Одним из наиболее эффективных инструментов для достижения таких целей как: повышение эффективности, улучшение качества продукции и услуг, снижение затрат является реинжиниринг бизнес-процессов. Реинжиниринг — это концепция, подразумевающая радикальное переосмысление и перепроектирование бизнес-процессов с целью достижения значительных улучшений в эффективности, качестве и конкурентоспособности организации [1].
Для реинжиниринга была взята компания “ПрокатАвто”, которая занимается предоставлением автомобилей в аренду от одного дня до нескольких месяцев, что позволяет клиентам решать различные задачи, связанные с мобильностью. Компания предлагает автомобили различных классов — от эконома до бизнеса и премиум-класса. Все автомобили проходят регулярные проверки и находятся в исправном состоянии. Компания гарантирует, что предоставляемые транспортные средства не старше трех лет.
Однако, имея высокий спрос у покупателей, компания сталкивается с рядом проблемам и для того, чтобы выявить их, необходимо построить диаграммы IDEF0 и DFD. IDEF0 (Integrated Definition for Function Modeling) — это методология функционального моделирования, разработанная для описания и анализа бизнес-процессов. DFD (Data Flow Diagram) — это диаграмма потоков данных, используемая для визуализации потоков информации в системе [2]. На рисунке 1 представлена диаграмма IDEF0 процесса отслеживания финансовой деятельности компании “ПрокатАвто”, на рисунке 2 изображена декомпозиция диаграммы IDEF0, и на рисунке 3 представлена диаграмма DFD процесса отслеживания финансовой деятельности пункта проката автомобилей.
Рисунок 1 - Диаграмма IDEF0
Рисунок 2 - Декомпозиция диаграммы IDEF0
Рисунок 3 - Диаграмма DFD
В текущей модели "Как есть" были выявлены определенные недостатки, которые, при их устранении, могут способствовать увеличению доходности пункта проката. Рассмотрим некоторые из этих недостатков:
долгое оформление: процесс аренды может занимать слишком много времени, что вызывает недовольство клиентов, что связано с недостаточной автоматизацией;
сложность управления: смешивание бумажных и электронных документов может создать путаницу в управлении. Сотрудникам может быть сложно отслеживать, какие документы находятся в каком формате, что может затруднить поиск и обработку информации:
сложности с документами: процесс регистрации клиента затянутый, что является источником неудобств для клиентов
В таблице 1 приведена таблица типовых соответствий для анализа процесса по отношению к типовым требованиям для процесса отслеживания финансовой деятельности компании “ПрокатАвто” .
Таблица 1 - Таблица типовых соответствий “Как есть”
| № | Требование к процессу | Результат | 
| 1. Требования к владельцу процесса | ||
| 1.1 | Должен существовать один владелец процесса | Не соответствует | 
| 1.2 | Полномочия и ответственность владельца процесса должны быть четко определены | Не соответствует | 
| 1.3 | Не должно быть пересечений полномочий и ответственности с другими руководителями организации | Не соответствует | 
| 2. Причины процесса | ||
| 2.1 | Границы процесса должны быть чётко определены (по функциям и ответственности руководителей), зафиксированы документально | Не соответствует | 
| 2.2 | Границы функциональных подразделений процесса должны быть чётко определены | Не соответствует | 
| 3. Регламентирующие документы | ||
| 3.1 | Должно существовать действующие описание процесса в целом | Не соответствует | 
| 3.2 | Должны существовать действующие положения о подразделениях | Соответствует | 
| 3.3 | Должны существовать действующие должностные инструкции | Соответствует | 
| 3.4 | Должны существовать действующие методики | Не соответствует | 
| 3.5 | Должна функционировать система актуализации документации | Не соответствует | 
| 3.6 | Процесс должен соответствовать существующим законодательным актам и нормативным документам, регламентирующим выполнение процесса | Соответствует | 
| 4. Выходы процесса | ||
| 4.1 | Выходы процесса должны быть четко определены | Не соответствует | 
| 4.2 | Пользователи каждого выхода процесса должны быть четко определены, потребности пользователей специфицированы | Не соответствует | 
| 4.3 | Должны существовать спецификации требований на каждый выход процесса | Не соответствует | 
| 4.4 | Каждый выход должен быть закреплен за ответственным исполнителем | Не соответствует | 
| 4.5 | Должна функционировать система контроля качества выходов процесса | Не соответствует | 
| 5. Входы процесса | ||
| 5.1 | Входы должны быть четко определены | Соответствует | 
| 5.2 | Поставщики каждого входа процесса должны быть чётко определены, требования к поставщикам специфицированы | Не соответствует | 
| 5.3 | Должна существовать спецификация требований на каждый вход процесса | Не соответствует | 
| 5.4 | Каждый вход должен быть закреплен за ответственным исполнителем | Соответствует | 
| 5.5 | Должна существовать система входного контроля качества | Не соответствует | 
| 6. Ресурсы | ||
| 6.1 | Ресурсы должны быть четко определены | Соответствует | 
| 6.2 | Должна существовать спецификация требований к каждому ресурсу | Не соответствует | 
| 6.3 | Каждый вход должен быть закреплен за ответственным исполнителем (материально ответственным лицом) | Не соответствует | 
| 7. Показатели процесса | ||
| 7.1 | Должны быть определены и использоваться показатели эффективности процесса | Не соответствует | 
| 7.2 | Должны быть определены и использоваться показатели услуг процесса | Не соответствует | 
| 7.3 | Должна существовать система сбора и использования данных удовлетворенности клиентов процесса | Не соответствует | 
Количество соответствий в данной таблице равно 22%, что говорит о явных недостатках в бизнес-процессе в организации.
