Достаточно большое количество ученых занимались вопросом семьи – Е.П. Белинская, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин отмечали, что семья является основным и важнейшим фактором социализации и развития ребенка. Многие отечественные ученые, такие, как И.И. Мамайчук, Д.М. Маллаев, Г.Н. Багаева, Л.К. Грачев, Е.Н. Ким и другие изучали проблему воспитания детей с ограниченным возможностями здоровья. Д.М. Маллаев в своих акцентах делал акцент на роли семьи в процессе воспитания ребенка с ОВЗ [1, 2].
Многие авторы, такие, как М.Н. Гуслова, Т.К. Стуре, Е.М. Мастюкова, А.Н. Московина, указывают, что появление в семье ребенка с ОВЗ может стать причиной искажения внутрисемейных отношений, а также нарушения взаимодействия с социумом, члены семьи сталкиваются с длительным стрессом. Таким образом, таким семьям необходима помощь и поддержка самых разнообразных специалистов, в том числе и педагогов дошкольной организации [3].
Часто именно педагогам дошкольного образовательного учреждения приходится помогать родителям проживать этот процесс принятия своего ребенка. Обе стороны – и родители, и педагоги – заинтересованы в продуктивном взаимодействии друг с другом. Но такие контакты часто носят стихийный и бессистемный характер, и из-за этого неэффективны или малоэффективны, особенно если родители еще не приняли особенность своего ребенка.
Цель нашего исследования - теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить систему работы в дошкольной образовательной организации по развитию родительского потенциала семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Исследование проводилось в государственном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детский сад №58 комбинированного вида приморского района Санкт-Петербурга. В эксперименте приняли участие 16 семей воспитанников, посещающий старшую группу для детей с тяжелыми нарушениями речи, 14 семей воспитанников, посещающий старшую группу для детей с задержкой психического развития и 7 педагогов.
В работе использовался следующий диагностический инструментарий: анкетирование родителей по методики В.Н. Ослон для оценки потенциала родителей, анкетирование педагогов на основании анкеты, составленной нами [4].
Оценка потенциала семьи произведена на основании анкетирования родителей по методики В.Н. Ослон.
Семьи с высоким уровнем воспитательных возможностей - это педагогически развитые семьи с позитивным и стабильным укладом и высоким уровнем психолого-педагогической культуры. Родители осознают педагогические цели и задачи, имеют представления о способах их реализации, знают, что они хотят и понимают, как этого можно добиться, осознают, что для результата необходимо приложить усилия, а также понимают, что надо предпринять в той или иной ситуации.
Семьи со средним уровнем воспитательных возможностей обладают недостаточным уровнем педагогической компетенции. Уклад семьи часто противоречивый. Атмосфера в семье в целом позитивная, но часто возникают конфликты.
У педагогически некомпетентных семей с низким уровнем воспитательных возможностей наблюдается неустойчивый, неблагоприятный уклад семьи. Уровень педагогической культуры низкий. В семье могут наблюдаться несоблюдение правил поведения, вытеснение духовных ценностей материальными, высокий уровень конфликтности. Родители относятся к детям безответственно, применяют деспотичный стиль отношений [5].
Наглядное распределение семей в старших группах для детей с ТНР и ЗПР по уровням потенциалов представлено в таблице 1 и на рисунке 1.
Таблица 1 – Уровни потенциала семей детей старшей группы для детей с ТНР и старшей группы для детей с ЗПР
Уровни потенциала |
Испытуемые семьи (%) детей, посещающие группу для детей с ТНР |
Испытуемые семьи (%) детей, посещающие группу для детей с ЗПР |
Высокий |
63% |
28% |
Средний |
26% |
36% |
Нижний |
11 |
36% |
Рисунок 1 – Результаты исследования потенциала семей детей старшей группы для детей с ТНР и старшей группы для детей с ЗПР на констатирующем этапе эксперимента
В процессе проведенного нами исследования было установлено, что родители в основном готовы идти на контакт с педагогами, однако во многом испытывают трудности в помощи детям в освоении адаптированной образовательной программы.
Родители в беседах с педагогами отмечали необходимость проведения для них консультаций и других мероприятий по теме: «Возрастные особенности», «Перспективы развития», «Досуговая деятельность», причем отмечается как очный характер мероприятий, так и дистанционный.
Были опрошены при помощи анкеты, составленной нами 7 педагогов 2 групп коррекционной направленности (старшая группы для детей с ТНР, старшие и подготовительные группы для детей с ЗПР) – воспитатели, учитель-логопед, учитель-дефектолог и педагог-психолог). 5 педагогов имеют стаж более 20 лет, 1 педагог – 10 лет и 1 педагог – 5 лет. При этом педагоги группы для детей с ТНР отмечают, что родители участвуют в выставках, конференциях, собраниях, готовят костюмы, атрибуты к утренникам, причем часто по своей инициативе. Родители группы для детей с ЗПР, по наблюдениям педагогов, присутствуют на родительских собраниях, праздниках, по необходимости участвуют вы выставках. Все педагогов считают, что родители в принципе относятся хорошо, но есть родители, с которыми были сложности.
