Введение
Болезнь Альцгеймера - хроническое дегенеративное заболевание головного мозга, характеризующееся резким снижением интеллектуальных способностей вплоть до тотального распада интеллекта и психической деятельности. Болезнь получила свое название по имени доктора Алоиса Альцгеймера, который в 1906 году впервые описал это заболевание.
Память - это сложный процесс, который можно условно разделить на две составляющие: процесс запоминания и процесс воспроизведения. При болезни Альцгеймера нарушается именно процесс запоминания [4, 7].
Сейчас лечение болезни Альцгеймера направлено на то, чтобы максимально облегчить состояние больного, помочь ему как можно дольше сохранять память и возможность контактировать с родными и близкими. Однако в настоящее время на стадии разработки находятся различные методы терапии и препараты, с помощью которых врачи надеются однажды научиться предотвращаться разрушительное действие болезни Альцгеймера [14].
Галантамин относится к типу ингибиторов ацетилхолинэстеразы и в первую очередь известен своей способностью, замедлять снижение когнитивных способностей. Он используется клинически для лечения ранней стадии болезни Альцгеймера и нарушений памяти [18].
Проблема старения населения затрагивает врачей всех специальностей и особенно психиатров. Причиной тому нарастающая частота слабоумия у пожилых людей. Соответственно нарастает и социально-экономическое бремя общества по лечению и уходу за этой категорией больных. По данным эпидемиологического исследования психического здоровья пожилого населения Москвы, болезнью Альцгеймера (БА) страдает 4,5% жителей в возрасте 60 лет и старше [14].
В связи с вышесказанным маркетинговые исследования российского и регионального рынка лекарственных препаратов (ЛП) на основе лекарственного средства (ЛС) МНН Галантамин являются актуальными на сегодняшний день.
Цель работы: маркетинговые исследования регионального рынка ЛП на основе ЛС МНН Галантамин.
Задачи работы:
Изучить основные цели и задачи фармацевтического маркетинга.
Изучить методы анализа ассортимента лекарственных средств.
Провести товароведческую характеристику ЛС МНН Галантамин.
Провести анализ ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Галантамин, разрешенных к применению в Российской Федерации.
Проанализировать ассортимент ЛП, выпускаемых на основе ЛС МНН Галантамин в аптечной организации.
Провести сравнительный анализ ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Галантамин, предлагаемых на фармацевтическом рынке России и в аптечной организации по показателям ассортимента.
Разработать предложения по оптимизации ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Галантамин в аптечной организации.
Объект исследования: ассортимент ЛП, предлагаемых на российском и региональном фармацевтическом рынке, на основе ЛС МНН Галантамин.
Предмет исследования: структура и показатели ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Галантамин.
Методы исследования: теоретический анализ литературных источников, маркетинговые методы, метод сравнения.
Научная новизна: маркетинговые исследования ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Галантамин в аптечной организации ранее не проводились.
Теоретическая значимость работы: проведены маркетинговые исследования регионального рынка ЛП на основе ЛС МНН Галантамин.
Практическая значимость работы заключается в использовании результатов исследования для оптимизации ассортимента лекарственных препаратов в аптечной организации ООО «Хорошая аптека».
ГЛАВА 1. МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ НА РЫНКЕ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ
1.1. Основные цели и задачи фармацевтического маркетинга
Фармацевтический маркетинг это процесс, посредством которого предоставляется фармацевтическая помощь. Любой товар, услуга или идея, связанные с фармацией, могут быть предметом фармацевтического маркетинга [20].
В своей книге «Основы маркетинга» Филипп Котлер определяет маркетинг как социальный и управленческий процесс, посредством которого отдельные лица или группы лиц удовлетворяют свои нужды и потребности, создавая товары и потребительские ценности и осуществляя обмен ими [8].
Цель маркетинга предприятия - обеспечение рентабельности в заданных границах времени. Отсюда - ориентация на долгосрочное (5,10,15 лет) прогнозирование всей маркетинговой ситуации, начиная от платежеспособных потребностей и кончая собственными возможностями в этой перспективе. Главное в маркетинге - его целевая ориентация и комплексность. Отдельные маркетинговые действия (анализ потребностей, прогнозирование рынка, изучение товара и т.д.), взятые сами по себе, не способны обеспечить того эффекта, который даст применение маркетинга как системы. Маркетинг как система экономической деятельности, с одной стороны, - это тщательное и всестороннее изучение рынка, спроса, вкусов и потребностей покупателей; ориентация производства на эти требования, адресность выпускаемой продукции, с другой - активное воздействие на рынок и существующий спрос, на формирование потребностей и покупательских предпочтений [11].
К наиболее важным элементам и функциям маркетинга относятся следующие:
- комплексное изучение рынка;
- планирование товарного ассортимента;
- разработка мероприятий для более полного удовлетворения существующих потребностей;
- выявление неудовлетворенного спроса, т.е. потенциальных потребностей;
- планирование и осуществление сбыта продукции;
- воздействие на организацию и управление производством.
Комплексное применение этих элементов и предоставляет собой сущность маркетинга, которая метко выражена в изречении: «Производите и продавайте товары, которые, безусловно, будут куплены, а не стремитесь навязывать людям то, что вам удалось произвести» [13, 15].
У каждого предприятия имеется своя специфика деятельности, поэтому соотношение и степень значимости элементов маркетинга будут различны. Успех в конкурентной борьбе и достижение высоких финансовых результатов предприятия зависят от изменения структуры производительных затрат и характера хозяйственной среды.
Фармацевтический маркетинг имеет ряд особенностей, не свойственных общему маркетингу. Основной целью фармацевтического маркетинга является оптимизация рынка фармацевтической помощи [20].
Продуктом в фармацевтическом маркетинге являются лекарственные средства в различных лекарственных формах, медицинские инструменты, перевязочные материалы и др., использование которых зависит не только от заболевания больного, но и от квалификации врача. Поэтому первой и главной особенностью фармацевтического маркетинга является то, что в случае фармацевтической помощи усложняется классическая формула купли -продажи, потому что в систему покупатель (пациент) - продавец (провизор) включается третье звено - врач, который в равной, а иногда и большей степени является генератором спроса [10].
Второй важной особенностью является то, что при анализе рынка необходимо учитывать не спрос, как в общем маркетинге, а сразу три параметра - нужду, потребность и спрос [11].
Третьей особенностью является то, что потребители зачастую рассматривают медицинские и фармацевтические товары не как желаемый товар, а как необходимую покупку, и поэтому, как правило, осуществляют покупку под давлением симптомов болезни или при ощущении отклонений от нормального самочувствия. Это, в свою очередь, определяет то, что больной покупает не лекарство или предмет ухода как таковые, а способ вернуть себе здоровье и устранить состояние дискомфорта, вызванное нездоровьем [20].
Четвертая особенность связана с неосведомленностью конечного потребителя (больного) о том, какое лекарство ему необходимо и какое из имеющихся на рынке синонимов надо выбрать.
Пятая важная особенность - фармацевтические товары должны быть только высокого качества.
Резюмируя приведенные выше особенности можно сказать, что наряду с больным, одним из основных объектов фармацевтического маркетинга является лекарственное средство в различных лекарственных формах [10, 20].
К основным задачам фармацевтического маркетинга относят:
Анализ фармацевтического рынка, выявление особенностей фармацевтической продукции как товара, специфики спроса и предложения;
Анализ потребностей фармацевтического рынка и прогнозирование его развития;
Повышение качества услуг оказания фармацевтической помощи населению через создание рациональной информационной маркетинговой среды для субъектов маркетинга лекарственных средств.
Разработка комплексных методов формирования спроса на товары и услуги фармацевтического профиля;
Выявление особенностей управления маркетингом лекарственных средств;
Разработку методов стратегического планирования, обеспечивающего рентабельность производства лекарственных средств и их реализации с учетом макроэкономической конъюктуры и собственного потенциала компании [20].
