Актуальность изучения специфики адаптации студентов первого курса в системе среднего профессионального образования (СПО) продиктована рядом факторов. Переход от школьной среды к профессиональному обучению представляет собой значительный вызов для молодых людей, требующий корректировки их учебных и социальных стратегий. Эффективность адаптации первокурсников непосредственно влияет на их дальнейшие академические достижения, учебную мотивацию и психологическое состояние. Понимание характерных черт адаптационного процесса дает возможность разрабатывать более результативные программы помощи и сопровождения студентов СПО, облегчая их интеграцию в образовательную среду и способствуя формированию профессиональной самоидентификации. Своевременное обнаружение трудностей и проблем адаптации позволяет минимизировать возможность отчисления и повысить качество обучения специалистов среднего уровня.
Проблема адаптации студентов к новым условиям обучения является одной из ключевых в современной педагогической и психологической науке. Особую значимость этот вопрос приобретает в контексте среднего профессионального образования (СПО), где переход от школьной к профессиональной модели обучения сопровождается значительными изменениями в организации учебного процесса, социальной среде и требованиях к обучающимся.
Специфика обучения в СПО, отличающаяся от высшего образования, заключается в более практико-ориентированном подходе, более тесной связи с будущей профессиональной деятельностью, а также более высокой степенью ответственности студентов за свое обучение. Эти факторы оказывают существенное влияние на процесс адаптации первокурсников, требуя от них быстрого приспособления к новым ролям и требованиям.
Неуспешная адаптация студентов первого курса СПО может привести к ряду негативных последствий, таких как снижение учебной мотивации, неуспеваемость, повышенный уровень стресса, а также к проблемам в социальной интеграции и отчислению из учебного заведения. В связи с этим, выявление особенностей адаптационного периода и поиск эффективных стратегий его оптимизации является важной задачей.
Исследования в области адаптации студентов СПО показывают, что на этот процесс влияют разнообразные факторы, включая психологические особенности личности, уровень социальной поддержки, качество учебной среды, а также взаимодействие с преподавателями и сверстниками. Комплексный анализ этих факторов позволяет лучше понять механизмы адаптационного процесса и разработать индивидуализированные программы сопровождения студентов.
Таким образом, изучение специфики адаптации первокурсников СПО представляет собой не только теоретический, но и практический интерес, поскольку результаты исследований могут быть использованы для совершенствования образовательного процесса и повышения эффективности подготовки квалифицированных специалистов среднего звена. Это обуславливает актуальность и востребованность данной научной работы.
Переход молодежи к студенческому образу жизни представляет собой многоаспектный и непростой путь, который требует задействования как социальных, так и познавательных возможностей. Первый год профессионального обучения имеет решающее значение для становления будущего специалиста как личности. Успешная адаптация первокурсников к университетскому обучению оказывает влияние на их психологическое благополучие, мотивацию к учебе и вектор учебно-профессиональной деятельности на последующих курсах. Следовательно, крайне важны вопросы, связанные с ускорением интеграции вчерашних школьников в университетскую систему отношений, а также выявлением социально-психологических механизмов, способствующих этому процессу.
Особое внимание проблеме студенческой лояльности уделяют такие исследователи, как Бережковская Е.Л., Кравцов Л.Г., Воскрекасенко О.А., Игошин С.Н., Агапова Д. М., считая её важным элементом адаптации. В контексте адаптации факторами риска являются те характеристики, которые увеличивают вероятность дезадаптации и нарушений, и которые потенциально могут угрожать личностному развитию. Психологические механизмы защиты, напротив, рассматриваются как внутренние адаптационные ресурсы, которые снижают воздействие стрессовых факторов.
На базе Ставропольского филиала федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский педагогический государственный университет» было проведено исследование адаптации студентов первого курса СПО с использованием методики «Адаптированность студентов в ВУЗе» Т.Д. Дубовицкая, А.В. Крылов. Общее количество испытуемых составило 23 человека в возрасте от 15 до 17 лет.
