Успех формирования будущего специалиста в вузе во многом зависит от качества и сроков адаптации студента-первокурсника к учебной деятельности, а также к учебной группе, необходимыми для его успешного функционирования в студенческой среде.
Современные образовательные учреждения сталкиваются с растущими требованиями к адаптации студентов к новой среде, которая часто включает в себя не только образовательные, но и социальные аспекты. В этом контексте социально-психологический тренинг становится неотъемлемым инструментом для повышения адаптационных возможностей студентов. Данная проблема адаптивности студентов и ее повышения посредством социально-психологического тренинга еще исследовалась в многих работах и многими исследователями такими как Васильева, И. Я., Громова, А. Л., Фомина, О. П. и многими другими.
Основываясь на этой проблеме, нами было проведено исследование адаптивности студентов-первокурсников Ставропольского филиал ФГБОУ ВО «Московского педагогического университета» по трем направлениям подготовки: «Дизайн», «Психолого-педагогическое образование» и «Юриспруденция». Общие число респондентов составило 23 человека. Для изучения уровня адаптивности была выбрана и использована методика «Адаптированность студентов в вузе» Т.Д. Дубовицкой, А.В. Крылова, которая позволяет выявить уровень адаптивности по двум шкалам: адаптивность к учебной группе и к учебной деятельности.
Высокие показатели по шкале адаптированности к учебной группе свидетельствуют о том, что студент чувствует себя в группе комфортно, легко находит общий язык с однокурсниками, следует принятым в группе нормам и правилам. При необходимости может обратиться к однокурсникам за помощью, способен проявить активность и взять инициативу в группе на себя. Однокурсники также принимают и поддерживают его взгляды и интересы.
Низкие показатели по шкале адаптированности к учебной группе свидетельствуют об испытываемых студентом трудностях в общении с однокурсниками. Студент держится в стороне, проявляет сдержанность в отношениях. Ему трудно найти общий язык с однокурсниками, он не разделяет принятые в группе нормы и правила, не встречает понимания и принятия своих взглядов со стороны однокурсников, не может обратиться к ним за помощью.
Высокие показатели по шкале адаптированности к учебной деятельности свидетельствуют о том, что студент легко осваивает учебные предметы, успешно и в срок выполняет учебные задания; при необходимости может обратиться за помощью к преподавателю, свободно выражает свои мысли, может проявить свою индивидуальность и способности на занятиях.
Низкие показатели по шкале адаптированности к учебной деятельности говорят о том, что студент с трудом осваивает учебные предметы и выполняет учебные задания; ему трудно выступать на занятиях, выражать свои мысли. При необходимости он не может задать вопрос преподавателю. По многим изучаемым предметам он нуждается в дополнительных консультациях, не может проявить свою индивидуальность и способности на учебных занятиях.
Т.Д. Дубовицкая и А.В. Крылова также выделяют следующие адаптивные особенности в поведении и деятельности студентов к обучение в вузу, которые помогают успешно адаптироваться и развиваться в новой для студентов-первокурсников среде:
1) удовлетворительное психологическое и физическое состояние студента в учебных и внеучебных ситуациях в вузе;
2) принятие студентом социальных ожиданий и предъявляемых к нему требований, а также соответствие его поведения этим ожиданиям и требованиям;
3) способность придавать происходящему в вузе желательное для себя направление и пользоваться имеющимися условиями для успешного осуществления своих учебных и личностных стремлений и целей.
В ходе исследования получены следующие результаты (см. на Рис. 1): по шкале «адаптивность к учебной группе» студентов с низким уровнем не было выявлено, что говорит об отсутствии у испытуемых студентов трудностей в общении с одногруппниками; на среднем уровне находятся 8,7%, а на высоком - 91,3%, что свидетельствует о том, что большинство студентов чувствуют себя комфортно, могут легко находить общий язык с одногруппниками, следуют принятым в группе нормам и правилам и способны проявлять активность, взяв инициативу в свои руки.
По шкале «адаптивность к учебной деятельности» студентов с низким уровнем не было выявлено, на среднем уровне находятся 13%, а на высоком - 87% респондентов, что свидетельствуют о легкости в усвоении учебных предметов и успешном выполнении учебных заданий, так же способности свободно выражать свои мысли и проявлять индивидуальность на занятиях.
Рисунок 1. Обобщенные результаты исследования адаптации студентов-первокурсников к учебной группе и учебной деятельности
Несмотря на то, что результаты проведенной методики говорят о положительных тенденциях при прохождении адаптации студентами, мы считаем, метод социально-психологического тренинга будет способствовать поддрежанию и улучшению результатов диагностики.
Социально-психологический тренинг представляет собой метод, основанный на взаимодействии участников в группах, который способствует развитию социальных навыков, эмоционального интеллекта и умения работать в команде. Главная цель такого тренинга - помочь студентам освоить навыки, необходимые для успешной адаптации в учебной среде и за ее пределами.