Исходя из всего вышесказанного, основные цели фармацевтического маркетинга можно определить как изучение потребностей общества в лекарственных препаратах и услугах по оказанию фармацевтической помощи населению и разработка стратегических программ, направленных на своевременное и наиболее полное удовлетворение этих потребностей.
1.2. Маркетинговые исследования ассортимента лекарственных средств
Понятие "товары аптечного ассортимента", сложившееся на фармацевтическом рынке, обобщает группы товаров, реализуемых через розничные и оптовые фармацевтические организации. В первую очередь, это лекарственные средства, лекарственные препараты, в том числе гомеопатические, и изделия медицинского назначения. Товары "основного" ассортимента традиционно реализуются из аптек и составляют основу перечней обязательного ассортимента, жизненно необходимых и важнейших ЛС, препаратов, отпускаемых бесплатно и на льготных условиях. Большая часть данного ассортимента реализуется только из аптечных организаций, поэтому эти товары условно можно назвать фармацевтическими товарами [5, 16].
Ассортимент товара в аптеке регламентируется Федеральным законом № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств». В законе приведен перечень товаров, реализуемых через аптечные организации [1].
Основной и самой многочисленной группой товаров аптечного ассортимента являются лекарственные препараты. В соответствии с Федеральным законом «Об обращении лекарственных средств» - это лекарственные средства в виде лекарственных форм, применяемые для профилактики, диагностики, лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности.
Ассортимент лекарственных средств - это номенклатура различных лекарственных препаратов, объединенных по фармакотерапевтическому, фармакологическому, химическому или иному признаку и обеспечивающих оптимальное лечение, диагностику, профилактику заболеваний с учетом современных представлений о рациональной терапии и возможности выпуска ЛС зарубежной и отечественной фармацевтической промышленностью [5].
Сегодня ассортимент любой аптеки включает огромное количество различных наименований товаров. Следует подчеркнуть и то, что за последние годы в фармацевтике появились новые группы продукции, к примеру, БАД, медицинская косметика и т.д., что и повлекло за собой расширение номенклатуры. Следовательно, перед каждым владельцем аптеки стоит сложная задача - выбрать несколько тысяч самых ходовых позиций и исключить огромное множество не нужных препаратов.
Существует несколько стратегий формирования ассортимента аптеки, однако универсальной, подходящей для всех аптечных организаций концепции нет. Лучший помощник при таком выборе - это опыт, и прежде всего, необходимо четко определить этапы работ. Соблюдая четкую последовательность, действуя продуманно, можно сформировать действительно правильный ассортимент. Для этого необходимо:
- типизировать аптеку по ряду параметров;
- определить своего целевого покупателя в соответствии с видом аптечной организации;
- классифицировать товары;
- определить сумму товарного запаса;
- выбрать нужные наименования товара [20].
Существует немало различных способов создания ассортимента для аптеки. Несомненно, одним из наиболее популярных из них является корректировка эталонного, универсального аптечного ассортимента. Иными словами, владелец аптеки берет за основу сбалансированный ассортимент и адаптирует его под месторасположение аптеки, своего покупателя, концепцию своей аптечной организации, добавляя позиции, на которые существует высокий спрос [10].
Традиционно считается, что самым правильным и универсальным способом формирования ассортимента является «заполнение ящика». Он позволяет не только создать новый, продуманный ассортимент, но и улучшить старый. Чтобы использовать данный метод, необходимо представить аптечную рганизацию как большой шкаф, который состоит из большого количества ящиков, которые и являются категориями товара.
Каждая из них имеет свои характеристики, начиная от ширины и глубины и заканчивая согласованностью. Ящик не является безграничным - он может включить только определенное количество наименований, которое должно быть определено в соответствии с характеристиками самой аптеки: еще площадью, месторасположением, портретом покупателя и т.д., а также бюджетом.
В целом, каждый такой ящик должен вмещать следующие товары:
Товары обязательного ассортимента;
Товары, лучше всего реализующиеся в данной конктретной аптеке;
Брендовую продукцию;
Сезонные товары.
Более того, в таком ящике должны присутствовать препараты из разных ценовых категорий - это позволит привлекать людей с разным уровнем дохода.
Большинство аптек стремится к улучшению своих социальных и экономических показателей путем совершенствования ассортиментной и товарной политики. Основной целью ассортиментной политики любой аптечной организации является формирование рационального ассортиментного портфеля [20].
Маркетинговые исследования ассортимента лекарственных средств в аптечной организации проводятся в несколько этапов [10].
Сначала осуществляют выбор ассортимента JIC, изучают возможные аспекты применения в медицине, анализируются основные производители, поставщики и т.д. Основным методом изучения чаще всего является контент-анализ - это формализованный метод количественного анализа документов, позволяющий получить детальное представление о выбранной группе товара или фармакотерапевтической группе лекарственных средств. В качестве основных документов используются реестры ЛС, регистры, монографии, справочники и другая литература. Использование для анализа реестров на несколько лет позволяет получить характеристику выбранного ассортимента в ретроспективе.
Далее из реестра выбираются сведения по каждому зарегистрированному ЛС выбранной фармакотерапевтической группы; название, синонимы, форма выпуска, страна производитель, способ применения и дозы.
Затем проводят анализ по следующим направлениям:
- определяют число всего зарегистрированных препаратов, данные определяют в абсолютных показателях;
- рассчитывают абсолютные и относительные показатели соотношения отечественных и зарубежных препаратов;
- проводят анализ по странам и фирмам производителям внутри группы зарубежных лекарственных средств, данные представляются в относительных показателях, в процентах;
- анализируют виды лекарственных форм; данные определяются как в абсолютных, так и в относительных показателях.
Результаты анализа для большей наглядности представляют в виде таблиц, графиков, диаграмм, рисунков. Проведенный анализ позволяет получить полную характеристику ассортимента препаратов, разрешенных к применению [20].
На заключительном этапе проводят сравнение полученных результатов и рассчитывают основные маркетинговые характеристики (показатели) ассортимента ЛС.
Показатели ассортимента - это качественное выражение свойств ассортимента. К основным показателям ассортимента относятся: широта, полнота, глубина, структура ассортимента и индекс обновления [5, 16].
Широта ассортимента - количество ассортиментных групп товаров, имеющихся в продаже. Коэффициент широты (Кш) выражается отношением действительного количества групп, подгрупп товаров к базовому.
Полнота ассортимента - количество ассортиментных групп товаров, выпускающихся промышленностью. Коэффициент полноты (Кп) - отношение действительного показателя к базовому. Чем выше полнота ассортимента, тем лучше удовлетворяются потребности покупателя.
Глубина ассортимента - характеризует наличие разновидностей одного вида товаров, выпускающихся промышленностью.
Структура ассортимента - количественное соотношение групп, подгрупп, видов, наименований отдельных товаров в общем наборе товаров. Показатель рассчитывается как отношение отдельных ассортиментных групп к суммарному количеству товаров, имеющихся в наличии.
Обновление ассортимента - замена имеющихся товаров новыми с лучшими потребительскими свойствами. Индекс обновления (Jo) - доля новых товаров, введенных на рынок в течение последнего периода времени [10, 5].
На основании проведенных маркетинговых исследований по ассортименту делаются выводы о целесообразности создания новых лекарственных форм или совершенствовании существующей ассортиментной политики организации [9].
Для проведения анализа ассортимента лекарственных средств используют несколько известных и универсальных методов [20]:
АВС-анализ;
XYZ-анализ;
Совмещенный ABC-XYZ-анализ.
Достаточно часто в аптеках для исследования ассортимента используют ABC-анализ. Этот метод позволяет классифицировать ресурсы компании по степени их важности. Он эффективен для выделения из множества влияющих факторов и элементов, тех, которые имеют особое значение для достижения поставленных целей и поэтому должны обладать высоким приоритетом.ABC-анализ опирается на правило Парето, согласно которому 20% элементов системы на 80% определяют результат ее работы. По отношению к формированию ассортимента правило Парето может прозвучать так: 20% товарных позиций приносят 80% прибыли, следовательно, надежный контроль над 20% ассортимента позволяет на 80% контролировать всю систему [10].
