Введение. Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что при подготовке спортсменов необходимо правильно строить учебно-тренировочный процесс, учитывая возрастные особенности занимающихся. Исходя из этого, существует потребность в определении эффективности применения методики проведения учебно-тренировочных занятий.
Полиатлон – это комплексное спортивное многоборье, предназначенное для мужчин и женщин разного возраста (от 10 до 70 лет и старше), которые выступают на соревнованиях по своим возрастным группам.
Современный полиатлон отличается острейшей борьбой участников соревнований, высоким уровнем спортивных достижений, а как вид спорта появился в России совсем не так давно и за 25 лет своего существования стал широко распространен в России. На сегодняшний день полиатлон развивается в Казахстане, на Украине, Эстонии, Белоруссии, Татарстане, Башкортостане, а также в странах Скандинавии и некоторых странах Азии и Африки.
Специфической особенностью полиатлона является комплексное сочетание различных по характеру деятельности видов спорта. Взаимосвязь этих видов спорта предъявляет соответствующие требования к построению тренировочного процесса в годичном цикле тренировки.
Практика показала, что рост спортивных результатов у полиатлонистов зависит от ряда причин. Одной из основных причин является совершенствование управления тренировочным процессом на различных этапах становления спортивного мастерства.
Задачи, методы и организация исследования:
Задачи исследования:
Выявить специфику специальной подготовленности полиатлонистов высокой квалификации.
Дать характеристику специальной подготовленности спортсменов.
Для решения поставленных задач исследования предлагается применить комплекс методов, включающий:
Теоретический анализ
Обобщение литературных источников.
Результаты и их обсуждения. Представленная работа направлена на изучение специальной подготовки, спортсменов, занимающихся полиатлоном (троеборье с лыжной гонкой) в возрасте 17-23 лет и имеющих квалификацию «1 взрослый разряд», «Кандидат в мастера спорта» и «Мастер спорта России».
При занятиях полиатлоном происходит развитие основных физических качеств (быстроты, силы, выносливости, гибкости и ловкости) и жизненно важных прикладных навыков, укрепление здоровья, а также всестороннего развития личности. А также во время тренировок и соревнования задействована большая группа мышц, отсюда и большие энергетические затраты.
На данном этапе подготовки необходимо учитывать возрастные особенности спортсменов. В возрасте 17–23 лет под воздействием тренировочных и соревновательных нагрузок, формирующийся организм испытывает большое напряжение. Поэтому, необходимо правильно (рационально) строить учебно-тренировочный процесс, учитывая физиологические особенности каждого занимающегося.
Объект исследования - спортсмены, занимающиеся в группе СПС по полиатлону Высшей школы педагогики, психологии и физической культуры, и сборной команды Северного (Арктического) Федерального Университета им. М. В. Ломоносова по полиатлону.
Предмет исследования - учебно-тренировочный процесс полиатлонистов высокой квалификации в осеннее-зимний период.
На сегодняшний день в ЕВСК по полиатлону выделяют следующие дисциплины: троеборье с лыжной гонкой, с бегом, с лыжероллерной гонкой. Четырехборье (спринт, бег на выносливость, плавание и пулевая стрельба). Стандартное пятиборье (спринт, бег на выносливость, плавание, пулевая стрельба и метание гранаты). Для детей проводится двоеборье (силовая гимнастика с бегом или лыжной гонкой).
Рассмотрим полиатлон (троеборье с лыжной гонкой), который включает в себя три самостоятельных упражнения (диаграмма 1):
пулевая стрельба;
силовая гимнастика;
лыжная подготовка.
Рисунок 1 - Структура подготовки по полиатлону, в спортивной дисциплине 3-борье с лыжной гонкой.
Для решения поставленных задач был собран теоретический материал, изучена научно-методическая литература по специальной физической подготовленности полиатлонистов высокой квалификации.
Специфика физической подготовленности полиатлониста заключается в сочетании различных по физиологическому воздействию на организм спортсмена видов спорта, а именно стрелковой подготовки, силовой гимнастики и лыжной подготовки.
Пулевая стрельба характеризуется однообразием, сложно координационный вид спорта, со статичностью изготовки во время выполнения выстрела, процесс, требующий тонкой координации и мышечной памяти. Однократная потеря веса у стрелков за выполнение стрелковой дисциплины может составлять от 2 до 3 кг веса. В скоростно-силовых видах спорта большее значение придают развитию физической подготовке в то время, как стрельба рассчитывает на оптимальное развитие всех физических качеств спортсмена, делая упор на координацию и статическую выносливость.
Каждый спортсмен перед соревнованиями и во время них покрывает волнение. Однако такого негативного влияния этого фактора на результат, как в пулевой стрельбе, не наблюдается ни в одном другом виде спорта. Это связано с тем, что действия стрелка носят характер точно скоординированных движений, которые сильно различаются под влиянием состояния стрелка. Пулевая стрельба, как и другие виды спорта, предъявляет высокие требования к спортсмену, как к личности. Он должен обладать высоким нравственным характером, высокой эмоциональной устойчивостью в экстремальных условиях. Иметь достаточные волевые качества (настойчивость, решительность, выносливость) для преодоления негативных явлений.
