СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ АКТИВНЫХ И ПАССИВНЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

XVII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2025

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ АКТИВНЫХ И ПАССИВНЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Колиса С.А. 1, Шлейхер Л.Д. 2, Абрамова М.А. 2
1Северный (Арктический) федеральный университет
2Северный (Арктический) федеральный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение. Гибкость является одним из важнейших физических качеств человека, развитие которого особенно значимо в младшем школьном возрасте. В этот период организм ребенка наиболее восприимчив к воздействию физических упражнений, направленных на увеличение подвижности в суставах, благодаря оптимальным анатомо-физиологическим предпосылкам. Васильева О.Е. [6] отмечает, что целенаправленное развитие гибкости в данном возрасте способствует не только улучшению физической подготовленности, но и оказывает положительное влияние на формирование правильной осанки, координационных способностей и общее физическое развитие ребенка.

Современная практика физического воспитания предлагает различные методики развития гибкости, среди которых особое место занимают активные и пассивные упражнения. Миронова Т.А. [8] подчеркивает существенные различия в механизмах воздействия этих типов упражнений на опорно-двигательный аппарат. При этом в научно-методической литературе нет единого мнения относительно преимуществ того или иного типа упражнений для детей младшего школьного возраста. Калмыков С.А. [7] указывает на необходимость проведения сравнительных исследований эффективности различных методик, что позволит оптимизировать процесс физического воспитания школьников.

Актуальность данного исследования обусловлена потребностью в научном обосновании выбора наиболее эффективных средств развития гибкости у младших школьников. Грабовская Е.Ю. [4] отмечает, что правильный подбор упражнений с учетом их типа и направленности может существенно повысить эффективность уроков физической культуры.

Цель исследования: определить эффективность активных и пассивных упражнений для развития гибкости у детей младшего школьного возраста путем сравнительного анализа результатов педагогического эксперимента.

Методы и организация исследования.

Исследование проводилось на базе МОУ СОШ №7 города Новодвинска в начале декабря 2024 года. В эксперименте принимали участие учащиеся 3-х классов в возрасте 9-10 лет. Как отмечают исследователи, данный возраст является оптимальным для развития гибкости, так как суставы детей этого возраста наиболее подвижны, а мышечно-связочный аппарат более эластичен [10].

В исследовании участвовали две группы по 12 человек в каждой: контрольная группа (КГ), которая выполняла комплекс активных упражнений, и экспериментальная группа (ЭГ), занимающаяся по программе с преимущественным использованием пассивных упражнений. Группы были сформированы с учетом исходного уровня развития гибкости, возраста и пола учащихся. По мнению специалистов, такой подход к формированию групп позволяет получить наиболее объективные результаты исследования [1].

В работе использовались следующие методы исследования:

1. Метод тестирования гибкости, включающий два контрольных упражнения:

- наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье (см);

- поперечный шпагат (см до пола);

2. Метод математической статистики применялся для обработки полученных данных с расчетом следующих показателей:

- средние значения показателей гибкости;

- прирост показателей в процентном соотношении;

- коэффициент эффективности упражнений.

3. Метод педагогического наблюдения использовался для контроля за правильностью выполнения упражнений и оценки качественных изменений в технике выполнения движений.

Занятия проводились 2 раза в неделю продолжительностью 45 минут в рамках уроков физической культуры. Тестирование показателей гибкости проводилось четыре раза в течение исследования: исходное тестирование (день 1), промежуточное тестирование 1 (день 5), промежуточное тестирование 2 (день 10) и финальное тестирование (день 14). Специалисты отмечают важность регулярного контроля показателей при интенсивных краткосрочных программах развития гибкости [8]. Все измерения проводились после стандартной разминки, что обеспечивало единообразие условий тестирования и достоверность полученных результатов [7].

