ДИДАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ НЕЙРОСЕТИ TWEE В ФОРМИРОВАНИИ ЛЕКСИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА - Студенческий научный форум

XVII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2025

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ НЕЙРОСЕТИ TWEE В ФОРМИРОВАНИИ ЛЕКСИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

С учетом стремительных изменений в современном мире, затрагивающих в том числе и цифровизацию образования, продолжает возрастать интерес к изучению новых потенциальных дидактических возможностей цифровых ресурсов. Одна из таких перспектив связана с интеграцией искусственного интеллекта в образовательный процесс [1]. Использование нейросетей в обучении иностранному языку продолжает становиться все более популярным [2]. С каждым днем появляются новые приложения и онлайн платформы, демонстрирующие использование новых технологий, которые помогают учителю в организации урока. Один из таких помощников – образовательная нейросеть Twee для изучения английского языка. Рассмотрим ее дидактический потенциал и опишем инструментарий.

Нейросеть работает с шестью основными направлениями: reading, writing, speaking, listening, vocabulary, grammar [3]. Так как нас интересуют упражнения на развитие лексической компетенции обучающихся, проанализируем подробнее направление VOCABULARY. В этом разделе предложены следующие упражнения:

1. FillintheGap (заполнение пропусков).

Для генерации этого задания требуется написать текст и выделить слова, которые будут пропусками в созданном тексте. Результат представлен на рис. 1.

Рис. 1. Пример лексического упражнения на заполнение пропусков глаголами

2. WordDefinitionMatching (соотнесение слова и его значения).

Здесь требуется написать только слова, значения к ним создаются автоматически. Пример представлен на рис. 2.

Рис. 2. Пример лексического упражнения на соотнесение слова и его значения по теме “Rooms

3. SentenceswithTargetVocabulary (предложения с целевой лексикой).

Чтобы получить предложения, необходимо ввести список слов. Можно указать тему. Пример упражнения представлен на рис. 3.

Рис. 3. Пример лексического упражнения на составление предложений с целевой лексикой по теме «Рождество»

4. EssentialVocabulary (необходимая лексика).

Учителю нужно лишь ввести тему для ЛЕ и указать их часть речи. Пример упражнения представлен на рис. 4.

Рис. 4. Пример лексического упражнения на составление списка необходимой лексики по теме «Части тела»

5. CommunicativeSituations (коммуникативные ситуации).

Для создания задания предлагается ввести слова, которые будут употребляться в коммуникативной ситуации, и можно указать их тематику. В результате нейросеть генерирует короткие двухстрочные диалоги для каждого слова. Пример упражнения представлен на рис. 5.

Рис. 5. Пример упражнения на создание коммуникативной ситуации с использованием изученной лексики по теме «Школьные принадлежности»

6. MatchingHalves (соединение частей).

Здесь требуется написать словосочетания или предложения, которые будут разделены на части. Пример упражнения представлен на рис. 6.

Рис. 7. Пример упражнения на соотнесение частей словосочетания по теме «Распорядок дня»

7. ExtractCollocations (извлечение словосочетаний).

Учителю нужно вставить текст и выделить в нем слова, из которых он хочет извлечь словосочетания. Пример упражнения представлен на Рис. 7.

Рис. 7. Пример упражнения на извлечение словосочетаний из текста по теме “Seasons

8. Word-TranslationMatching (соотнесение слова/фразы с переводом).

Для генерации такого упражнения нужно ввести определенные слова, при этом перевод доступен на 16 языков (немецкий, французский, испанский, португальский и др.).

В примере на рис. 8 представлено упражнение на отработку фразовых глаголов с глаголом “look”.

Рис. 8. Пример упражнения на соотнесение фразовых глаголов с глаголом “look” с их переводом

9. Rephrase Using the Word Given (перефразировать, используя данное слово/фразу).

Учитель должен ввести только слова для замены. Затем нейросеть генерирует предложения с синонимичными словами, которые учащиеся должны заменить на слова из списка. Пример упражнения представлен на рис. 9.

