Введение. Гибкость является одним из важнейших физических качеств человека, развитие которого особенно значимо в младшем школьном возрасте. В этот период организм ребенка наиболее восприимчив к воздействию физических упражнений, направленных на увеличение подвижности в суставах, благодаря оптимальным анатомо-физиологическим предпосылкам. Васильева О.Е. [6] отмечает, что целенаправленное развитие гибкости в данном возрасте способствует не только улучшению физической подготовленности, но и оказывает положительное влияние на формирование правильной осанки, координационных способностей и общее физическое развитие ребенка.
Современная практика физического воспитания предлагает различные методики развития гибкости, среди которых особое место занимают активные и пассивные упражнения. Миронова Т.А. [8] подчеркивает существенные различия в механизмах воздействия этих типов упражнений на опорно-двигательный аппарат. При этом в научно-методической литературе нет единого мнения относительно преимуществ того или иного типа упражнений для детей младшего школьного возраста. Калмыков С.А. [7] указывает на необходимость проведения сравнительных исследований эффективности различных методик, что позволит оптимизировать процесс физического воспитания школьников.
Актуальность данного исследования обусловлена потребностью в научном обосновании выбора наиболее эффективных средств развития гибкости у младших школьников. Грабовская Е.Ю. [4] отмечает, что правильный подбор упражнений с учетом их типа и направленности может существенно повысить эффективность уроков физической культуры.
Цель исследования: определить эффективность активных и пассивных упражнений для развития гибкости у детей младшего школьного возраста путем сравнительного анализа результатов педагогического эксперимента.
Методы и организация исследования.
Исследование проводилось на базе МОУ СОШ №7 города Новодвинска в начале декабря 2024 года. В эксперименте принимали участие учащиеся 3-х классов в возрасте 9-10 лет. Как отмечают исследователи, данный возраст является оптимальным для развития гибкости, так как суставы детей этого возраста наиболее подвижны, а мышечно-связочный аппарат более эластичен [10].
В исследовании участвовали две группы по 12 человек в каждой: контрольная группа (КГ), которая выполняла комплекс активных упражнений, и экспериментальная группа (ЭГ), занимающаяся по программе с преимущественным использованием пассивных упражнений. Группы были сформированы с учетом исходного уровня развития гибкости, возраста и пола учащихся. По мнению специалистов, такой подход к формированию групп позволяет получить наиболее объективные результаты исследования [1].
В работе использовались следующие методы исследования:
1. Метод тестирования гибкости, включающий два контрольных упражнения:
- наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье (см);
- поперечный шпагат (см до пола);
2. Метод математической статистики применялся для обработки полученных данных с расчетом следующих показателей:
- средние значения показателей гибкости;
- прирост показателей в процентном соотношении;
- коэффициент эффективности упражнений.
3. Метод педагогического наблюдения использовался для контроля за правильностью выполнения упражнений и оценки качественных изменений в технике выполнения движений.
Занятия проводились 2 раза в неделю продолжительностью 45 минут в рамках уроков физической культуры. Тестирование показателей гибкости проводилось четыре раза в течение исследования: исходное тестирование (день 1), промежуточное тестирование 1 (день 5), промежуточное тестирование 2 (день 10) и финальное тестирование (день 14). Специалисты отмечают важность регулярного контроля показателей при интенсивных краткосрочных программах развития гибкости [8]. Все измерения проводились после стандартной разминки, что обеспечивало единообразие условий тестирования и достоверность полученных результатов [7].
Результаты исследования и их обсуждения. Проведенное исследование, направленное на сравнительный анализ эффективности активных и пассивных упражнений для развития гибкости у младших школьников, позволило выявить ряд существенных закономерностей. В начале эксперимента анализ исходных показателей гибкости у участников обеих групп показал равномерное распределение результатов, что обеспечило необходимую объективность дальнейшего исследования. Результаты тестирования на протяжении исследования представлены в таблице 1.
Таблица 1. Сравнительные показатели развития гибкости в контрольной и экспериментальной группах
Тестовые упражнения |
Группа |
Начальные показатели (X̄±σ) |
Конечные показатели (X̄±σ) |
Прирост (%) |
Коэффициент эффективности |
Наклон вперед (см) |
КГ (активные) |
5,8±1,2 |
7,2±1,1 |
24,1 |
0,65 |
ЭГ (пассивные) |
5,6±1,3 |
7,8±1,2 |
39,3 |
1,69 |
|
Поперечный шпагат (см) |
КГ (активные) |
25,3±2,4 |
23,1±2,2 |
-8,7 |
-0,91 |
ЭГ (пассивные) |
24,8±2,6 |
21,9±2,1 |
-11,7 |
-1,12 |
Интерпретация результатов:
Наклон вперед: Обе группы показали улучшение гибкости, но экспериментальная группа (ЭГ), выполнявшая пассивные упражнения, показала значительно больший прирост (39,3%) и коэффициент эффективности (1,69), чем контрольная группа (КГ), выполнявшая активные упражнения (прирост 24,1%, коэффициент 0,65).
Это говорит о том, что пассивные упражнения были более эффективны для развития гибкости при наклоне вперёд.
Исследователи объясняют такую разницу физиологическими особенностями пассивных упражнений, которые позволяют достичь большей амплитуды движений за счет внешнего воздействия [8].
Поперечный шпагат:
Обе группы показали ухудшение гибкости, как это показывает отрицательный прирост.
Экспериментальная группа (ЭГ), использовавшая пассивные упражнения, показала чуть большее ухудшение гибкости и коэффициента эффективности.
Этот результат может говорить о том, что ни активные, ни пассивные упражнения, использованные в этом эксперименте, не были эффективны для улучшения гибкости в поперечном шпагате. Возможно, нужно было использовать другие виды упражнений или другой подход.