XYZ-анализ - метод, позволяющий анализировать и прогнозировать стабильность тех или иных бизнес процессов (в нашем случае, стабильность спроса на отдельные позиции ассортимента). XYZ-анализ использует показатель, характеризующий потребности аптеки в товарном запасе.
Результатом XYZ-анализа является выделение 3 групп товаров:
- категории X – группы товаров со стабильной величиной потребления и, следовательно, высокими возможностями прогнозирования спроса;
- категории Y - группы товаров с известными сезонными колебаниями и средними возможностями прогнозирования;
- категории Z - группа товаров с нестабильным спросом и, как следствие, низкой точностью прогнозирования спроса [10, 13].
Как правило, в аптечной организации ассортимент обширный, достигает 2-5 тысяч наименований в аптеках, а в аптечных пунктах исчисляется сотнями. При формировании товарной и ассортиментной политики следует провести исследование доходов от реализации тех или иных товаров, составляющих портфель организации. Для этих целей применяется Матрица Бостонской консалтинговой (консультативной) группы (БКГ) - или матрица роста доли рынка [20].
Место каждого товара может быть охарактеризовано темпом роста рынка сбыта и относительной долей на рынке:
Проблемные товары («Трудные дети») - это месторасположение товаров с высоким темпом роста рынка сбыта, но низкой его относительной долей. Как правило, сюда входят новые товары на стадиях ЖЦТ внедрения роста.
Звезды - это товары-лидеры, т. к. имеют высокие темпы роста рынка сбыта и высокие доли на рынке. Несмотря на большой спрос, нужно вкладывать финансовые средства на поддержание его положения на рынке. В ЖЦТ - это стадия зрелости.
Дойные коровы - при снижении темпов роста рынка сбыта, но при высокой относительной доле товары переходят в позицию «дойных коров» - товаров, приносящих прибыль; это стадия насыщения в ЖЦТ.
Собаки - это товары с низкими темпами роста рынка, в основном даже с отрицательными, и низкой относительной долей. Они не приносят прибыли, а иногда реализуются с убытками; в ЖЦТ это стадия спада. Если организация не принимает решения остановить этот товар в портфеле, то он постепенно исключается из ассортимента.
Все товары с течением времени меняют свои позиции, поэтому постоянный контроль за движением их в Матрице БКГ является обязательным. В зависимости от этих позиций наличие товара в портфеле признается сильной или слабой стороной [9, 13].
Подводя итоги, можно сказать, что ассортимент - это та продукция, которую мы предлагаем нашему покупателю. При разработке ассортиментной политики любой аптечной организации необходим всесторонний анализ разрешенных к применению и существующих на рынке лекарств, рассмотрение применительно к своей деятельности конкретных номенклатурных позиций лекарственных средств, их дозировок, фасовок, лекарственных форм, ценовых характеристик, качества, новизны.
Правильно сформированный ассортимент аптеки положительно отражается на уровне прибыли, влияет на развитие аптечной организации, позволяет сформировать круг постоянных покупателей, повышает лояльность с их стороны. Более того, он также является частью маркетинговой стратегии, способствуя увеличению уровня продаж и предоставляя возможность противостоять высокой конкуренции в фармацевтической сфере.
ГЛАВА 2. МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ НА ОСНОВЕ ЛЕКАРСТВЕННОГО СРЕДСТВА МНН ГАЛАНТАМИН
2.1. Товароведческая характеристика лекарственного средства Галантамин
Галантамин относится к типу ингибиторов ацетилхолинэстеразы. Это алкалоид, извлекаемый из луковиц и цветков Galanthus nivalis (подснежник обыкновенный), Galanthus caucasicus (Кавказский подснежник), Galanthus woronowii (подснежник Воронова) и других представителей семейства Amaryllidaceae, таких как нарцисс (нарцисс), Leucojum aestivum (снежинка) и Lycoris, включая Lycoris лучистая (красная паутинная лилия). Он также может быть получен синтетическим путем.
Галантамин в первую очередь известен своей способностью замедлять снижение когнитивных способностей. Он используется клинически для лечения ранней стадии болезни Альцгеймера и нарушений памяти, хотя он имел ограниченный успех при более запущенном состоянии деменции [23, 25].
Он работает за счет увеличения количества типа нейромедиатора, названного ацетилхолином, за счет ингибирования активности фермента, называемого ацетилхолинэстеразой, известной тем, что расщепляет ацетилхолин. Это повышает и продлевает уровень ацетилхолина, повышая нейромодуляторную функциональность ацетилхолина, впоследствии улучшая функциональность различных когнитивных процессов, в которых участвует ацетилхолин, таких как обработка памяти, рассуждения и мышление. Это отпускаемый по рецепту препарат, принимаемый перорально, а также доступный без рецепта. Галантамин может вызывать серьезные побочные эффекты, такие как желудочное кровотечение, повреждение печени или боль в груди [24].
A80 Острый полиомиелит
A84 Клещевой вирусный энцефалит
B91 Последствия полиомиелита
F00 Деменция при болезни Альцгеймера (G30+)
G04 Энцефалит, миелит и энцефаломиелит
G51 Поражения лицевого нерва
G58.9 Мононевропатия неуточненная
G61.0 Синдром Гийена-Барре
G62 Другие полиневропатии
G70 Myasthenia gravis и другие нарушения нервно-мышечного синапса
G71.0 Мышечная дистрофия
G72 Другие миопатии
G80 Детский церебральный паралич
G90.9 Расстройство вегетативной [автономной] нервной системы неуточненное
K59.8.0* Атония кишечника
K94* Диагностика заболеваний ЖКТ
M54.1 Радикулопатия
M79.2 Невралгия и неврит неуточненные
N31.2 Нейрогенная слабость мочевого пузыря, не классифицированная в других рубриках
N39.4 Другие уточненные виды недержания мочи
T14.4 Травма нерва (нервов) неуточненной области тела
T40 Отравление наркотиками и психодислептиками [галлюциногенами]
T44 Отравление препаратами, действующими преимущественно на вегетативную нервную систему [24].
АТХ Анатомо-терапевтическо-химическая классификация лекарственных средств (ATC): Код ATX: N06DA04
N Нервная система
N06 Психоаналептики
N06D Препараты для лечения деменции
N06DA Антихолинэстеразные средства
N06DA04 Галантамин [21].
Фармакологическое действие - антихолинэстеразное.
Характеристика: гидробромид алкалоида, выделенного из клубней подснежника Воронова (Galanthus Woronowii A. Los.), семейство амариллисовых (Amaryllidaceae). Содержится также в других видах подснежника рода Galanthus. Белый мелкокристаллический порошок горького вкуса. Трудно растворим в воде, практически нерастворим в этиловом спирте [17, 12].
Фармакология: обратимо ингибирует ацетилхолинэстеразу, усиливает и пролонгирует действие эндогенного ацетилхолина. Облегчает проведение импульсов в холинергических, в т.ч. нервно-мышечных, синапсах, усиливает процессы возбуждения в рефлекторных зонах спинного и головного мозга. Повышает тонус гладких и скелетных мышц, стимулирует секрецию пищеварительных и потовых желез. Вызывает миоз и спазм аккомодации, понижает внутриглазное давление при закрытоугольной глаукоме. При введении в конъюнктивальный мешок может вызывать временный отек конъюнктивы. Проникает через ГЭБ, усиливает процессы возбуждения в ЦНС. При использовании в комплексной терапии спастических форм детского церебрального паралича улучшает нервно-мышечную проводимость, увеличивает сократительную способность мышц, положительно влияет на мнестические функции. Благодаря повышению активности холинергической системы может улучшаться когнитивная функция у пациентов с деменцией альцгеймеровского типа [17, 24].
