Специфика стратегий поведения в конфликте у современной студенческой молодежи - Студенческий научный форум

XVII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2025

Специфика стратегий поведения в конфликте у современной студенческой молодежи

Чернова Д.Ю. 1, Задорожная И.А. 1
1Ставропольский филиал ФГБОУ ВО «Московского педагогического государственного университета»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Современное студенческое сообщество сталкивается с множеством конфликтных ситуаций, будь то разногласия в академической среде, межличностные разногласия или столкновение культурных ценностей. Понимание специфики стратегий поведения в конфликте у студенческой молодежи является важной задачей, так как это может помочь в создании более здоровой и продуктивной образовательной среды.

Конфликт представляет собой сложный социально-психологический феномен, который возникает при столкновении несовместимых интересов, целей или ценностей различных сторон, сопровождающийся эмоциональным напряжением и активными действиями по их отстаиванию.

Изучением конфликтов в педагогике занимались многие ученые и исследователи, которые внесли значительный вклад в понимание конфликтов в образовательной среде. В трудах Л. И. Божович, В. А. Крутецкий, Л. С. Славина. раскрывают сущность понятия «конфликт», определяют различные виды конфликтов.

А. Я. Анцупов, Е. М. Бабосов, А. В. Глухова, А. В. Дмитриева, А. И. Шипилов изучают конфликты, их особенности в различных сферах социального взаимодействия (семейной, производственной, образовательной и т. д.), а также исследуют условия и способы конструктивного урегулирования конфликтов.

Н. И. Леонов рассматривает психологию конфликтного поведения, методы и концептуальные подходы в исследовании конфликтов и конфликтного поведения, а также занимается вопросами управления конфликтами.

С. В. Баныкина, Г. И. Козырев, Н. В. Самсонова предприняли попытки описать теоретические основы педагогической конфликтологии.

Г. Л. Воронин, В. И. Журавлёв выявили фактологические основы конфликта в педагогическом процессе.

К основным характеристикам конфликта относятся: наличие противоположных сторон или участников; осознание участниками несовместимости своих интересов, целей, ценностей; активные действия сторон, направленные на достижение своих целей; эмоциональная напряженность и стресс.

Конфликты, представляющие собой сложное социально-психологическое явление, весьма многообразны и их можно классифицировать по различным признакам. В социальной психологии существует многовариантная типология конфликта в зависимости от тех критериев, которые берутся за основу.

Так, например, конфликт может быть внутриличностным, межличностным, между личностью и группой, в которую она входит, между организациями или группами одного или различного статуса. Межличностный конфликт является наиболее распространенной форма конфликта в организациях. Это, как правило, борьба за ограниченные ресурсы: материальные средства, вакантное место, рабочую силу, время использования оборудования или одобрение проекта. Каждый при этом считает, что в ресурсах нуждается именно он, а не кто-нибудь другой. Межличностный конфликт может также проявиться в столкновении различных типов характера, темперамента. Такие черты характера, как импульсивность, вспыльчивость, стремление доминировать, бесцеремонность в обращении и др., порождают напряженность в человеческих отношениях, и, в конечном счете, могут привести к конфликтам.

Конфликт между личностью и группой возникает, когда член группы отступает от сложившихся в группе норм поведения и труда. Другой распространенный конфликт этого типа – между группой и руководителем. Наиболее остро такие конфликты протекают при неадекватности стиля руководства уровню зрелости коллектива, из-за несоответствия компетентности руководителя и специалистов, из-за неприятия нравственного облика и характера руководителя. Межгрупповой конфликт возникает между различными (формальными и неформальными) группами в организации, между высшим и более низкими уровнями управления.

Функции конфликтов можно разделить на две группы:

1. Конструктивные (способствующие прогрессу). К ним относятся, например:

  • Информационная. Конфликт обнаруживает и фиксирует противоречия и проблемы в обществе, организации, группе.

  • Разрешение противоречий. Развитие конфликта способствует устранению недостатков и просчётов в социальной организации, которые привели к конфликту.

  • Снятие социальной напряжённости. Конфликт помогает разрядить обстановку и снять накопившуюся напряжённость.

  • Интегративная, объединительная. Перед лицом внешней угрозы группа использует все свои ресурсы для сплочения и противоборства с внешним врагом.

  • Стабилизация социальной системы. Разрешение конфликта приводит к ликвидации источников неудовлетворённости.

  • Стимуляция группового творчества. В процессе поиска путей разрешения конфликта разрабатываются новые подходы, идеи, инновационные технологии.

  • Возникновение новых норм общения. Конфликт может помочь наполнить новым содержанием старые нормы.

2. Деструктивные (разрушительные, ведущие к невосполнимым потерям и откату назад). К ним относятся, например:

  • разрушение существующей совместной деятельности;

  • ухудшение или развал отношений;

  • негативное самочувствие участников;

  • низкая эффективность дальнейшего взаимодействия.

Обе эти функции одновременно присутствуют в любом конфликте, но в каждом конкретном случае одна из них преобладает.

