Флорбол как способ развития ловкости у детей младшего школьного возраста - Студенческий научный форум

XVII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2025

Флорбол как способ развития ловкости у детей младшего школьного возраста

Надеева Е.Ю. 1, Шлейхер Л.Д. 1, Афанасенкова Н.В. 1, Быков А.В. 2
1Высшая школа педагогики, психологии и физической культуры
2заведущий кафедрой физической культуры и спорта института судостроения и морской арктической техники филиала САФУ в северодвинске, к.п.н., профессор
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение. Данная работа направлена на флорбол как эффективный метод развития ловкости, акцентируя внимание на двух ключевых аспектах: игровом и соревновательном подходах к тренировочному процессу. Игровой метод, основанный на использовании разнообразных игровых форм и упражнений, способствует развитию интереса к тренировкам, повышению мотивации и естественному освоению техники. Соревновательный метод, включающий участие в различных соревнованиях, турнирах и матчах, направлен на совершенствование игровых навыков, развитие ловкости, а также формирование волевых качеств и умения работать под давлением. Взаимодействие этих двух методов позволяет создать оптимальные условия для всестороннего развития юных спортсменов и достижения высоких результатов. Флорбол – динамичный и увлекательный командный вид спорта, который не только способствует физическому развитию, но и оказывает положительное влияние на развитие важнейших психомоторных качеств, в том числе ловкости. Младший школьный возраст (7–10 лет) является периодом интенсивного формирования и совершенствования моторных навыков, что делает флорбол эффективным инструментом для развития ловкости у детей в этом возрасте.Цель исследования: изучить влияния вида спорта флорбол на развитие ловкости детей младшего школьного возраста. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

- провести анализ научно-методической литературы по теме;

- разработать комплекс упражнений развития ловкости для детей младшего школьного возраста;

- проверить эффективность разработанного комплекса упражнений;

- определить показатели развития ловкости у детей младшего школьного возраста.

Методы и организация исследования. В данной работе использовался:

  1. Анализ научно-методической литературы по теме исследования.

  2. Метод наблюдения. Систематическое наблюдение за тренировочным процессом в экспериментальной группе, фиксация техники выполнения упражнений и игровых действий, оценка эффективности тренировочных методик.

  3. Метод тестирования. Проведение тестирования ловкости до начала эксперимента и после его завершения (через определенный период тренировок).

Результаты исследования и их обсуждения. Исследования проводились во время тренировочных сборов в городе Казань с игроками детской команды «Авентадор». С целью выявления уровня развития ловкости детей 7–10 лет применялось комплексное тестирование в начале и в конце эксперимента. Была использована серия тестов. Тестирование включало в себя следующие испытания: передачи в парах 20 раз, челночный бег 16 м, челночный бег с ведением мяча 16 м, обводка фишек с броском по воротам, бросок по воротам с 7 м (5 попыток).

Результаты эксперимента, представленные в таблицах 1 и 2, демонстрируют значительное улучшение показателей ловкости у детей младшего школьного возраста после внедрения разработанной методики тренировок с использованием флорбольных упражнений. Анализ данных позволяет сделать вывод о положительном воздействии игрового и соревновательного методов на физические и координационные качества юных спортсменов.

Передачи в парах: В начале эксперимента время выполнения упражнения у всех участников варьировалось от 20,30 до 31,30 секунд. После месяца тренировок средний результат улучшился, сократившись до диапазона 18,89–27,56 секунд. Особенно значительный прогресс продемонстрировали Маркин М. и Бикмиев А., уменьшившие свои временные показатели более чем на 3 секунды. Это свидетельствует об улучшении скорости реакции, координации и слаженности движений.

Челночный бег и челночный бег с ведением мяча: Динамика результатов в этих тестах также подтверждает рост координационных способностей и ловкости. Например, в челночном беге 16 м у большинства участников наблюдается сокращение времени в среднем на 0,3–0,6 секунды. В упражнении с ведением мяча участники, такие как Потеряхин А. и Галимов Т., продемонстрировали улучшение на 0,5–0,7 секунды, что отражает их прогресс в управлении мячом на высокой скорости.

Обводка фишек с броском по воротам: Показатели выполнения данного теста, направленного на развитие точности и координации, также улучшились. У большинства детей время выполнения упражнения сократилось на 0,3–0,4 секунды. Например, Маркин М. улучшил результат с 3,93 до 3,59 секунд. Эти изменения можно связать с регулярной тренировкой сложных игровых ситуаций.

