Мотивационные факторы в физическом воспитании студентов
В основу спортивной активности студентов лежит мотивация, определяется которая побудительными причинами их действий. На формирование отношения студентов к физкультурным упражнениям и учебе значительно влияет сформированность мотивационной структуры. Понятие мотива подразумевает конкретную побудительную причину, которая направляет действия и поступки. Эффективность занятий спортом и оздоровительной физической культурой опирается на силу мотивации.
Практические наблюдения указывают: привлекательность физического воспитания и спорта связана с ростом образовательного уровня студентов. Преобладающий тезис о низкой физкультурной информированности студентов, слабом методологическом и материальном обеспечении обучения, недостаточно качественной организации самого процесса физического воспитания в институциональной среде находит подтверждение в результатах различных исследований. Студенчество и экзаменационная периодичность характеризуются как периоды интенсивных психоэмоциональных нагрузок, а физическая культура может помочь справиться с ними. Стоит отметить, что высокий уровень физического состояния учащегося положительно влияет на управление стрессом и оптимизацию энергетических затрат в процессе обучения [4].
Социально-психологические факторы физического воспитания студентов
Социально-психологические факторы являются основополагающими в физическом воспитании студентов, потому что чаще всего студенты не занимаются спортом не из-за проблем со здоровьем, а по другим причинам, которые напрямую связаны, например, с психологическими блоками или преимущество с социальными аспектами. Рассмотрим социально-психологические факторы, которые играют немаловажную роль в физическом воспитании студентов. Их роль заключается в формировании интереса к занятию спортом и в целом к отношению к спорту.
Первый фактор, который можно отнести к социально-
психологическим, – социальная поддержка. Отмечается, что поддержка со стороны близких людей (семья, друзья) способствует развитию желания заниматься спортом. Активная позиция в плане спорта у ближнего окружения может положительно влиять на позицию самого студента.
Второй фактор – признание и статус в обществе. Многие люди, которые занимаются спортом, довольно успешны в определенных видах спорта, либо же просто поддерживают форму систематическими походами в спортивный зал. Поэтому желание у студентов в силу возрастных особенностей соответствовать определенным социальным стандартам, вполне может мотивировать студентов заниматься минимальной физической активностью и принимать участие в мероприятиях, связанных с физическим воспитанием.
Третий фактор – межличностные взаимоотношения. Многие отмечают, что хорошие отношения с людьми, которые занимаются спортом, а также, например, с тренерами, повышают интерес у студентов к занятию спортом. Студенты сами по себе очень активны, поэтому хорошие межличностные отношения зачастую усиливают желание заняться спортом.
Четвертый фактор – самооценка и уверенность. Довольно большое количество студентов не идут даже в зал из-за неуверенности в себе (одна из распространенных причин – боязнь осуждения за лишний вес, за недостатки). Зачастую студенты ходят в залы или занимаются конкретным видом спорта коллективно, потому что именно это придает им уверенности в своих спортивных способностях.
Пятый фактор – результат. Уверенность в том, что занятия спортом приведет к положительному результату – важный фактор. Здесь необходимо учитывать индивидуальные особенности и подбирать план тренировок индивидуально, тогда результат точно будет положительным.
Еще один фактор – это внешние стимулы. В современном мире множество возможностей для занятий спортом, современные технологии позволяют свободно заниматься спортом, в том числе, пожилым людям, инвалидам, лицам с ограничительными заболеваниями и т.п. Поэтому возможностей для студентов очень много [2].
Значение физического воспитания в учебных заведениях
Если говорить о физическом воспитании в учебных заведениях, то этому способствуют пары по физической культуре. Важным аспектом со стороны преподавателя является индивидуальный подход к учащимся. Преподавателям необходимо учитывать физические возможности своих студентов, особенно при наличии разделения спортивного класса на основную и специальную медицинскую подгруппы. Преподаватель физической культуры должен разработать особенную программу занятий для каждой из подгрупп, которая бы учитывала особенности физического развития учащихся, их медицинские противопоказания и потребности. Важно еще учитывать возрастные особенности учащихся и уровень их физической подготовленности для успешного проведения занятия.
