Понятие социальной компетентности в психолого-педагогической литературе - Студенческий научный форум

XVII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2025

Понятие социальной компетентности в психолого-педагогической литературе

Каленова Ю.А. 1
1ШФ ФГБОУ ВО "Ивановский государственный университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Латинский термин «compete» означает «знать», «уметь», «добиваться», «соответствовать». В словаре С.И. Ожегова компетентность определяются как «знание, сознательность, авторитет» [10]. Схожее определение встречается у Д.Н. Ушакова: «осведомленность, авторитет» [12], что указывает на основную знаниевую составляющую - компетентность - это информация, которая выражается в наличии знаний и позволяет нам судить о чем-то авторитетно. Эти определения служат основанием для того, чтобы трактовать компетентность как основу и следствие приобретения (присвоения) определенного объема знаний, навыков и умений.

А.В. Хуторской в своих работах определяет «компетентность» как сформировавшееся качество человека(ученика) и наличие самого незначительного опыта деятельности в определенной сфере, обладание учеником необходимой компетенции, охватывающее его личностное восприятие к ней и предмету деятельности [13].

Социальная компетентность - один из важнейших видов компетентностей. Рассмотрим несколько вариантов трактовки понятия «социальная компетентность.

Исследователь И.А. Зимняя указывает, что компетенции формируются в обществе, и подчеркивает социальную природу всех компетенций. И.А. Зимняя выделяет 3 группы социальных компетентностей:

1) сам человек как личность, объект деятельности, способность относиться к общению;

2) компетентности, связанные с социальным взаимодействием между людьми и социальной сферой;

3) компетентности, связанные с деятельностью человека [5].

Н.И. Белоцерковец определяет социальную компетентность как определенный уровень адаптации человека к эффективному выполнению данной социальной роли [3].

М.И. Лукьянова характеризует социальную компетентность как личностное формирование убеждений, взглядов, отношений, мотивов, установок на определенное поведение [8].

Круг проблем, связанных с формированием социальных компетентностей, таков: У. Пфингстер, Р. Хинтч, А. Голфрид, Р. Дзурилла и др. определяют способность индивида решать различные проблемные ситуации, с которыми он сталкивается, проявлением социальных компетентностей [7].

Наиболее значимым, на наш взгляд, является определение, предложенное В.В. Цветковым, согласно которому «социальная компетентность - это социально-образовательная категория, обозначающая интегральное качество личности, позволяющее индивидам активно взаимодействовать с обществом, устанавливать контакты с различными группами и отдельными лицами, участвовать в социально значимых проектах, другими словами, продуктивно выполнять различные социальные роли [14].

Т.С. Киреевой, Е.В. Гайнулиной изучены критерии социальной компетентности, на основании работ И.А. Масловой, где социальная компетентность определяется как результат социализации [6].

Одним из основных навыков в структуре социальной компетентности в современных ситуациях можно отметить навыки принятия самостоятельных решений, которые, несомненно, позволят анализировать социальную ситуацию и выбирать соответствующую стратегию поведения в условиях неопределенности и риска [2].

Поэтому, принимая во внимание множество трактовок понятия «социальная компетентность», мы вывели определение этого понятия. Согласно нашему определению, социальная компетентность - это способность человека адаптироваться, принимать соответствующие социальные цели, конструктивно взаимодействовать в определенных социальных условиях, продуктивно решать профессиональные задачи и выполнять социальные роли, используя ресурсы социальной среды и личностные ресурсы индивида.

В научной литературе определены компоненты социальной компетентности. Так, В.С. Масленникова выделяет личностный, социологический и футурологический элементы в содержании социальной компетентности [9].

Т.В. Антонова выделяет следующие компоненты социальной компетентности:

1) мотивационно-эмоциональный, включающий отношение к другим как к высшей ценности и проявление доброты, внимания, заботы, помощи и милосердия;

2) когнитивный, связанный с познанием других людей, способность понимать свои особенности, интересы, потребности, замечать изменения в настроении, эмоциональном состоянии;

3) поведенческий, позволяющий осуществлять выбор действий, подходящей ситуации, методах общения, этически ценных моделях поведения [1].