Рис. 10. Пример упражнения на перефразирование предложений с помощью синонимичных слов

Исходя описания типов упражнений, предложенных в разделе VOCABULARY в нейросети Twee, и из сгенерированных примеров упражнений, мы сделали следующие выводы. Выбор упражнений достаточно разнообразен, они соответствуют типам упражнений, выделяемым методистами, и действительно направлены на развитие лексической компетенции, однако они все являются тренировочными, или по-другому, подготовительными.

По названию упражнение «Коммуникативные ситуации» может быть отнесено к речевым упражнениям, но в этой функции генерируется готовый мини-диалог, который, на наш взгляд, целесообразнее использовать на этапе первичного закрепления, например, в виде такого упражнения как имитация с преобразованием. Касательно созданного примера коммуникативных ситуаций с заданными ЛЕ, недостаток здесь в том, что грамматический материал (например, абсолютная форма притяжательных местоимений) и речевые клише (например, “Here you go”) не соответствуют заданному классу (4 класс). Следовательно, упражнение требует доработки и упрощения.

Несомненно, возможность указать уровень, класс и возраст обучающихся при генерации заданий мы находим большим достоинством нейросети Twee. Это позволяет создавать индивидуальные или дифференцированные задания. Однако сгенерированное упражнение может не соответствовать школьным знаниям учащихся по английскому языку (если мы создаем его для школьного урока), то есть в упражнении может содержаться материал, который еще не был изучен в рамках школьной программы. Тогда возникнет необходимость исключать/заменять, например, некоторые слова или использовать упрощенные грамматические структуры.

В любом случае мы считаем, что нейросеть Twee – это полезный инструмент для преподавателя английского языка, который может значительно сократить трату его временных ресурсов. Учителю не нужно придумывать дефиниции к словам или тексты, не нужно отбирать лексику для определенной темы: он может просто задать лексику и/или тему – и упражнение готово. Даже если в сгенерированном упражнении будут какие-то недочеты, их можно исправить. Если упражнение сложное, учитель может адаптировать его под своих учеников с учетом их уровня.

Список литературы

1.Евстигнеев, М. Н. Нейросеть Twee – новый инструментарий для педагога английского языка / М. Н. Евстигнеев // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2023. – Т. 28, № 6. – С. 1428-1442. – DOI 10.20310/1810-0201-2023-28-6-1428-1442. – EDN HWAJHP.

2. Панкова, Т. Н. Цифровой ресурс «TWEE» как инструмент с использованием искусственного интеллекта для преподавателя английского языка / Т. Н. Панкова, А. В. Варушкина // Актуальные проблемы и современные технологии преподавания иностранных языков в неспециальных вузах : Сборник научных статей XVI Всероссийской с международным участием научно-практической конференции, Воронеж, 22–23 марта 2023 года / Под редакцией А.В. Сысоева, О.Н. Савинковой, И.В. Миловановой [и др.]. – Москва: Общество с ограниченной ответственностью "РИТМ: издательство, технологии, медицина", 2023. – С. 227-232. – EDN NEYYJI.

3. Жукова, В. С. Использование нейронной сети Twee при разработке заданий по иностранному языку (английскому) / В. С. Жукова // XXVII Царскосельские чтения. Год педагога и наставника : Материалы международной научной конференции. В 2-х томах, Санкт-Петербург, 18–19 апреля 2023 года / Под общей редакцией Л.М. Кобриной. Том 2. – Санкт-Петербург: Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина, 2023. – С. 190-194. – EDN EPWNOX.

4. Александрова, Ю. А. Особенности формирования лексической компетенции при обучении иностранным языкам / Ю. А. Александрова // Вестник Луганского государственного педагогического университета. Серия 3. Филологические науки. Медиакоммуникации. – 2023. – № 1(94). – С. 54-61. – EDN TSPBRW.

5. Шамов А.Н. Формирование лексической компетенции как основополагающая цель в обучении иностранному языку // Языки и культуры народов мира в лингводидактической парадигме: Лемпертовские чтения – IX: сборник статей по материалам международного научно-методического симпозиума, 30–31 мая 2007 г. / Пятигор. гос. лингв. ун-т; отв. за выпуск Н.В. Барышников. Пятигорск, 2007. С. 386-391.

Просмотров работы: 37