Психологические детерминанты проявления агрессии у лиц юношеского возраста с разным уровнем самооценки - Студенческий научный форум

XVII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2025

Психологические детерминанты проявления агрессии у лиц юношеского возраста с разным уровнем самооценки

Пасечник А.А. 1, Коваленко М.В. 1
1Ставропольский государственный медицинский универститет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Юношеский возраст является критическим этапом в формировании личности, когда происходят значительные изменения в эмоциональной, когнитивной и социальной сферах. В этот период особенно важным становится понимание факторов, влияющих на поведение молодых людей, включая их самооценку и агрессию.

Агрессия у лиц юношеского возраста является многогранным явлением, на которое влияют различные психологические, социальные и биологические факторы. Одним из ключевых аспектов, способствующих агрессивному поведению, является самооценка, которая в подростковом возрасте может быть нестабильной, что усиливает уязвимость к агрессии. Самооценка — это ключевой компонент самосознания, который определяет отношение человека к себе и влияет на его способность адаптироваться к окружающей среде. Она может быть как фактором устойчивости, так и причиной эмоциональной уязвимости и агрессивного поведения.

Социальные и семейные факторы также играют важную роль: юноши и девушки, находясь в агрессивной социальной среде или сталкиваясь с семейными конфликтами, могут перенимать агрессивные модели поведения, что усиливает их предрасположенность к агрессии. Влияние сверстников и социальное окружение создают дополнительные условия для проявления агрессии, особенно если подросток не может справиться с внутренними переживаниями или социальными вызовами.

Также следует учитывать биологические и физиологические особенности, такие как гормональные изменения и нейрофизиологические особенности, которые в период полового созревания могут способствовать повышенной возбудимости и агрессивности. В особенности это затрудняет контроль эмоций и реакции на внешние раздражители, что увеличивает вероятность агрессии.

Агрессия в юношеском возрасте является результатом сложного взаимодействия личностных особенностей, социальных условий и биологических факторов. Здоровая самооценка, умение контролировать эмоции и правильное воспитание играют ключевую роль в снижении агрессивных проявлений и обеспечении успешной социальной адаптации подростков.

Агрессия в юношеском возрасте часто становится способом решения внутренних конфликтов или реакции на социальное давление. Агрессивные формы поведения могут проявляться в физической или вербальной агрессии, обидах, подозрительности и раздражении. Исследование взаимосвязи самооценки и агрессии позволяет лучше понять природу этих явлений и разрабатывать программы профилактики и коррекции.

Цель данного исследования состояла в изучении влияния уровня самооценки на проявления агрессии у студентов юношеского возраста. Гипотеза предполагает, что существуют значимые различия в уровнях и формах агрессии у лиц с заниженной, адекватной и завышенной самооценкой.

Методики исследования:

• Шкала самооценки Робсона (RSEQ), позволяющая определить уровень самооценки: заниженный, адекватный или завышенный.

• Опросник Басса–Дарки, который измеряет различные формы агрессии, включая физическую, косвенную и вербальную агрессию, а также обиду, подозрительность, раздражение и общий уровень агрессивности.

• Фрайбургский личностный опросник, использовавшийся для анализа личностных черт, таких как тревожность, экстраверсия и эмоциональная устойчивость.

База исследования:

ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный медицинский университет» Минздрава РФ, факультет медико-биологического образования, кафедра клинической психологии.

Выборка испытуемых:

31 человек, возрастом от 17 до 20 лет, студенты 1-2 курса специальности «Клиническая психология».

Результаты исследования:

Участники исследования были разделены на три группы с помощью шкалы самооценки Робсона:

  1. Лица с заниженной самооценкой – 26% (8 человек).

  2. Лица с адекватной самооценкой – 48% (15 человек).

  3. Лица с завышенной самооценкой – 26% (8 человек).

Анализ данных опросника Басса-Дарки выявил следующие особенности в проявлении агрессии у лиц с разным уровнем самооценки:

Физическая агрессия была наиболее выражена у участников с завышенной самооценкой (40%). Они чаще демонстрировали стремление к доминированию и использовали агрессивные формы поведения как способ самоутверждения. У лиц с адекватной самооценкой этот показатель оказался умеренным, а у тех, кто обладал заниженной самооценкой, минимальным.

Косвенная агрессия преобладала у участников с низкой самооценкой (45%). Такая форма поведения отражает их нежелание вступать в открытые конфликты, при этом выражая агрессию окольными путями, например, через сарказм или игнорирование.

Обида была характерна для лиц с низкой самооценкой (60%), что связано с их повышенной чувствительностью к критике и восприятием внешних ситуаций как угрожающих.

Подозрительность также чаще встречалась у участников с низкой самооценкой (70%), что отражает их недоверие к окружающим и ожидание негативных намерений со стороны других.

Вербальная агрессия наиболее выражена у участников с завышенной самооценкой. Они использовали острые высказывания и сарказм как способ отстаивания своего статуса.

Общий уровень агрессии был наибольшим у лиц с завышенной самооценкой. Это связано с их склонностью к открытым конфликтам и низкой толерантностью к несогласию.

Для выявления взаимосвязи мы использовали коэффициент корреляции Пирсона, который подтвердил значимые взаимосвязи между уровнем самооценки и различными формами агрессии.

• У лиц с низкой самооценкой были выявлены положительные корреляции с обидой (r = 0,71), подозрительностью (r = 0,82) и чувством вины (r = 0,86). Эти данные указывают на внутреннюю направленность агрессивных реакций и повышенную самокритичность.