Один из ведущих специалистов по тренингам в нашей стране Ю.Н. Емельянов, анализируя понятие «тренинг», отмечает, что в структуре русской психологической речи это понятие должно использоваться не для обозначения методов обучения, а для обозначения методов развития способностей к обучению или овладению любым сложным видом деятельности, в частности общением, что в свою очередь помогает людям лучше адаптироваться в группе.
Известный специалист в области нейролингвистического программирования и акмеологии А.П. Ситников называет тренинг синтетической антропотехникой, которая направлена на преобразование данных человеку способностей и сочетает учебную и игровую деятельность, проходящие в условиях моделирования различных игровых ситуаций.
Ключевые аспекты проведения социально-психологического тренинга:
Формирование доверительной атмосферы. Участники должны чувствовать себя комфортно, чтобы открыто делиться своими переживаниями и опытом. Это необходимо для создания безопасного пространства, где студенты могут экспериментировать в общении и самовыражении.
Развитие коммуникационных навыков. Упражнения, направленные на развитие слушания и эмпатии, помогают студентам лучше понимать друг друга и работать над общими задачами, что особенно важно в многонациональной среде.
Работа с конфликтами. Тренинг может включать ролевые игры, которые моделируют ситуации конфликтов. Это позволяет студентам научиться управлять сложными ситуациями и находить компромиссы.
Укрепление групповой сплоченности. Исполнение групповых заданий способствует формированию чувства единства и поддержки среди участников, что очень важно в процессе адаптации.
Развитие самоосознания. Упражнения по саморефлексии позволяют студентам лучше понять свои сильные и слабые стороны, а также выявить области для личностного роста.
Результаты применения социально-психологического тренинга:
улучшение коммуникации между студентами;
повышение уровня эмоционального интеллекта;
способность к работе в команде и разрешению конфликтов;
уменьшение уровня стресса и тревожности, связанного с академической средой.
Мы можем порекомендовать несколько упражнений и техник для социально-психологического тренинга, направленного на повышение адаптации и успеваемости студентов-первокурсников.
Упражнение «Знакомство через ассоциации». Зачастую проблемы в адаптивности к учебной группе могут возникать из-за поверхностного знакомства студентов. Участникам предлагается по очереди назвать свое имя и ассоциацию, которая у них с ним связана. Это помогает выявить общие интересы и создать более дружественную атмосферу.
Техника «Ролевые игры». Разделите группу на команды и предложите каждой группе разыграть ситуацию, с которой студенты могут столкнуться в учебе (например, работа в команде, разрешение конфликта). Обсуждение результатов поможет повысить навыки коммуникации и сотрудничества.
Техника «Картирование отношений». Участники рисуют схему своих социальных связей в вузе, обозначая, кто из них наиболее влияющая на их успехи и адаптацию. Это упражнение помогает лучше понять, какие связи могут быть поддержаны или улучшены.
Техника «Мозговой штурм». Проведение сессии по генерации идей, как улучшить учебный процесс. Участники могут предложить свои идеи, основанные на собственном опыте, что способствует общению и командному духу.
«Обратная связь». Проводите регулярные сессии, на которых студенты могут делиться своими впечатлениями о процессе обучения и высказывать предложения по его улучшению. Это помогает создать атмосферу открытости и поддержки.
Упражнение «Стратегии управления временем». Создайте совместные планировщики или календари, где студенты могут отмечать важные дедлайны, мероприятия и экзамены. Это поможет всем лучше организовать свое время.
Групповая рефлексия: в конце тренинга проведите обсуждение, в котором студенты могут поделиться тем, что они узнали, что было полезным, и что они планируют применить в дальнейшем.
Каждое из этих упражнений может быть адаптировано под конкретную группу и ее нужды. Главное - создать доверительную атмосферу для свободного общения и обмена мнениями.
Таким образом, социально-психологический тренинг является эффективным методом, который не только способствует повышению адаптационных возможностей студентов, но и готовит их к будущей профессиональной деятельности, где взаимодействие и командная работа играют ключевую роль. Важность этих мероприятий трудно переоценить, особенно в условиях быстро меняющегося мира, где навыки адаптации имеют решающее значение для успеха.
Библиографический список
Васильева, С.Н. методология и структура тренинга развития жизнеспособности студентов / С. Н. Васильева // Вестник Омского университета. Серия «Психология». — 2021. — № 1. — С. 40-49.
Забара, Л. И. Социально-психологическая адаптация к вузу студентов-психологов / Л. И. Забара // Педагогическое образование в России. — 2021. — № 6. — С. 185-194.
Кузнецова, Л. Э. Актуальность проблемы психологического сопровождения развития личности студента в условиях психологической службы вуза / Л. Э. Кузнецова, И. С. Юшина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 8 (142). — С. 289-291.
Шамионов, Р. М. Академическая адаптация студентов: разработка и валидизация новой методики / Р. М. Шамионов // Психологическая наука и образование. — 2022. — № 2. — С. 5368.
Доржеева, А. А. Психолого-педагогические аспекты адаптации первокурсников в вузах гуманитарного и технического профилей / А. А. Доржеева // человеческий капитал — 2020. — № 8. — С. 170-175.