Результаты исследования и их обсуждения. Проведенное исследование, направленное на сравнительный анализ эффективности активных и пассивных упражнений для развития гибкости у младших школьников, позволило выявить ряд существенных закономерностей. В начале эксперимента анализ исходных показателей гибкости у участников обеих групп показал равномерное распределение результатов, что обеспечило необходимую объективность дальнейшего исследования. Результаты тестирования на протяжении исследования представлены в таблице 1.

Таблица 1. Сравнительные показатели развития гибкости в контрольной и экспериментальной группах

Тестовые упражнения

Группа

Начальные показатели (X̄±σ)

Конечные показатели (X̄±σ)

Прирост (%)

Коэффициент эффективности

Наклон вперед (см)

КГ (активные)

5,8±1,2

7,2±1,1

24,1

0,65

ЭГ (пассивные)

5,6±1,3

7,8±1,2

39,3

1,69

Поперечный шпагат (см)

КГ (активные)

25,3±2,4

23,1±2,2

-8,7

-0,91

ЭГ (пассивные)

24,8±2,6

21,9±2,1

-11,7

-1,12

Интерпретация результатов:

Наклон вперед: Обе группы показали улучшение гибкости, но экспериментальная группа (ЭГ), выполнявшая пассивные упражнения, показала значительно больший прирост (39,3%) и коэффициент эффективности (1,69), чем контрольная группа (КГ), выполнявшая активные упражнения (прирост 24,1%, коэффициент 0,65).

Это говорит о том, что пассивные упражнения были более эффективны для развития гибкости при наклоне вперёд.

Исследователи объясняют такую разницу физиологическими особенностями пассивных упражнений, которые позволяют достичь большей амплитуды движений за счет внешнего воздействия [8].

Поперечный шпагат:

Обе группы показали ухудшение гибкости, как это показывает отрицательный прирост.

Экспериментальная группа (ЭГ), использовавшая пассивные упражнения, показала чуть большее ухудшение гибкости и коэффициента эффективности.

Этот результат может говорить о том, что ни активные, ни пассивные упражнения, использованные в этом эксперименте, не были эффективны для улучшения гибкости в поперечном шпагате. Возможно, нужно было использовать другие виды упражнений или другой подход.

Для более детального понимания процесса были проведены промежуточные замеры. Динамика развития гибкости на протяжении всего периода исследования представлена в таблице 2.

Таблица 2. Динамика развития гибкости при использовании разных типов упражнений (средний показатель наклона вперед, см)

День тестирования

КГ (активные упражнения)

ЭГ (пассивные упражнения)

День 1 (исходные данные)

5,8

5,6

День 5

6,3

6,5

День 10

6,8

7,2

День 14 (финальное тестирование)

7,2

7,8

Анализ данных таблицы 2 показывает, что наиболее интенсивный прирост показателей в обеих группах наблюдался в первые пять дней эксперимента. Это согласуется с исследованиями специалистов, указывающих на наличие периода активной адаптации организма к новым нагрузкам [4]. При этом в экспериментальной группе темпы прироста показателей были выше на протяжении всего исследования.

В ходе наблюдений за выполнением упражнений было отмечено, что учащиеся контрольной группы, несмотря на меньший количественный прирост показателей, демонстрировали лучший контроль над выполнением движений и более уверенное владение своим телом. Специалисты подчеркивают, что при работе с детьми младшего школьного возраста особое значение имеет не только количественный прирост показателей, но и качественные изменения в технике выполнения движений [7].

Особого внимания заслуживает тот факт, что даже при краткосрочном периоде тренировок наблюдался стабильный прирост показателей гибкости в обеих группах, что подтверждает эффективность интенсивного подхода к развитию данного физического качества. Исследователи отмечают, что при правильной организации тренировочного процесса значимые изменения в показателях гибкости могут наблюдаться уже в течение первых двух недель регулярных занятий [6].

Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что пассивные упражнения обеспечивают более высокий прирост показателей гибкости, однако активные упражнения способствуют формированию лучшего двигательного контроля и более осознанному выполнению движений. Это наблюдение согласуется с исследованиями современных специалистов в области физического воспитания [2, 5] и имеет важное практическое значение для организации занятий с младшими школьниками.

Вывод. Проведенное исследование эффективности активных и пассивных упражнений для развития гибкости у детей младшего школьного возраста позволило сформулировать следующие основные заключения. Во-первых, применение пассивных упражнений обеспечивает более высокий количественный прирост показателей гибкости: в тесте «наклон вперед» прирост составил 39,3% по сравнению с 24,1% при использовании активных упражнений. При этом активные упражнения способствуют формированию лучшего двигательного контроля и более осознанному выполнению движений.

Во-вторых, было установлено, что наиболее интенсивное развитие гибкости происходит в первые пять дней занятий, что связано с периодом активной адаптации организма к новым нагрузкам. Однако для закрепления достигнутых результатов необходимо продолжать занятия в течение всего двухнедельного цикла, так как именно в этот период наблюдается стабилизация показателей гибкости.

На основании полученных результатов можно сформулировать следующие практические рекомендации для развития гибкости у младших школьников. Рекомендуется использовать комбинированный подход, включающий как активные, так и пассивные упражнения. При этом в начале занятия целесообразно применять активные упражнения для формирования правильной техники выполнения движений, а затем переходить к пассивным упражнениям для достижения максимальной амплитуды. Важно внимательно следить за техникой выполнения упражнений и состоянием занимающихся, особенно при использовании пассивных методов развития гибкости в условиях интенсивных краткосрочных тренировочных циклов.

Полученные результаты могут быть использованы при планировании краткосрочных интенсивных программ развития гибкости в рамках уроков физической культуры и организации внеурочной деятельности младших школьников.

Список литературы.

1. Белоножкин, Р.В. Развитие гибкости у младших школьников / Р.В. Белоножкин, И.Н. Маслова // Перспективы развития студенческого спорта и олимпизма. – 2019. – С. 262-266.

2. Бояркин, А.Д. Игровой стретчинг, как метод развития гибкости у младших школьников / А.Д. Бояркин // Sciences of Europe. – 2019. – №42-3. – С. 42

3. Козлова, Д. В. Особенности развития гибкости у обучающихся начальных классов / Д.В. Козлова // Физкультурно-оздоровительная деятельность и социализация молодежи в современном обществе. – 2019. – С. 44-45.

4. Грабовская, Е.Ю. Влияние гимнастических упражнений на развитие гибкости и координационных способностей у детей младшего школьного возраста / Е. Ю. Грабовская, А. Д. Теплякова // Дни науки КФУ им. В.И. Вернадского. – 2018. – С. 529-530.

5. Немцев, С А. Методика развития гибкости у детей младшего школьного возраста / С. А. Немцев // Современные проблемы физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры. – 2018. – С. 223-227.

6. Васильева, О.Е. Развитие гибкости обучающихся младшего школьного возраста средствами фитнеса на уроке по физической культуре / О.Е. Васильева // Актуальные вопросы современной науки. – 2018. – С. 124-130.

7. Калмыков, С.А. Особенности развития гибкости обучающихся в процессе занятий физической культурой / С.А. Калмыков // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2017. – Т. 22. - № 4 (168). – С. 110-116.

8. Миронова, Т.А. Методика развития гибкости у детей младшего школьного возраста на уроках физической культуры / Т.А. Миронова // Педагогические знания в системе высшей школы. – 2017. – С. 201-210.

9. Замогильнов, А.И. Теория и методика физической культуры: Учебное пособие / А.И. Замогильнов. – Шуя: Изд-во Шуйского филиала ФГОУ ВО «ИвГУ», 2017. – 283 с.

10. Матвеев, Ю.А. Возрастная физиология: учебное пособие / Ю.А. Матвеев. – М.: МГПУ, 2018. – 52 с.

Просмотров работы: 17