Подготовка специалистов среднего звена по направлению «Социально-культурная деятельность» включает в себя как профессиональные модули и междисциплинарные курсы, направленные на профессиональную подготовку студента по выбранной специальности СПО, так и большое количество общепрофессиональных и общеобразовательных дисциплин, объем и содержание которых также формируется с учетом специфики направления подготовки. Так среди общеобразовательных дисциплин, изучаемых студентами отделения «Социально-культурная деятельность» Ульяновского колледжа культуры и искусства на втором и третьем годах обучения преподается дисциплина «История искусства». В то же самое время студенты изучают в рамках своей профессиональной подготовки режиссуру театрализованных представлений и основы драматургии.
Наличие в курсе по истории искусства разделов, посвященных истории театрального искусства и кинематографа в России и СССР XIX-XX вв. наводит на мысль о наличии широких междисциплинарных связей, позволяющих студентам более глубоко и многогранно изучить базовые темы как в рамках МДК, так и в пределах дисциплины.
Возникает несколько вопросов: каким образом реализовать межпредметные связи, существующие между режиссурой и историей искусства? Возможны ли такие виды интеграции, как бинарные и интегрированные занятия? Что дает подобная интеграция и сами межпредметные связи преподавателям в их педагогической деятельности? На эти вопросы мы и попытаемся ответить в данной статье.
История искусств является междисциплинарной областью исследований, в связи с чем при преподавании этой дисциплины необходимо придерживаться междисциплинарного подхода. Исследование художественного произведения невозможно без рассмотрения процесса его создания и последующего использования, что обуславливает необходимость включения в искусствознание смежных дисциплин, таких как краеведение, археология, история, статистика, источниковедение, естественные науки, демография и другие, в зависимости от специфики и истории создания произведения. Близкими к искусствоведению науками и исследовательскими областями являются философия искусства, культурология, эстетика, психология искусства, социология, семантика и семиотика искусства, религиоведческий, литературоведческий и герменевтический подходы.
Изучение истории искусства предполагает по мнению ряда исследователей специфический набор методов, присущих художественному образованию вообще. К их числу относятся:
Семиотический. Является основополагающим, поскольку рассматривает сферу искусства как коммуникацию. Коммуникативные проблемы искусства затрагивают ситуации знакомства и понимания произведений, поэтому их ключевыми категориями выступают знак, значение и репрезентация содержания для воспринимающего. Семиотический метод раскрывает сущность языка искусства, его значений и смыслов, что способствует коммуникации с произведением искусства и обеспечивает возможность говорить о произведении за счёт установления связей между художником, произведением, зрителем и обществом.
Диалогический. Является логичным продолжением семиотического метода. Разговор об искусстве в процессе обучения представляет собой умение сформулировать и выразить собственную точку зрения, репрезентировать её диалогически, аргументировать и критически осмыслить.
Сравнительно-исторический. Расширяет возможности семиотики и диалога благодаря погружению в общественно-исторический контекст эпохи создания произведений искусства.
Искусствоведческий анализ. Позволяет увидеть отдельные элементы произведения искусства и связи между ними, что способствует более полному пониманию цельного художественного образа. Элементами анализа могут выступать произведение как объект, формальные качества произведения, связи произведения в историко-культурном контексте, авторский замысел, кураторский замысел, социальный контекст и персональные связи.
Все перечисленные методы в большей или меньшей степени применяются также и в преподавании режиссерских дисциплин. Так, семиотический метод используется активно при обсуждении произведений театрального искусства, сценария произведения, диалогов, мизансцен. Его закономерным продолжением является диалогический метод, без которого невозможна практическая работа обучающегося. Сравнительно-исторический метод и искусствоведческий анализ широко применяются в преподавании истории театрального искусства и основ драматургии.
На уровне содержания учебных дисциплин история искусства может быть полезна в преподавании режиссуры своим обширным иллюстративным материалом. Так, например, изучение режиссуры и актерского мастерства обязательно требует обращения к трудам Станиславского и Немировича-Данченко, изучение драматургии – знакомства с произведениями Островского, Чехова, Горького, изучение сценографии – обращения к творчеству русских художников «Мира искусства», знакомство учащихся с техникой сцены требует также знакомства с развитием театрального пространства от античных театров до наших дней.
Вывод очевиден, история искусства дает обширный материал, специальные же дисциплины в рамках МДК дают студенту практический опыт работы с произведением искусства, его анализа, обсуждения и практического воплощения на сцене.
Несмотря на то, что дисциплины имеют множество точек соприкосновения, практически реализовать интеграцию, учитывая специфику рабочих программ, предусматривающих по истории искусства в основном теоретические занятия, а по режиссуре практически сплошные практические не так-то легко, но всё же вполне реально в рамках тех теоретических занятий, которые предусмотрены в курсе режиссуры и основ драматургии. Это могут быть как комплексные учебные занятия, включающие в себя изучение нового материала на примере творчества какого-либо режиссера театра или кино, сценариста или драматурга, так и учебные кинопоказы спектаклей, кинофильмов или их фрагментов с последующим комплексным обсуждением, включающим в себя как искусствоведческий анализ, так и обсуждение особенностей авторского понимания произведений, сверхзадачи, особенностей актерского мастерства, сцены, декораций, сценических костюмов, речи актеров, композиции кинокадра (к примеру, «Творчество Сергея Эйзенштейна», «К.С. Станиславский и его вклад в режиссуру», «Драматургия А.П. Чехова и М. Горького», «Античный театр» и т.п.). Проведение подобных интегрированных занятий а также внеурочных мероприятий в форме кинопоказов, творческих лабораторий, дискуссионных клубов и круглых столов, лекториев позволяет преподавателям избавиться от ненужного дублирования материала на занятиях, преподавателю истории искусства отойти от «скучной» для студентов лекционной формы, давая студенту больше свободы в обсуждении, высказывании собственного мнения, приобретая необходимые профессиональные и общие компетенции в рамках ФГОС по специальности. Кроме этого заметно повышается мотивация учебного процесса: обучающийся осознает и убеждается на практике в том, что общие дисциплины имеют прямую связь с выбранной им профессией, необходимы для ее освоения.
Список источников:
Ганьшина Г.В. Методика преподавания специальных дисциплин: учеб. пособие для вузов / Г.В. Ганьшина. – 2-е изд. – М.: Изд-во Юрайт, 2022. – 195 с.
Оноприенко Л.П. Особенности мероприятий по истории искусств в школе в рамках педагогической практики // Мир науки, культуры, образования. – 2020. – № 2 (81). – С. 123-125.
Трушникова Е.Л. Междисциплинарный подход и культура участия в методике преподавания истории искусств // Современная высшая школа: инновационный аспект. – 2022. – Т. 14, № 2. – С. 38-48.
Шмелева Н.В., Саймиддинов А.К. Современное искусство в контексте практик преподавания: проблемы и перспективы // Juvenis scientia. – 2019. – № 8. – С. 27-30.