Все педагоги интересуются хобби своих воспитанников, на 2 педагога знают не про всех. О проблемах семьи все педагоги узнают из разговоров родителей, 3 педагога узнавали о проблемах из социальных сетей родителей.
Все педагоги готовы принимать участие в методических мероприятиях, к эффективному сотрудничеству с родителями. 6 педагогов отмечают, что испытывают трудности с некоторыми родителями, 2 педагога заявляют об отличных отношениях со всеми родителями. Основными трудностями называют: неготовность родителей идти на контакт, невыполнение рекомендаций родителями.
Анализ планов работы педагогов показал, что педагогами используются в основном следующие методы работы с родителями: родительские собрания, индивидуальные консультации и беседы.
Таким образом, на основании проведенных исследований можно сделать следующие выводы:
1) В группе для детей с ТНР родители обладают более высоким потенциалом, что в группе для детей с ЗПР. Но при этом практически все родители готовы сотрудничать с ДОУ
2) Родители нуждаются в систематическом сопровождении со стороны педагогов и специалистов, работающих с ребенком педагогов.
3) Педагоги испытывают некоторые трудности при взаимодействии с родителями, такие, как «неготовность родителей идти на контакт», «низкая активность родителей».
4) Педагоги в планах своей работы не учитывают увлечения семьи, используют в основном традиционные формы работы (такие, как беседы и родительские собрания), вовлечение родителей в досуговую деятельность происходит только на этапе приготовления к праздникам.
Принимая во внимание выявленные особенности семей детей с ОВЗ дошкольного возраста, нами была разработана система мероприятий, направленная на повышение родительского потенциала и выстраивании доверительных отношений между родителями и педагогами, в которые входили мероприятия для педагогов (Лекция «Консультируем семью ребенка с ОВЗ», семинар-практикум «Родительский потенциал в работе с родителями», круглый стол «Планирование работы с семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ», супервизии «Работаем с семьей и вместе с семьей», семинар «Особенная дружба», круглый стол «Новые формы работы с семьей ребенка с ОВЗ», презентация и распространение брошюры «Что может и умеет ребенок в 4, 5, 6 лет и что делать, если что-то получается не сразу», и также чат-бота на аналогичную тему) и для родителей (приглашение родителей на консультацию специалистов, работа групп сопровождения педагогами родителей, работа родительского клуба для повышения компетенций родителей «Родители – родителям, организация консультаций дефектологов и логопедов в дистанционном формате, а также серии публикаций педагогов по актуальным для родителей темам (стенды, сайт, группа в социальных сетях), проект в социальных сетях «Мама, не волнуйся» (освещение жизни групп коррекционной направленности), вовлечение родителей в проект «Нескучный выходной» (посещение достопримечательностей и выполнение заданий по маршрутному листу), участие родителей в спортивном конкурсе, посвященном Дню матери «Веселое путешествие», активное участие родителей в подготовке праздничных мероприятий (подготовка костюмов, атрибутов, подготовка выступлений как инициативной группы родителей, так и родителей с детьми), выставка семейных работ «Весеннее настроение»).
Сравнительные результаты диагностики родительского потенциала в старшей группе для детей с ТНР представлен в таблице 5 и на рисунке 2.
Таблица 2 – Уровни потенциала семей детей старшей группы для детей с ТНР на этапе констатирующего и формирующего эксперимента
Уровни потенциала |
Констатирующий эксперимент |
Формирующий эксперимент |
Высокий |
63% |
28% |
Средний |
26% |
36% |
Нижний |
11 |
36% |
Рисунок 2 – Сравнительные результаты диагностики потенциала семей детей старшей группы для детей с ТНР
По результатам формирующего эксперименты заметна положительная динамика в изменениях потенциала семей. Так, 3 семьи со среднего уровня «поднялись» на высокий, а одна семья «переместилась» на средний уровень потенциала с низкого. При этом понижения уровня потенциалов не произошло.
Сравнительные результаты диагностики родительского потенциала в старшей группе для детей с ЗПР представлен в таблице 6 и на рисунке 3.
Таблица 3 – Уровни потенциала семей детей старшей группы для детей с ЗПР на этапе констатирующего и формирующего эксперимента
Уровни потенциала |
Констатирующий эксперимент |
Формирующий эксперимент |
Высокий |
28% |
50% |
Средний |
36% |
29% |
Нижний |
36 |
21% |
Рисунок 3 – Сравнительные результаты диагностики потенциала семей детей старшей группы для детей с ЗПР
По результатам формирующего эксперименты заметна положительная динамика в изменениях потенциала семей. Так, 3 семьи со среднего уровня «поднялись» на высокий, а 2 семьи «переместились» на средний уровень потенциала с низкого. При этом понижения уровня потенциала семьи не произошло.
