РЕИНЖИНИРИНГ БИЗНЕС-ПРОЦЕССА ОТСЛЕЖИВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПУНКТА ПРОКАТА АВТОМОБИЛЕЙ - Студенческий научный форум

XVII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2025

РЕИНЖИНИРИНГ БИЗНЕС-ПРОЦЕССА ОТСЛЕЖИВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПУНКТА ПРОКАТА АВТОМОБИЛЕЙ

Храмова Ф.С. 1
1Волгоградский государственный аграрный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Одним из наиболее эффективных инструментов для достижения таких целей как: повышение эффективности, улучшение качества продукции и услуг, снижение затрат является реинжиниринг бизнес-процессов. Реинжиниринг — это концепция, подразумевающая радикальное переосмысление и перепроектирование бизнес-процессов с целью достижения значительных улучшений в эффективности, качестве и конкурентоспособности организации [1].

Для реинжиниринга была взята компания “ПрокатАвто”, которая занимается предоставлением автомобилей в аренду от одного дня до нескольких месяцев, что позволяет клиентам решать различные задачи, связанные с мобильностью. Компания предлагает автомобили различных классов — от эконома до бизнеса и премиум-класса. Все автомобили проходят регулярные проверки и находятся в исправном состоянии. Компания гарантирует, что предоставляемые транспортные средства не старше трех лет.

Однако, имея высокий спрос у покупателей, компания сталкивается с рядом проблемам и для того, чтобы выявить их, необходимо построить диаграммы IDEF0 и DFD. IDEF0 (Integrated Definition for Function Modeling) — это методология функционального моделирования, разработанная для описания и анализа бизнес-процессов. DFD (Data Flow Diagram) — это диаграмма потоков данных, используемая для визуализации потоков информации в системе [2]. На рисунке 1 представлена диаграмма IDEF0 процесса отслеживания финансовой деятельности компании “ПрокатАвто”, на рисунке 2 изображена декомпозиция диаграммы IDEF0, и на рисунке 3 представлена диаграмма DFD процесса отслеживания финансовой деятельности пункта проката автомобилей.

Рисунок 1 - Диаграмма IDEF0

Рисунок 2 - Декомпозиция диаграммы IDEF0

Рисунок 3 - Диаграмма DFD

В текущей модели "Как есть" были выявлены определенные недостатки, которые, при их устранении, могут способствовать увеличению доходности пункта проката. Рассмотрим некоторые из этих недостатков:

  • долгое оформление: процесс аренды может занимать слишком много времени, что вызывает недовольство клиентов, что связано с недостаточной автоматизацией;

  • сложность управления: смешивание бумажных и электронных документов может создать путаницу в управлении. Сотрудникам может быть сложно отслеживать, какие документы находятся в каком формате, что может затруднить поиск и обработку информации:

  • сложности с документами: процесс регистрации клиента затянутый, что является источником неудобств для клиентов

В таблице 1 приведена таблица типовых соответствий для анализа процесса по отношению к типовым требованиям для процесса отслеживания финансовой деятельности компании “ПрокатАвто” .

Таблица 1 - Таблица типовых соответствий “Как есть”

Требование к процессу

Результат

1. Требования к владельцу процесса

1.1

Должен существовать один владелец процесса

Не соответствует

1.2

Полномочия и ответственность владельца процесса должны быть четко определены

Не соответствует

1.3

Не должно быть пересечений полномочий и ответственности с другими руководителями организации

Не соответствует

2. Причины процесса

 

2.1

Границы процесса должны быть чётко определены (по функциям и ответственности руководителей), зафиксированы документально

Не соответствует

2.2

Границы функциональных подразделений процесса должны быть чётко определены

Не соответствует

3. Регламентирующие документы

3.1

Должно существовать действующие описание процесса в целом

Не соответствует

3.2

Должны существовать действующие положения о подразделениях

Соответствует

3.3

Должны существовать действующие должностные инструкции

Соответствует

3.4

Должны существовать действующие методики

Не соответствует

3.5

Должна функционировать система актуализации документации

Не соответствует

3.6

Процесс должен соответствовать существующим законодательным актам и нормативным документам, регламентирующим выполнение процесса

Соответствует

4. Выходы процесса

4.1

Выходы процесса должны быть четко определены

Не соответствует

4.2

Пользователи каждого выхода процесса должны быть четко определены, потребности пользователей специфицированы

Не соответствует

4.3

Должны существовать спецификации требований на каждый выход процесса

Не соответствует

4.4

Каждый выход должен быть закреплен за ответственным исполнителем

Не соответствует

4.5

Должна функционировать система контроля качества выходов процесса

Не соответствует

5. Входы процесса

5.1

Входы должны быть четко определены

Соответствует

5.2

Поставщики каждого входа процесса должны быть чётко определены, требования к поставщикам специфицированы

Не соответствует

5.3

Должна существовать спецификация требований на каждый вход процесса

Не соответствует

5.4

Каждый вход должен быть закреплен за ответственным исполнителем

Соответствует

5.5

Должна существовать система входного контроля качества

Не соответствует

6. Ресурсы

6.1

Ресурсы должны быть четко определены

Соответствует

6.2

Должна существовать спецификация требований к каждому ресурсу

Не соответствует

6.3

Каждый вход должен быть закреплен за ответственным исполнителем (материально ответственным лицом)

Не соответствует

7. Показатели процесса

7.1

Должны быть определены и использоваться показатели эффективности процесса

Не соответствует

7.2

Должны быть определены и использоваться показатели услуг процесса

Не соответствует

7.3

Должна существовать система сбора и использования данных удовлетворенности клиентов процесса

Не соответствует

Количество соответствий в данной таблице равно 22%, что говорит о явных недостатках в бизнес-процессе в организации.