Помимо таблицы соответствий также стоит оценить шаги бизнес-процесса, для того чтобы понимать, можно ли убирать этапы бизнес-процесса, не создающие ценность для клиентов. В таблице 2 представлена оценка шагов бизнес-процесса.
Таблица 2 - Оценка шагов бизнес-процесса
| Шаги бизнес-процесса | УЦ- или НУЦ- | Можно удалить | Стоимость | 
| Зарегистрировать клиента | НУЦ | Нет | Низкая | 
| Оформить заказ | УЦ | Нет | Средняя | 
| Выдать автомобиль | УЦ | Нет | Высокая | 
| Принять автомобиль | УЦ | Нет | Высокая | 
| Сформировать валовый доход | УЦ | Нет | Высокая | 
| Оформить финансовый отчёт | УЦ | Нет | Высокая | 
Согласно таблице 2 процесс «Зарегистрировать клиента» является действием не увеличивающим ценностью продукта, но данный шаг нельзя удалить, так как процесс является необходимым элементом аренды автомобиля, обеспечивающим безопасность и прозрачность сделки.
Также не стоит забывать, что необходимо провести качественную предварительную оценку процесса, а сделать это можно с помощью SWOT-анализа. В таблице 3 представлен SWOT-анализ компании «ПрокатАвто».
Таблица 3 - SWOT – анализ
| Сильные стороны | Слабые стороны | 
| 
 | 
 | 
| Возможности | Угрозы | 
| 
 | 
 | 
SWOT-анализ показал, что основные слабые стороны связаны с неопределенностью владельца процесса и полномочий участников, отсутствием должностных инструкций и положений о подразделениях.
Для компании реинжиниринг бизнес-процессов может стать важным шагом к повышению эффективности и конкурентоспособности. В данном случае, в процессе реинжиниринга организационная структура не изменилась, изменились лишь бизнес-процессы внутри отделов. Организационная структура представлена на рисунке 4.
Рисунок 4 - Организационная структура
В процессе реинжиниринга для достижения целей компании был добавлен управляющий процессом документ «Регламент-бизнес-процессов». Этот документ описывает последовательность операций и порядок взаимодействия исполнителей в рамках конкретного бизнес-процесса. Он служит основой для стандартизации и оптимизации работы компании, позволяя четко определить роли, обязанности и процедуры выполнения задач [3]. Также была приобретена система “WS Автопрокат”. Система предоставляет удобное управление арендой и бронированием сокращает время на поиск свободной машины, учет финансовых операций и контроль сотрудников, возможность узнать, какое авто самое прибыльное, а по каким моделям выросли расходы [4].
На рисунке 5 представлена диаграмма IDEF0 процесса отслеживания финансовой деятельности компании “ПрокатАвто”, на рисунке 6 изображена декомпозиция диаграммы IDEF0 и на рисунке 7 представлена диаграмма DFD процесса отслеживания финансовой деятельности пункта проката автомобилей.
Рисунок 5 – Диаграмма «Как будет» IDEF0
Рисунок 6 – Декомпозиция диаграммы IDEF0
Рисунок 7 - DFD диаграмма
Проведя данный реинжиниринг, была составлена таблица типовых соответствий «Как будет» и в ходе подсчета процентного соотношения соответствий было выявлено, что процент соответствий увеличился с 22,2% до 88,9%. Кроме того, в процессе реинжиниринга количество бизнес-процессов в год увеличилось на 7787, количество обслуживаемых клиентов в день увеличилось в 1,5 и также валовой доход увеличился на 20324965,65. Также время одного бизнес-процесса сократилось примерно на 21,32%.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Реинжиниринг бизнес-процессов. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B5%D0%B8%D0%BD%D0%B6%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D1%80%D0%B8%D0%BD%D0%B3_%D0%B1%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D0%B5%D1%81-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%86%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%BE%D0%B2 (Дата обращения: 18.12.2024)
2. Описание бизнес-процессов: SADT, IDEF0, IDEF3, DFD, UML, ARIS, URL: https://www.interface.ru/home.asp?artId=22559&ysclid=m4v1fzl1gh702220779 (Дата обращения: 18.12.2024)
3. Регламент бизнес-процесса. URL: https://piter-soft.ru/knowledge/glossary/process/reglament-biznes-protsessa.html?ysclid=m4vjb867h6489396466 (Дата обращения: 19.12.2024)
4. WS. Автопрокат. URL: https://wfsys.ru/carrent/?utm_source=yandex&utm_medium=cpc&utm_campaign=(common_tk_rus)&utm_term=---autotargeting&utm_content=15954065670&yclid=17320932290141356031 (Дата обращения: 19.12.2024)