Родители, как в группе для детей с ТНР, так и в группе для детей с ЗПР, активно стали применять на практике методы и средства воспитания, изменять свое поведение в зависимости от поведения ребенка, во многих семьях улучшился контакт с ребенком. Наблюдается тенденция к смене стиля семейного воспитания. Родители, особенно в группе для детей с ТНР, стали готовы брать на себя ответственность.
В результате методического сопровождения педагогов, которое происходило на формирующем этапе, можно констатировать следующие результаты.
Все 7 педагогов посетили все предложенные мероприятия для педагогов. Особый интерес вызвал семинар «Особенная дружба», т.к., как отмечали педагоги, они получили инструмент не только в работе с родителями, но и поняли, как улучшить эмоциональный фон в группе, как научить детей с разными особенностями играть вместе.
Все педагоги отметили, что теперь при общении с родителями (на консультации или просто при беседе утром или вечером) им стало проще до родителей доносить свои пожелания. Взаимоотношения с родителями улучшились (как отмечали педагоги, теперь при выстраивании общения с родителями они стали менее категоричными и стали учитывать стадию принятия особенностей ребенка. Особенно эффективно это работает в группе для детей с ЗПР).
Активность родителей увеличилась. 16 из 19 (84%) семей группы для детей с ТНР и 9 из 14 (64%) семей для детей с ЗПР с удовольствием принимали участие в проекте «Нескучный выходной». Семейный клуб посещали 5 родителей детей с ТНР и 7 родителей детей с ЗПР (то есть семейный клуб был более востребован для родителей детей с ЗПР).
Также учитель-дефектолог, учитель-логопед и педагог-психолог отметили, что родители с удовольствием стали откликаться на дистанционный формат взаимодействия. Так, за период с января по март было проведено 4 дистанционной консультации учителей-дефектологом, 5 учителем-логопедом и 3 педагогом-психологом.
Заметно увеличилась активность родителей в социальной группе «Вконтакте» в результате реализации проекта «мама, не волнуйся». Родители отмечали в беседах с педагогами, что им очень интересно наблюдать за жизнью детей в дошкольном учреждении и теперь они лучше стали понимать работу педагогов.
Благодаря конкурсу «Весеннее настроение», на котором родители с детьми изготавливали любую творческую работу на весеннюю тематику, педагоги очень много узнали про хобби семей. Так, были презентованы картины из бересты, поделка из дерева, картина из лоскутков ткани и многое другое. Дети с восторгом рассказывали про создание этих поделок. Педагоги предложили на следующий год включить в план работы мастер-классы, на которых родители научили бы их и других детей делать работы в аналогичной технике.
Также отметим, что теперь родители стали намного чаще выступать инициаторами по подготовке к праздникам, а родители детей с ТНР даже сами подготовили сценку на праздник 8 марта как подарок педагогом. Родители как из группы для детей с ТНР, так и из группы для детей с ЗПР принимали активное участие при подготовке празднования юбилея детского сада и, в частности, во флешмобе.
Таким образом, сравнительный анализ полученных результатов позволил установить позитивную динамику потенциала семьи.
Список использованной литературы:
Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выгодский – Текст : непосредственный — Москва : АСТ, 2005. – 670 с. : ил. – ISBN5-17-027239-1. – Текст : непосредственный.
Маллаев Д.М., Джафарова Г.В. Общая характеристика семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Материалы X Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: <a href="https://scienceforum.ru/2018/article/2018009376">https://scienceforum.ru/2018/article/2018009376</a> (дата обращения: 23.03.2024 )
Мастюкова, Е.М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии : [Учеб. пособие по специальностям: 032000-Спец. дошк. педагогика и психология, 031500-Тифлопедагогика, 031600-Сурдопедагогика, 031700-Олигофренопедагогика, 031800-Логопедия, 031900-Спец. психология] / Е. М. Мастюкова, А. Г. Московкина. - Москва : ВЛАДОС, 2004. - 407 с.; 22 см. - (Учебное пособие для вузов).; ISBN 5691011006
Ослон, В.Н. Модельные программы сопровождения семей, воспитывающих детей-сирот сложных категорий // Психологическая наука и образование. 2017. Том 22. № 3. С. 82–92. doi:10.17759/pse.2017220309.
Ткачева, В.В. Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья: учебник для студ. учреждений высшего образования /под ред. В.В.Ткачевой. — М.: Издательский центр «Академия», 2014. — 272с. – ISBN 978-5-4441-0057-8