Современная конфликтология выделяет пять стратегий поведения в конфликтной ситуации. Стратегия «приспособление» предполагает ситуацию, в которой одна сторона конфликта соглашается с другой стороной, признавая её правоту, несмотря на имеющиеся возражения. Уход от конфликтной ситуации проявляется в стратегии «избегание». При избегании любая из сторон стремится «перевести стрелки» на что-то другое, чтобы не концентрировать внимание на самом конфликте. Стратегия «соперничество» характеризует активное противостояние одной конфликтующей стороны другой в борьбе за что-то ценное, имеющее значимость для обеих сторон. При стратегии «компромисс» конфликтующие стороны совместно находят решение конфликтной ситуации, удовлетворяющее их. При компромиссе каждая из сторон в какой-то мере отказывается от первоначальных требований, идя на уступки оппоненту. Наиболее продуктивной считается стратешгия «сотрудничество». Это попытка разрешить конфликт, учитывая как интересы противоположной стороны, так и ценность межличностных отношений. Выбор стратегии зависит от конкретной ситуации и личных предпочтений.

Исследование стратегий поведения в конфликте у современной студенческой молодежи проводилось в Ставропольском филиале фгбоу во «Московский педагогический государственный университет». В исследовании приняли участие студенты СПО 3 курса, специальности «Преподавание в начальных классах». Объем выборки составил 23 человека.

В ходе исследования была использована диагностика предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса, представляющий собой личностный тест, разработанный К. Томасом для изучения предрасположенности человека к различным стилям поведения в конфликтных ситуациях. Данная методика позволяет выявить доминирующие стратегии разрешения конфликтов, используемые индивидом. Данная диагностика основана на модели, выделяющей пять основных стилей поведения в конфликте: соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание и приспособление. Респондентам предлагается оценить, насколько характерны для них те или иные стратегии реагирования на конфликтные ситуации. Помимо диагностики личностных особенностей, данная методика может использоваться в качестве ориентира для изучения адаптационных и коммуникативных характеристик личности, а также особенностей стиля межличностного взаимодействия. Результаты теста могут быть полезны для развития навыков эффективного управления конфликтами.

В ходе проведения исследования, были получены результаты, представленные на Рисунке 1.

Рисунок 1. Результаты методики диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса

По результатам диагностики было выявлено, что 20% испытуемых склонны к стратегии «Соперничество». Это наименее эффективный, но наиболее часто используемый способ поведения в конфликтах, выражается в стремлении добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому.

Также, по результатам исследования выявлено, что 43 % испытуемых склонны к стратегии «сотрудничество». Сотрудничество проявляется в том, что участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющий интересы обоих сторон.

Компромисс - соглашение между участниками конфликта, достигнутое путем взаимных уступок. Выявлено, что 75% студентов склонны идти на компромисс.

Для стратегии «Избегание» характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей. У 74% испытуемых склонность к избеганию конфликтных ситуаций.

Склонность к стратегии «приспособление» характерно для 54% респондентов. Приспособление - это противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого.

Наиболее оптимальной стратегией поведения в конфликте у современной студенческой молодежи является «Сотрудничество», так как подразумевает активное взаимодействие участников конфликта, где каждая сторона стремится понять потребности и интересы другой. Это создает атмосферу доверия и открытости, что способствует более глубокому анализу проблемы и поиску совместных решений, которые могут удовлетворить обе стороны. Кроме того, стратегия сотрудничества развивает навыки коммуникации, что особенно важно для студентов, готовящихся к профессиональной деятельности.

В связи с этим, целесообразно предложить ряд рекомендаций, направленных на улучшение навыков взаимодействия и разрешения конфликтов среди студентов. Эти рекомендации помогут создать более благоприятную атмосферу в учебной среде и способствовать формированию конструктивного подхода к решению возникающих разногласий.

  1. Фокусироваться на развитии у студентов умений слушать друг друга, понимать интересы сторон и находить взаимовыгодные решения.

  2. Создавать ситуации, требующие от студентов совместного поиска решений, удовлетворяющих интересы всех сторон.

  3. Обсуждать со студентами преимущества компромиссного подхода, умения находить баланс между различными позициями.

  4. Вовлекать студентов в процесс принятия решений, поощряя их активное участие и ответственность.

Список источников

  1. Психологические особенности реализации стратегий конфликтного поведения студенческой молодежи. Бортякова В.А. 2017

  2. Жукова, Н. В. Конфликты в молодежной среде: причины и пути разрешения. – Екатеринбург: УрФУ, 2021.

  3. Федотов, Р.В. Студенческая молодежь: конфликтология и психология / Р.В. Федотов. - Архангельск: Поморский университет, 2021. – 210с.

  4. Иванова, Л. В. Студенческие конфликты: взгляд изнутри. – Казань: Казанский университет, 2022. – 150 с.

  5. Власова, Е.А. Поведение молодежи в конфликтных ситуациях: методология и практика / Е.А. Власова. - Новосибирск: НГУ, 2021

Просмотров работы: 63