Результаты по методике адаптированности студентов в ВУЗе Т.Д. Дубовицкой, А.В. Крылова предоставлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Результаты по методике адаптированности студентов в ВУЗе
Одним из ключевых направлений в рамках настоящего исследования, посвященного особенностям адаптационного процесса у студентов первого года обучения в системе среднего профессионального образования (СПО), является эмпирическое установление степени их адаптированности. В целях реализации данной задачи было проведено диагностическое исследование в группе студентов, обучающихся на 1 курсе СПО. Анализ результатов диагностики выявил, что уровень адаптированности к учебному коллективу у большинства студентов, а именно 74% (17 человек), находится в высоком диапазоне. Данный факт свидетельствует о том, что значительная часть первокурсников ощущает себя комфортно в новой социальной обстановке, демонстрирует способность легко налаживать контакты с одногруппниками, соблюдает общепринятые нормы и проявляет инициативность. У 21,7% (5 человек) адаптированность к учебной группе находится на среднем уровне, что указывает на отдельные затруднения или неуверенность в процессе взаимодействия с коллективом. И, наконец, у 4,3% (1 человек) установлен низкий уровень адаптированности, свидетельствующий о социальной отстраненности, сдержанности в отношениях и неприятии групповых правил.
Вместе с тем, неотъемлемой частью адаптации является приспособление студентов к учебной деятельности. Результаты исследования показали, что высокие показатели адаптированности к учебной деятельности демонстрируют 52,2% (12 человек). Это говорит о том, что более половины студентов успешно усваивают учебный материал, выполняют задания и могут свободно выражать свои мысли во время занятий. Средний уровень адаптированности к учебной деятельности выявлен у 30,4% (7 человек), что указывает на наличие некоторых проблем в процессе освоения образовательной программы. Низкий уровень адаптированности к учебной деятельности был установлен у 17,4% (4 человек), что говорит о выраженных затруднениях в освоении учебных предметов, реализации заданий и вербализации собственного мнения.
Таким образом, полученные эмпирические данные позволяют заключить, что значительная часть исследуемой группы успешно адаптируется к новым условиям социальной среды и учебно-профессиональной деятельности. Вместе с тем, определенный процент студентов сталкивается с трудностями, что обуславливает необходимость индивидуального подхода и поддержки со стороны преподавательского состава и кураторов. Выявленные результаты акцентируют значимость дальнейших исследований и разработки практических рекомендаций по оптимизации процесса адаптации.
Для эффективной адаптации студентов первого курса СПО и достижения желаемых результатов в этом процессе, студентам необходимо психологическое сопровождение на протяжении всего процесса адаптации. Для этого необходимо сформулировать практические рекомендации для кураторов учебных групп по созданию оптимальных условий для результативной адаптации студентов к учебному процессу.
Рекомендации для кураторов учебных групп по созданию оптимальных условий для результативной адаптации студентов первого курса:
1. Организовать вводные мероприятия: Обеспечить проведение встреч и собраний с первокурсниками для их ознакомления с учебной группой, педагогическим составом, администрацией и особенностями образовательного процесса в СПО.
2. Способствовать созданию атмосферы доверия и взаимоподдержки: Поощрять формирование доброжелательных взаимоотношений в группе, стимулировать взаимовыручку и взаимодействие между обучающимися.
3. Обеспечить индивидуализированную работу со студентами: Реализовывать индивидуальный подход к каждому студенту, выявлять их запросы и проблемы, оказывать адресную поддержку в случае необходимости.
4. Предоставить информацию о доступных ресурсах: Обеспечить первокурсников информацией о имеющихся ресурсах образовательного учреждения (библиотека, психологическая служба, спортивные секции и т.д.).
5. Активизировать учебный процесс: Внедрять интерактивные формы обучения, мотивировать студентов к познанию, вовлекать их в дебаты и обсуждения.
6. Обеспечить регулярный сбор обратной связи: Организовать периодические встречи с группой для анализа процесса адаптации, выявления возникающих проблем и оперативного реагирования на них.
