РОЛЬ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ В УКРЕПЛЕНИИ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА - Студенческий научный форум

XVII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2025

РОЛЬ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ В УКРЕПЛЕНИИ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

Агеева О.Н. 1, Юшманова Е.В. 1, Францев Е.А. 1
1Северный Арктический Федеральный Университет имени М.В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Для начала важно дать четкое определение термина «патриот», так как многие молодые люди не могут точно объяснить его значение.

В словарях русского языка патриот определяется как человек, преданный своей Родине, искренне любящий свою страну и готовый к жертвам ради ее интересов. Это ключевая характеристика патриота — привязанность и любовь к своей Родине. «Толковый словарь русского языка» Д.Н. Ушакова даёт следующее определение: «патриот-человек, преданный своему народу, любящий свое Отечество, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей Родины». В «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова: «патриот - человек, преданный интересам какому-либо делу, глубоко привязанный к чему-либо». На основании высказываний двух авторов высказываний двух в качестве главной характеристики для термина «Патриотизм» в первую очередь идет Любовь к Родине [1].

На основе понятия патриота возникает идея патриотизма, которая сегодня является важным элементом национальной идеологии. Воспитание уважения и любви к Родине становится одной из приоритетных задач государства. Патриотизм, как неотъемлемая часть личности, формируется в процессе приобщения к социальной жизни, и его развитие зависит от вклада семьи и педагогов. Образовательные учреждения различного уровня играют важную роль в этом процессе, внедряя программы, способствующие формированию уважения к историческому и культурному наследию.

В первую очередь задача патриотического воспитания возложена на образовательные организации различного уровня. Большой акцент делается на разработку и внедрение различных образовательных дисциплин, отражающих традиционные российские духовно-нравственные и культурно-исторические ценности. Патриотизм не является врождённым или наследственным, это качество приобретается человеком в результате приобщения к социальной жизни. Истинный патриотизм — это когда человек должен любить свою культуру, но и уважать культуру других народов и наций. Формирование этих качеств возложено в первую очередь на семью и педагогов.

Одним из ярких примеров государственной инициативы в этой области является движение «Первых[2],[3].
Созданное для воспитания социальной активности и патриотизма, это движение объединяет школьников и студентов, заинтересованных в развитии своих лидерских качеств и внесении вклада в общественную жизнь. Участники «Первых» принимают участие в образовательных программах, социальных проектах и патриотических акциях.
Особое внимание уделяется лидерским программам, волонтёрской деятельности, а также изучению истории и культуры малой Родины. Например, школьники участвуют в краеведческих проектах, патриотических акциях, таких как «Бессмертный полк», и встречах с ветеранами.

Основной целью патриотического воспитания является развитие у молодежи стремления защищать свою страну, гордиться ее достижениями и участвовать в ее процветании. Важно начинать прививать эти ценности с раннего возраста, чтобы сформировать активную гражданскую позицию и уважение к прошлому. В последнее время большое значение придается углублению связи человека с его малой Родиной, интересу к истории родного города, региона и образовательных учреждений, что способствует формированию идентичности и осознания собственного вклада в общую историю.

Существует множество современных подходов и методов патриотического воспитания. Одним из них является краеведение, которое позволяет углубить знания о родном крае, стимулировать исследовательскую деятельность, развивать творческие способности молодежи. Важным компонентом является проведение встреч с ветеранами Великой Отечественной войны, организация тематических музеев и выставок, участие в патриотических акциях и программах, таких как упомянутые ранее «Бессмертный полк», который уже стал традиционным для 9 мая. Подобные мероприятия помогают молодым людям прочувствовать историческую память и осознать важность вклада предков в победу [2],[5].

Кроме того, активно развивается военно-патриотическое движение, например, «Юнармия», которое объединяет молодежь для участия в спортивных и волонтерских мероприятиях, а также обучает основам военной подготовки и оказанию первой помощи. Это движение способствует не только сохранению исторической памяти, но и распространению патриотических ценностей среди подрастающего поколения.Для более эффективного проведения политики в области патриотического воспитания важно повысить роль исторического образования, особенно в контексте социализации школьников. Педагоги должны развивать у учащихся навыки критического восприятия информации и способности отличать истинные факты от искажений. Важно также обеспечить стабильную социально-экономическую ситуацию, что будет способствовать внедрению инновационных подходов в воспитательный процесс.

Основными факторами роста патриотических настроений среди россиян являются разочарование в либеральных ценностях западной цивилизации, укрепление российской государственности и усиление позиций России на мировой арене, включая возвращение Крыма. Дополнительным фактором стало активное участие государства в пропаганде патриотизма и формировании образа внешнего врага. Влияние этих факторов приводит к укреплению гражданской активности, готовности людей отстаивать свои права и свободы [4].

Нынешние вызовы, такие как попытки искажения истории и навязывания западных ценностей, требуют от России укрепления внутренней идентичности и духовного единства. Патриотизм в данной ситуации становится важнейшим инструментом защиты национальных интересов и сохранения культурных традиций. Осознание значения истории и уважение к культурным ценностям поможет России двигаться вперед, сохраняя свою уникальность и независимость.

Для успешного проведения политики, направленной на патриотическое воспитание молодежи, необходимо, во-первых, повысить статус исторического образования в системе школьного обучения. Во-вторых, педагоги должны формировать у учащихся способности к анализу и самостоятельной работе с информацией, а также помочь им отличать достоверные факты от мифов. Создание стабильной социально-экономической ситуации в стране также является важной составляющей для реализации патриотической программы воспитания.

Как говорил Михаил Салтыков-Щедрин: «А главное все-таки: люби, люби и люби свое отечество. Ибо любовь эта даст тебе силу, и все остальное без труда совершишь».. Справедливое и честное воспитание патриотизма среди молодежи обеспечит процветание России, сделав каждого гражданина гордым за свою страну и готовым защищать ее в любое время [1],[6].

Список источников:

1.Артюхин О.А., Крицкая А.А., Соловьёв О.В. Патриотизм как национальная идея в преддверии 75-летия победы в Великой отечественной и второй мировой войне // В сборнике: Восприятие итогов Великой Отечественной войны в молодежной среде современной РоссииМатериалы опубликованы в рамках подготовки Всероссийской научно- практической конференции с международным участием. 2020. С. 14-19.

2.Всероссийское военно-патриотическое общественное движение «Юнармия» // Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России).

3.Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. — 22-е изд. — М.: Русский язык, 1990. — 921 с.

4. Козырев Г. И. Патриотизм россиян в условиях постглобализма.// В сборнике материалов Всероссийской научной конференции с международным участием «Влияние качества жизни на формирование ценностной структуры населения России» М., 2020.- с.54-56

5. Статистика по патриотизму в России.

6.Ушакова Д.Н. Толковый словарь русского языка / Под ред. Д.Н. Ушакова. — М.: Гос. ин-т "Сов. энцикл."; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов., 1935-1940.

Просмотров работы: 169