Поступление в высшее учебное заведение – значимое событие в жизни молодого человека, требующее значительной психологической перестройки. Для студентов первых курсов технических специальностей этот переход особенно сложен, учитывая специфику обучения, которая предполагает высокий уровень абстрактного мышления, значительный объем информации и жесткие требования к практическим навыкам.
Академическая адаптация представляет собой процесс приспособления студента к образовательной среде, требованиям учебной программы, а также общим условиям обучения в учебном заведении. Этот процесс включает в себя как академические, так и социальные аспекты, влияющие на успехи студента в учебе и его общее благополучие. Академическая адаптация студентов технических специальностей характеризуется рядом особенностей. Во-первых, обучение отличается высокой интенсивностью и сложностью материала. Студенты сталкиваются с необходимостью освоения большого объема информации за короткий срок, требующего высокого уровня самоорганизации и самостоятельной работы. Во-вторых, технические дисциплины требуют развитых аналитических и логических способностей, а также умения применять теоретические знания на практике. Студенты, не обладающие необходимыми навыками, могут испытывать трудности в освоении учебного материала и снижении академической успеваемости. В-третьих, система оценивания в технических вузах часто основана на объективных критериях, таких как результаты практических работ и экзаменов, что может вызывать у студентов стресс и тревожность.
Социальная адаптация включена в процесс академической адаптации и представляет собой процесс, в ходе которого индивид приспосабливается к социальным условиям, нормам и требованиям общества или социальной группы. Этот процесс включает в себя взаимодействие с другими людьми, формирование личных связей, освоение социальных ролей и развитие социальных навыков. Социальная адаптация также играет важную роль в успешности обучения. Поступление в ВУЗ сопровождается изменением социальной среды, студенты сталкиваются с необходимостью построения новых социальных связей, адаптации к коллективу и соблюдению академических норм. Для студентов технических специальностей, часто отличающихся высокой степенью индивидуализма и погруженности в технические задачи, этот аспект может быть особенно сложным. Неспособность адаптироваться к новой социальной среде может привести к социальной изоляции, снижению мотивации к обучению и ухудшению психологического благополучия.
Успешность адаптации студентов первых курсов технических специальностей зависит от множества факторов, включая:
личностные характеристики: уровень мотивации, самооценка, стрессоустойчивость, способность к саморегуляции.
учебные навыки: умение планировать свою работу, эффективно учиться, решать задачи, использовать образовательные ресурсы.
социальные навыки: умение строить отношения, работать в команде, решать конфликты.
поддержка со стороны ВУЗа: наличие программ адаптации, консультации психологов и преподавателей, доступ к образовательным ресурсам.
семейная поддержка: поддержка и понимание со стороны семьи, помощь в решении проблем.
С целью психологического анализа адаптации студентов первых курсов технических специальностей, нами было организовано и проведено исследование.
Объектом исследования выступили студенты 1-х курсов среднего профессионального образования, специальностей: «Оператор информационных систем и ресурсов» и «Информационные системы и программирование» Ставропольского филиала ФГБОУ ВО Московского Педагогического Государственного Университета.
Объем выборки составил 27 человек.
В ходе исследования нами использовалась методика адаптивности студентов в ВУЗе (Т.Д. Дубовицкая, В.А. Крылова)
По результатам диагностики в группе студентов 1 курса специальности "Оператор информационных систем и ресурсов" выявлены высокие показатели адаптивности к учебной группе, а именно: 83.33% испытуемых находятся на высоком уровне. Данный показатель свидетельствует о том, что основная часть студентов учебного коллектива проявляют уверенность в коммуникации с одногруппниками и не испытывают дискомфорта также эти студенты социально активны, легко идут на контакт с другими членами учебного коллектива, готовы принимать внутренние правила и следовать им. По результатам исследования 16.67% показал средний уровень адаптивности к учебной группе. Данный показатель говорит нам о том, что студент испытывает затруднение в адаптивности и общении с одногруппниками, а также нуждается в дополнительной поддержке. Низких показателей в данной группе не выявлено – 0%.
Диагностика адаптивности студентов к учебной деятельности показала, что 66.67% испытуемых имеют высокий уровень, а средний показатель составил 33.33%. Высокие и средние показатели свидетельствуют о том, что большинство членов учебного коллектива готовы и замотивированы к учебной деятельности, с интересом и без особых усилий осваивают учебные дисциплины, проявляют активность в учебном процессе и справляются с учебной нагрузкой. Низких показателей в данной группе не выявлено – 0%.
Графические результаты представлены на Рисунке 1.
Рисунок 1. Результаты диагностики студентов 1 курса специальности «Оператор информационных систем и ресурсов»
По результатам диагностики в группе студентов 1 курса специальности "Информационные системы и программирование"1 подгруппы, выявлены высокие показатели адаптивности к учебной группе, а именно: 35.71% испытуемых находится на высоком уровне.
Данный показатель свидетельствует о том, что часть студентов учебного коллектива проявляют уверенность в коммуникации с одногруппниками и не испытывают дискомфорта также эти студенты социально активны, легко идут на контакт с другими членами учебного коллектива, готовы принимать внутренние правила и следовать им. По результатам исследования 64.29% испытуемых имеют средний уровень адаптивности к учебной группе. Данный показатель говорит нам о том, что основная часть студентов испытывает затруднение в адаптивности и общении с одногруппниками, а также нуждается в дополнительной поддержке. Низких показателей в данной группе не выявлено – 0%.
