Влияние искусственного интеллекта на управление предприятиями - Студенческий научный форум

XVII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2025

Влияние искусственного интеллекта на управление предприятиями

Лотышева Д.С. 1, Домбаян Л.С. 1, Перова М.В. 1
1ЮРИУ РАНХиГС
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Настоящая работа предоставляет собой анализ текущих тенденций, выводов и рекомендаций, которые помогут предприятиям эффективно адаптироваться к изменениям, связанным с развитием технологий ИИ.

Революционные изменения в области AI происходят на фоне стремительного развития технологий, увеличения объемов данных в геометрической прогрессии и растущей необходимости для всех субъектов государственных отношений адаптироваться к быстро меняющейся конкурентной среде.

За последнее время искусственный интеллект (AI) успел стать трендом в большинстве сфер жизни: искусственный интеллект пишет тексты, обрабатывает массивы данных, оцифровывает разговорную речь и выдает ее в виде текста, а также самостоятельно развивается, опираясь на программные коды в фундаменте. Искусственный интеллект интегрировался в управление и бизнес и стал одним из самых востребованных инструментов для оптимизации процессов, повышения эффективности и снижения рисков в управлении предприятиями.

Системы на основе AI способны не только улучшать взаимодействие с клиентами и повышать их удовлетворенность, но и обеспечивать более эффективное управление ресурсами, выявлять потенциальные риски и предсказывать изменения на рынке. Эти возможности открывают новые перспективы для предприятий всех размеров, меняя подходы к управлению и стратегии развития.

Таким образом, изучение влияния искусственного интеллекта на управление предприятиями становится актуальной задачей для бизнес-аналитиков, менеджеров и ученых, стремящихся создать конкурентоспособные организации в условиях цифровой экономики. В данной работе будет рассмотрено, как AI трансформирует управленческие процессы и какие преимущества и вызовы он приносит в современный бизнес.

Благодаря возможностям быстрой обработки данных и их анализа AI приспособлен к автоматизации рутинных задач, включающих работизацию процессов и адаптацию ИИ под чат-ботов и виртуальных ассистентов.

Первое предполагает, что AI и системы машинного обучения могут выполнять однообразные, повторяющиеся задачи, такие как ввод данных, обработка счетов и управление запасами через внедрение в искусственный интеллект умных алгоритмов. Это позволяет снизить риск ошибок посредством человеческих факторов и позволяет персоналу сосредоточиться на стратегических задачах или нецикличных процессах.

AI как виртуальные ассистенты используются для обслуживания клиентов и оказания помощи сотрудникам по решению стандартных вопросов. Также такой подход помогает снизить нагрузку на оперативные рабочие команды персонала.

Использование AI для анализа данных обрабатывать большие объемы данных из различных источников, выявляя закономерности. Таким образом последующие решения определяются путем логических заключений по фактическим данным.

AI в контексте предсказательной аналитики позволяет определять последующие тенденции на основе исторических данных.

AI позволяет управлять запасами для уменьшения затрат на их хранение путем анализа информации транзакций и потребления.

В управлении логистикой AI помогают в оптимизации маршрутов доставок и управления транспортом, сокращая затраты на логистику.

В вопросах принятия решений AI создают сценарии и рекомендации по заданным признакам и улучшают способы представления данных, делая их более доступными для восприятия сотрудников и руководства.

Внедрение AI в управление предприятием также играет роль в снижении рисков кибербезопасности: мониторинг интернет-пространства в режиме реального времени, обнаружение потенциальных угроз и аномалий.

Искусственный интеллект также позволяет контролировать качество производимых компанией товаров и услуг через контроль производственных процессов: выявление дефектов и отклонений на ранних стадиях производства для минимизации риска потерь.

По статистическим данным, полученным из портала «Цифровая экономика», основными группами технологий AI внедренных в предпринимательскую сферу являются: компьютерное зрение, распознание и синтез речи, рекомендательные системы, биометрия, обработка естественного языка, системы кибербезопасности на основе ИИ, перспективные методов применения ИИ, интеллектуаьные системы управления.

Таблица 1. Уровень использования основных групп технологий ИИ числом Российских организаций на 2024год

По данным таблицы, наиболее популярным инструментом внедрения ИИ в деятельность предприятий является компьютерное зрение (78,7%), которое позволяет интегрировать программы и системы, обрабатывая визуальную информацию. Такой инструмент применяется на производстве и в складских помещениях. За счет ИИ определяются и классифицируются дипы дефектов товаров.

Так как AI на этапах своего развития напрямую затрагивает общественную жизнь, то существует необходимость его нормативно-правового регулирования (далее НПА). На сегодняшний день такими НПА являются:

– "Стратегия развития ИИ в Российской Федерации на 2019-2030 годы" от 2019 года. Данный документ определяет основные цели и направления работы, правовой основы для безопасного и эффективного применения ИИ в общественной среде;

– законопроект от 2021 года о "Цифровых финансовых активах", который касается использования ИИ в финансовых технологических решениях в предпринимательском секторе;

– запущенная в 2019 году государственная программа "Цифровая экономика" предлагает программы мероприятий для активно развивающихся направлений, связанных с ИИ, которые также включают создание правовых основ и норм для его интеграции в различные сферы жизни;

– Федеральный закон «О персональных данных» №152-ФЗ напрямую опирается на вопросы, связанные с использованием ИИ, т.к. большинство систем ИИ работают с персональными данными. На практике реализация данного законодательства проявляется в виде «закона о конфиденциальности данных», который подписывается пользователем для дальнейших действий на сервере.

Также Российская Федерация принимает участие в международных форумах и проектах по обмену опытом и практиками по применению нормативно-правовой базы относительно AI.

Интеграция искусственного интеллекта в работу предприятия позволяет бизнесу соответствовать основным трендам и направлениям, среди которых:

– возрастающая роль искусственного интеллекта в бизнесе, обусловленная развитием технологий AI и широким диапазоном их внедрения во все сферы общественной деятельности;

– необходимость повышения эффективности и гибкости управления проектами с внедрением искусственного закрывается благодаря его способности к скоростной обработке больших объемов информации, высокой скорости адаптации к принятию новых решений и введения новых процессов;

– предполагаемые направления применения AI для оптимизации работы предприятия;

– неполная и недостаточная изученность практики применения искусственного интеллекта в управлении проектами и предприятием.

Таким образом, актуальность исследования влияния искусственного интеллекта на управление предприятием, в частности на оптимизацию процессов управления проектами, обусловлена необходимостью повышения эффективности и гибкости управления в условиях возрастающей роли AI в бизнесе.

Список использованной литературы

  1. «Белая книга» Цифровой экономики [Электронный ресурс] – Режим доступа: [Электронный ресурс] – Режим доступа https://цифроваяэкономика.рф/trends

  2. Федеральный закон "О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 31.07.2020 № 259-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/

  3. Указ Президента РФ от 10.10.2019 N 490 (ред. от 15.02.2024) "О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации" (вместе с "Национальной стратегией развития искусственного интеллекта на период до 2030 года") [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/

  1. Новые технологии ногтевого сервиса [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://krasivo.biz/novye-tehnologii-v-nogtevom-servise/

  1. Цифровая экономика РФ [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/858/

  2. Федеральный проект «Искусственный интеллект» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://ai.gov.ru/national-strategy/

  3. Федеральный закон "О персональных данных" от 27.07.2006 N 152-ФЗ [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/

  4. Цифровая и ИТ стратегия предприятия [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.specialist.ru/course/

  5. Искусственный интеллект в управлении компанией [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://vsevsalone.ru/blog/

Просмотров работы: 15