Введение. Начиная с начала двадцатого века и заканчивая временем наших дней, крупные спортивные мероприятия превратились в нечто большее, чем просто площадки для выявления сильнейших по спортивным состязаниям.
В настоящее время такие мероприятия стали не просто поводом для обсуждений, а уже инфоповодом, который охотно используют журналисты для международной информационной конфронтации. На примере Олимпиады-2024 и её обозревания в российских средствах массовой информации (СМИ) разберём, с помощью каких медиаприёмов журналистика может не только использовать спорт как средство для изменения народного мнения, но и оказывать влияние на глобальное сообщество в целом [4].
Журналисты любой сферы деятельности используют множество приёмов для того, чтобы влиять на восприятие информации. На примере трёх публикаций из таких известных российских средств массовой информации как РИА Новости, Известия и Спорт КР выделим основные приёмы, которые ярко представлены в публикациях спортивной направленности.
Первое, и на наш взгляд самое важное, это конечно же заголовок. В публикации РИА Новости от 11.08.2024 он звучит следующим образом: “Французский стыд: чем запомнится Олимпиада-2024” [1]. Конечно, привлечение внимания аудитории и создание интриги - важные составляющие любого заголовка медиатекста. Однако здесь прослеживается не только это.Всем нам знакомо выражение “испанский стыд”, означающее чувство позора при наблюдении чего-то неприличного или нелепого.Автор публикации, ссылаясь на значение данного афоризма, использует такой приём, как адаптационная анафраза, меняя привычное нам звучание первого слова знаменитого выражения на “французский”. Такой приём в заголовках не только привлекает внимание аудитории, но и непременно создаёт предвзятое отношение к теме Олимпийских игр ещё до прочтения материала [1].
Лид - не менее важная часть любой публикации в медиапространстве. “Мэр Парижа Идальго: церемония открытия Олимпиады сказала о французах всё” (Известия, 30.07.24 [3]) - всего лишь одно предложение, которое сразу даёт окраску всему тексту. В нем журналист использует сразу несколько приёмов. Для начала, это, конечно-же, - цитирование. Как видно, автор использует фразу мэра Парижа. Зачастую, привлечение мнения известных личностей придаёт тексту вес и достоверность. В нашем же случае, здесь скорее стремление обличить и высмеять всю абсурдность происходившего - высокопоставленная личность Франции с гордостью говорит о своём народе и о проделанной им работе (подготовке к Олимпиаде). В этих словах как раз таки и кроется ещё один приём, используемый журналистом - ирония - скрытая насмешка над организационным провалом, которым мэр Парижа гордиться [3].
Создание контрастов - ещё один частый приём, который применяют журналисты во многих публикациях спортивного характера касаемо темы Олимпийских игр.
Сравнение с прошлыми годами проскакивает буквально в каждом тексте. Нередко церемонию открытия - самое скандальное - сравнивают с 2014 годом, зимней Олимпиадой в Сочи. “Мероприятие вынесли за пределы стадиона” (т.е. не так, как обычно) - сравнение. “На этой церемонии открытия практически всё было не так, как всегда” - к вышеупомянутому сравнению добавляется ещё и критика. Такой контраст высказываний на протяжении всей публикации помогает подчеркнуть различия между событиями, делая эти различия более заметными и значимыми для восприятия информации в определенной форме [3].
Самый масштабный приём, это, конечно же - лексика, так как правильный выбор слов может сильно повлиять на эмоциональное восприятие текста. Обратите внимание на предложение одной публикации спортивного интернет-издания КР Спорт: “ <...> тысячи людей в Париже и миллионы телезрителей увидели вакханалию, безумие, издевательство и жуткую безвкусицу”. С помощью негативно окрашенных слов автор отражает отрицательную позицию к Олимпиаде. Иначе это называют манипуляцией восприятием, когда журналист намеренно выбирает слова и выражения, чтобы изначально создать предвзятое отношение ко всей обозреваемой теме [2].
Заключение. Таким образом, на примере нескольких публикаций спортивных известных значимых интернет-изданий мы показали самые частые медиаприёмы журналистов, которые применяют, чтобы создать определённою окраску в своих текстах. Мы разобрали, что зачастую в средствах массовой информации это делается намеренно, исходя из особых политических взглядов и целей для продвижения определённой точки зрения.
Список литературы:
Алексей Гончаров «Французский стыд: чем запомнится Олимпиада-2024» РИА Новости - Крым. 11.08.2024. https://crimea.ria.ru/20240811/frantsuzskiy-styd-chem-zapomnitsya-olimpiada2024-1139486388.html
Денис Акинин «Полный крах западной цивилизации». Что болельщики и западные СМИ говорят о церемонии открытия Олимпиады-2024 / КР Спорт 2024. URL: https://www.kp.ru/sports/olimpiada-2024-v-parizhe/chtobolelshhiki-i-zapadnye-smi-govoryat-o-czeremonii-otkrytiya-olimpiady-2024/
Известия - о важном / Чем еще запомнилось открытие Олимпиады кроме пародии на «Тайную вечерю». Разбор. 30.07.2024 https://iz.ru/1735139/2024-07-30/chem-eshche-zapomnilos-otkrytie-olimpiadykrome-parodii-na-tainuiu-vecheriu-razbor
Сергиенко А.С. Медиааспекты взаимосвязи политики и спорта на примере отстранения Российской Федерации от международных соревнований // Неофилология. 2024. Т. 10. № 2. С. 487-498. https://doi.org/10.20310/25876953-2024-10-2-487-498
Шарков Феликс Изосимович Генезис коммуникативной функции спортивной журналистики (на примере России и Великобритании) // Коммуникология. 2018. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/genezis-kommunikativnoy-funktsiisportivnoy-zhurnalistiki-na-primere-rossii-i-velikobritanii