Период начала учебы в высших учебных заведениях часто сопровождается социальными изменениями, пересмотром прежних стереотипов и стрессовыми ситуациями. У некоторых студентов это может привести к искажению истинного чувства взрослости, проявляющемуся через свободный выбор посещения занятий и внешние формы самовыражения. В конечном итоге, это может вызвать нежелание учиться, посещать учебное заведение и участвовать в общественной жизни.
Для будущего студента учеба в вузе или колледже представляет собой один из ключевых этапов его жизни, а также важный момент для личностного и профессионального становления. Поиск эффективных методов адаптации к новым социальным условиям и требованиям становится серьезной задачей для каждого студента. Адаптация является сложным социально-психологическим процессом, который определяет, как личность взаимодействует с окружающей реальностью, характеризуясь как субъективными, так и объективными факторами, которые способствуют ее интеграции в общество. Это такое состояние взаимоотношений между личностью и социальной средой, в которой она находится, в котором есть субъективные и объективные обстоятельства, позволяющие личности без особых внешних и внутренних конфликтов эффективно осуществлять профессиональную деятельность и удовлетворять свои социогенные потребности.
Термин «адаптация» в психологии понимается как перестроение психики индивида под воздействием объективных факторов окружающей среды. В научный оборот он был введён немецким физиологом Г. Аубертом для характеристики явления приспособления чувствительных органов к воздействию соответствующих раздражителей.
Под психологической адаптацией понимается психологическая включенность личности в системы социальных связей и отношений, выражающаяся в исполнении ею функций, соответствующих ее роли.
Адаптация учащихся представляет собой сложный и динамичный процесс, включающий множество этапов и аспектов, связанных с изменением их мотивации и потребностей. Это охватывает область существующих навыков, умений и привычек, которые необходимо подстроить под новые цели, задачи и условия их достижения. Основная часть адаптационных ситуаций возникает в образовательной среде после поступления в университет. Этот процесс называется дидактической адаптацией и включает в себя привыкание к новым методам работы и экспериментам с формами контроля. Успешная адаптация первокурсников напрямую влияет на их достижения в учебе.
Исследователи, ориентирующиеся на личностно-ориентированный подход, подчеркивают важность учета индивидуальных особенностей при создании образовательных средств, нацеленных на социальную адаптацию первокурсников. Это позволяет уменьшить внутренние конфликты между привычными методами взаимодействия студентов с окружающим обществом и новыми требованиями, которые выдвигают преподаватели и администрация вуза к формам учебного сотрудничества.
Процесс адаптации каждого студента идет по-своему. Обычно адаптация студентов к учебному процессу заканчивается в конце 2-го - начале 3-го учебного семестра она тесно связана с их учебными успехами и зависит от множества факторов.
В.Ю. Хицкая выделила четыре категории факторов влияющих на адаптацию:
1. Факторы готовности к учебной деятельности в ВУЗе: широта и глубина знаний бывших школьников, профессиональная направленность и заинтересованность в процессе получения новых знаний;
2. Индивидуальные особенности: уровень социальной и нравственной зрелости, правосознания, индивидуально-личностные особенности развития психических процессов;
3. Факторы, значимые для успешного процесса адаптации: наличие института кураторства/тьюторства, теоретическая и методическая подготовка преподавателей, педагогический и психологический мониторинг хода учебного процесса, личностный подход к студенту, независимо от показателей успеваемости;
4. Факторы, связанные с условиями обучения и проживания: благополучие внутригруппового общения, санитарно-гигиенические условия обучения и проживания и устройства учебного процесса.
Таким образом, для более успешной адаптации первокурсников необходимо:
1. Учитывать трудности адаптации первокурсников при построении учебных планов.
2. Использовать различные методы обучения, ориентированные не на зазубривание изучаемых дисциплин, а, в первую очередь, на обучение студентов умению выявлять главные и второстепенные причины, следствия и другие стороны изучаемых проблем.
3. Проведение курса «Введение в специальность», в рамках которого студенты первого курса должны получить четкое представление о выбранной специальности, методах и формах обучения, видах, представляемых формах отчетных документов, организации их содержания, периодах сдачи текущего и итогового контроля знаний и др.
