ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ - Студенческий научный форум

XVII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2025

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Розничная торговля конца ХХ - начала ХХI в. - это сложный многоуровневый и предельно консервативный бизнес.

Ее основными чертами является тесная связь с потребителем (вовлеченность последнего в процесс создания услуги), низкая мобильность услуг (локализация бизнеса), высокая интерактивность операций (частота контактов с покупателями) и устоявшийся состав затрат.

Покупатели склонны считать, что розничная торговля - это всего лишь продажа товаров через магазины, однако это еще и предоставление услуг: посещение кинотеатра, обследование у врача, стрижка у парикмахера, прокат видео кассет и т.д.

Розничная торговля (ритейл, ритейлинг) - это любая деятельность по продаже товаров или услуг непосредственно конечным потребителям для их личного некоммерческого использования [1, c 97].

Любое заведение, чья деятельность подходит под это определение, занимается розничной торговлей.

Кроме того, проводится кропотливая работа по формированию ассортимента и управлению товарными запасами, оказанию торговых услуг.

Все эти операции взаимосвязаны между собой и выполняются в определенной последовательности.

В качестве субъектов коммерческой деятельности выступают как юридические, так и физические лица, наделенные правом ее совершения.

Объектами коммерческой деятельности на потребительском рынке являются товары и услуги.

Специалистам-коммерсантам необходимо хорошо знать законы и другие нормативные акты, регламентирующие коммерческую деятельность, уметь принимать решения, приносящие прибыль, проявлять инициативу, обладать способностью идти на риск [5, c 114].

Коммерческая деятельность должна строиться на основе соблюдения требований деловой этики.

Коммерсант должен верить в торговый бизнес, расценивая его как привлекательное творчество.

Признавая необходимость конкуренции, он должен понимать и необходимость сотрудничества, а также доверять себе и другим, уважать профессионализм и компетентность.

Важным этапом коммерческой деятельности является выбор наиболее предпочтительных партнеров, с которыми должны быть установлены хозяйственные связи.

На следующем этапе коммерческой деятельности решается вопрос об установлении договорных отношений с поставщиками товаров.

На этом заканчиваются коммерческие операции, связанные с оптовыми закупками товаров.

Далее следует целый комплекс технологических операций, связанных с поступлением товаров, разгрузкой транспортных средств, приемкой товаров по количеству и качеству, их хранением, перемещением и т.д.

Затем коммерческая деятельность развивается по двум направлениям – на предприятиях оптовой торговли и на предприятиях розничной торговли.

На предприятиях розничной торговли в качестве следующих этапов коммерческой деятельности выделяются следующие этапы:

Р
ис.1 Этапы коммерческой деятельности

Коммерческая деятельность предприятий в условиях рыночной экономики должна осуществляться на основе маркетинговых исследований [4, c. 112]

При этом необходимо ориентироваться на интересы конечного потребителя, иначе невозможно рассчитывать на успешный коммерческий результат.

Р
ис.2 Факторы, влияющие на коммерческую деятельность

Торговые предприятия должны учитывать степень влияния этих факторов в своей коммерческой деятельности, без чего невозможно обеспечить высокую эффективность их функционирования.

Успешное осуществление коммерческой деятельности невозможно без постоянного анализа и учета торговыми предприятиями информации, характеризующей ситуацию на рынке товаров и услуг.

К числу внутренних источников относятся статистическая и бухгалтерская отчетность предприятия, данные оперативного учета результатов коммерческой деятельности.

Таким образом можно получить информацию о ходе реализации товаров, о товарных запасах, ходе закупок, выполнении договорных обязательств поставщиками и т.д.

В качестве внешних источников коммерческой информации используют данные государственной статистики, периодической печати, а также информацию, полученную при специальных обследованиях.

Коммерческая деятельность предприятий розничной торговли подразделяется:

  1. Закупочная деятельность (материально-техническое обеспечение);

  2. Логистика;

  3. Сбытовая деятельность.

В связи с переходом на рыночные принципы деятельности, содержание материально-технического обеспечения предприятий существенно изменилось: вместо так называемой «реализации выделенных фондов», являющейся составной частью централизованного распределения материальных ресурсов, предприятия свободно закупают их у поставщиков и других субъектов товарного рынка [6, c 44].

В этих условиях при закупке материальных ресурсов предприятия должны руководствоваться свободой ценообразования, максимальной инициативой и предприимчивостью, равноправием партнеров в коммерческих взаимоотношениях, принимать во внимание экономическую ответственность при закупке сырья и материалов, учитывать конкуренцию среди поставщиков и уметь выбрать экономически выгодного поставщика.

Основная задача торговых предприятий - обеспечить возможность покупки какого-либо товара при соответствующем качестве торгового обслуживания.

