий.
Таблица 1. Динамика антропометрических показателей девушек за экспериментальный период регулярных занятий силовым фитнесом с элементами аутогенной подготовки.
Показатели |
Начало исследования M±m |
t, p |
Окончание исследования |
Обхват груди (см) |
89.40±3.89 |
0.47; >0.05 |
87.00 ± 3.23 |
Обхват талии (см) |
67.10±4.20 |
0.59; >0.05 |
63.90± 3.41 |
Обхват бедер (см) |
94.30±6.70 |
0.05; >0.05 |
93.90± 4.55 |
Обхват бедра (см) |
56.90±3.47 |
0.27; >0.05 |
55.70± 2.75 |
Индекс массы тела |
21.85±2.59 |
0.15; >0.05 |
21.33± 2.23 |
В тоже время анализ результатов таблицы 1 показывает, что шестимесячный период педагогического эксперимента является явно недостаточным для получения статистически достоверных сдвигов во всех анализируемых антропометрических показателях (p>0.05), несмотря на явную тенденцию к положительной динамике всех антропометрических показателей. Хотя у двух испытуемых индекс массы тела (ИМТ) изменился с «избыточного» на «нормальный». Здесь необходимо указать, что при анализе используется общепринятая классификация ИМТ: недостаточный вес – менее 18.5; нормальный вес – от 18.5 до 24.9; избыточный вес – от 25 до 29.9; ожирение – от 30 и выше [3].
Заключение. Результаты проведенного исследования показывают, что используемые дополнения базовой программы подготовки девушек элементами аутогенной тренировки повышают ее эффективность. Дальнейшее продолжение лонгитудинального педагогического эксперимента является целесообразным и позволит добиться более значимых сдвигов (статистически достоверных) физических кондиций испытуемых.
Список литературы.
Абдурасулов Р.А. Научно-методические основы применения аутогенных тренировок в спортивной деятельности //Известия Самарского научного центра Российской академии наук—2018г—с.1468-1471.
Иванов В.Д., Медикова А.Д. Фитнес-технологии в физическом воспитании //Актуальные проблемы педагогики и психологии— 2021г—№5—с.24-32.
Никитюк Д.Б., Николенко В.Н., Клочкова С.В., Миннибаев Т.Ш. Индекс массы тела и другие антропометрические показатели физического статуса с учетом возраста и индивидуально-типологических особенностей конституции женщин // Вопросы питания—2015г. —№4— с.47-54.
Сайкина Е.Г. Фитнес в системе физической культуры //Известия Российского государственного педагогического университета им. Герцена — 2008 г— с.182-189.
Хоффман М.С., Еркомайшвили И.В. Влияние силовых тренировок на женский организм //Проблемы современного педагогического образования—2017 г. — №57— с. 245–251.