Подростковый возраст является периодом активного развития личности, когда происходит формирование самосознания, системы ценностей и межличностных отношений. В этот период особенно важно обратить внимание на проблемы в межличностном восприятии подростков, которые могут привести к конфликтам, недопониманию и негативным последствиям для психологического здоровья [2, с.207].
С целью выявления проблем межличностного восприятия подростков в процессе изучения их социометрического статуса, особенностей межличностных отношений, перцепции и коммуникативных взаимодействий в школьном коллективе была проведена психологическая диагностика. Она необходима для своевременного анализа и коррекции возникающих проблем и дальнейшей работы по формированию благоприятных межличностных отношений в образовательной среде.
Диагностика исходного уровня развития перцептивных способностей подростков проводилась на базе МОУ «Средняя школа № 8» города Шуя в сентябре 2024 г. Выборочную совокупность составили 60 человек, обучающиеся в возрасте 12-13 лет, в общем количестве 60 человек обоих полов.
Проведен подбор психодиагностических методик, релевантных задачам и предмету исследования. Так, в начале диагностики подросткам было предложено пройти тест «Кто Я?» [4], в результате которого у половины испытуемых (52%) был выявлен уравновешенный тип личности, стабильность и спокойствие в процессе коммуникации. При этом замечено, что большинство из них живут в полных семьях с двумя и более детьми. Проведя дополнительный контент-анализ полученных ответов, выявлено, что подростки воспринимают себя относительно разных особенностей своей индивидуальности и окружения (половых, социальных, физических, духовных).
Для диагностики эмпатии подростков была проведена диагностика по тесту В.В. Бойко. В результате обнаружено преобладание заниженного уровня эмпатии. Исходя из факторного анализа нами выдвинут ряд возможных причини такой динамики:
возрастные особенности;
воздействие окружения;
специфика семейного воспитания;
индивидуальные черты личности.
Показано, что подростковый возраст как активный период социализации открывает путь исследованию особенностей формирования эмпатии, что дает возможность разработать на этой основе модель среды, в которой, через развитие эмпатии в подростковом возрасте можно развивать просоциальное поведение индивида в обществе [1, с.244].
При диагностике индивидуальных свойств восприятия личности, проявляющихся в различных ситуациях группового взаимодействия была использована методика «Q-сортировка» В. Стефансона [3]. Исходя из полученных данных, выявлена альтероцентристкая модель взаимодействия с людьми, которую выбирают большинство подростков (40% испытуемых) в процессе межличностного восприятия. Она подразумевает направленность на цели и потребности субъекта коммуникации. При этом подростки также используют конформную (20%) и манипулятивную (20%) направленности.
Далее с подростками была проведена открытая беседа по теме особенностей восприятия себя и окружающих людей.
В ходе беседы обсуждались различные аспекты межличностного восприятия, такие как эмпатия, коммуникативные навыки, уровень доверия к окружающим и способность устанавливать близкие отношения. Беседа позволила подросткам лучше понять свои сильные и слабые стороны в этой области, а психологу разработать рекомендации и дальнейшую программу работы по улучшению межличностного восприятия.
В результате проведенной диагностики нами сформулированы основные проблемы межличностного восприятия в подростковом возрасте:
Недостаток эмпатии и понимания чувств других людей. Подростки часто испытывают трудности в понимании эмоций и переживаний других людей, что может привести к непониманию и конфликтам.
Трудности в установлении и поддержании близких отношений. Многие подростки сталкиваются с проблемами в общении со сверстниками и взрослыми, что затрудняет формирование дружеских и семейных связей.
Низкая самооценка и неуверенность в себе. Эти факторы могут привести к тому, что подросток будет воспринимать окружающих как угрозу или источник опасности, что затруднит установление доверительных отношений.
Недостаток навыков активного слушания и выражения своих мыслей и чувств. Это затрудняет процесс общения и взаимопонимания между подростками и окружающими людьми.
Сегодня проблемы в межличностном восприятии подростков являются актуальной темой, требующей внимания и изучения. Для успешного преодоления этих проблем необходимо проводить специальные мероприятия и программы, направленные на развитие навыков общения, повышение самооценки и эмпатии, обучение активному слушанию и конструктивному разрешению конфликтов.
Список литературы
Анисимова Е.В. Эмпатия и ее роль в межличностном взаимодействии в подростковом возрасте // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2019 Т. 8 № 6А. – С. 244-255.
Лебедева Л. Н. Психологические особенности подросткового возраста // Теория и практика современной науки. 2015. №3 (3). – С. 207-212. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-osobennosti-podrostkovogo-vozrasta-1 (дата обращения: 11.12.2024).
Романов И. В. История развития Q-методологии в контексте изучения субъективного восприятия // PEM: Psychology. Educology. Medicine. 2014. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-razvitiya-q-metodologii-v-kontekste-izucheniya-subektivnogo-vospriyatiya (датаобращения: 11.12.2024).
Тхостов А.Ш., Рассказова Е.И., Емелин В.А. Психодиагностика субъективного восприятия своих идентификаций: применение модифицированной методики «Кто я?» // Национальный психологический журнал. 2014. №2 (14). – С. 58-68. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihodiagnostika-subektivnogo-vospriyatiya-svoih-identifikatsiy-primenenie-modifitsirovannoy-metodiki-kto-ya (дата обращения: 11.12.2024).