Применение вещества Галантамин:
- капсулы пролонгированного действия: деменция альцгеймеровского типа легкой или умеренной степени тяжести, в т.ч. с хроническими нарушениями мозгового кровообращения;
- таблетки: деменция альцгеймеровского типа легкой или умеренной степени тяжести; полиомиелит (непосредственно после прекращения фебрильного периода, а также в восстановительном периоде и периоде остаточных явлений); myastenia gravis, прогрессирующая мышечная дистрофия, миопатия; детский церебральный паралич; неврит; радикулит;
- раствор для инъекций: в неврологии - травматические повреждения нервной системы, детский церебральный паралич, заболевания спинного мозга (миелит, полиомиелит, полиомиелитная форма клещевого энцефалита), мононеврит, полиневрит, полиневропатия, полирадикулоневрит, синдром Гийена-Барре, идиопатический парез лицевого нерва, миопатия, ночное недержание мочи [12, 25].
В анестезиологии и хирургии: в качестве антагониста недеполяризующих миорелаксантов и для лечения послеоперационной атонии кишечника и мочевого пузыря.
В физиотерапии: в виде ионофореза при заболеваниях периферической нервной системы.
В токсикологии: интоксикация холиноблокирующими ЛС, морфином и его аналогами.
В рентгенологии: для улучшения качества диагностики пищеварительной системы, в т.ч. желчного пузыря [17, 24].
Противопоказания: гиперчувствительность, эпилепсия, гиперкинезы, бронхиальная астма, стенокардия, брадикардия, хроническая сердечная недостаточность, AV-блокада, артериальная гипертензия, хроническая обструктивная болезнь легких, механическая кишечная непроходимость, обструктивные заболевания или недавно перенесенное оперативное вмешательство на органах ЖКТ, обструктивные заболевания или недавно перенесенное оперативное вмешательство на мочевыводящих путях или предстательной железе, почечная недостаточность (клиренс креатинина менее 9 мл/мин), тяжелые нарушения функции печени (более 9 баллов по шкале Чайлд-Пью), детский возраст до 1 года (для раствора), до 9 лет (для таблеток).
Ограничения к применению: общая анестезия, синдром слабости синусного узла, одновременный прием ЛС, замедляющих ЧСС (дигоксин, бета-адреноблокаторы), легкие и умеренные нарушения функции печени и/или почек; для пероральных форм (дополнительно): язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки; для таблеток (дополнительно): глютеновая энтеропатия (в связи с наличием в составе препарата пшеничного крахмала), недостаточность лактозы, галактоземия, синдром мальабсорбции глюкозы-галактозы (в состав препарата входит лактоза).
Применение при беременности и кормлении грудью возможно в случае, если потенциальная польза для матери превышает возможный риск для плода. Женщины, получающие галантамин, должны воздерживаться от грудного вскармливания (неизвестно, выводится ли галантамин с грудным молоком).
Побочные действия вещества Галантамин:
1. Со стороны сердечно-сосудистой системы и крови (кроветворение, гемостаз): снижение или повышение АД, ортостатический коллапс, сердечная недостаточность, отеки, AV-блокада, трепетание или мерцание предсердий, удлинение интервала QT, вентрикулярная и суправентрикулярная тахикардия, наджелудочковая экстрасистолия, приливы крови к лицу, брадикардия, ишемия или инфаркт миокарда, тромбоцитопения, пурпура, анемия.
2. Со стороны органов ЖКТ: тошнота, рвота, абдоминальная боль, диарея, вздутие живота, диспепсия, желудочно-кишечный дискомфорт, анорексия, гастрит, дисфагия, сухость во рту, повышенное слюноотделение, дивертикулит, гастроэнтерит, дуоденит, гепатит, перфорация слизистой оболочки пищевода, кровотечение из верхних и нижних отделов ЖКТ, повышение активности печеночных трансаминаз.
3. Со стороны опорно-двигательного аппарата: мышечные спазмы, мышечная слабость.
4. Со стороны мочеполовой системы: недержание мочи, гематурия, учащенное мочеиспускание, инфекции мочевыводящих путей, задержка мочи, калькулез, почечная колика.
5. Со стороны нервной системы и органов чувств: тремор, синкопе, заторможенность, извращение вкуса, зрительные и слуховые галлюцинации, поведенческие реакции, включая возбуждение/агрессию; преходящее нарушение мозгового кровообращения или инсульт; чувство усталости, головная боль, головокружение, сонливость, инсомния, судороги, мышечные спазмы, парестезия, атаксия, гипо- или гиперкинезы, депрессия (очень редко - с суицидом), апатия, параноидные реакции, делирий, апраксия, афазия, нарушение зрения (спазм аккомодации), шум в ушах (нечасто) [24].
6. Прочие: боль в груди, повышенная потливость, лихорадка, снижение массы тела, носовое кровотечение, ринит, дегидратация (в редких случаях — с развитием почечной недостаточности), бронхоспазм, повышение либидо, гипокалиемия, повышение уровня сахара или ЩФ в крови.
Взаимодействие: является антагонистом морфина и его структурных аналогов в отношении угнетающего действия на дыхательный центр. Восстанавливает нервно-мышечную проводимость, блокированную курареподобными средствами антидеполяризующего действия (тубокурарин и др.). Усиливает действие деполяризующих миорелаксантов (Дитилин). Холинолитические средства (атропин и др.) устраняют периферические мускариноподобные эффекты галантамина, курареподобные вещества и ганглиоблокаторы – никотиноподобные [12, 17].
Аминогликозиды могут снижать терапевтическое действие галантамина. ЛС, снижающие ЧСС (дигоксин, бета-адреноблокаторы), - риск усугубления брадикардии. Циметидин может увеличить биодоступность галантамина.
Ингибиторы изоферментов CYP2D6 и CYP3A4 цитохрома Р450 могут увеличивать AUC галантамина при одновременном их применении. AUC галантамина увеличивается на 30 и 40% при его одновременном применении с кетоконазолом и пароксетином соответственно. При одновременном использовании с эритромицином AUC галантамина возрастает на 10%. Ингибиторы изофермента CYP2D6 (амитриптилин, флуоксетин, флувоксамин, пароксетин, хинидин) снижают клиренс галантамина на 25–33%. Галантамин усиливает угнетающее действие на ЦНС этанола и седативных средств.
Передозировка
Симптомы: мышечная слабость или фасцикуляция, выраженная тошнота, рвота, спастическая боль в животе, усиленное слюноотделение, слезотечение, недержание мочи и кала, сильная потливость, снижение АД, брадикардия, коллапс и судороги. Выраженная мышечная слабость в сочетании с гиперсекрецией слизистой оболочки трахеи и бронхоспазмом может привести к летальной блокаде дыхательных путей.
Постмаркетинговый опыт (случайный прием 32 мг препарата): развитие двунаправленной веретенообразной желудочковой тахикардии, удлинение интервала QT, желудочковая тахикардия с кратковременной потерей сознания.
Лечение: промывание желудка (при приеме внутрь), симптоматическая терапия, введение антихолинергических средств - атропин (0,5–1,0 мг в/в); частота и величина последующих доз зависят от динамики клинического состояния пациента.
Способ применения и дозы:
- П/к, в/м, в/в, чрескожно (методом ионофореза), внутрь. Дозу подбирают индивидуально, с учетом возраста больного, характера заболевания, эффективности и переносимости препарата. В начале лечения назначают минимальную эффективную дозу, постепенно увеличивая ее.
- Внутрь, суточная доза для взрослых составляет 10–40 мг в 2–4 приема.
- П/к, взрослым: по 2,5–10 мг 1–2 раза в сутки, максимальные разовая и суточная дозы 10 мг и 20 мг соответственно. П/к, детям: 1- 2 раза в сутки, в возрасте 1–2 лет - по 0,25–1,0 мг/сут, 3–5 лет - 0,5–5,0 мг/сут, 6–8 лет - 0,75–7,5 мг/сут, 9–11 лет - 1,0–10,0 мг/сут, 12–15 лет - 1,25–12,5 мг/сут, 15–16 лет - 12,5–20,0 мг/сут. Большую дозу делят на 2 введения в день. Длительность лечения зависит от особенности и тяжести заболевания, чаще всего - 40–60 дней, курс лечения можно проводить 2–3 раза с промежуточными периодами в 1–2 мес.
