Механизмы функционирование финансовых рынков в условиях внешнего давления и международных ограничений, а также методы приспособления к таким условиям, являются актуальной темой научных исследований, особенно в контексте повышенного внимания со стороны правительства к поиску и мобилизации ресурсов для повышения автономности элементов инфраструктуры финансового рынка. Московская биржа, являясь ключевым элементом российской финансовой инфраструктуры, играет важнейшую роль в обеспечении стабильности и развития национального рынка ценных бумаг, а также товарного и валютного рынка. Ее деятельность оказывает прямое влияние на формирование инвестиционного климата, поддержание ликвидности, привлечение и перераспределение капитала между всеми секторами экономики [1].
Механизм функционирования Московской биржи основан на интеграции различных сегментов финансового рынка: рынка акций, облигаций, производных финансовых инструментов, валютного и денежного рынков. Биржа выполняет ряд важнейших функций, включая проведение торгов, клиринговое обслуживание, расчетную деятельность, а также обеспечение прозрачности сделок и защиты прав участников рынка. Кроме этого, Московская биржа является мегарегулятором финансового рынка России, который, с одной стороны, защищает интересы кредиторов и вкладчиков, а с другой – разрабатывает нормативно-правовые акты по регулированию и контролю всей сферы финансовых рынков и используется как инструмент для поддержания равновесия спроса и предложения.
Структура Московской биржи формировалась под влиянием её стратегической роли в развитии национальной экономики. Она не только служит механизмом для мобилизации капитала, но и выступает ключевым индикатором динамики финансового сектора. На рисунке 1 изображена динамика значений Индекса МосБиржи IMOEX [5].
Рисунок 1 – Динамика Индекса IMOEX
с начала 2024 г. по конец октября 2024 г.
Эти изменения отражают, общую рыночную динамику стоимости акций крупнейших компаний России и оказывают влияние на инвестиционные решения крупных корпораций, финансовых институтов и частных инвесторов. Как видно из рисунка 1, Индекс МосБиржи с середины мая 2024 года вплоть до сентября 2024 года показывал преимущественно снижение с минимальным значением в 2512.7 рублей, после чего наблюдается стабилизация, и к ноябрю 2024 года значение индекса равно 2572.95 рублей.
Особая роль Московской биржи в российской финансовой системе заключается в том, что она выступает центральным звеном, связывающим внутренние и внешние потоки капитала. Ее деятельность определяет доступ российских компаний к источникам финансирования, в том числе иностранным, способствует развитию рынка национальной валюты. Устойчивость биржи и ее способность адаптироваться к внешним вызовам напрямую связаны с финансовой стабильностью страны в целом [2].
Таким образом, рассматривая Московскую биржу как стратегически важный институт, можно сделать вывод, что ее успешное функционирование является неотъемлемым элементом обеспечения экономической стабильности и независимости финансовой системы России. Анализ воздействия экономических санкций в отношении Московской биржи позволит не только оценить текущую ситуацию, но и разработать рекомендации по повышению устойчивости и конкурентоспособности финансового рынка в долгосрочной перспективе.
Санкции в отношении Московской биржи продолжаются с 2014 года, когда ограничительные меры западных стран были направлены на ослабление российского финансового сектора в ответ на геополитическую ситуацию. Эти санкции включают в себя ограничения на доступ российских финансовых институтов к международным рынкам капитала, запрет на использование технологий и услуг, а также замораживание активов. В результате существенно изменилась структура участников торгов, снизился объем операций с иностранными инвесторами, а также были разработаны новые механизмы адаптации финансового сектора к новым условиям.
12 июня 2024 года Министерство финансов США объявило о введении блокирующих санкций в отношении Московской биржи, Национального расчетного депозитария (НРД) и Национального клирингового центра (НКЦ), являющихся ключевыми компонентами инфраструктуры российского финансового рынка. Эти меры включали замораживание активов, запрет на операции с организациями из санкционного списка и введение ограничений на торговлю долларами США и евро [4].
НРД находился под санкциями Европейского Союза с июня 2022 года, однако Московская биржа и НКЦ до 2024 года успешно избегали подобного давления. В июле 2024 года Управление по контролю за иностранными активами США (OFAC) приняло новый санкционный пакет в отношении России, основной целью которого является минимизация влияния российских финансовых институтов на мировую экономику.
Блокирующие санкции против НРД и НКЦ существенно затруднили проведение биржевых операций, особенно в сегментах валютного и фондового рынков. Как центральный контрагент, НКЦ обеспечивал клиринговые расчеты и принимал на себя риски по сделкам, заключаемым участниками торгов. Санкции против НКЦ привели к невозможности проведения организованных торгов иностранными валютами, в частности доллар США и евро. Торги этими валютами были перенесены на внебиржевые площадки, что сопровождалось увеличением транзакционных издержек и снижением прозрачности валютных курсов [6].