• Адекватная самооценка отрицательно коррелировала с раздражением (r = -0,63) и общей агрессией (r = -0,58), что подтверждает ее стабилизирующее влияние.

• Завышенная самооценка показала положительные корреляции с физической агрессией (r = 0,71) и негативизмом (r = 0,77), что отражает стремление к доминированию и защиту чрезмерного чувства собственного достоинства.

Таким образом, индекс агрессии выше у людей с высокой самооценкой, так как они чаще проявляют активные формы агрессии (физическая, вербальная, раздражение). Индекс враждебности достигает максимума у людей с заниженной самооценкой, что связано с внутренними переживаниями, подозрительностью и обидой. У людей с адекватной самооценкой оба индекса выражены слабо, что свидетельствует о стабильности личности и контроле эмоциональных проявлений.

Обработка данных Фрайбургского личностного опросника проводится по шести факторам личности: невротичность, депрессивность, общительность, уравновешенность, застенчивость, открытость. Исследуя данные личностные особенности, мы можем установить психологические детерминанты, которые влияют на проявления агрессии в юношеском возрасте.

Анализ факторов:

  1. Невротичность: высокий уровень у 32% респондентов, из них 6 человек с высоким уровнем агрессии. Средний уровень у 45%, из которых 4 человека имеют высокий уровень агрессии. Низкий уровень у 23%, из которых только 1 человек показывает высокий уровень агрессии.

  2. Депрессивность: у 29% высокий уровень, что связано с чувством вины и обидой. Средний уровень у 39%, низкий у 32%.

  3. Общительность: выражено обратное влияние на агрессию. Высокий уровень связан с меньшими проявлениями агрессии.

  4. Уравновешенность: люди с высокой уравновешенностью (39%) показывают низкий уровень агрессивных реакций.

  5. Застенчивость: связана с подозрительностью, обидой и косвенной агрессией.

  6. Открытость: высокая открытость способствует снижению агрессивности.

Для выявления взаимосвязи мы использовали коэффициент корреляции Пирсона. В ходе расчетов нами был получен коэффициент корреляции личностного фактора с различными видами проявления агрессии:

  • Положительная корреляция: невротичность и депрессивность имеют высокую положительную связь с агрессивным поведением (например, индекс агрессии коррелирует с невротичностью на уровне 0,85, а с депрессивностью — на уровне 0,74). Это говорит о том, что с увеличением этих личностных характеристик усиливаются проявления агрессии.

  • Отрицательная корреляция: общительность и уравновешенность отрицательно коррелируют с агрессией (например, индекс агрессии показывает коэффициенты корреляции -0,63 для общительности и -0,78 для уравновешенности). Это свидетельствует о том, что более высокие уровни этих качеств связаны с меньшей склонностью к агрессии.

  • Застенчивость и открытость демонстрируют умеренную положительную и отрицательную корреляцию соответственно. Например, чувство вины положительно связано с застенчивостью (0,75) и отрицательно с открытостью (-0,40).

  • Наибольшие значения корреляции наблюдаются для индекса агрессии с невротичностью (0,85) и уравновешенностью (-0,78), что указывает на их ключевую роль в формировании агрессивного поведения.

Нами выявлены следующие психологические детерминанты проявления агрессии: невротичность и депрессивность являются ведущими личностными факторами, усиливающими как агрессивные, так и враждебные проявления; общительность, уравновешенность и открытость играют защитную роль, заметно снижая физическую и вербальную агрессию, а также косвенные формы агрессии; застенчивость особенно связана с враждебными проявлениями, такими как подозрительность и обида, а также с косвенными формами агрессии.

Таким образом, проведя эмпирическое исследование, нами было выявлено следующее: существует значительная взаимосвязь между психологическими детерминантами проявления агрессии и уровнем самооценки. Мы наблюдали, что низкая самооценка тесно связана с высокой агрессией и склонностью к негативным эмоциям, при этом личностные факторы, такие как невротичность и депрессивность, усиливают проявления агрессии. В противоположность этому, высокая самооценка, в сочетании с такими личностными качествами, как уравновешенность и открытость, способствует меньшему уровню агрессии и более эффективным стратегиям эмоциональной саморегуляции. Данная взаимосвязь, выявленная с помощью корреляционного анализа, подтверждает выдвинутую нами гипотезу. Самооценка, личностные характеристики и проявления агрессии образуют сложную взаимосвязанную систему. Понимание этих связей позволяет эффективно прогнозировать поведение человека, разрабатывать подходы к его гармонизации и предупреждению агрессивных реакций.

Таким образом, цель нашей работы достигнута. Гипотеза исследования подтверждена.

Список литературы:

  1. Кузнецова, И. В. Особенности проявления агрессии у подростков с разным уровнем самооценки / И. В. Кузнецова // Психологическая наука и образование. — 2018. — Т. 23, № 1. — С. 45–52.

  2. Смирнова, Н. А. Влияние самооценки на агрессивное поведение подростков / Н. А. Смирнова // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. — 2019. — № 2. — С. 34–42.

  3. Петрова, Е. В. Психологические детерминанты агрессии у подростков с разным уровнем самооценки / Е. В. Петрова // Журнал практического психолога образования. — 2020. — № 3. — С. 12–19.

  4. Иванова, Т. С. Роль самооценки в проявлении агрессии у подростков / Т. С. Иванова // Психология и педагогика: научный альманах. — 2021. — Т. 10, № 4. — С. 56–63.

  5. Морозова, Л. В. Взаимосвязь самооценки и агрессии у подростков: эмпирическое исследование / Л. В. Морозова // Психологический журнал. — 2022. — Т. 43, № 1. — С. 78–85.

Просмотров работы: 51