- В/в, в качестве антагониста антидеполяризующих миорелаксантов: взрослым - по 10–20 мг/сут, детям с 1 года - 1–2 мг, 3–5 лет - 1,5–3 мг, 6–8 лет - 2–5 мг, 9–11 лет - 3–8 мг, 12–15 лет -5–10 мг.
- В/м, при рентгенологических исследованиях применяется у взрослых в дозе 1–5 мг. При заболеваниях периферической нервной системы и для лечения ночного недержания мочи применяется у детей в виде ионофореза в дозе 1–2 мл 0,25% раствора [24, 25].
Торговые названия с действующим веществом Галантамин: Галантамин, Галантамин Канон, Нивалин® [24, 19]
Условия отпуска из аптек: по рецепту врача [3].
Условия хранения: в оригинальной упаковке при температуре не выше 25 °С [2, 24].
2.2. Анализ ассортимента лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Галантамин, разрешенных к применению
в Российской Федерации
Изучение ассортимента российского рынка лекарственных препаратов, выпускаемых на основе лекарственного средства МНН Галантамин, осуществлялось на основании данных о ЛП, зарегистрированных в Государственном реестре ЛС (ГРЛС) на 01.05.2024 г., результаты анализа представлены в таблице 1.
Таблица 1
Ассортимент ЛП на основе ЛС МНН Галантамин, зарегистрированных в ГРЛС
№ п/п |
Торговое название, МНН |
Лекарственная форма, |
Фирма |
Страна |
Рег. номер, дата регистрации |
Галантамин ДС, Галантамин |
раствор для инъекций 1 мг/мл 1 мл № 5, 10 5 мг/мл 1 мл № 5, 10 |
ВЕТПРОМ АД |
Болгария |
ЛП-008630, 21.10.2022 |
|
Галантамин |
таблетки, покрытые пленочной оболочкой 12 мг № 10, 20, 25, 30, 40, 50, 60, 75, 90, 100, 120, 150, 200, 250, 300, 500 № 14, 28, 42, 56, 84 |
ООО "Озон" |
Россия |
ЛП-№(000543)-(РГ-RU), 02.02.2022 |
|
Продолжение таблицы 1 |
|||||
Галантамин |
таблетки, покрытые пленочной оболочкой 4 мг № 10, 20, 25, 30, 40, 50, 60, 75, 90, 100, 120, 150, 200, 250, 300, 500 № 14, 28, 42, 56, 84 таблетки, покрытые пленочной оболочкой 8 мг № 10, 20, 25, 30, 40, 50, 60, 75, 90, 100, 120, 150, 200, 250, 300, 500 № 14, 28, 42, 56, 84 |
||||
Гальнора® СР Галантамин |
капсулы с пролонгированным высвобождением 16 мг № 30, 60, 90, № 28, 56, 84 24 мг № 30, 60, 90, № 28, 56, 84 8 мг № 30, 60, 90, № 28, 56, 84 |
АО "КРКА, д.д., Ново место" |
Словения |
ЛП-№(000315)-(РГ-RU), 20.07.2021 |
|
Галантамин, Галантамин |
раствор для инъекций 10 мг/мл 1 мл № 10 2,5 мг/мл 1 мл № 10 |
ЗАО "ВИФИТЕХ" |
Россия |
ЛП-005877, 24.10.2019 |
|
Галантамин Канон Галантамин |
капсулы с пролонгированным высвобождением 16 мг № 7, 14, 28, 56, 84 24 мг № 7, 14, 28, 56, 84 8 мг № 7, 14, 28, 56, 84 |
ЗАО "Канонфарма продакшн" |
Россия |
ЛП-004043, 27.12.2016 |
|
Галантамин, Галантамин |
раствор для инъекций 10 мг/мл 1 мл № 10 2,5 мг/мл 1 мл № 10 |
ЗАО "ВИФИТЕХ" |
Россия |
ЛП-001166, 11.11.2011 |
|
Нивалин® Галантамин |
раствор для инъекций 10 мг/мл 1 мл № 10 2,5 мг/мл 1 мл № 10 1 мг/мл 1 мл № 10 5 мг/мл 1 мл № 10 |
Софарма АО |
Болгария |
П N008777, 04.08.2010 |
|
Продолжение таблицы 1 |
|||||
Галантамин Канон Галантамин |
таблетки, покрытые пленочной оболочкой 4 мг № 10, 15, 30, 60, 90, № 7, 14, 28, 56 таблетки, покрытые пленочной оболочкой 8 мг № 10, 15, 30, 60, 90, № 7, 14, 28, 56 таблетки, покрытые пленочной оболочкой 12 мг № 10, 15, 30, 60, 90, № 7, 14, 28, 56 |
ЗАО "Канонфарма продакшн" |
Россия |
ЛСР-003645/10, 30.04.2010 |
|
Итого: ЛП – 135 ТН - 8 |
ЛФ - 3 |
Фирм - 6 |
Стран - 3 |
Анализ ассортимента российского рынка ЛП на основе ЛС МНН Галантамин, проводился по числу торговых названий (ТН), по формам выпуска, по составу, по производственному признаку (странам и фирмам-производителям), по датам регистрации в Государственном реестре ЛС [22].
Анализ показал, что на основе ЛС МНН Галантамин производится 135 лекарственных препаратов в различных формах выпуска и дозировках. Лекарственные препараты производят в трех странах, шесть фирм-производителей.
Кроме лекарственных препаратов в ГРЛС зарегистрированы фармацевтические субстанции на основе ЛС МНН Галантамин в количестве четырех торговых наименований в форме выпуска субстанция-порошок в различной фасовке. Производят субстанцию Галантамина в Индии, Италии, Узбекистане и Чешской Республике [22].
Ассортимент ЛП на основе ЛС МНН Галантамин, разрешенных к применению на российском рынке, по составу определен нами по данным ГРЛС (таблица 1) и представлен в таблице 2.
Таблица 2
Структура ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Галантамин, разрешенных к применению на российском рынке, по составу
Состав лекарственного препарата |
Количество предложений ЛП |
|
абс. знач. |
доля, % |
|
Комбинированный препарат |
0 |
0 |
Монопрепарат |
135 |
100,0 |
Итого |
135 |
100,0 |
При проведении анализа ассортимента ЛП по составу, было установлено, что все ЛП являются монопрепаратами – 100,0% ЛП, комбинированные ЛП в ГРЛС незарегистрированы (рис. 2).
Рисунок 2. Структура ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Галантамин, по составу
Далее в работе был проведен анализ ассортимента ЛП по формам выпуска. Результаты анализа представлены в таблице 3.
Таблица 3
Анализ ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Галантамин по формам выпуска
№ п/п |
Вид лекарственной формы |
Количество ЛП |
Доля, % |
1. |
Раствор для инъекций |
12 |
8,9 |
2. |
Таблетки, покрытые пленочной оболочкой |
90 |
66,7 |
3. |
Капсулы с пролонгированным высвобождением |
33 |
24,4 |
Итого: ЛФ - 3 |
135 |
100,0 |
В результате анализа установлено, что лекарственные препараты на основе ЛС МНН Галантамин выпускаются в трех лекарственных формах. Большая часть препаратов выпускается в форме таблеток покрытых пленочной оболочкой, что составляет 66,7%. Наименьшее количество ЛП на рынке имеется в форме раствора для инъекций – 8,9% от общего количества предложений (рис. 3) [22].
Рисунок 3. Структура ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Галантамин, по формам выпуска
На основе данных ГРЛС (таблица 1) нами была определена структура ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Галантамин, по производственному признаку, которая представлена в таблице 4.
