Исследование тревожных расстройств в подростковом возрасте - Студенческий научный форум

XVII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2025

Исследование тревожных расстройств в подростковом возрасте

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Тревожные расстройства представляют собой группу психических заболеваний, характеризующихся чрезмерной и постоянной тревогой, страхом или беспокойством. Эти расстройства могут значительно ухудшать качество жизни, затрудняя выполнение повседневных задач и взаимодействие с окружающими. В последние десятилетия исследование тревожных расст-ройств стало одной из приоритетных областей в психологии и психиатрии, что связано с их высокой распространенностью и негативными последствиями для здоровья.

История исследования тревожных расстройств охватывает несколько веков и включает вклад множества ученых и практиков. Один из первых, кто описал симптомы тревожности и депрессии был Гиппократ. Он связывал эти состояния с дисбалансом в организме и предложил различные методы лечения, включая диету и физические упражнения [6].

Основатель психоанализа, который исследовал тревогу как защитный механизм. Фрейд утверждал, что тревога возникает из-за конфликтов между бессознательными желаниями и социальными нормами. Он ввел концепцию "тревоги как сигнала", указывая на необходимость обращения к внутренним конфликтам [6].

В 1960-х и 1970-х годах психологи, такие как Аарон Бек и Альберт Эллис, начали разрабатывать КПТ, которая стала основным методом лечения тревожных расстройств. Они исследовали, как негативные мысли влияют на эмоции и поведение [7].

В 1980 году было опубликовано первое издание "Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам" (DSM-III), которое систематизировало тревожные расстройства и их симптомы, что способствовало более точной диагностике и исследованию [7].

В последние десятилетия прошлого века исследователи начали использовать нейровизуализацию и генетические методы для изучения биологических основ тревожных расстройств. Работы таких ученых, как Ричард Дэвидсон и другие, помогли выявить изменения в мозговой активности, связанные с тревожностью. Исследования, проводимые такими учеными, как Эдвард К. Фелдман и другие, сосредоточились на распространенности тревожных расстройств в популяции и их влиянии на качество жизни [7].

На данный момент закрепилась тенденция смещения акцент на интеграцию различных подходов к лечению, включая психотерапию, медикаментозное лечение и альтернативные методы, такие как mindfulness и терапия на основе принятия и ответственности (ACT).

Таким образом, исследование тревожных расстройств прошло долгий путь, начиная с древних философов и заканчивая современными нейробиологическими и психотерапевтическими исследованиями. Это область, которая продолжает активно развиваться, открывая новые горизонты для понимания и лечения тревожных расстройств.

В последние три десятилетия, в связи с принятием МКБ-10, подход к

тревожным расстройствам в отечественной психиатрии существенно изменился. Был выделен целый кластер тревожных расстройств, включающий:

  • паническое расстройство (ПР);

  • агорафобию (АФ);

  • генерализованное тревожное расстройство (ГТР);

  • социальную фобию (СФ);

  • изолированную фобию (ИФ);

  • смешанное тревожное и депрессивное расстройство (МКБ-10).

Обсессивно-компульсивное расстройство, соматоформное расстройство и стрессовые расстройства также часто рассматриваются в этом ряду, однако они составляют отдельные самостоятельные подгруппы психопатологиче-ских состояний.

Паническое расстройство характеризуется повторными приступами выражен-ной тревоги и страха, которые не связаны с определенной ситуацией (DSM-5). Во время приступа должны иметь место вегетативные симптомы (повышение частоты сердечных сокращений, артериального давления, чувство нехватки воздуха, повышенное потоотделение, похолодание конечностей и т.д.), де-персонализация и страх смерти (сойти с ума, потерять сознание). Характерна также тревога ожидания приступов, постоянная озабоченность возможностью повторения приступов и катастрофическая интерпретация их последствий. Больные чаще всего связывают неприятные телесные ощущения не с эмоциональными факторами, а с сопутствующими соматическими проявлениями [8].

Тревожные расстройства могут возникать под воздействием различных факторов:

- Генетическая предрасположенность: Исследования показывают, что тревожные расстройства могут передаваться по наследству.

- Психологические факторы: Личностные особенности, такие как высокая чувствительность к стрессу, могут увеличить риск развития тревожных расстройств.

- Экологические факторы: Травматические события, стрессовые ситуации и неблагоприятные условия жизни могут способствовать развитию тревожности.

Подростковый возраст характеризуется перестройкой организма ребёнка, связанной с половым созреванием и изменением системы отношений. Хотя психическое и физиологическое развитие не всегда идут параллельно, границы этого периода не всегда чётко определены. Некоторые дети вступают в подростковый возраст раньше, некоторые - позже, а пубертатный кризис может начаться в возрасте 11 или 13 лет [3].

Как отмечает Л. И. Божович, подростковый возраст обычно протекает трудно как для ребёнка, так и для его близких. Поэтому иногда его называют затянувшимся кризисом. Подростковым считается период от 10-11 до 14-15 лет [1].

Основные симптомы тревожных расстройств у подростков включают:

  • постоянное беспокойство и нервозность;

  • физические симптомы, такие как учащённое сердцебиение, потливость, головные боли и боли в животе;

  • избегание социальных ситуаций;

  • панические атаки.

