В большинстве своих случаев, успешность образовательного процесса в физической культуре зависит именно от того, насколько преподаватель учитывает анатомические и физиологические особенности каждого ребенка, которые находятся у него на занятии, ведь знание этих особенностей имеет большое значение для последующего физического воспитания каждого из детей, так как они помогают определить комплексы упражнений и методы их обучения для наиболее скорейшего развития физических качеств каждого из учеников.
Дети в возрасте от шести до десяти лет находятся на этапе развития опорно-двигательной системы, ведь именно в этом возрасте увеличивается рост позвоночника, кости продолжают укрепляться, появляются шейный и грудной изгибы. Позвоночник в этом возрасте очень гибкий и подвижный, поэтому важно активно развивать гибкость именно в этот период развития организма.
Рекомендуется начинать целенаправленно развивать гибкость с 6-7 лет, так как в этом возрасте это качество развивается почти в два раза эффективнее, чем в старшем школьном возрасте, благодаря максимальной растяжке мышечно-связочного аппарата у детей.
В долгосрочной перспективе процесс развития гибкости можно разделить на три этапа:
суставная гимнастика;
период специализированного развития подвижности в суставах опорно-двигательного аппарата;
регулярное выполнение упражнений на растягивание, необходимое для подержания достигнутого уровня подвижности суставах.
Этап суставной гимнастики нацелен не только на повышение подвижности в суставах, но и на их укрепление [2].
На этапе специализированного развития подвижности в суставах опорно-двигательного аппарата развиваются максимальные амплитуды движений, которые способствуют быстрому освоению спортивной техники, что, в свою очередь, ведет к значительному улучшению результатов спортивного совершенствования.
Также, следует понимать, что для развития гибкости используются упражнения, выполняемые с наибольшей амплитудой, также известные как упражнения на растягивание. Эти упражнения, включенные в физическую подготовку, приносят положительный эффект только при соблюдении условий спортивной специализации, ведь повторение однотипных растягивающих упражнений может оказывать совсем иное влияние на спортивное совершенствование в зависимости от вида спорта [1].
Цель упражнений на растяжку - растянуть соединительную ткань этих мышц, сделав их более эластичными, иначе известно, что без постоянных тренировок невозможно сохранять и поддерживать необходимый уровень подвижности суставов в течение достаточно длительного периода времени.
В области физической культуры и спорта обычно используются два основных типа упражнений для развития гибкости: маховые и пружинистые, которые включают в себя махи ногами и шпагаты с палкой, а также упражнения на растяжку и другие, выполняемые с профессионалом или с утяжеляющими элементами.
Рассмотрим активные движения с максимальной амплитудой, такие как маховые упражнения руками и ногами, рывки, наклоны и круговые движения туловищем, они могут выполняться как без использования отягощений, так и с их использованием, например, гимнастических палок, утяжелителей или гантелей. При выполнении таких активных движений, размер амплитуды в основном зависит от возможностей силы человека [3].
К двигательным действиям, которые улучшат развитие пассивной подвижности стоит отнести:
упражнения, которые можно выполнить с помощью напарника и упражнения, которые можно выполнить с дополнительным весом;
упражнения, которые выполняются за счёт снарядов [5].
Все двигательные действия, которые были описаны ранее, гарантируют положительный результат в подвижности суставов.
Также в самом начале тренировочного процесса при развитии гибкости в упражнениях, стоит обратить внимание в первую очередь на силовые упражнения в сочетании со специальными упражнениями, гарантирующими развитие активной суставной подвижности, а в следующую очередь при развитии гибкости в движениях стоит уделить время – упражнениям на растяжку, способствующую развитию пассивной подвижности. На дальнейшем этапе воспитания активной или пассивной подвижности блок упражнений следует менять [4].
Вывод. Период с шести до десяти лет является критически важным для формирования гибкости, и именно в это время необходимо заниматься её развитием. Применение всех трёх этапов обеспечивает комплексный подход к формированию гибкости, что, в свою очередь, существенно улучшает спортивные результаты. Необходимо также учитывать специфику различных видов спорта при выборе упражнений, так как требования к подвижности могут значительно различаться.
Библиографический список:
Дейнеко, М.А. Развитие гибкости у спортсменов / М.А. Дейнеко, Д.А. Клочков // Вестник науки. - 2022. - №9,; URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-gibkosti-u-sportsmenov (дата обращения: 22.12.2024).
Крикунов, Г. А. Гибкость как один из критериев здоровья человека / Г. А. Крикунов // E-Scio. - 2020. - №9,; URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gibkost-kak-odin-iz-kriteriev-zdorovya-cheloveka (дата обращения: 22.12.2024).
Курочкина, Н.Е. Гибкость как физическое качество и методика ее развития / Н.Е. Курочкина, Д.Н. Хусаинова // Вестник науки. - 2018. - №9,; URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gibkost-kak-fizicheskoe-kachestvo-i-metodika-ee-razvitiya (дата обращения: 22.12.2024).
Парфина, Т Э. Развитие гибкости гимнасток 9-10 лет с применением внешнего отягощения / Парфина Т Э., Анфилатова О. В. // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. - 2019. - №4,; URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-gibkosti-gimnastok-9-10-let-s-primeneniem-vneshnego-otyagoscheniya (дата обращения: 22.12.2024).
Уразаев, Д.А. Методика развития гибкости посредством физических упражнений / Д. А.Уразаев, О. В. Илюшин // StudNet. - 2022. - №5,; URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-razvitiya-gibkosti-posredstvom-fizicheskih-uprazhneniy (дата обращения: 22.12.2024).