Таблица 4
Структура ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Галантамин, по производственному признаку
Страна-произ-водитель |
Количество ЛП |
Фирма-производитель |
Количество ЛП |
||
абс. зн. |
доля,% |
абс. зн. |
доля,% |
||
Россия |
109 |
80,7 |
ООО "Озон" |
63 |
46,7 |
ЗАО "ВИФИТЕХ" |
4 |
2,9 |
|||
ЗАО "Канонфарма продакшн" |
42 |
31,1 |
|||
Болгария |
8 |
5,9 |
ВЕТПРОМ АД |
4 |
2,9 |
Софарма АО |
4 |
2,9 |
|||
Словения |
18 |
13,3 |
АО "КРКА, д.д., Ново место" |
18 |
13,3 |
ИТОГО |
135 |
100,0 |
Стран 1, фирм -6 |
135 |
100,0 |
Анализ данных таблицы 4 по производственному признаку показал, что в ГРЛС в большем количестве зарегистрированы ЛП на основе ЛС МНН Галантаминроссийского производства– 80,7%. Доля ЛП зарубежного производства в ГРЛС составляет – 19,2% (рисунок 4).
Рисунок 4. Структура ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Галантамин, по странам-производителям
Анализ данных из таблицы 4 по фирмам-производителям ЛП на основе ЛС МНН Галантамин, разрешенных к применению на российском фармацевтическом рынке, показал, что большая часть препаратов российского производства произведены компаниями ООО "Озон" – 46,7% и ЗАО "Канонфарма продакшн" - 31,1%, наименьшее количество ЛП произведены фирмой-производителем ЗАО "ВИФИТЕХ"– 2,9% (рисунок 5).
Рисунок 5. Структура ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Галантамин, по фирмам-производителям
Для определения степени обновления ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Галантамин, разрешенных к применению на российском рынке, нами были изучены даты регистрации и регистрационные номера данных ЛП в ГРЛС за последние 5 лет (2020 – 2024 гг.), в результате чего было установлено, что за данный период времени в ГРЛС было зарегистрировано 85 новых ЛП.
Для расчета индекса обновления ассортимента была использована формула 1:
У = n : N , (1)
где: У – индекс обновления; n – количество ЛП, зарегистрированных за последние 5 лет (2020–2024 гг.)
N – количество ЛП, зарегистрированных на рынке России [5, 16].
У = 85 : 135 = 0,63, где n = 85, N = 135.
Из этих данных видно, что в период с 2021 – 2022 год были зарегистрированы новые ЛП отечественного и зарубежного производства, т. е., ассортимент ЛП на основе ЛС МНН Галантамин активно пополнялся новыми ЛП, индекс обновления составил 0,63.
2.3.Анализ ассортимента лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Галантаминваптечной организации
Анализ ассортимента лекарственных препаратов на основе ЛС МНН Галантамин проводился на базе аптечной организации (АО) ООО «Хорошая аптека», расположенной по адресу: Курская область, Тимский район, пгт. Тим, ул. Горького, д. 20. В соответствии с лицензией АО разрешено:
- хранение лекарственных препаратов для медицинского применения;
- отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения.
На момент изучения ассортимент ЛП на основе ЛС МНН Галантаминбыл представлен следующими наименованиями ЛП (таблица 5).
Таблица 5
Ассортимент лекарственных средств, предлагаемых в аптечной организации на основе ЛС МНН Галантамин
№ п/п |
Торговое наименование |
Лек.форма, дозировка, фасовка |
Цена |
Фирма производитель, страна |
Регистр. номер, дата |
1. |
Галантамин Канон |
таблетки, покрытые пленочной оболочкой 4 мг № 14 |
512.00 |
ЗАО "Канонфарма продакшн", Россия |
ЛСР-003645/10, 30.04.2010 |
2. |
Галантамин Канон |
таблетки, покрытые пленочной оболочкой 8 мг № 56 |
2778.00 |
ЗАО "Канонфарма продакшн", Россия |
ЛСР-003645/10, 30.04.2010 |
3. |
Нивалин® |
раствор для инъекций 1 мг/мл 1 мл № 10 |
1580.00 |
Софарма АО Болгария |
П N008777, 04.08.2010 |
ЛП – 3 |
ЛФ - 2 |
Стран – 2, Фирм – 2 |
По данным таблицы 5, на основе ЛС МНН Галантамин в аптечной организации предлагается три монопрепарата, в двух формах выпуска, в различной дозировке и ценовой категории (цена за упаковку от 500.00 до 2800.00).
Далее в работе был проведен анализ ассортимента ЛП в аптечной организации по формам выпуска. Результаты анализа представлены в таблице 6.
Таблица 6
Анализ ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Галантамин в аптечной организации по формам выпуска
№ п/п |
Вид лекарственной формы |
Количество ЛП |
Доля, % |
1. |
Раствор для инъекций |
1 |
33,3 |
2. |
Таблетки, покрытые пленочной оболочкой |
2 |
66,7 |
Итого: ЛФ –2 |
3 |
100,0 |
В результате анализа установлено, что в аптечной организации имеется три лекарственных препарата в двух формах выпуска. Доля ЛП в форме таблеток, покрытых пленочной оболочкой составляет - 66,7%. Один ЛП имеется в форме раствора для инъекций – 33,3%. Лекарственные препараты в форме капсул с пролонгированным высвобождением в аптеке отсутствуют (рис. 6).
Рисунок 6. Структура ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Галантамин в аптечной организации, по формам выпуска
Далее в работе были проанализированы лекарственные средства на основе ЛС МНН Галантамин, имеющиеся в АО по производственному признаку (по странам и фирмам-производителям). Данные анализа представлены в таблице 7.
Таблица 7
Анализ ассортимента ЛС на основе ЛС МНН Галантамин в аптечной организации по производственному признаку
Страна- производитель |
Количество ЛС |
Фирма-производитель |
Количество ЛС |
||
абс. зн. |
доля,% |
абс. зн. |
доля,% |
||
Россия |
2 |
66,7 |
ЗАО "Канонфарма продакшн" |
2 |
66,7 |
Болгария |
1 |
33,3 |
Софарма АО |
1 |
33,3 |
Итого: стран - 2 |
3 |
100,0 |
Фирм - 2 |
1 |
100,0 |
По данным, представленным в таблице 7, в аптечной организации имеются в наличии три лекарственных препарата на основе ЛС МНН Галантамин отечественного (66,7%) и зарубежного (33,3%) производства (рис. 7, 8).
Рисунок 7. Структура ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Галантамин в аптечной организации по производственному признаку
Рисунок 8. Структура ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Галантамин в аптечной организации по фирмам-производителям
На следующем этапе был проанализирован ассортимент ЛП на основе ЛС МНН Галантамин в аптечной организации ООО «Хорошая аптека» по датам регистрации.
По данным таблицы 5, в ассортименте аптеки имеется три ЛП на основе ЛС МНН Галантамин, которые зарегистрированны в 2010 году [20].
Индекс обновления ассортимента составляет: 0.
Из полученных результатов видно, что ассортимент ЛП на основе ЛС МНН Галантамин, в аптечной организации представлен устаревшими ЛП.
2.4. Сравнительный анализ ассортимента лекарственных препаратов
на основе ЛС МНН Галантамин, предлагаемого на фармацевтическом рынке России и в аптечной организации по показателям ассортимента
На заключительном этапе был проведен сравнительный анализ ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Галантамин, предлагаемого на фармацевтическом рынке России и в аптечной организации ООО «Хорошая аптека». Для этого были рассчитаны показатели ассортимента: полноты и глубины.
Расчет показателя полнота ассортимента:
Полнота ассортимента характеризуется числом подвидов одного товара, имеющихся в аптеке к числу подвидов этого товара, зарегистрированных в стране. Показателем полноты ассортимента ЛС является коэффициент полноты - Кп. Показатель полноты ассортимента определялся по формуле 2 [5, 16].
Kn = Пфакт / Пбаз, (2)
где Пфакт - количество наименований лекарственных форм одного ЛС или одной фармакотерапевтической группы, имеющихся в фармацевтической организации,
Пбаз - количество наименований лекарственных форм этого ЛС или этой фармакотерапевтической группы, разрешенных к применению в стране.