Предлагаемый же набор услуг - это одно из основных средств, сделать свой магазин отличным от остальных.

Как правило, с помощью отличного от конкурентов набора услуг, предлагаемых покупателю торговой точкой, предприятие торговли определяет свое положение по отношению к конкурентам.

Для привлечения покупателей некоторые магазины используют ароматизаторы с таймером, распыляющие запах через определенные промежутки времени.

Анализ и оценка западного опыта демонстрируют, что торговые фирмы в практической работе все более активно используют маркетинговые методы и приемы.

Эффективное использование маркетинговой концепции в торговле связано с пониманием трансформации базового комплекса и выделением дополнительных элементов, которые позволят более продуктивно функционировать на рынке торговых услуг [3, c 111].

В заключение, теоретические основы коммерческой деятельности предприятия розничной торговли представляют собой комплексный и многогранный аспект, включающий в себя элементы маркетинга, логистики, управления ассортиментом, ценообразования и взаимодействия с клиентами.

Понимание этих основ позволяет розничным предприятиям эффективно планировать свою деятельность, оптимизировать процессы и повышать конкурентоспособность на рынке.

Ключевыми аспектами являются анализ потребительского спроса, управление товарными запасами, разработка стратегий продвижения и обеспечение высокого уровня обслуживания клиентов.

Современные тенденции, такие как развитие электронной коммерции, внедрение цифровых технологий и изменение потребительских предпочтений, требуют от предприятий розничной торговли постоянного совершенствования и адаптации.

Успех в этой сфере зависит от гибкости, инноваций и способности быстро реагировать на изменения внешней среды.

Таким образом, теоретические знания в области коммерческой деятельности являются фундаментом для успешного функционирования и развития предприятий розничной торговли.

Они позволяют не только эффективно управлять текущими процессами, но и стратегически планировать будущее, учитывая все возможные изменения и вызовы современного рынка.

Список использованных источников

  1. Баженов, Ю. К. Розничная торговля в Роccии: монография / Ю. К. Баженов. — Моcква: ИНФРА-М, 2019. - 239 c. — (Научная мыcль). - ISBN 978-5-16-011592-4. - Текcт: электронный. - URL: https://znanium.com/catalog /product/1002707 (дата обращения: 24.12.2024).

  2. Беляцкая, Т. Н. Экономика организации: учебное поcобие / Т. Н. Беляцкая. – Минcк: РИПО, 2020. – 285 c. (дата обращения: 24.12.2024).

  3. Ваcильев, Г. А. Маркетинг розничного торгового предприятия: учебное поcобие / Г.А. Ваcильев, А.А. Романов, В.А. Поляков. — Моcква: Вузовcкий учебник: ИНФРА-М, 2024. — 159 c. - ISBN 978-5-9558-0152-0. - Текcт: электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/2078370 (дата обращения: 24.12.2024).с. Маркетинг: учебник и практикум. //Москва: Издательство Юрайт, 2018. — 436 с

  4. Иванов, Г. Г. Экономика организации (торговля): учебник / Г.Г. Иванов. — М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2018. — 352 c.: ил. — (Выcшее образование). - ISBN 978-5-8199-0489-3. - Текcт: электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/933916 (дата обращения: 24.12.2024).

  5. Кент, Тони. Розничная торговля: учебник для cтудентов вузов, обучающихcя по cпециальноcтям 080111 «Маркетинг», 080301 «Коммерция» («Торговое дело») / Т. Кент, О. Омар; пер. c англ. — Моcква: ЮНИТИ-ДАНА, 2019. - 719 c. - (Зарубежный учебник). - ISBN 978-5-238-01000-7. - Текcт: электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1027289 (дата обращения: 24.12.2024).

  6. Оcновы предпринимательcтва: учеб. поcобие / Д.М. Пашин, c.Н. Котенкова, А.Н. Муcтафин, А.В. Рамазанов. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2019. – 152 c. Режим доcтупа: https://kpfu.ru/staff_files/F1215692820 /Osnovy_predprinimatelstva.pdf (дата обращения: 24.12.2024).

  7. Памбухчиянц, О. В. Организация и технология розничной торговли: учебник / О. В. Памбухчиянц. - 4-е изд. - Моcква: Издательcко-торговая корпорация «Дашков и К», 2023. - 148 c. - ISBN 978-5-394-05462-4. - Текcт: электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/2083263 (дата обращения: 24.12.2024).

  8. Чеглов, В. П. Торговое дело. Экономика и управление розничными торговыми cетями: учебник / В.П. Чеглов. — Моcква: ИНФРА-М, 2021. — 309 c. — (Выcшее образование: Магиcтратура). — DOI 10.12737/1056723. - ISBN 978-5-16-015782-5. - Текcт: электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/ 1056723 (дата обращения: 24.12.2024).

Просмотров работы: 30