Подростковый возраст является критическим периодом личностного созревания и социализации, и тревожность в этом возрасте проявляется особен-но ярко. Важнейшим источником подростковой тревожности считается конфликт, связанный с самооценкой и стремлением к личной автономии.

Тревожность может негативно влиять на жизнь подростка, вызывая проблемы в отношениях с окружающими, снижение результативности деятельности и трудности в самореализации. Школьная тревожность, связанная с проб-лемами в школе, также оказывает влияние на учебный процесс ребёнка.

Целью нашего исследования изучить особенности проявления тревож-ных расстройств в подростковом возрасте.

Мы предположили, что подростки с диагностированными тревожными расстройствами склонны к социальной тревожности и изоляции, повышенно-му уровню тревоги и стресса.

В данном исследовании были оценены 5 подростков в возрасте от 15 до 18 лет с использованием трех методик: опросника Спилберга-Ханина, шкалы Филлипса и шкалша тревоги Бека. Результаты позволяют выявить уровень тревожности, социальную тревожность и реакцию на стрессовые ситуации, такие как экзамены и личностную предрасположенность подростков. Ребята вели себя скромно и сдержанно, поэтому методики проводились в индивидуальном порядке. Мне также предоставили карты с историями болезни подростков. У некоторых испытуемых, которые находятся дольше всего под наблюдением в психиатрической больнице удалось проследить динамику снижения тревожности и увеличение социальной изоляции.

Основываясь на результатах методик исследования, можно сделать следующие заключения:

Повышенный уровень беспокойства: Все участники исследования (М1, М2, М3, М4) демонстрируют повышенную тревожность, что говорит о склонности к тревожным реакциям в стрессовых ситуациях, таких как экзамены. Это может быть связано с эмоциональной реактивностью и низкой устойчивостью к стрессу.

Социальная тревожность: У участников М2 и М3 наблюдается выраженное беспокойство, связанное с социальными взаимодействиями. Это ограничивает их способность эффективно общаться с окружающими. Требуется работа над социальными навыками и развитие уверенности в себе.

Адаптивные стратегии: Участник М4, несмотря на повышенную тревожность, демонстрирует высокую адаптивность в социальных ситуациях, вероятно, благодаря эффективным стратегиям преодоления стресса.

Развитие мышления: Участник М2 демонстрирует низкий уровень мышления и трудности в обобщении информации, что требует дополнительных образовательных и психологических вмешательств.

Уверенность в стрессовых ситуациях: Участник М5 демонстрирует средний уровень тревожности и уверенность в стрессовых ситуациях. Это может быть связано с лучшей подготовкой или эмоциональной устойчивостью.

Таким образом, мы можем отметить что большинство подростков, которых мы исследовали, склонны к повышенному уровню тревоги и стресса из-за чего склонны к изоляции. Можно предположить, что главным паттерном их поведения является избегание. Они стараются скрыться от проблем реальных и придуманных, стараются отдалится от людей, особенно больших скоплений и не желают находится в центре внимания. Полученные нами данные говорят о том, что наше предположение было верным.

Заключение

Исследование тревожных расстройств является важной областью психологии и психиатрии, способствующей лучшему пониманию этих сложных заболеваний. С учетом их распространенности и влияния на жизнь людей, дальнейшие исследования помогут разработать более эффективные методы диагностики и лечения, что в конечном итоге улучшит качество жизни пациентов. По результатам эмпирического исследования можно сделать следующие выводы:

  1. В некоторых случаях тревога может быть адаптивной реакцией на стресс, однако если она становится чрезмерной, требуется вмешательство специалистов.

  2. Психологические теории уделяют особое внимание отношениям ребёнка с родителями и их влиянию на формирование тревожного поведения.

  3. Подростки, страдающие от тревожных расстройств, часто характеризуются неустойчивой самооценкой, зависимостью от мнения окружающих и повышенной чувствительностью. Из-за чего склонны к социальной изоляции. Тревожные расстройства могут привести к формированию или усилению невротических черт личности, таких как неуверенность в себе, пессимистический взгляд на жизнь и тревожность.

Список литературы

  1. Артюхова Т.Ю. Психологические механизмы коррекции состояния

тревожности личности.: Дисс.к.пс.наук /Т.Ю. Артюхова Новосибирск,2000.

  1. Астапов В.Н. Функциональный подход к изучению состояния тревоги: статья / В.Н. Астапов // Психологический журнал. - 1992. - № 5. - С. 111 - 117.

  2. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека/Под. ред. И.Ю. Кулагина, В.Н. Калюцкого. - М.: «Cфера», 2001.

  3. Костина, Л.М. Методы диагностики тревожности/Л.М. Костина.- СПб.: Речь, 2002.

  4. Левитов, Н.Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги: статья / Н.Д. Левитов // Вопр.психол. - 1999. - № 1. - С. 130-137.

  5. Лазарус,Р. Теория стресса и психофизиологические исследования. Эмоцио-нальный стресс / Р. Лазурус. - Л.: Медицина, 1970.

  6. Мельников, В. М. Введение в экспериментальную психологию личности: Учебное пособие / В.М. Мельников, Л.Т. Ямпольский. - М.: Просвещение, 2015.

  7. Мэй, Р. Краткое изложение и синтез теорий тревожности. Тревога и тревожность / Р. Мэй. - СПб.: Питер, 2001.

Просмотров работы: 5