Помимо таблицы соответствий также стоит оценить шаги бизнес-процесса, для того чтобы понимать, можно ли убирать этапы бизнес-процесса, не создающие ценность для клиентов. В таблице 2 представлена оценка шагов бизнес-процесса.

Таблица 2 - Оценка шагов бизнес-процесса

Шаги бизнес-процесса

УЦ- или НУЦ-

Можно удалить

Стоимость

Зарегистрировать клиента

НУЦ

Нет

Низкая

Оформить заказ

УЦ

Нет

Средняя

Выдать автомобиль

УЦ

Нет

Высокая

Принять автомобиль

УЦ

Нет

Высокая

Сформировать валовый доход

УЦ

Нет

Высокая

Оформить финансовый отчёт

УЦ

Нет

Высокая

Согласно таблице 2 процесс «Зарегистрировать клиента» является действием не увеличивающим ценностью продукта, но данный шаг нельзя удалить, так как процесс является необходимым элементом аренды автомобиля, обеспечивающим безопасность и прозрачность сделки.

Также не стоит забывать, что необходимо провести качественную предварительную оценку процесса, а сделать это можно с помощью SWOT-анализа. В таблице 3 представлен SWOT-анализ компании «ПрокатАвто».

Таблица 3 - SWOT – анализ

Сильные стороны

Слабые стороны

  1. Компания предлагают автомобили различных классов;

  2. Чётко определены входы и выходы процесса.

  1. Неопределенность владельца процесса и полномочий участников

  2. Нет должностных инструкций и положений о подразделениях

Возможности

Угрозы

  1. Разработка системы контроля качества

  2. Реорганизация неэффективных подразделений

  1. Слабая инфраструктура

  2. Законодательные проблемы

  3. Неэффективная работа сотрудников в предприятиях

SWOT-анализ показал, что основные слабые стороны связаны с неопределенностью владельца процесса и полномочий участников, отсутствием должностных инструкций и положений о подразделениях.

Для компании реинжиниринг бизнес-процессов может стать важным шагом к повышению эффективности и конкурентоспособности. В данном случае, в процессе реинжиниринга организационная структура не изменилась, изменились лишь бизнес-процессы внутри отделов. Организационная структура представлена на рисунке 4.

Рисунок 4 - Организационная структура

В процессе реинжиниринга для достижения целей компании был добавлен управляющий процессом документ «Регламент-бизнес-процессов». Этот документ описывает последовательность операций и порядок взаимодействия исполнителей в рамках конкретного бизнес-процесса. Он служит основой для стандартизации и оптимизации работы компании, позволяя четко определить роли, обязанности и процедуры выполнения задач [3]. Также была приобретена система “WS Автопрокат”. Система предоставляет удобное управление арендой и бронированием сокращает время на поиск свободной машины, учет финансовых операций и контроль сотрудников, возможность узнать, какое авто самое прибыльное, а по каким моделям выросли расходы [4].

На рисунке 5 представлена диаграмма IDEF0 процесса отслеживания финансовой деятельности компании “ПрокатАвто”, на рисунке 6 изображена декомпозиция диаграммы IDEF0 и на рисунке 7 представлена диаграмма DFD процесса отслеживания финансовой деятельности пункта проката автомобилей.

Рисунок 5 – Диаграмма «Как будет» IDEF0

Рисунок 6 – Декомпозиция диаграммы IDEF0

Рисунок 7 - DFD диаграмма

Проведя данный реинжиниринг, была составлена таблица типовых соответствий «Как будет» и в ходе подсчета процентного соотношения соответствий было выявлено, что процент соответствий увеличился с 22,2% до 88,9%. Кроме того, в процессе реинжиниринга количество бизнес-процессов в год увеличилось на 7787, количество обслуживаемых клиентов в день увеличилось в 1,5 и также валовой доход увеличился на 20324965,65. Также время одного бизнес-процесса сократилось примерно на 21,32%.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Реинжиниринг бизнес-процессов. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B5%D0%B8%D0%BD%D0%B6%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D1%80%D0%B8%D0%BD%D0%B3_%D0%B1%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D0%B5%D1%81-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%86%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%BE%D0%B2 (Дата обращения: 18.12.2024)

2. Описание бизнес-процессов: SADT, IDEF0, IDEF3, DFD, UML, ARIS, URL: https://www.interface.ru/home.asp?artId=22559&ysclid=m4v1fzl1gh702220779 (Дата обращения: 18.12.2024)

3. Регламент бизнес-процесса. URL: https://piter-soft.ru/knowledge/glossary/process/reglament-biznes-protsessa.html?ysclid=m4vjb867h6489396466 (Дата обращения: 19.12.2024)

4. WS. Автопрокат. URL: https://wfsys.ru/carrent/?utm_source=yandex&utm_medium=cpc&utm_campaign=(common_tk_rus)&utm_term=---autotargeting&utm_content=15954065670&yclid=17320932290141356031 (Дата обращения: 19.12.2024)

Просмотров работы: 7