Методика физического воспитания включает в себя различные виды упражнений, игр и спортивных мероприятий, направленных на развитие всех сторон физической культуры. Отдельно можно указать в составных частях преподавательской методики, если говорить о занятиях в университете, контроль физического состояния учащихся (частота пульса и дыхания) на протяжении отдельных частей занятия (разминки, бега, основных физических нагрузок) и оценку достижений подопечных, что позволит преподавателю вносить изменения в программу проведения занятий.
Физическая активность как элемент образа жизни студентов
Минимальной физической активностью студента может стать утренняя гимнастика, которая пробуждает организм, повышая основные процессы жизнедеятельности (кровообращение, дыхание, обмен веществ и др.). Данный вид активной деятельности занимает небольшой отрезок времени, поэтому гимнастику проще всего внедрить студенту в свое плотное расписание на ежедневной основе. Отдельно, как средство физического воспитания, можно рассмотреть распорядок дня. Умение правильно распределять физическую активность, умственную деятельность и отдых поможет организму не перегружаться и оставаться в бодром состоянии на протяжении всего дня. Последствия от многочасовой сидячей работы негативные, сильнее всего страдают глаза, позвоночник и ноги. Для расслабления мышц и снятия общей усталости целесообразно добавить в свое расписание каждый час или два прерываться на небольшой отдых и делать гимнастику.
Правильно организованные и систематичные занятия спортом способствуют не только укреплению здоровья, но и развитию физических качеств, увеличению количественных показателей выполнения отдельных упражнений, формированию самодисциплины и уверенности в собственных возможностях. Все данные показатели можно объединить в термин «физическая подготовка» [5].
Деятельность специалиста по физической культуре и спорту имеет специфические условия (психической напряженности, физической нагрузки и условия, связанные с внешнесредовыми факторами) и основные формы деятельности (работа в школе и работа вне школы, тренерская деятельность, преподавание в высших и среднеспециальных учебных заведениях). Структурными компонентами являются: педагогическая направленность, знания, умения, качества и способности. Профессиональные характеристики выпускника как субъекта педагогической деятельности проявляются в их совокупности, поскольку педагог как личность, активнодействующий субъект педагогического взаимодействия – это целостная сложная система. Среди многообразных факторов успешности педагогической деятельности важная роль принадлежит свойствам личности. Рассматривая педагога как профессионала, необходимо сделать особый акцент на том, что его личностные особенности будут являться рабочим инструментом в его деятельности.
Физическая подготовка как результат занятий спортом
Одним из основополагающих черт специалиста по физической культуре и порту является психологическая устойчивость. Психологическая устойчивость личности, рассматриваемая нами как сложное качественное образование личности, зависит от множества факторов. Внутренние (личностные) ресурсы и внешние факторы (межличностная, социальная поддержка) выделяются многими исследователями. Так, Куликов рассматривал ресурсы личности, поддерживающие ее психологическую устойчивость и адаптированность и тем самым способствующие возникновению и сохранению гармоничного настроения. Это довольно большой перечень факторов, относящихся к личностным особенностям и социальной среде [1].
Если факторы социальной среды поддерживают самооценку, способствуют самореализации, получению психологической поддержки, то все это в целом способствует возникновению повышенного настроения и поддержанию состояния адаптированности. Если же факторы социальной среды снижают самооценку, затрудняют адаптацию, ограничивают самореализацию, лишают человека эмоциональной поддержки, то все это способствует возникновению снижению настроения и появлению состояния дезадаптированности. Составляющие психологической устойчивости в наиболее общем виде могут быть представлены тремя аспектами - стойкостью, уравновешенностью и сопротивляемостью. Под стойкостью подразумевается способность противостоять трудностям, сохранять веру в ситуациях фрустрации и постоянный (достаточно высокий) уровень настроения. Уравновешенность - соразмерность силы реагирования, активности поведения силе раздражителя, значению события (величине положительных или отрицательных последствий, к которым он может привести). Сопротивляемость - это способность к сопротивлению тому, что ограничивает свободу поведения, свободу выбора.
