Первые чертежи
Хотя выдающийся изобретатель Леонардо да Винчи разработал проект первого летательного аппарата ещё в 1483 году, реализация полета человека стала возможной лишь спустя три столетия. Начало этой эры ознаменовали управляемые воздушные шары, использующие силу ветра.
Первый лётный опыт
Братья Монгольфье вместе с пилотом Джин-Франкосом открыли новую страницу в истории покорения воздушной стихии. Их прототип воздушного шара был не слишком далёк от современных моделей: полёт стал возможным благодаря разнице температур тёплого газа внутри шарообразной сферы и холодного воздуха снаружи. Успешный эксперимент был зафиксирован в 1783 году.
Впоследствии предпринимались неоднократные попытки оснастить гондолу воздушного шара двигателем, чтобы не зависеть исключительно от ветра. Но только в 1901 году бразилец Альберто Сантос-Дюмон смог совершить полёт на сигарообразном аппарате с бензиновым двигателем над окрестностями Парижа. Расстояние полёта тогда составило всего 11 километров.
В 1914 году немец Ганс Берлинер совершил перелёт от Берлина до Урала. Постепенно воздушные шары были вытеснены громоздкими дирижаблями, способными перевозить большое количество людей. Эти огромные корабли могли пересекать океаны и даже совершать кругосветные путешествия, как это сделал в 1929 году дирижабль «Граф Цеппелин». В дальнейшем эти летательные аппараты нашли своё применение в военной авиации.
Первый парашют
Индивидуальные средства обеспечения безопасности в воздушной среде имеют свои характерные особенности. С задачей обеспечения более плавного снижения успешно справляется тканевый купол, который был изобретён практически одновременно с воздушным шаром — в 1783 году. Так, Луи Себастьян Ленорман, желая продемонстрировать возможности конструкции купола, использовал для этого обычные пляжные зонты. Правда, прыгал он всего лишь с высокого дерева.
Уже в 1802 году другой француз, Андре-Жак Гарнерен, покорил высоту в 2400 метров. В середине XX века была создана Федерация парашютного спорта, что дало толчок развитию этого популярного развлечения.
Первый вертолет
В наши дни вертолёты оснащаются двумя винтами, способными обеспечить подъёмную силу, достаточную для транспортировки нескольких человек или даже целой группы. Однако так было не всегда. В 1784 году французы Бьенвеню и Лонуа смогли создать прототип вертолёта, а спустя более полувека англичанин Кейли сумел поднять своё изобретение над землёй на высоту одного метра.
В начале XX века вертолёты могли подниматься на высоту до двухсот метров, но всё ещё оставались неуправляемыми и были привязаны к земле тросами. Только в конце 30-х годов удалось совершить вертикальный полёт с помощью вращающихся лопастей. В этом отличился русско-американский авиаконструктор Игорь Сикорский, который ранее занимался самолётостроением. В Российской империи Сикорский построил два вертолёта в 1908 и 1909 годах. Эти аппараты могли подниматься в воздух, но были недостаточно мощными, чтобы поднять пилота.
Первый планер
Изобретение Отто Лилиенталя, немецкого инженера, жившего во второй половине XIX века, положило начало свободному планированию на воздушных потоках. Однако его «глайдер» стал причиной смерти своего создателя. Лишь в 1896 году американские изобретатели усовершенствовали хвостовую часть аппарата, создав легко управляемый планер. С 30-х годов XX века такие индивидуальные планеры начали производить массово. Первоначально их использовали в военных целях, когда требовалось преодолеть засаду и добраться до своих.
Современные технологии позволили значительно улучшить аэродинамические характеристики планеров, что сделало их использование отдельным видом туристического спорта.
Первый самолет
Именно эти летательные аппараты были первыми творениями братьев Райт. Однако история показала, что это увлечение стало предвестником появления настоящих самолётов. В 1903 году двигатель внутреннего сгорания в моторе аэроплана «Флайера» достиг скорости полёта в 3 метра в секунду.
Спустя несколько десятков лет это достижение было многократно превзойдено, и самолёты стали основным видом воздушного транспорта. При этом летательный аппарат лишился своего винта и стал реактивным. Именно реактивная тяга позволяет развивать скорость свыше 700 километров в час. Первый такой двигатель — легендарный «Юнкерс», выпущенный немецкими разработчиками из «БМВ» в 1938 году. Позднее этой технологией воспользовались все передовые страны мира.
На данный момент развитие технического прогресса привело к тому, что в 2004 году NASA сконструировали беспилотный аппарат, способный развить скорость 3 километра в секунду. Таким образом, в скором времени можно ожидать появления пассажирских ракетопланов.
Достижения Отечественной авиации
Если рассматривать современное авиастроение в России, то следует начать с далёкого 1910 года, когда был выпущен биплан «Россия-А», созданный на основе французской конструкции. Спустя несколько лет имя Яна Нагурского стало известно всему миру, и его по праву можно считать основателем арктической авиации.
Впоследствии Советский Союз, благодаря усилиям своих инженеров и самостоятельно разработанным воздушным судам, стал одной из передовых авиационных держав мира, создав один из самых больших самолётов. Аэрофлот первым преодолел рубеж в 100 миллионов пассажиров, перевезённых за один календарный год, и до сих пор занимает почётное третье место в мире по пассажирообороту.
Среди наиболее значительных достижений отечественной авиации следует отметить грандиозное достижение советского завода имени Антонова. Именно здесь в конце 1980-х годов был спроектирован самый большой пассажирский самолёт в мире под названием «Мрия», что в переводе с украинского означает «мечта». Грузоподъёмность этого колоссального сверхтяжёлого самолёта до сих пор остаётся непревзойденной. Создание этого воздушного судна было связано с разработкой космической программы великой страны.
Список литературы
1. Шавров, В.Б. История конструкций самолетов в СССР; М.: Машиностроение; Издание 2-е, испр., 1988. - 568 c.
2. Платонов, А.В. Несостоявшиеся "Авианосные державы"; СПб: Галея Принт, 1999. - 336 c.
3. Соболев, Д.А. История самолетов. Начальный период; М.: Росспэн, 1995. - 343 c
4. Володин, В.В. История воздухоплавания; М.: Изобразительное искусство, 1988. - 319 c
5. Муромов, И.А. 100 Великих авиакатастроф; М.: Вече, 2003. - 525 c
6. Дузь, П.Д. История воздухоплавания и авиации в России (июль 1914 г. - октябрь 1917 г.); М.: Машиностроение; Издание 3-е, доп., 1989. - 336 c.
7. В. С. Пышнов. Основные этапы развития самолета. М.: «Машиностроение», 1984. — 94 с.