Диагностика адаптивности студентов к учебной деятельности показала, что 50% испытуемых имеют высокий уровень, и средний показатель составил 50%. Высокие и средние показатели свидетельствуют о том, что все члены учебного коллектива готовы и замотивированы к учебной деятельности, с интересом и без особых усилий осваивают учебные дисциплины, проявляют активность в учебном процессе и справляются с учебной нагрузкой.
Низких показателей в данной группе не выявлено – 0%
Графические результаты представлены на Рисунке 2.
Рисунок 2. Результаты диагностики студентов 1 курса специальности «Информационные системы и программирование» 1 подгруппа.
По результатам диагностики в группе студентов 1 курса специальности "Информационные системы и программирование" 2 подгруппы, выявлены высокие показатели адаптивности к учебной группе, а именно: 28,57% испытуемых находятся на высоком уровне. Данный показатель свидетельствует о том, что меньшая часть студентов учебного коллектива проявляют уверенность в коммуникации с одногруппниками и не испытывают дискомфорта также эти студенты социально активны, легко идут на контакт с другими членами учебного коллектива, готовы принимать внутренние правила и следовать им. По результатам исследования 42,86% испытуемых имеют средний уровень адаптивности к учебной группе. Данный показатель говорит нам о том, что студенты испытывают затруднение в адаптивности и общении с одногруппниками, а также нуждается в дополнительной поддержке. Низкий показатель составил – 28.57%, что говорит о том, что студентам сложно выстроить хорошие отношения с одногруппниками.
Диагностика адаптивности студентов к учебной деятельности показала, что – 28.57% имеют высокий уровень, а средний показатель составил 57.14%. Высокие и средние показатели свидетельствуют о том, что большинство членов учебного коллектива готовы и замотивированы к учебной деятельности, с интересом и без особых усилий осваивают учебные дисциплины, проявляют активность в учебном процессе и справляются с учебной нагрузкой. Низкий показатель составил – 14.29%, что говорит о незаинтересованности студента в учебном процессе, о демотивации и затруднении в учебном процессе.
Графические результаты представлены на Рисунке 3.
Рисунок 3. Результаты диагностики студентов 1 курса специальности «Информационные системы и программирование» 2 подгруппа.
Таким образом, приведенный анализ адаптации студентов технических специальностей ещё раз говорит об актуальности данной темы.
Рекомендации по оптимизации адаптационного процесса. Для повышения успешности адаптации студентов первых курсов технических специальностей рекомендуется:
разработка и внедрение программ адаптации: программы должны включать в себя как академическую, так и социальную составляющие.
организация тренингов по развитию учебных и социальных навыков: тренинги должны быть направлены на развитие умения планировать свою работу, эффективно учиться, работать в команде, решать конфликты.
предоставление студентам доступа к консультациям психологов: психологическая помощь поможет студентам справиться со стрессом и трудностями адаптации.
создание благоприятной атмосферы в учебной группе: преподаватели должны способствовать созданию дружеской и поддерживающей атмосферы в группе.
укрепление связи с семьей: важно поддерживать связь с родителями и близкими, которые могут оказать помощь и поддержку в период адаптации.
В заключении хотелось бы отметить, что адаптация студентов первых курсов технических специальностей – сложный и многогранный процесс, требующий комплексного подхода. Успешная адаптация является важным фактором успешности обучения и дальнейшей профессиональной деятельности. Разработка и внедрение эффективных программ адаптации, направленных на развитие как академических, так и социальных навыков, позволит улучшить качество обучения и повысить психологическое благополучие студентов.
Список источников
Амбарова П.А., Зборовский Г.Е., Никольский В.С., Шаброва И.В. академическая и социокультурная адаптация студентов в ВУЗах России // Высшее образование в России. 2022. №12.
Бондарчук М.М. социализация студентов-первокурсников как залог академической успеваемости // Современное педагогическое образование. 2023. №3.
Енгибарян Л.С. психологическая адаптация первокурсников к студенческой среде в аспекте личностного становления в вузовском образовательном пространстве // Проблемы современного педагогического образования. 2020. №66-2.
Кошелева Ю. П., Прутько Г. В. Влияние внеучебной проектной деятельности на социально-психологическую адаптацию студентов ВУЗа // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2020. №3 (836).
Минахметова А. З., Погодина А. Ю. Особенности адаптации выпускников школ к учебной деятельности вуза // КПЖ. 2021. №6 (149).
Сапрыкина Т.А. О переходе «Школа - вуз»: предикторы успеваемости студентов-первокурсников // Высшее образование в России. 2017. №6.
Семенова Л.Ю. коммуникативная компетентность участников учебного процесса в техническом вузе // Наука и школа. 2022. №4.
Снегирева Л.В. Тарасова С.А. субъективный показатель адаптированности студентов к образовательной среде вуза в изучении динамики процесса адаптации // БГЖ. 2021. №2 (35).