Развитие фиджитал спорта в студенческой среде - Студенческий научный форум

XVII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2025

Развитие фиджитал спорта в студенческой среде

Иванова И.А. 1, Голубина О.А. 1
1Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение. В современных реалиях цифровые технологии все активнее внедряются во все сферы жизнедеятельности людей, в том числе это относится и к спорту. Одним из наиболее перспективных направлений является интеграция физического и цифрового формата. Так, фиджитал спорт соединяет в себе использование виртуальных тренажеров в формате передовых цифровых технологий, таких как виртуальная реальность (VR), дополненная реальность (AR) и трекеры движения, с физической активностью, где участники соревнуются между собой как в реальной, так и в виртуальной среде. В Российской Федерации фиджитал-спорт (функционально-цифровой спорт) в 2023 году был официально включен во Всероссийский реестр видов спорта, что говорит о широком распространении его среди населения.

Цель работы: рассмотреть и проанализировать проблемы и перспективы для развития фиджитал спорта в студенческой среде в России.

Результаты работы. Среди студентов фиджитал спорт постепенно завоевывает популярность. Многие университеты уже на данный момент проводят соревнования по фиджитал дисциплинам и создают соответствующую инфраструктуру. Примером может послужить Всероссийский турнир по фиджитал-спорту «Игры Первых», который проводился в 2023 году на базе общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций Российской Федерации, где участники соревновались по таким дисциплинам, как фиджитал-футбол и фиджитал-тактическая стрельба [1].

Зарубежный опыт так же показывает, что фиджитал спорт активно развивается в том числе среди студентов. Так, в США, где активно проводятся турниры на базе университетов, такие как соревнования по виртуальному футболу и гонкам в дополненной реальности, организуемые Лигой университетского киберспорта. В Южной Корее проводятся ежегодные национальные студенческие игры, в Японии, как и в Китае, популярны межуниверситетские VR -соревнования и инициативы, направленные на интеграцию фиджитал спорта в Олимпийские игры [2].

Фиджитал спорт обладает значительным образовательным и карьерным потенциалом для студентов, так как он интегрирует физическую активность и IT-компетенции, формирует и развивает такие важные качества, как координация движений и выносливость, так как участие в играх, сочетающих физические и виртуальные элементы, требует высокой концентрации, улучшения рефлексов и повышает общую физическую форму. Также развивается стратегическое мышление ввиду анализа ситуаций, разработки планов и реализации их в реальном времени. Взаимодействие в команде и необходимость принятия решений в разных условиях способствуют развитию компетенций лидера, умений принимать быстрые решения и работать в команде. Для студентов данное направление представляет хорошую возможность для карьеры в инновационных отраслях, например, это могут быть профессии в сфере киберспорта, спортивной аналитики, разработки игр и управления проектами. Важно отметить, что фиджитал спорт может предоставлять возможность для студентов с ограниченными возможностями заниматься спортивной деятельностью наравне со всеми. Так, например, в 2024 году проводились Первые международные инклюзивные игры среди стран СНГ «Фиджитал без границ», где приняли участие порядка 300 спортсменов из 15 регионов России, а также Азербайджана, Армении, Белоруссии, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана, среди которых были люди с ограниченными возможностями [3,4].

Однако, несмотря на наличие данных преимуществ, внедрение фиджитал спорта в образовательный процесс сталкивается с рядом проблем. Например, многие университеты в России не имеют необходимого оборудования и пространств, современной технической базы, необходимой для реализации данного вида спорта. Финансовые барьеры, которые испытывают многие университеты, тормозят реализацию инициатив, а инвестиционная поддержка на данный момент ограничена, так как фиджитал спорт пока не получил широкой популярности. Многие университеты и регионы испытывают недостаток в квалифицированных кадрах и унифицированных стандартов и методов преподавания таких дисциплин, что затрудняет интеграцию данного вида спорта в образовательную систему и усложняет процессы проведения соревнований. Также стоит отметить, что для Российской Федерации характерна сильная дифференциация регионов по различным признакам, в том числе по уровню внедрения цифровых и инновационных технологий, наличию специалистов и финансовым возможностям, из-за чего в некоторых регионах внедрение фиджитал спорта происходит намного медленнее, чем в крупных и высокотехнологичных регионах страны.

Для успешного развития фиджитал спорта в студенческой среде необходим комплексный подход, который будет включать меры по развитию инфраструктуры во всех регионах России с учетом их особенностей, что прежде всего будет проявляться в создании на базе университетов фиджитал центров, оснащенных необходимым технологическим оборудованием, меры государственной поддержки в финансировании и популяризации данного вида спорта с помощью национальных программ и грантов в том числе по подготовке квалифицированных специалистов, так же это может быть медиа-популяризация, способная привлесь внимание молодежи через социальные сети и другие цифровые платформы. Одним из наиболее эффективных методов развития фиджитал спорта является проведение и расширение круга возможностей соревнований и различного вида мероприятий, связанных с фиджитал спортом [5].

Основываясь на проведенном анализе, можно сказать, что формат фиджитал-спорта объединяет современные технологии и физические способности, предлагая новые решения по формированию спортивной культуры среди молодежи в условиях цифровизации и создавая возможности междисциплинароного взаимодействия и профессионального развития, что немаловажно для такой группы населения, как студенты. Но несмотря на существующие достижения в области проведения мероприятий такого типа, развитие фиджитал спорта сталкивается с рядом вызовов и проблем, которые тормозят его внедрение в образовательный процесс и широкое распространение среди молодежи. В таком случае становится важна роль поддержки со стороны государства, бизнеса и непосредственно университетов, так как развитие фиджитал спорта способно к становлению важным звеном между формированием новой спортивной культуры и технологических достижений.

Список литературы

1 Приказ Министерства спорта Российской Федерации от 31.01.2023 №58 // Официальное опубликование правовых актов. [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202302060045?index=1&rangeSize=1/ (дата обращения: 10.12.2024).

2 Avery Devereaux Cybersport: A New Kind of Sports Discipline // The Havok Journal. 2024. [Электронный ресурс]. URL: https://havokjournal.com/entertainment/online-gaming/cybersport-a-new-kind-of-sports-discipline/ (дата обращения: 10.12.2024).

3 Остапенко В. А. Инновационные технологии в физической культуре и спорте: фиджитал-спорт / В. А. Остапенко, Е. В. Иванова // Стратегии развития и совершенствования науки и образования в новой реальности : Материалы XXVI Всероссийской научно-практической конференции, Краснодар, 06 ноября 2023 года. – Краснодар: ООО "Параграф". 2023. С. 89-91.

4 Дурдыева Дж, Гулмяммедова Б., Нурмухаммедов С. Влияние фиджитал спорта на здоровье и физическую активность // Всемирный ученый. 2024. №26. С. 473-480

5 Артемьев Р. В. Состояние и приоритетные направления развития студенческого фиджитал-спорта // Наука и спорт: современные тенденции. 2024. №S1. С. 181-186

Просмотров работы: 24