4. Использовать у студентов первого курса системы адаптационных тренингов.
5. Повышение роли куратора в адаптации студентов к условиям обучения в вузе.
6. Активное привлечение первокурсников к социально-культурной жизни вуза.
7. Привлечение студентов первого курса к участию в социальных и образовательных проектах.
Результатом процесса адаптации является высокий уровень адаптации студентов к обучению в вузе. Это предполагает наличие следующих особенностей в поведении и деятельности: удовлетворительное психологическое и физическое состояние студента в различных ситуациях в вузе; принятие им социальных ожиданий и предъявляемых к нему требований, а также соответствие его поведения этим ожиданиям и требованиям; способность придавать происходящему в вузе желательное для себя направление и пользоваться имеющимися условиями для успешного осуществления своих учебных и личностных стремлений и целей. Адаптированные к вузовской среде студенты обычно довольны собой, пребывают в хороших отношениях с окружающими и испытывают преимущественно положительные эмоции.
Исследование процесса адаптации студентов 1 курса проходило в Ставропольском филиале федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский педагогический университет. В исследовании приняли участие студенты специальности «Юриспруденция» в количестве 44 человека.
Результаты по методике адаптированности студентов в ВУЗе Т.Д. Дубовицкой, А.В. Крылова предоставлены на рисунке 1.
Высокие показатели по шкале адаптированности к учебной группе показывают, что большинство студентов чувствуют себя комфортно в окружении своей учебной группы. Они не отстранены от об общения с ними, не испытывают сложности во взаимодействии с одногруппниками, легко находят с ними общий язык, выявляют принятые в группе нормы и правила и следуют им. В такой группе студенты принимают и поддерживают интересы и взгляды друг друга, активно проявляют инициативу и могут обратиться друг к другу за помощью.
Присутствие результатов с низкими показателями по шкале адаптированности к учебной группе указывает на наличие значительных трудностей, с которыми сталкиваются студенты в процессе взаимодействия с однокурсниками. Это может проявляться в их стремлении избегать общения, а также в выраженной сдержанности и дистанцированности в межличностных отношениях. Такие студенты зачастую испытывают сложности в установлении контактов, что может быть связано с недостатком уверенности в себе или с отсутствием навыков эффективного общения. Они могут не разделять общепринятые нормы и правила, которые существуют в группе, что усугубляет их чувство изоляции. Это приводит к тому, что они не находят понимания и поддержки со стороны своих сверстников, что, в свою очередь, затрудняет возможность обращения за помощью в сложных ситуациях.
Высокие показатели по шкале адаптированности к учебной деятельности свидетельствуют о том, что студенты демонстрируют значительные успехи в освоении учебных предметов. Они успешно справляются с выполнением учебных заданий в установленные сроки, что говорит об их организованности и целеустремленности. Важным аспектом является то, что такие студенты не только способны самостоятельно решать возникающие проблемы, но и активно обращаются за помощью к преподавателям в случае необходимости. Они свободно выражают свои мысли и идеи на занятиях, что позволяет им проявлять индивидуальность и демонстрировать свои способности в рамках учебного процесса.
С другой стороны, низкие показатели по шкале адаптированности к учебной деятельности, напротив, указывают на то, что студенты испытывают серьезные трудности в освоении учебных предметов и выполнении заданий. Это может проявляться в затруднениях при выступлении на занятиях и выражении собственных мыслей. В таких случаях студенты часто не имеют возможности задать вопросы преподавателю, что только усугубляет их положение. В результате они могут испытывать необходимость в дополнительных консультациях по многим предметам, что затрудняет их академическую деятельность и препятствует проявлению индивидуальности и способностей на занятиях.
Исследование показало, что несмотря на довольно высокие результаты студентов по адаптированности к учебной группе (77%) и по адаптированности к учебной деятельности (82%), присутствуют средние (18% адаптированность к учебной группе и 13% адаптированность к учебной деятельности) и низкие показатели (5% адаптированность к учебной группе и к учебной деятельности). Наличие низких показателей свидетельствует о необходимости создания условий для более эффективной адаптации студентов первых курсов к образовательному процессу.