По мнению С.Б. Серяковой, «формирование и функционирование структурных компонентов социальной компетентности напрямую связаны с такими аспектами, как личностные качества, которые способствуют эффективному взаимодействию с окружающими или, наоборот, мешают им; ценности и установки конкретного человека, позволяющие строить и реализовать каждый компонент компетентности» [11].

Помимо компонентов, в структуру социальной компетентности входит уровень сформированности, А.М. Гумерова выделяется следующие уровни сформированности социальных компетентностей:

1. Низкий, характеризующийся низкой степенью сформированности личностных новообразований, необходимых для продуктивного социального взаимодействия;

2. Средний, когда определенные показатели социальной компетентности сформированы на достаточном уровне, что может создать основу для успеха социально значимых видов деятельности и взаимодействий, в то время как другие находятся на низком уровне и затрудняют взаимодействие;

3. Высокий - степень социального успеха, характеризующаяся достижением устойчивого развития всех возрастных личностных новообразований, что обеспечит социальный успех [4].

На этих уровнях оптимальным уровнем для человека является средний и высокий, поскольку человек знает свои способности, личностные качества, которые помогают достигать социально значимых целей, осознает свою индивидуальность и ценности окружающих, способен успешно выстраивать диалог с собеседником и моделировать соответствующие действия в соответствии с его реакцией.

Формирование социальной компетентности происходит в различных средах, а ее основных составляющих компетенций - в учебном процессе.

Список литературы

  1. Антонова Т.В. Как помочь ребенку войти в современный мир? М.: Московский департамент образования, 1995. 168 с

  2. Бейлина Н.С. Сущность понятия «социальная компетентность» // Вестник Череповецкого государственного университета, 2011. № 3. Т. 2. С. 97-99

  3. Белоцерковец Н.И. Формирование социальной компетентности детей 3-7 лет в условиях открытого доступа образовательного учреждения: автореферат дисс. Ставрополь, 2002. 18 с

  4. Гумерова А.М. Исследование социальных компетенций младших школьников // Молодой ученый. 2016. №24. С. 428-429. [Электронный ресурс] URL https://moluch.ru/archive/128/35555/ (дата обращения: 06.10.2024).].

  5. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Эксперимент и инновации в школе, 2009. № 2. С. 7-14. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// cyberleninka.ru/artide/n/klyuchevye-kompetentsii-novaya-paradigma-rezultata-obrazovaniya/ (дата обращения: 20.11.2024). с.11

  6. Киреева Т.С. Гайнулина Е.В. Научная статья. Социальная компетентность как интегративная личностная характеристика младшего школьника, ГБУ СПО, Троицкий педагогический колледж, г. Троицк [Электронный ресурс] https://files.scienceforum.ru/pdf/2014/1341.pdf (дата обращения: 21.11.2024)

  7. Коблянская Е.В. Психологические аспекты социальной компетентности. Автореф.дисс... к.псих.н. Санкт-Петербург, 1995. 17 с

  8. Лукьянова М.И. Социальная компетентность как компонент управленческой культуры руководителя // Психология инновационного управления социальными группами и организациями. Кострома, 2001. С. 240-242

  9. Масленникова В. Ш. Личностная композиция социального отношения // Современные концепции воспитания. Ярославль: ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2000. С. 84-89

  10. Ожегов Сергей: Толковый словарь русского языка. 100 000 слов ; Редактор · Скворцов Лев Иванович ; Издательство · Мир и образование, 2020

  11. Серякова С.Б., Галакова О.В. Диагностика социальной компетентности младших школьников // Перспективы науки. 2012. № 5 (32). С. 330–333

  12. Толковые словари // Большая российская энциклопедия. Том 32. — М., 2016. — С. 237—238

  13. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы //Народное образование. -2003. -No 2. -С. 58-64

  14. Цветков В.В. Формирование социальной компетентности сельских школьников: дисс. ... канд. пед. наук. -Великий Новгород, 2002.–213 с

Просмотров работы: 45