Меткая спортивная стрельба является сложно координационным навыком. Овладеть им доступно каждому, но с затратой большого труда, времени на изучение основ теории стрельбы, материальной части оружия, а главное - на овладение техникой меткого выстрела, систематического совершенствования ее элементов, закрепления и совершенствования приобретенных навыков. Для достижения рекордов требуется не только совершенная техника производства выстрела, но и умение владеть своими эмоциями. Занятия спортивной стрельбой формируют выдержку, наблюдательность, глазомер, волю к победе, а также развивает такое физическое качество, как координация.
Винтовки для стрельбы подразделяются на 3 вида, а именно пневматические, малокалиберные и крупнокалиберные. В полиатлоне стрельбу производят только из пневматических винтовок. Оно не требует большого помещения, стрельба производится с 10 метров, а также есть возможность работы «в холостую», то есть без пули, с пластиковой леской в стволе винтовки. Такой способ тренировки требует лишь организации пространства, зачастую он используется даже чаще, чем тренировка с пулей.
Положения для стрельбы из винтовки бывают 3 видов: стоя, лежа, с колена. Но в полиатлоне используется одно положение: стоя.
С целью эффективной организации тренировок по стрельбе необходимо следующее:
1) Полигон или галерея для стрельбы (им может стать спортивный зал или отдельно отведенный кабинет);
2) Освещение (для стрельбища, для подсветки мишеней);
3) Разметка линий страта, место одного стрелка;
4) Мониторы, установки для стрельбы, мишени.
В экипировку каждого спортсмена - винтовочника обязательно входят куртка, штаны, ботинки на плоской подошве, перчатка (возможна перчатка на правую руку) и наглазник.
Мишени для стрельбы печатают типографским способом на плотном материале белого или кремового цвета. При пробивании пулей такая мишень сохраняет очертание пробоины от пули, без чрезмерно грубых искажений и разрывов по краям отверстия. Размеры и габариты зон достоинства пробоины разные, в зависимости от вида оружия и расстояния от линии огня до линии мишени.
Сейчас все крупнейшие международные соревнования проводятся по электронным мишенным установкам, определяющим достоинство пробоины акустическим, оптическим или комбинированным способом.
Пули для стрельбы используют калибра 4,5мм. Фирма определяется под показатели оружия.
Для полноценной работы необходимо соблюсти огромное количество условий: помещение, амуниция, разрешение на оружие, обучение персонала и многое другое. Но положительных моментов и вложение средств будет оправдано.
Вывод: В статье рассматривались ключевые элементы специальной подготовленности на подготовительном и соревновательном этапах спортивной подготовки. Основное внимание уделяется важности комплексного подхода к тренировочному процессу, который нуждается в регулярной диагностике состояния спортсмена. Также акцентируя внимание на необходимость внедрения современных технологий и методов в тренировочный процесс для повышения эффективности стрелковой подготовки полиатлонистов. Для полноценной работы необходимо соблюсти огромное количество условий: помещение, амуниция, разрешение на оружие, обучение персонала и многое другое. Но положительных моментов и вложение средств будет оправдано.
Список литературы.
Вайнштейн Л.М. Стрелок и тренер. - М.: Физкультура и спорт, 2002. – 223 с.
Вайцеховский С.М. Книга тренера. М.,» Физкультура и спорт», 2007. – 93 с.
Зациорский В.М. – Развитие физических качеств, - М., 2014. – 69 с.
Ланда Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности: Учебное пособие. - М.: Советский спорт, 2004. – 300 с.
Лыжный спорт: Учебник для институтов и техникумов физической культуры / Под ред. Евстафьева В.А., Сергеева Б.И., Чукардина Г.Б. - М.: Физкультура и спорт, 2012. – 94 с.
Лыжный спорт: Учебник для институтов физической культуры / Под ред. Аграновского М.А. - М.: Физкультура и спорт, 2009. – 69 с.
Лыжный спорт: Учебник для средних физкультурных учебных заведений. / Под общей ред. Матвеева Э.М. - М.: Физкультура и спорт, 2011. – 34 с.
Методическое пособие по подготовке населения, в том числе по самостоятельной подготовке населения и по подготовке лиц, подлежащих призыву на военную службу, к выполнению нормативов и требований Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) для физкультурно-спортивных работников и организаторов тестовых мероприятий: Метод. пособие / Минспорт России, Москва, 2016. – 208 с. Авторский состав: Новокрещенов В.В., Малиц В.Н., Бабкин В.В., Кадыров А.Р., Карпов А.А., Косарев П.А.
Озолин Н.Г. Молодому коллеге. - М.: Физкультура и спорт, 2011. – 120 с.