Профессиональная деятельность специалиста по физической культуре и спорту
Модернизированная система требований к качеству подготовки специалиста в области физической культуры и спорта, должна включать в себя усиление гуманистической ориентации специалиста, его высокий уровень знаний в области психологии мотиваций, потребностей и свободы выбора вида спортивной или физкультурной деятельности. Будущий специалист должен быть способен на ускоренное освоение наукоемких технологий физического воспитания и спортивной подготовки. Также он должен обладать глубокими знаниями в области технологий естественного и стимулируемого развития физического потенциала человека, умением и навыками выполнения его типологических, а также индивидуальных характеристик, которые занимаются построением адекватных программ для физического и спортивного совершенствования и организации инфраструктур для обеспечения их полноценной реализации.
При подготовке специалистов по физической культуре необходима разработка учебных программ, которые будут направлены на организацию деятельности студентов по овладению знаниями и умениями, которые дадут им информацию по содержанию учебной деятельности. Для этого преподаватель должен ориентироваться на то, какие знания он хочет сформировать у студентов. Также важную роль играет установление последовательности действий, структура операционального состава, оценочная, исполнительская, ориентировочная. Влияет и нахождение способов повышения мотивации к учебно-познавательной деятельности. Если студенты не видят решения той или иной задачи, не видят результатов своей познавательной деятельности, то существенно снижается их развивающая и мотивирующая функции обучения [3].
Заключение
Таким образом, применение наукоемких подходов, которые основаны на системном исследовании изучаемых явлений, позволяет найти резервы в повышении эффективности и качества новой педагогической системы профессиональной подготовки специалистов в области физической культуры и спорта. Спортивные и физкультурные усилия, необходимые для укрепления здоровья, становятся необходимыми условиями. Каждый аспект деятельности, утверждают специалисты, вызван первоначальной потребностью, которая является первопричиной поиска решения возникающих противоречий. Формируя у студентов потребность постоянной физической активности, можно добиться сохранения их работоспособности, здоровья и долгожительства на протяжении всей жизни.
Список литературы
Вавилин, Д. В. Современные проблемы подготовки специалистов по физической культуре и спорту / Д. В. Вавилин, С. Г. Дзержинский // Поиск (Волгоград). – 2022. – № 2(13). – С. 61-64.
Власова, В. В. Социально-психологические факторы в физическом воспитании студентов / В. В. Власова, И. В. Николаева // Тенденции развития науки и образования. – 2024. – № 109-11. – С. 55-58.
Коноплева, Е. Н. Профессиональная подготовка специалистов по физической культуре и спорту / Е. Н. Коноплева, А. С. Третьяков // Экономика и управление в современных условиях : Материалы международной научно - практической конференции, Красноярск, 12 декабря 2018 года / Составитель Л. М. Ашихмина; главный редактор В.Ф. Забуга. – Красноярск: Сибирский институт бизнеса, управления и психологии, 2018. – С. 155-159.
Любомирова, Л. П. Проблема физического воспитания студентов / Л. П. Любомирова, О. Б. Оборина, А. А. Щукарева // Флагман науки. – 2024. – № 5(16). – С. 370-372.
Марюшко, Я. В. Физическое воспитание и физическая активность студента / Я. В. Марюшко // Педагогика: актуальные вопросы теории и практики : сборник статей VI Международной научнопрактической конференции, Пенза, 05 апреля 2024 года. – Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г.Ю.), 2024. – С. 99-101.