С 13 июня 2024 года Московская биржа приостановила операции в долларах США и евро, а также прекратила расчеты по производным инструментам в этих валютах [7]. Центральный банк России разработал альтернативный механизм курсообразования, основанный на данных внебиржевых сделок и банковской отчетности, что позволило сохранить управление валютным рынком в условиях санкционного давления. На рисунке 2 изображена динамика изменения доли операций в иностранных валютах в общем объеме валютных операций на Московской Бирже.
Если в 2022 году пара доллар/рубль превышала 80%, то к 2024 году она сократилась до 37%. Одновременно значительно возросла доля торгов китайским юанем, который на конец мая 2024 года занимал 43.2% для пары юань/рубль и 10.4% для пары юань/доллар.
Рисунок 2 – Доля валютных пар в объеме торгов на биржевом валютном рынке
Центральный банк России ввел меры для поддержания функционирования внебиржевого рынка, который стал основным инструментом валютных операций. Доля внебиржевого рынка к 2024 году составила более 53% от общего объема валютных торгов. Для стабилизации ликвидности и поддержания курса рубля крупные экспортеры и системно значимые банки активно использовали биржевые механизмы для реализации валютной выручки.
Кроме этого, одной из ключевых мер адаптации к новым условиям стало активное развитие стратегии диверсификации источников доходов. Московская биржа демонстрирует высокую степень диверсификации, что позволяет минимизировать зависимость от отдельных сегментов рынка. Примерно 50% доходов формируется за счёт комиссионных поступлений от операций на различных рынках, включая валютный, фондовый и денежный, а также от предоставления IT-услуг. Доля валютного рынка в общей структуре доходов составляет лишь 10%, что нивелирует последствия потери доступа к торговле долларами и евро [8].
В таблице 1 представлены значения рентабельности Московской Биржи по EBITDA с 2019 года.
Высокие значения рентабельности в 2023 году, равные 54%, рост операционных доходов на 21.1 млрд. руб. и их диверсифицированность свидетельствуют о привлекательности Московской Биржи для инвесторов даже в условиях санкционного давления.
Таблица 1 – Значения рентабельности Московской Биржи по EBITDA
Показатель |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
Операционные доходы |
43.2 |
48.6 |
54.9 |
83.5 |
104.6 |
Чистая прибыль |
23.8 |
26.8 |
27.5 |
36.3 |
56.8 |
Рентабельность |
55% |
55.1% |
50.1% |
43.4% |
54.3% |
EBITDA, млрд. руб. |
28.7 |
35.2 |
38.0 |
49.7 |
82.2 |
Изменение показателя EBITDA за год |
+4% |
+22% |
+8% |
+31% |
+65% |
Таким образом, введённые санкции стали стимулом для углубления структурных реформ и поиска новых возможностей на финансовом рынке. Перспективы Московской биржи в значительной мере определяются её способностью адаптироваться к изменениям внешней среды и сохранять конкурентоспособность.
Список использованных источников
Указ Президента РФ № 844 от 8 ноября 2023 года «О дополнительных временных мерах экономического характера, связанных с обращением иностранных ценных бумаг» [Электронный ресурс] // СПК «Гарант» // URL: https://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/407852435/ (дата обращения: 27.11.2024) Режим доступа: для зарегистр. пользователей
Айдиев Э.А. Санкции и их влияние на экономику России / Э.А. Айдиев – Текст: непосредственный // Экономика и предпринимательство. 2022. - № 3. - С. 40-44.
Шевцова Е.С. Антироссийские санкции: причины и последствия / Е.С. Шевцова - Текст: непосредственный // Научные Записки ОрелГИЭТ – 2022. - № 1. - С. 33-37.
Распоряжение Правительства РФ от 23 декабря 2022 г. № 4140-р О плане мероприятий («дорожной карте») развития организованной (биржевой) торговли на отдельных товарных рынках на 2023 - 2025 гг. [Электронный ресурс] // СПК «Гарант» // URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405946131/. (дата обращения: 27.11.2024) Режим доступа: для зарегистр. пользователей
Информация Банка России от 13.05.2022 «Работа финансовой системы в условиях санкционных ограничений (инвестиций)» [Электронный ресурс] // СПК «КонсультантПлюс» // URL: https://www.consultant.ru/law/hotdocs/75148.html. (дата обращения: 27.11.2024) Режим доступа: для зарегистр. пользователей
В России ограничены торги иностранными ценными бумагами: что изменится для инвесторов [Электронный ресурс] // Банки.ру // URL: https://www.banki.ru/news/daytheme/?id=10967090. (дата обращения: 27.11.2024) Режим доступа: для зарегистр. пользователей
Какие меры предпринимает Банк России для поддержки финансовых рынков [Электронный ресурс] // БСК // URL: https://bcs-express.ru/novosti-i-analitika/kak-mery-predprinimaet-bank-rossii-dlia-podderzhaniia-finansovykh-rynkov.
Устинов Е.А. Развитие фондового рынка Российской Федерации в условиях санкций / Е.А. Устинов // Научный журнал Вестник Алтайский академии экономики и права. Алтай: Золотой тираж, 2022. – 256 с. – ISBN 9785-8042-0582-0. – Текст: непосредственный.