Волевые качества личности играют важную роль в формировании успешной профессиональной деятельности студентов, особенно в области педагогики. Педагоги, обладая развитыми волевыми качествами, способны не только преодолевать трудности, но и эффективно управлять учебным процессом, обеспечивая собой надежную опору для своих учеников.
Волевые качества личности представляют собой устойчивые, индивидуальные особенности, которые определяют способность человека контролировать свои поступки, принимать решения и преодолевать трудности для достижения поставленных целей. Воля является важным элементом психики, который отражает усилие, направленное на выполнение определенных задач. Волевые качества формируют внутреннюю готовность личности к действию и помогают регулировать поведение в условиях как успеха, так и неудачи.
Проблема волевых качеств личности изучается многими исследователями в области психологии и педагогики. Одним из первых учёных, исследовавших волевые процессы, был А. Н. Леонтьев, который подчеркивал значимость воли как элемента целенаправленного поведения. В дальнейшем данный вопрос развивали Л. И. Божович, В. Н. Мясищев, А. В. Петровский. Современные исследования акцентируют внимание на том, как волевые качества могут быть развиты и скорректированы в процессе образования.
А. Н. Леонтьев подчеркивал значимость воли как важнейшего элемента целенаправленного поведения. Он рассматривал волю не как отдельное качество, а как целостный процесс, связанный с мотивацией и деятельностью человека. Его основная идея заключается в том, что воля тесно связана с целью, и именно на основе осознания цели и значимости деятельности формируются волевые качества. Автор акцентировал внимание на том, что развитие воли требует практического опыта и активной деятельности, что является особенно актуально для студентов педагогических специальностей.
Л. И. Божович продолжила исследования в области волевых качеств, акцентируя внимание на взаимосвязи воли и личности. Она рассматривает волю как социально обусловленное качество, которое формируется в процессе взаимодействия личности с окружающей средой. Автор выделяла различные типы воли, называя их волевыми формами (например, действие в ситуации выбора, поддержание активности). Она подчеркивала, что воля развивается через опыт преодоления трудностей и достижения целей, что делает ее особенно важной для формирования успешного педагога.
В. Н. Мясищев, исследуя волевые качества, обратил внимание на роль саморегуляции в формировании воли. Он утверждал, что воля связанна с управлением своими эмоциями и действиями, а успешная деятельность требует развитой волевой сферы. Исследования В.Н. Мясищева включают практические методы, позволяющие развивать волевые качества через различные формы деятельности, что также адресует потребности и условия обучения студентов. Основное значение его исследований заключается в практической направленности на формирование волевых качеств в обучении.
На данный момент в психологии сложилось несколько подходов к классификации волевых качеств личности. Например, Ф.Н. Гоноблин делит волевые качества на две группы, связанные с активностью и с торможением нежелательных действий и психических процессов. К качествам первой группы он относит решительность, смелость, настойчивость и самостоятельность; качествам второй - выдержку (самообладание), выносливость, терпение, дисциплинированность и организованность. Правда, при этом Ф. Н. Гоноболин добавляет, что невозможно все волевые качества личности строго разделить на две группы зависимости от преобладания процессов возбуждения и торможения. Иногда, подавляя одни действия, человек проявляет активность в других. И этим отличают с его точки зрения, дисциплинированность и организованность.
В.И. Селиванов объективным основанием для разграничения различных волевых качеств тоже считает динамику процессов возбуждения и торможения. В связи с этим он делит волевые качества на вызывающие, усиливающие активность и на тормозящие, ослабляющие или замедляющие ее. К первой группе он относит инициативность, решительность, смелость, энергичность, храбрость; ко второй группе -- выдержку, выносливость, терпение.
Другой подход к классификации волевых качеств базируется на высказанной С.Л. Рубинштейном мысли о соответствии различных волевых качеств фазам волевого процесса. Так, проявление инициативности он относит к самому начальному этапу волевого действия, после чего проявляются самостоятельность и независимость, а на этапе принятия решения проявляется решительность, которую на этапе исполнения волевого действия сменяют энергичность и настойчивость.
Студенческая жизнь - это период, когда молодые люди сталкиваются с многочисленными вызовами, требующими от них использования волевых качеств. Проявление этих качеств особенно важно для студентов педагогических специальностей, так как они должны не только учиться, но и готовиться к будущей профессиональной деятельности, которая требует высокого уровня самоконтроля, ответственности и целеустремленности.
Волевые качества могут проявляться у студентов в различных аспектах их учебной и внеучебной жизни. Студенты, обладающие развитыми волевыми качествами, умеют ставить перед собой учебные цели, планировать своё время и достигать результатов. Они могут выявлять и преодолевать трудности в учебном процессе, такие как сложные темы или экзамены. Упорство и целеустремленность помогают им успешно справляться с заданиями и не сдаваться даже в случае неудач.
Во время педагогической практики волевые качества играют ключевую роль. Студенты должны взаимодействовать с детьми, что требует от них умения самоконтроля, способности к принятию решений и инициативности в обучении. Например, стойкость позволяет сохранять спокойствие и объективность в стрессовых ситуациях, а ответственность способствует осознанию значимости своей роли как будущего педагога.