В аптечной организации ассортимент ЛП на основе ЛС МНН Галантамин представлен в двух лекарственных формах. В Государственном реестре зарегистрированы ЛП МНН Галантамин в трех лекарственных формах. Исходя из имеющихся данных,
Кп = 2 : 3=0,67
Значение коэффициента полноты ассортимента равное 0,67, свидетельствует о том, что в ассортименте аптеке отсутствуют некоторые виды лекарственных форм препаратов на основе ЛС МНН Галантамин, в частности - капсулы с пролонгированным высвобождением.
2. Расчет показателя глубина ассортимента:
Глубина ассортимента характеризует наличие разновидностей одного вида товара (например, числом видов лекарственных форм на основе МНН). Показателем глубины ассортимента является коэффициент глубины - Кг, который рассчитывается по формуле 3 [5, 16]:
Кг = Гфакт / Гбаз, (3)
где Гфакт - количество наименований лекарственных препаратов одного ЛС или одной ФТГ, имеющихся в фармацевтической организации,
Гбаз - количество наименований лекарственных препаратов этого ЛС или этой ФТГ, разрешенных к применению в стране.
В ассортименте аптеки имеется 3 ЛП на основе ЛС МНН Галантамин, в Госреестре зарегистрированы 135 ЛП.
Значение коэффициента глубины равно: К г = 3 : 135 = 0,02.
Рассчитанное значение коэффициента глубины свидетельствует о том, что на локальном рынке присутствует лишь 2% имеющихся в ГРСЛ лекарственных препаратов на основе ЛС МНН Галантамин.
Далее в работе была проведена сравнительная характеристика ассортимента ЛС МНН Галантамин, имеющегося на фармацевтическом рынке России и в аптечной организации. Данные представлены в таблице 8.
Таблица 8
Сравнительная характеристика ассортимента ЛП, имеющегося на фармацевтическом рынке России и в аптечной организации на основе
ЛС МНН Галантамин
Признак |
Характеристика ассортимента ЛС, имеющегося на фармацевтическом рынке России |
Характеристика ассортимента ЛС, имеющегося в аптечной организации |
Группа по АТС классификации |
N06DA04 Галантамин N Нервная система N06 Психоаналептики N06D Препараты для лечения деменции N06DA Антихолинэстеразные средства |
N06DA04 Галантамин N Нервная система N06 Психоаналептики N06D Препараты для лечения деменции N06DA Антихолинэстеразные средства |
Количество предложений |
135 |
3 |
По составу |
Монопрепараты - 100% Комбинированные препараты – 0% |
Монопрепараты - 100,0 Комбинированные препараты - 0 |
Производственный признак |
Зарубежного производства – 19,2% Отечественного производства 80,7% |
Зарубежного производства – 33,3% Отечественного производства 66,7% |
По видам лекарственной формы |
Всего - 3 |
Всего - 2 |
Индекс обновления |
0,63 |
0 |
По данным таблицы 8, в ассортименте аптеки имеется три лекарственных монопрепарата. В ассортименте присутствуют не все виды лекарственных форм, зарегистрированных в Госреестре РФ. Отсутствуют ЛП в форме капсул с пролонгированным высвобождением.
Сравнительное изучение структуры ассортимента по производственному признаку показало, что ассортимент ЛП на основе ЛС МНН Галантамин на фармацевтическом рынке России и в аптеке представлен ЛП отечественного и зарубежного производства. Проведенный анализ ассортимента по датам регистрации показал наличие новых лекарственных препаратов на фармацевтическом рынке России, а в аптеке ассортимента представлен устаревшими ЛП, индекс обновления равен 0.
2.5. Предложения по оптимизации ассортимента лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Галантамин в аптечной организации
На основании рассчитанных показателей ассортимента были разработаны предложения по оптимизации ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Галантамин в аптечной организации ООО «Хорошая аптека», которые представлены в таблице 9.
Таблица 9
Предложения по оптимизации ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Галантамин в аптечной организации
Признак |
Характеристика ассортимента ЛС, предлагающегося на фармрынке России |
Характеристика ассортимента ЛС, предлагающегося аптечной организации |
Предложения по оптимизации ассортимента в аптеке |
Коэффициент полноты |
Коэффициент полноты: 1 |
Коэффициент полноты: 0,67 |
Ввести в ассортимент аптеки ЛП в виде лекарственных форм отсутствующих в ассортименте аптеки. |
Продолжение таблицы 9 |
|||
Коэффициент глубины |
Коэффициент глубины: 1 |
Коэффициент глубины: 0,02 |
Расширить ассортимент ЛП в аптечной организации, за счет новых ЛП имеющихся на фармрынке. |
Индекс обновления |
0,63 |
0 |
Заменить имеющиеся ЛП новыми. |
По данным таблицы 9, рассчитанная величина коэффициента глубины говорит о том, что ассортимент аптеки представлен лишь на 2% от возможного. На основании этого можно порекомендовать расширить ассортимент ЛП на основе ЛС МНН Галантамин за счет новых лекарственных препаратов, имеющихся на фармацевтическом рынке России, а также дополнить ассортимент лекарственными препаратами в лекарственных формах, которые отсутствуют в ассортименте АО: в частности ЛП в форме капсул с пролонгированным высвобождением в различной дозировке и фасовке.
Учитывая вышесказанное, разработаны предложения по оптимизации ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Галантамин в аптечной организации ООО «Хорошая аптека». Аптечной организации предлагается дополнить ассортимент лекарственным препаратом:
- Гальнора® СР, капсулы с пролонгированным высвобождением в дозировке
16 мг, 24 мг и 8 мг в различной фасовке. Производитель АО "КРКА, д.д., Ново место", Словения. Регистрационный номер ЛП-№(000315)-(РГ-RU), дата регистрации 20.07.2021. В отличие от ЛП Галантамина в таблетках, с немедленным высвобождением, которые необходимо принимать 2 раза в сутки, препарат Гальнора® СР в капсулах с пролонгированным высвобождением
принимают 1 раз в сутки [22, 23, 25].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В работе были изучены основные цели и задачи фармацевтического маркетинга и методы анализа ассортимента лекарственных средств.
Изучение литературных источников показало, что основные цели фармацевтического маркетинга можно определить как изучение потребностей общества в лекарственных препаратах и услугах по оказанию фармацевтической помощи населению и разработка стратегических программ, направленных на своевременное и наиболее полное удовлетворение этих потребностей. В аптечных организациях, для характеристики ассортимента применяют такие показатели как: широта, глубина, структура ассортимента, насыщенность ассортимента, гармоничность ассортимента, полнота использования, устойчивость ассортимента, степень обновления ассортимента. А так же используют АВС - и XYZ- анализ для оптимизации товарных запасов и определения частоты заказа товара.
В работе были проведены маркетинговые исследования российского фармацевтического рынка ЛП на основе ЛС МНН Галантамин и анализ ассортимента данного лекарственного средства, имеющегося в аптечной организации с учетом форм выпуска, стран и фирм производителей, индекса обновления.
В соответствии с товароведческой характеристикой ЛП Галантамин это антихолинэстеразное средство обратимого действия. Препарат облегчает проведение импульсов в холинергических, в т.ч. нервно-мышечных, синапсах, усиливает процессы возбуждения в рефлекторных зонах спинного и головного мозга. Повышает тонус гладких и скелетных мышц, стимулирует секрецию пищеварительных и потовых желез. Благодаря повышению активности холинергической системы может улучшаться когнитивная функция у пациентов с деменцией альцгеймеровского типа. Применяется Галантамин при деменции альцгеймеровского типа легкой или умеренной степени тяжести; полиомиелите, прогрессирующей мышечной дистрофии, миопатии; детском церебральном параличе; неврите; радикулите.