Для эффективной адаптации в Вузе и достижения желаемых результатов этом процессе, студентам необходимо психологическое сопровождение на протяжении всего процесса адаптации. Психологическое сопровождение начинается еще до поступления студентов на 1 курс, в процессе подготовки учебного пространства, с учетом особенностей данного периода для студентов.
Психологическое сопровождение студентов имеет большое значение, так как преследует множество значимых целей:
1. Одной из ключевых целей психологического сопровождения является помощь студентам в адаптации к новым социальным и учебным условиям. Переход из школы в вуз часто сопровождается стрессами, связанными с изменением окружения, уровнем требований и социальной динамикой. Психологическая поддержка может включать тренинги по адаптации и программы по развитию необходимых навыков.
2. Создание оснований для высокой учебной мотивации студентов является еще одной важной целью. Психологическое сопровождение включает в себя выявление потребностей и интересов студентов, что способствует более глубокому пониманию значимости учебной деятельности и помогает избежать выгорания.
3. Студенческая жизнь может быть источником значительных стрессов. Психологическое сопровождение направлено на развитие стрессоустойчивости у студентов, обучение их стратегиям управления стрессом и преодоления трудностей, что в свою очередь способствует повышению их общего благосостояния.
4. Психологическое сопровождение помогает студентам в процессе формирования их профессиональной идентичности. Это может включать в себя психологические практики, которые способствуют самопознанию и осознанию собственных ценностей и целей в контексте выбранной профессии.
5. В процессе обучения важно развивать социальные и коммуникативные навыки. Психологическое сопровождение может включать в себя тренинги по развитию навыков эффективного общения, что поможет студентам легче находить общий язык с сокурсниками и преподавателями.
6. Психологическое сопровождение на первом году обучения также нацелено на создание поддерживающей социальной среды, способствующей обмену опытом и информации среди студентов. Такие группы могут стать источником поддержки и взаимопомощи, что поможет в преодолении трудностей.
Адаптация студентов первого курса к условиям высшего учебного заведения представляет собой многоаспектный процесс, требующий всестороннего подхода и внимания со стороны образовательных учреждений. В ходе написания данной курсовой работы было выявлено, что успешная адаптация студентов во многом зависит от реализации психологического сопровождения, которое способствует формированию у учащихся необходимых навыков, уверенности в собственных силах и социальной интеграции.
Среди самых распространенных методов психологического сопровождения студентов можно выделить:
1. Использование психологических тестов для диагностики уровня стресса, тревожности, адаптивных возможностей и других психологических характеристик студентов позволяет разработать индивидуальные программы помощи и сопровождения, осуществляя при этом раннее выявление проблем.
2. Создание систем наставничества, где старшекурсники или преподаватели выступают в роли наставников, может значительно помочь первокурсникам в их адаптации. Наставники могут предоставить необходимую информацию, поддержку и практические рекомендации, что способствует более гладкому переходу в вуз.
3. Индивидуальные консультации предоставляют студентам возможность обсудить свои тревоги, страхи и проблемы, возникшие в процессе адаптации. Психолог, работающий с первокурсниками, может использовать методы активного слушания, эмпатии и специфические психологические техники для выявления и анализа проблем, что способствует повышению уровня самосознания и решению личных трудностей.
4. Групповые тренинги, направленные на развитие навыков общения, командной работы и групповой динамики, помогают студентам наладить социальные связи и укрепить поддержку в новых условиях. Эти тренинги могут включать элементы ролевых игр, обсуждений и заданий, способствующих развитию межличностных навыков.
5. Формирование толерантной и поддерживающей среды в вузе, где студенты могут обсуждать свои проблемы и трудности, является важным условием для успешной адаптации. Это может включать организацию сообществ, клубов по интересам и культурных мероприятий, способствующих интеграции студентов в университетскую жизнь.