В проектной деятельности, при выполнении учебных заданий студенты должны проявлять инициативу и активно взаимодействовать с одногруппниками. Наличие волевых качеств помогает им быть лидерами, организовывать работу и удерживать команду в фокусе на цели, что способствует успешному выполнению проектов. Самоконтроль играет важную роль в обеспечении эффекта от совместной работы.
Студенты, обладающие хорошо развитыми волевыми качествами, часто проявляют активность вне учебного процесса, участвуя в различных проектах, спортивных мероприятиях. Их целеустремленность и инициативность помогают достигать результатов во внеучебной деятельности.
Исследование волевых качеств личности у студентов педагогической специальности проводилось в Ставропольском филиале ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет». В исследовании приняли участи студенты 3 курса, специальности «Преподавание в начальных классах». Объем выборки составил 22 человека. Для оценки уровня развития волевых качеств, нами был использован опросник «Волевые качества личности» (М.В. Чумаков).
По результатам диагностики было установлено, что волевое качество «ответственность» имеет высокие показатели у 54% испытуемых. Это говорит о том, что большинство студентов отличает высокая степень обязательности и дисциплины, также свидетельствует о готовности выполнять свои обязанности. Подобная качественная характеристика обеспечивает устойчивую складывающуюся основу для дальнейшего роста и развития в педагогической профессии. Низкий уровень ответственности диагностирован у 38% респондентов, что может указывать на определенные риски в их учебной и профессиональной деятельностях.
По шкале «Инициативность» высокие показатели диагностированы у 38% студентов. Это требует внимания, так как активные и инициативные студенты могут значительно улучшить динамику работы в образовательной среде. Низкий уровень инициативности (15%) также подчеркивает необходимость поддержки и стимуляции активности среди студентов для создания условий, способствующих новаторским подходам.
Решительность и самостоятельность также отмечаются на приемлемом уровне, с высоким результатом по шкале «решительность» выявлено 38% испытуемых, аналогичные показатели установлены по шкале «Самостоятельность». 8% студентов продемонстрировали низкий уровень развития данных качеств, что может негативно сказываться на их способности принимать решения.
Выдержка и настойчивость характеризуют участников, как способных справляться с нагрузками и достигать поставленных целей. Высокий уровень данных качеств установлен у 62% и 69% соответственно. Данные показатели свидетельствуют о высокой психологической устойчивости и преданности цели. В то же время, 15% участников испытывают трудности в данных аспектах, что требует от них внимания и работы над собой.
Энергичность и внимательность также играют важную роль в учебном процессе. Хотя высокий уровень энергии присутствует у 31% студентов, 54% показывает необходимость в развитии устойчивости и концентрации на учебных задачах.
Целеустремленность - одно из ключевых качеств, высокие показатели которого отмечены у 77% испытуемых. Это означает, что большинство студентов осознают свои цели и стремятся к их реализации. Низкий балл по этому критерию указывает на проблему недостаточной ясности целей у некоторых студентов.
Таким образом, волевые качества личности являются важным аспектом, который влияет на достижение успеха у студентов. Поддержка и развитие этих качеств в образовательном процессе помогут формировать успешных, целеустремленных и ответственных педагогов. Развитие волевых качеств у студентов имеет огромное значение не только для успешного завершения учебы, но и для формирования их будущей профессиональной идентичности и готовности работать в области образования. Педагогическая профессия требует от будущих специалистов не только теоретических знаний, но и готовности принимать ответственность, преодолевать трудности и вдохновлять учеников.
Современные исследователи выделяют различные методики тренировки волевой сферы. Игровые методики применяются с использованием ролевых игр и тренингов. Психологические тренинги представляют собой занятия, направленные на развитие самоконтроля и инициативы. Спортивная деятельность тренирует развитие волевых качеств.
Результаты проведенного нами исследования показали необходимость разработки рекомендаций для кураторов и преподавателей по развитию волевых качеств у студентов педагогических специальностей.
Преподавателям необходимо создавать условия для самоуправления, например, поручая студентам руководство проектами или мероприятиями, где они смогут проявить свои организационные способности. Необходимо стимулировать инициативность студентов через командные проекты, где они могут предлагать свои идеи и участвовать в принятии решений. Рекомендуется использовать методы, направленные на развитие эмоционального интеллекта, включая практики контроля стресса и саморегуляции. Преподаватели могут предлагать задания, требующие терпения и способности к длительным усилиям. Стимуляция студентов к участию в активных видах деятельности, включая спортивные мероприятия и клубы по интересам, поможет развивать их энергичность и активность.
Анализ волевых качеств личности у студентов педагогической специальности представляет собой важный аспект их подготовки к профессиональной деятельности. Развивая свои волевые качества, студенты не только улучшают личную эффективность, но и повышают уровень своей готовности к работе с детьми и подростками. Разнообразные методы и техники, направленные на тренировку воли, полезны как для самих студентов, так и для педагогов, которые стремятся к формированию целеустремлённых и ответственных специалистов в области образования.
Список литературы:
Мирзаева Ш.Р, Шорустамова М. ВОЛЕВЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА И ИХ РАЗВИТИЕ // Colloquium-journal. 2022. №11 (134). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/volevye-kachestva-lichnosti-studenta-i-ih-razvitie
Шамионов Р.М., Григорьева М.В., Григорьев А.В. Волевые качества как предикторы значимости социальной активности студентов // Социальная психология и общество. 2019. Том 10. № 1. С. 18–34.