В условиях современного общества и технического прогресса предъявляются высокие требования к подготовке специалистов, в частности, инженеров. Современное инженерное образование должно учитывать мировые тенденции развития общества и технический прогресс.
Результаты образования фиксируются в федеральных документах в виде набора компетенций: профессиональных, общепрофессиональных и универсальных. Важной составляющей профессиональной подготовки инженеров является проектная компетентность. Для её определения необходимо уточнить её характеристики и рассмотреть понятие «компетентность».
Термин «компетенция» впервые был использован в словаре Merriam-Webster в 1640 году. Он обозначал круг полномочий или обязанностей. В 1933 году М. Попов определил компетенцию как «круг полномочий». В 1965 году Н. Хомский ввёл понятие «компетенции» в теорию языка. Он рассматривал компетенцию, как знание языка, которое позволяет говорящему производить правильные высказывания. В 1984 году Джон Равен выделил 39 различных компетенций, которые необходимы для успешной деятельности в современном обществе.
И.А. Зимняя рассматривает компетенции, как внутренние психологические новообразования, которые актуализируются в деятельности. А.В. Хуторской понимает компетенцию, как целостную систему качеств личности, связанных с определёнными предметами или процессами жизнедеятельности [2].
В рамках своего исследования компетенцию мы будем рассматривать как «способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности». Компетенция является внутренним психологическим новообразованием и постоянно актуализируется для обучающегося в деятельности.
Проектная компетентность — это интегративная характеристика субъекта, выражающаяся в готовности самостоятельно выполнять теоретическую и практическую деятельность по разработке и реализации проекта [3].
В нашей работе важно разделить компетенции школьника и студента в работе над проектной деятельностью, так как школьник и студент – это не только разные уровни интеллектуального и академического развития, но и разные уровни системы образования, а, следовательно, разные требования к проектной деятельности, ее глубине изучения темы.
Проектное обучение направлено на формирование и развитие проектного сознания и мышления, а также способности и готовности к проектной работе. Проектный подход соответствует принципу обучения в течение всей жизни.
«ЗD-технологии» являются наглядным примером активного использования проектного подхода к их освоению. Мы полностью согласны с тем, что внедрение проектного метода требует пересмотра многих аспектов организации учебного процесса, при этом ЗD-модели являются эффективным иллюстративным материалом, особенно для обучающихся с проблемами зрения и сенсорным восприятием.
Компетенции школьника включают базовые навыки и знания, которые необходимы для успешного обучения в школе. Компетенции студента включают более сложные навыки и знания, необходимые для успешного обучения в вузе и будущей профессиональной деятельности.
Если рассматривать 3D-моделирование с точки зрения интеграции ее в проектную деятельность, то можно сказать, что данное направление способно решить следующие задачи:
- повысить интерес у участников образовательного процесса к образовательной деятельности;
- продемонстрировать обучающимся возможности познания окружающего мира путем творческого воображения;
- из-за отсутствия возможности изучения реальных сложных процессов, можно прибегнуть к моделированию прототипа таких ситуаций;
- использовать возможность визуального и тактильного (например, при помощи 3D-печати) способов изучения и оценки результата проделанной работы;
- внести вклад в развитие инженерного, творческого и пространственного мышления [1].
Таким образом мы можем сделать вывод о том, что внедрение проектного подхода требует пересмотра многих аспектов организации учебного процесса, и 3D-модели являются эффективным иллюстративным материалом, особенно для обучающихся с проблемами зрения и сенсорным восприятием. Кроме того, проектный подход отвечает принципу обучения в течение всей жизни, позволяет постоянно совершенствовать навыки и знания, а 3D-моделирование способно внести вклад в решение ряда образовательных.
Список литературы
Фаритов А.Т. 3D-моделирование и прототипирование во внеурочной деятельности учащихся в школе // Педагогика и просвещение. - 2019. - № 4. – с. 3DOI: 10.7256/2454-0676.2019.4.31700 URL: https;//nbpublish.com'library_read_article.php?id=31700
Зимняя, И. А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования [Текст] / И. А. Зимняя // Эксперимент и инновации в школе. – 2009. – № 2. – с. 7-14.
Матяш, Н. В., Володина, Ю. А. Методика оценки проектной компетентности студентов [Текст] / Н. В. Матяш, Ю. А. Володина // Психологические исследования: электрон. науч. журн.. – 2011. – № 3(17). – с. 21