Результаты исследования подчеркивают важность системного подхода к психологическому сопровождению, охватывающего как индивидуальные, так и групповые методы работы. Индивидуальные консультации, тренинги по развитию стрессоустойчивости и социальным навыкам, а также программы менторства играют ключевую роль в создании комфортной среды для студентов. Такой подход не только помогает справиться с первичными трудностями, но и формирует у студентов положительное отношение к учебному процессу в целом.
Также имеет значение и создание системы профилактических мероприятий, направленных на предупреждение возможных проблем в процессе адаптации. Проведение психологических семинаров, создание групп поддержки, а также использование платформ для анонимного общения позволяют студентам своевременно получать необходимую помощь и рекомендации, что, в свою очередь, снижает вероятность возникновения глубоких эмоциональных травм и проблем с успеваемостью.
Таким образом, психологическое сопровождение процесса адаптации студентов первого курса представляет собой незаменимый инструмент, способствующий их гармоничному развитию и успешной интеграции в новое образовательное пространство. Необходимость разработки и внедрения эффективных программ поддержки становится очевидной, что требует инициирования дальнейших исследований в данной области и активного вовлечения всех участников образовательного процесса. Данная работа подчеркивает, что инвестиции в психическое здоровье студентов являются залогом успешного будущего не только для них, но и для всего образовательного сообщества в целом.
Список источников
Акимбекова, В. Г. Адаптация студентов вуза и колледжа и ее психологические особенности / В. Г. Акимбекова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 14 (304). — С. 137-139. — URL: https://moluch.ru/archive/304/68580/ (дата обращения: 29.11.2024 г.)
Говорушенко А.В. АКАДЕМИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ – ПЕРВОКУРСНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ // Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2021. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/akademicheskaya-adaptatsiya-studentov-pervokursnikov-k-obucheniyu-v-vuze (дата обращения: 29.11.2024 г.)
Григорьева, В. П. Особенности социально-психологической адаптации студентов первого курса к образовательному процессу в вузе / В. П. Григорьева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 43 (385). — С. 59-61. — URL: https://moluch.ru/archive/385/84881/ (дата обращения: 29.11.2024 г.)
Попова Ю.И., Шкуропий К.В., Аветисян Т.С. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧЕБНОЙ АДАПТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ КОЛЛЕДЖА // Общество: социология, психология, педагогика. 2020. №8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskoe-soprovozhdenie-uchebnoy-adaptatsii-obuchayuschihsya-kolledzha (дата обращения: 29.11.2024 г.)
Сахарова С. М. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К АДАПТАЦИИ ПЕРВОКУРСНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ // Московский педагогический журнал. 2023. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodologicheskie-podhody-k-adaptatsii-pervokursnikov-v-obrazovatelnoy-organizatsii-vysshego-obrazovaniya (дата обращения: 29.11.2024 г.)
Семенова В.В., Козырева Д.О., Сизоненко М.И. АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА К УСЛОВИЯМ ВУЗА // Проблемы современного педагогического образования. 2023. №81-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/adaptatsiya-studentov-pervogo-kursa-k-usloviyam-vuza (дата обращения: 29.11.2024 г.)
Умрихина Виктория Игоревна, Ишкина Мерьем ВОПРОСЫ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКУРСНИКОВ В ВУЗЕ // CARJIS. 2022. №Special Issue 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/voprosy-adaptatsii-pervokursnikov-v-vuze (дата обращения: 29.11.2024 г.)
Скитейкина, Ю. А. Социальная адаптация студентов в вузе / Ю. А. Скитейкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 41 (383). — С. 303-307. — URL: https://moluch.ru/archive/383/84494/ (дата обращения: 29.11.2024 г.)
Скоробогатова, А. И. Организационно-педагогические условия адаптации первокурсников к учебе в вузе / А. И. Скоробогатова, Е. Ю. Трифонова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 21 (520). — С. 248-249. — URL: https://moluch.ru/archive/520/114442/ (дата обращения: 29.11.2024 г.)
Швацкий А.Ю. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ КОЛЛЕДЖА // АНИ: педагогика и психология. 2021. №3 (36). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskoe-soprovozhdenie-protsessa-adaptatsii-obuchayuschihsya-k-obrazovatelnoy-srede-kolledzha (дата обращения: 29.11.2024 г.)