7. Организовать систему наставничества и кураторства: Привлекать студентов старших курсов к наставничеству и кураторству с целью обеспечения поддержки и передачи опыта вновь поступившим.
8. Обеспечить проведение совместных внеучебных мероприятий: Организовывать совместный досуг (экскурсии, походы, игры) для усиления сплоченности коллектива и формирования командного духа.
Следует отметить, что предложенные практические рекомендации для кураторов учебных групп ориентированы на формирование оптимальной среды для успешного приспособления первокурсников к учебному процессу в системе СПО. Данные рекомендации включают в себя комплекс мер по организации вводных мероприятий, созданию атмосферы доброжелательности и взаимопомощи, обеспечению персонализированного подхода, информированию о доступных ресурсах, стимулированию учебной активности, установлению обратной связи, привлечению к наставничеству старшекурсников, а также проведению совместных внеучебных мероприятий. Использование данных рекомендаций позволит кураторам более качественно сопровождать студентов на этапе адаптации, способствуя их интеграции в образовательную среду, росту учебной вовлеченности и психологическому равновесию.
Изучение научной литературы и практического опыта свидетельствует о наличии множества различных подходов к психологической поддержке студентов в адаптационный период. Данные подходы могут различаться в зависимости от теоретических концепций, на которых они основаны, от целей, которые они преследуют, и от инструментов, которые они используют. Одни подходы акцентируют внимание на индивидуальном взаимодействии со студентами, в то время как другие делают упор на групповых форматах работы. Некоторые подходы нацелены на предупреждение возможных проблем, а другие – на корректировку уже возникших затруднений.
Среди наиболее распространенных подходов можно отметить:
•Диагностический подход: Предполагает использование психологического тестирования для определения специфики адаптационного процесса и выявления индивидуальных потребностей студентов.
•Консультативный подход – включает в себя проведение индивидуальных и групповых консультаций для студентов по вопросам адаптации.
•Коррекционный подход: Направлен на исправление выявленных нарушений в адаптации обучающихся с помощью специальных психологических методик и упражнений.
•Развивающий подход: Ориентирован на формирование у студентов необходимых адаптивных ресурсов и способностей.
•Профилактический подход: Нацелен на предотвращение возникновения трудностей в адаптационный период путем проведения тренинговых и семинарских занятий.
Анализ представленных подходов позволит не только выявить их сильные и слабые стороны, но и выделить наиболее результативные методы и техники, которые могут быть использованы для совершенствования процесса психологической поддержки студентов первого курса СПО.
Обнаруженные закономерности и особенности позволят сформулировать практико-ориентированные рекомендации для специалистов, оказывающих психологическую помощь студентам в период адаптации.
Таким образом, психологическое сопровождение, реализуемое в период адаптации студентов первого года обучения, представляет собой неотъемлемый элемент, обеспечивающий их гармоничное развитие и успешное приспособление к новой образовательной среде.
Необходимость разработки и внедрения действенных мер поддержки становится бесспорной, что подразумевает проведение дальнейших исследований в данной области и заинтересованное участие всех субъектов образовательного процесса.
Данное исследование подчеркивает, что инвестиции в психологическое благополучие студентов являются вкладом в их успешное будущее и в процветание всего образовательного сообщества.
Список литературы:
Агапова, Д. М. Особенности социально-психологической адаптации студентов-первокурсников / Д. М. Агапова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 20 (310). — С. 638-640. — URL: https://moluch.ru/archive/310/69975/
Акимбекова, В. Г. Адаптация студентов вуза и колледжа и ее психологические особенности / В. Г. Акимбекова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 14 (304). — С. 137-139. — URL: https://moluch.ru/archive/304/68580/
Воскрекасенко О.А., Игошин С.Н. АДАПТАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ КОЛЛЕДЖА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА // Современные наукоемкие технологии. – 2020. – № 4-2. – С. 272-276; URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=38009