Актуальность сформированности положительного опыта детей раннего с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) к условиям детского сада на сегодняшний день обусловлена необходимостью преодоления процесса адаптации. Изучением проблемы адаптации детей к условиям ДОО занимались российские и зарубежные ученые направлений социологии, педагогики, психологии, психиатрии (Аксарина Л.В., Амонашвили А.А., Белкина Л.В., Березин Ф.Б., Лапина И.В., Исаев Д.Н., Кирюхина Н.В., Кумарин Г.Ф., Мудрик А.В., Печора К.Л., Царегородцев Г.И. и др.). Современная наука располагает несколькими аспектами рассмотрения явления адаптации. В широком смысле слова «адаптацию» следует понимать как особое свойство объекта, направленное на сохранение его целостности, вследствие произошедших изменений в окружающей среде [3].
В научном мире существуют различные определения данного термина. Адаптация рассматривается:
как процесс приспособления организма к разнообразным изменениям среды (позитивного или негативного свойства);
как состояние динамического равновесия между средой и организмом;
как результат оптимального взаимодействия организма и среды [4].
Исследователи отмечают значимость данного процесса в период перехода ребенка в новые социальные условия.
Адаптация к ДОО – сложный период для детей с особенностями в развитии и для их родителей, педагогов [2].
Для успешной адаптации ребёнка к дошкольному учреждению должны учитываются следующие педагогические принципы:
принцип индивидуального и дифференцированного подхода в адаптации воспитанников с разными образовательными возможностями;
принцип систематичности и последовательность выполнения задач по адаптации ребенка к ДОО;
принцип сознательности и активности воспитанников, согласно которому обучение эффективно тогда, когда ученики проявляют познавательную активность, являются субъектами деятельности;
принцип социальной открытости, предполагающий демонстрацию родителям условий воспитания ребенка, применяемых методов и форм профессиональной деятельности;
принцип единства воспитания детей в семье и дошкольной образовательной организации, предлагающий преемственность и согласованность целей, задач, воспитательных воздействий родителей и воспитателей;
Основными задачами дошкольной образовательной организации в период адаптации являются:
создание психологического комфорта и благополучия для ребенка;
обеспечение индивидуального подхода к воспитанникам;
формирование навыков общения детей со взрослыми и сверстниками;
развитие навыков доброжелательного отношения детей друг к другу;
развитие психических процессов, игровых навыков, начальных форм произвольного поведения;
педагогическое просвещение родителей и педагогов по вопросам организации жизнедеятельности ребенка в ДОО.
Можно выделить три фазы адаптационного процесса:
Острая фаза или дезадаптация. Ее проявления выражаются в нестабильности психического и физического состояния ребенка, в частых респираторных заболеваниях, снижении аппетита, нарушении сна.
Подострая фаза или адаптация. Проявляется в стабилизации психических и физических процессов, но в замедлении темпов нервно-психического развития ребенка.
Фаза компенсации – адаптированность. Темп нервно-психического развития увеличивается, ребенок развивается в соответствии возрастным нормам.
Острая фаза (дезадаптация) имеет три степени тяжести:
Легкая адаптация – характеризуется нормализацией психо-физических процессов к 20 дню пребывания в ДОО. Ребенок взаимодействует со сверстниками и взрослыми. Заболевание не более одного раза за период адаптации.
Адаптация средней степени тяжести – характеризуется нормализацией психо-физических процессов к 30 дню пребывания в ДОО, нервно-психическое развитие замедленно. Заболевание - не более двух раз за период адаптации.
Тяжелая адаптация – характерна длительным периодом протекания (2-6 месяцев) и тяжестью проявления нервно-психических процессов. Основными показателями адаптации, выделенные исследователями института педиатрии РАМН являются: нарушение сна, нарушение питания, снижение веса, снижение эмоционального состояния, понижение иммунитета, боязнь пространства.
Таким образом, процесс плавного перехода ребенка раннего возраста с ОВЗ из привычных домашних условий в дошкольное учреждение облегчают его адаптацию к новым условиям, где важное значение имеет психолого-педагогических подход и продуктивное взаимодействие с родителями воспитанников.
Список использованных источников:
1. Печора, К.Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: пособие для воспитателей дошк. учреждений / К.Л. Печра, Г. В. Пантюхина, Л.Г. Голубева. – Москва : ВЛАДОС, 2004. – 171 с. – ISBN 5-691-00911-7- Текст : непосредственный.
2. Стребелева, Е.А. Специальная дошкольная педагогика : учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению "Специальное (дефектологическое) образование" / [Е.Р. Баенская и др.]; под ред. Е.А. Стребелевой. - 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Академия, 2013. – 350 с. - ISBN 978-5-7695-6543-4 - Текст : непосредственный.
3. Степанов, С.С. Популярная психологическая энциклопедия. – Москва : Эксмо, 2003 – 640 с.; ISBN 5-699-03543-5 (в пер.) - Текст : непосредственный
4. Царегородцев, Г.И. Философские проблемы теории адаптации / А.Б. Георгиевский, В.П. Петленко и др. – Москва : Мысль, 1975. – 277 с. – Текст : непосредственный.