Введение. В последнее время мы можем наблюдать большие изменения в системе образования за счёт того, что происходит стремительное развитие цифровых технологий. Данные изменения затрагивают все ступени образования, включая высшее. Внедрение цифровых технологий можно назвать не только актуальным, но и необходимым, ведь это повышает качество обучения.
Дисциплина «Физическая культура» в вузах также подверглась влиянию цифровых технологий. Их внедрение позволяет интегрировать инновационные подходы, а также повышать интерес и мотивацию обучающихся.
Цель работы: выявить особенности применения цифровых технологий на занятиях по физической культуре в вузах.
Задачи работы:
Изучить литературу по проблеме исследования
Обосновать целесообразность и возможность применения цифровых технологий на занятиях по физической культуре в вузах
Выявить особенности применения цифровых технологий на занятиях по физической культуре в вузах
Методы исследования: изучение научной литературы, анализ и обобщение информации.
Физическая культура — часть общей культуры человечества и представляет собой совокупность ценностей и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путём физического воспитания, физической подготовки и физического развития одна из основных частей той социальной деятельности, которая направлена на укрепление здоровья и развитие физических способностей человека [1].
Занятия физической культурой являются очень важными для студентов. Благодаря ним люди повышают работоспособность, снимают стресс, понижают уровень агрессии, а также занятия позволяют развивать своё тело и ум и конечно же формируют представления о здоровом образе жизни.
В вузах «Физическая культура» является обязательной дисциплиной, так как является компонентом целостного развития личности человека.
В процессе, который можно назвать информатизацией, в процесс образования всё глубже проникают новые цифровые технологии.
Цифровые технологии:
Повышают мотивацию, вовлечённость и интерес к обучению
Упрощают коммуникацию между преподавателями и обучающимися
Позволяют обучаться на расстоянии (дистанционное обучение)
Позволяют создать неизмеримо более яркую мультисенсорную интерактивную среду обучения с почти неограниченными потенциальными возможностями
Необходимость применения информационных технологий в образовательном процессе обусловлена тем, что они способствуют более эффективной реализации таких дидактических принципов, как научность, доступность, наглядность, сознательность и активность учащихся, индивидуальный подход к обучению, а также комбинирование методов, форм и средств обучения, устойчивость усвоения знаний, умений и навыков, и социализация обучаемых.
Обоснуем целесообразность и возможность применения цифровых технологий на занятиях по физической культуре в вузах
Повышение эффективности обучения студентов
С помощью цифровых технологий можно индивидуализировать процесс обучения, а также увеличить доступность информации.
Рост мотивации студентов
Рост мотивации происходит за счёт того, что процесс обучения становится интерактивным и более увлекательным. Этому способствуют геймификация, создание интернет – сообществ и т.д.
Разработка и планирование тренировок
Это можно осуществить с помощью различных приложений, с помощью которых можно отслеживать активность и составлять план тренировок исходя из индивидуальных потребностей и интересов.
Обеспечение безопасности и здоровья
С помощью носимых устройств, например фитнес-браслетов, любой человек может осуществлять мониторинг различных показателей, например пульса, уровня кислорода в крови и так далее.
Инновационные методы и подходы
Цифровые технологии открывают новые возможности, например появление виртуальной и дополненной реальности, которые помогают сгенерировать определённую ситуацию и способствуют лучшему пониманию выполнения различных спортивных техник.
Доступ к курсам и лекциям
Например, различные видеолекции.
Таким образом мы можем сделать вывод о том, что применение цифровых технологий на занятиях по физической культуре в вузах является целесообразным.
Применение цифровых технологий на занятиях по физической культуре в вузах в последние годы приобретает всё большую актуальность. Интеграция современных ИТ-решений в образовательный процесс позволяет сделать обучение более эффективным, интерактивным и адаптированным под индивидуальные потребности студентов. Рассмотрим основные особенности применения цифровых технологий в этой сфере.
- Платформы для дистанционного обучения: Использование специальных платформ позволяет проводить занятия в режиме онлайн, что особенно актуально в условиях ограничений, вызванных пандемией или другими обстоятельствами.
- Доступ к обучающим материалам: Студенты могут воспользоваться видеолекциями, вебинарами и тренингами, которые доступны в любое время и с любого устройства.
- Фитнес-приложения: Приложения для отслеживания физической активности, которые помогают записывать тренировки, следить за прогрессом и получать рекомендации по улучшению физической формы.
- Игровые элементы: Внедрение геймификации в обучение физической культуре, что делает занятия более интересными и мотивирует студентов к физических активностям.
- Мониторинг здоровья и физической формы: Использование носимых устройств (например, фитнес-трекеров) для сбора данных о состоянии здоровья студентов (частота сердечных сокращений, уровень активности, качество сна и др.), что позволяет адаптировать тренировочный процесс.
- Видеоанализ: Запись видео занятий для последующего анализа техники выполнения упражнений, что помогает студентам выявлять недостатки и улучшать свои навыки.
- Индивидуальные тренировочные планы: на основе собранных данных о физической активности студентов можно разрабатывать персонализированные планы тренировок, учитывающие индивидуальные особенности и цели.
- Адаптивные методы обучения: Технологии позволяют преподавателям адаптировать методы обучения под потребности и уровень подготовки отдельного студента.
- Создание сообществ: Платформы для общения студентов, где они могут делиться достижениями, обсуждать техники и мотивировать друг друга на занятия физической культурой.
- Взаимодействие с преподавателями: Например обсуждение вопросов и получение обратной связи через мессенджеры и социальные сети.
- Онлайн-курсы по теории физической культуры: Возможность изучать такие вещи как физиологические основы, биомеханику и спортивную психологию в теоретическом контексте, сочетая их с практическими занятиями.
- Тестирование и оценка: Цифровые инструменты для тестирования и оценки уровня физической подготовки студентов.
Заключение: Современные педагогические технологии, в частности использование новых информационных технологий, интернет – ресурсов, позволяют достичь максимальных результатов в решении многих задач: повышения эффективности и качества процесса обучения, повышение активной познавательной деятельности, увеличение объёма и оптимизация поиска нужной информации, развитие коммуникативных способностей, формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации, формирование умений осуществлять экспериментально -исследовательскую деятельность, подготовка информационно грамотной личности, осуществление профориентационной работы в области физической культуры [2].
Использование цифровых технологий на занятиях физической культуры в вузах даёт новые возможности как студентам, так и преподавателям за счёт повышения эффективности. С помощью них решаются многие трудности и проблемы обучения.
Также важно отметить, что цифровые технологии, как мы уже говорили, повышают мотивацию и интерес к занятиям физической культурой, что абсолютно точно позитивно сказывается на физическом и эмоциональном здоровье студентов
ЛИТЕРАТУРА
Физическая культура — Википедия / [Электронный ресурс] — URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Физическая_культура (дата обращения: 12.12.2024).
Использование компьютерных технологий в учебном процессе по предмету "Физическая культура" / [Электронный ресурс] — URL: https://elar.rsvpu.ru/bitstream/123456789/25746/1/RSVPU_2018_680.pdf (дата обращения: 12.12.2024).