Для более детального понимания процесса были проведены промежуточные замеры. Динамика развития гибкости на протяжении всего периода исследования представлена в таблице 2.
Таблица 2. Динамика развития гибкости при использовании разных типов упражнений (средний показатель наклона вперед, см)
День тестирования |
КГ (активные упражнения) |
ЭГ (пассивные упражнения) |
День 1 (исходные данные) |
5,8 |
5,6 |
День 5 |
6,3 |
6,5 |
День 10 |
6,8 |
7,2 |
День 14 (финальное тестирование) |
7,2 |
7,8 |
Анализ данных таблицы 2 показывает, что наиболее интенсивный прирост показателей в обеих группах наблюдался в первые пять дней эксперимента. Это согласуется с исследованиями специалистов, указывающих на наличие периода активной адаптации организма к новым нагрузкам [4]. При этом в экспериментальной группе темпы прироста показателей были выше на протяжении всего исследования.
В ходе наблюдений за выполнением упражнений было отмечено, что учащиеся контрольной группы, несмотря на меньший количественный прирост показателей, демонстрировали лучший контроль над выполнением движений и более уверенное владение своим телом. Специалисты подчеркивают, что при работе с детьми младшего школьного возраста особое значение имеет не только количественный прирост показателей, но и качественные изменения в технике выполнения движений [7].
Особого внимания заслуживает тот факт, что даже при краткосрочном периоде тренировок наблюдался стабильный прирост показателей гибкости в обеих группах, что подтверждает эффективность интенсивного подхода к развитию данного физического качества. Исследователи отмечают, что при правильной организации тренировочного процесса значимые изменения в показателях гибкости могут наблюдаться уже в течение первых двух недель регулярных занятий [6].
Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что пассивные упражнения обеспечивают более высокий прирост показателей гибкости, однако активные упражнения способствуют формированию лучшего двигательного контроля и более осознанному выполнению движений. Это наблюдение согласуется с исследованиями современных специалистов в области физического воспитания [2, 5] и имеет важное практическое значение для организации занятий с младшими школьниками.
Вывод. Проведенное исследование эффективности активных и пассивных упражнений для развития гибкости у детей младшего школьного возраста позволило сформулировать следующие основные заключения. Во-первых, применение пассивных упражнений обеспечивает более высокий количественный прирост показателей гибкости: в тесте «наклон вперед» прирост составил 39,3% по сравнению с 24,1% при использовании активных упражнений. При этом активные упражнения способствуют формированию лучшего двигательного контроля и более осознанному выполнению движений.
Во-вторых, было установлено, что наиболее интенсивное развитие гибкости происходит в первые пять дней занятий, что связано с периодом активной адаптации организма к новым нагрузкам. Однако для закрепления достигнутых результатов необходимо продолжать занятия в течение всего двухнедельного цикла, так как именно в этот период наблюдается стабилизация показателей гибкости.
На основании полученных результатов можно сформулировать следующие практические рекомендации для развития гибкости у младших школьников. Рекомендуется использовать комбинированный подход, включающий как активные, так и пассивные упражнения. При этом в начале занятия целесообразно применять активные упражнения для формирования правильной техники выполнения движений, а затем переходить к пассивным упражнениям для достижения максимальной амплитуды. Важно внимательно следить за техникой выполнения упражнений и состоянием занимающихся, особенно при использовании пассивных методов развития гибкости в условиях интенсивных краткосрочных тренировочных циклов.
Полученные результаты могут быть использованы при планировании краткосрочных интенсивных программ развития гибкости в рамках уроков физической культуры и организации внеурочной деятельности младших школьников.
Список литературы.
1. Белоножкин, Р.В. Развитие гибкости у младших школьников / Р.В. Белоножкин, И.Н. Маслова // Перспективы развития студенческого спорта и олимпизма. – 2019. – С. 262-266.
2. Бояркин, А.Д. Игровой стретчинг, как метод развития гибкости у младших школьников / А.Д. Бояркин // Sciences of Europe. – 2019. – №42-3. – С. 42
3. Козлова, Д. В. Особенности развития гибкости у обучающихся начальных классов / Д.В. Козлова // Физкультурно-оздоровительная деятельность и социализация молодежи в современном обществе. – 2019. – С. 44-45.
4. Грабовская, Е.Ю. Влияние гимнастических упражнений на развитие гибкости и координационных способностей у детей младшего школьного возраста / Е. Ю. Грабовская, А. Д. Теплякова // Дни науки КФУ им. В.И. Вернадского. – 2018. – С. 529-530.
5. Немцев, С А. Методика развития гибкости у детей младшего школьного возраста / С. А. Немцев // Современные проблемы физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры. – 2018. – С. 223-227.
6. Васильева, О.Е. Развитие гибкости обучающихся младшего школьного возраста средствами фитнеса на уроке по физической культуре / О.Е. Васильева // Актуальные вопросы современной науки. – 2018. – С. 124-130.
7. Калмыков, С.А. Особенности развития гибкости обучающихся в процессе занятий физической культурой / С.А. Калмыков // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2017. – Т. 22. - № 4 (168). – С. 110-116.
8. Миронова, Т.А. Методика развития гибкости у детей младшего школьного возраста на уроках физической культуры / Т.А. Миронова // Педагогические знания в системе высшей школы. – 2017. – С. 201-210.
9. Замогильнов, А.И. Теория и методика физической культуры: Учебное пособие / А.И. Замогильнов. – Шуя: Изд-во Шуйского филиала ФГОУ ВО «ИвГУ», 2017. – 283 с.
10. Матвеев, Ю.А. Возрастная физиология: учебное пособие / Ю.А. Матвеев. – М.: МГПУ, 2018. – 52 с.