На основании данных Госреестра лекарственных средств на 01.05.2024 года:
- ассортимент лекарственных средств, предлагаемых на рынке на основе ЛС МНН Галантамин, состоит из 135 лекарственных препаратов. При проведении анализа ассортимента ЛП по составу, было установлено, что все ЛП являются монопрепаратами – 100% , комбинированных ЛП в ГРЛС не зарегистрировано;
- анализ ассортимента ЛП по форме выпуска показал, что препараты на основе ЛС МНН Галантамин выпускаются в трех лекарственных формах. Большая часть препаратов выпускается в форме таблеток покрытых пленочной оболочкой, что составляет 66,7%. Наименьшее количество ЛП на рынке имеется в форме раствора для инъекций – 8,9% от общего количества предложений;
- анализ данных по производственному признаку показал, что в ГРЛС в большем количестве зарегистрированы ЛП на основе ЛС МНН Галантаминроссийского производства– 80,7%. Доля ЛП зарубежного производства в ГРЛС составляет – 19,2%. При исследовании ассортимента по фирмам-производителям было выявлено, что большая часть препаратов российского производства произведены компаниями ООО "Озон" – 46,7% и ЗАО "Канонфарма продакшн" - 31,1%, наименьшее количество ЛП произведены фирмой-производителем ЗАО "ВИФИТЕХ"– 2,9%;
- для определения степени обновления ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Галантамин, разрешенных к применению на российском рынке, нами были изучены даты регистрации и регистрационные номера данных ЛП в ГРЛС за последние 5 лет (2020 – 2024 гг.), в результате чего было установлено, что за данный период времени в ГРЛС было зарегистрировано 85 новых ЛП. Индекс обновления равен 0,63. Ассортимент ЛП на основе ЛС МНН Галантамин активно пополнялся новыми ЛП.
Анализ ассортимента лекарственных препаратов на основе ЛС МНН Галантамин проводился на базе аптечной организации ООО «Хорошая аптека», расположенной по адресу: Курская область, Тимский район, пгт. Тим, ул. Горького, д. 20, который показал, что в аптечной организации предлагается три монопрепарата, в двух формах выпуска, в различной дозировке и ценовой категории (цена за упаковку от 500.00 до 2800.00). Сравнительный анализ ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Галантамин, имеющегося на российском и региональном фармацевтическом рынке, показала наличие в аптеке 3 ЛП из 135 имеющихся на фармацевтическом рынке России. Из трех видов лекарственных форм в аптечной организации в наличии ЛП в двух лекарственных формах. Отсутствуют ЛП в форме: капсул с пролонгированным высвобождением. Сравнительное изучение структуры ассортимента по производственному признаку показало, что ассортимент ЛП на основе ЛС МНН Галантамин на фармацевтическом рынке России и в аптеке представлен ЛП отечественного и зарубежного производства. Проведенный анализ ассортимента по датам регистрации показал наличие новых лекарственных препаратов на фармацевтическом рынке России, а в аптеке ассортимента представлен устаревшими ЛП, индекс обновления равен 0.
На основании проведенного исследования были разработаны предложения по оптимизации ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Галантамин в аптечной организации ООО «Хорошая аптека». Аптечной организации предлагается дополнить ассортимент лекарственным препаратом Гальнора® СР в форме капсул с пролонгированным высвобождением.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Федеральный закон от 12.04.2010 № 61-ФЗ (ред. от 25.11.2013) «Об обращении лекарственных средств». КонсультантПлюс [сайт].– http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_99350/ (дата обращения: 22.04.2024).
Приказ МЗ РФ № 706-н от 23.08.2010 г. «Об утверждении правил хранения лекарственных средств»:// КонсультантПлюс [сайт]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_105562/ (дата обращения: 22.04.2024).
Приказ Минздрава России от 24.11.2021 N 1093н "Об утверждении Правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, медицинскими организациями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации, а также Правил отпуска наркотических средств и психотропных веществ, зарегистрированных в качестве лекарственных препаратов для медицинского применения, лекарственных препаратов для медицинского применения, содержащих наркотические средства и психотропные вещества в том числе Порядка отпуска аптечными организациями иммунобиологических лекарственных препаратов":// КонсультантПлюс [сайт]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_402083/ (дата обращения: 25.04.2024).
Артемьев, Д.В. Старение и нейродегенеративные расстройства: когнитивные и двигательные нарушения в пожилом возрасте / Д.В. Артемьев, В.В. Захаров, О.С. Левин// Методические рекомендации – М.- 2019. – 48 с.
Васнецова, О.А. Медицинское и фармацевтическое товароведение. Учебник. Издание третье, переработанное и дополненное. — Москва: Авторская Академия, 2016. - 424 с.
Дробышева, Л.А. Экономика, маркетинг, менеджмент: Учебное пособие. 4-е изд. / Л.А. Дробышева. - М.: Дашков и К, 2016. - 152 c.
Захаров, В.В. Синдром умеренных когнитивных расстройств в пожилом возрасте: диагностика и лечение /В.В. Захаров, Н.Н. Яхно //Русский медицинский журнал. – М., 2021. – №10. – С. 573–576.
Котлер, Ф. Основы маркетинга. Краткий курс Ф. Котлер, А. Гари. - М.: Вильямс, 2016. - 752 c. с ил —ISBN: 978-5-8459-0376-1.
Коротков, А.В. Маркетинговые исследования 3-е изд., пер. и доп. учебник для бакалавров / А.В. Коротков. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 595 c. - ISBN: 978-5-9916-2878-5.
Управление и экономика фармации: Учебник/ под ред. профессора И.А.Наркевича. – М.: Издательская группа «ГЭОТАР-Медиа», 2017. – 928 с.: ил. - ISBN 978-5-9704-4226-5.
Управление маркетингом: [учебник для вузов: перевод с английского] / Н. Капон, В. Колчанов, Дж. Макхалберт. – Санкт-Петербург [и др.]: Питер, 2013. – 832 с.
Машковский, М.Д. Лекарственные средства в 2 т. - 16-е изд. перераб. и доп. / Машковский М.Д. - М.: Новая волна, 2019. – С. 1216. - ISBN: 978-5-7864-0303-0.
Маркетинговые исследования: учебник для бакалавров / Д. В. Тюрин - М. : Издательство Юрайт, 2019. - 342 с. - ISBN: 978-5-9916-2903-4.
Маркин, С.П. Профилактика и лечение деменции / С.П. Маркин// Русский медицинский журнал. – 2020. - №8. – С. 475.
Морозов, Ю.В. Основы маркетинга: Учебное пособие / Ю.В. Морозов. - М.: Дашков и К, 2018. - 148 c. - ISBN: 978-5-394-02156-5.
Медицинское и фармацевтическое товароведение. Практикум / О.А. Васнецова, Д.В. Бабаскин. - М.: Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова МЗ РФ (Сеченовский Университет), Авторская Академия, 2017. - 324 c.
Справочник Видаль. Лекарственные препараты в России 2017/ Под ред. Е.А. Толмачевой/. - Издатель Видаль Рус, 2017. – С. 1240. - ISBN: 978-5-9908154-4-5.
Чеботарева, А.Д. Десять принципов применения ингибиторов холинэстеразы для лечения деменции в клинической практике. / А.Д.Чеботарева, О.С. Левин// РМЖ.- Медицинское обозрение. – 2022. - № 6(10). – С.576-579.
Шашкова, Г.В. Справочник синонимов лекарственных средств / Г.В. Шашкова, В.К.Лепахин, Е.Д. Бешлиева. – Изд. 18-е, перераб. и доп. – М.: РЦ «ФАРМЕДИНФО», 2018. – 640 с. – ISBN: 978-5-85556-082-4.
Фармацевтический маркетинг: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры/ Н.И. Суслов, А.А.Чурин, М.Е. Добрусина, Е.А. Лосев. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – 319 с. - ISBN 978-5-9916-6131-7.
АТХ-классификация лекарств и медицинских препаратов [Электронный ресурс]. — URL: https://www.eurolab.ua/medicine/atc/ (дата обращения: 01.05.2024)
Государственный реестр ЛС [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://grls.rosminzdrav.ru (дата обращения: 01.05.2024)
MEDI.RUС - справочник лекарств по ГРЛС МинЗдрава России 2023 https://medi.ru/ (дата обращения: 01.05.2024).
Регистр лекарственных средств России, 2023. - URL: http://www.rlsnet.ru/ (дата обращения: 01.05.2024).
Энциклопедия лекарственных средств [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.rlsnet.ru/news_100323.htm (дата обр: 01.05.2024).