Броски по воротам: Точность бросков заметно выросла у всех участников эксперимента. В начале исследования успешность варьировалась от 2/5 до 5/5, тогда как в конце большинство игроков продемонстрировали стабильные показатели 4/5 или 5/5. Это указывает на повышение концентрации, координации и способности к выполнению точных бросков и ударов под давлением.

Таким образом, сравнительный анализ данных до и после эксперимента подтверждает, что применение флорбольных упражнений способствовало значительному улучшению ловкости, координации движений и точности выполнения упражнений у детей младшего школьного возраста. Разработанный комплекс упражнений оказался эффективным инструментом для физического развития и формирования двигательных навыков во флорболе.

Вывод. В процессе анализа литературных источников были созданы комплексы флорбольных игровых упражнений для развития ловкости и их применение в тренировочном процессе. В результате проведения эксперимента была обоснована эффективность применяемого комплекса упражнений. Тестирование показало, что выбранные нами и проверенные опытно-экспериментальным способом средства и методы, оказали положительное воздействие на результаты исследуемых детей младшего школьного возраста, а это означает, что применение флорбольных игровых упражнений в тренировочном процессе позволяет повысить уровень развития ловкости детей младшего школьного возраста.

Список литературы.

  1. Быков, А. В. Оборонительные действия в структуре технико-тактических показателей игроков различных амплуа во флорболе [Электронный ресурс] / А. В. Быков, Л. Н. Сутугина // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. – 2011. – № 2(72). – С. 31–34. – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_15589659_42166268.pdf, свободный. (Дата обращения: 12.12.2024).

  2. Быков, А. В. Стратегия и тактика в командных игровых видах спорта [Электронный ресурс] // Ученые записки университета Лесгафта. – 2011. – №12. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/strategiya-i-taktika-v-komandnyh-igrovyh-vidah-sporta, свободный. (Дата обращения: 12.12.2024).

  3. Быков, А.В. Понятие игровой модели в командных игровых видах спорта [Электронный ресурс] // Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. – 2021. – №10. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-igrovoy-modeli-v-komandnyh-igrovyh-vidah-sporta, свободный. (Дата обращения: 12.12.2024).

  4. Оборонительные процессы и их эффективность в командных игровых видах спорта (на примере флорбола) [Электронный ресурс] / А. В. Быков, А. А. Ленин, Е. М. Ленина, Н. А. Трухин // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. – 2021. – № 5. – С. 82–88. – DOI 10.24412/2305–8404-2021-5-82-88. – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_46106131_68393380.pdf, свободный. (Дата обращения: 12.12.2024).

  5. Фисунов, А. В. Анализ различных систем оценки показателей соревновательной деятельности в игровых видах спорта [Электронный ресурс] // Проблемы Науки. – 2014. №3. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-razlichnyh-sistem-otsenki-pokazateley-sorevnovatelnoy-deyatelnosti-v-igrovyh-vidah-sporta, свободный. (Дата обращения: 12.12.2024).

Таблица 1. Результаты тестирования детей младшего школьного возраста в начале эксперимента

п/п

ФИ

Передачи в парах 20 раз

Челночный бег 16 м

Челночный бег с ведением мяча 16 м

Обводка фишек с броском по воротам

Бросок по воротам с 7 м (5 попыток)

1

Маркин М.

31,30

7,27

7,94

3,93

3/5

2

Бикмиев А.

31,30

7,44

7,97

4,35

4/5

3

Потеряхин А.

20,30

6,69

7,57

3,65

2/5

4

Галимов Т.

20,30

6,74

8,35

3,28

3/5

5

Вафин Л.

25,48

6,23

6,68

3,28

5/5

6

Вафин Е.

25,48

7,18

7,87

3,28

5/5

Таблица 2. Результаты тестирования детей младшего школьного возраста через месяц в конце эксперимента

п/п

ФИ

Передачи в парах 20 раз

Челночный бег 16 м

Челночный бег с ведением мяча 16 м

Обводка фишек с броском по воротам

Бросок по воротам с 7 м (5 попыток)

1

Маркин М.

27,56

7,03

7,83

3,59

4/5

2

Бикмиев А.

27,56

6,63

7,21

3,60

5/5

3

Потеряхин А.

18,89

6,49

6,86

3,18

5/5

4

Галимов Т.

18,89

6,55

7,04

3,24

4/5

5

Вафин Л.

23,45

6,20

6,63

3,22

5/5

6

Вафин Е.

23,45

7,13

7,81

3,23

5/5

Просмотров работы: 5