ДОГОВОРЫ В СФЕРЕ ОНЛАЙН-ТОРГОВЛИ: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ - Студенческий научный форум

XVII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2025

ДОГОВОРЫ В СФЕРЕ ОНЛАЙН-ТОРГОВЛИ: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ

Мокеева Е.В. 1, Кропотова Е.А. 1
1РЭУ им Г.В. Плеханова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В последнее время все чаще возникают ситуации, когда стороны заключают договоры удаленно. Это подчеркивает важность изучения особенностей таких онлайн-договоров и их правового регулирования.

Несмотря на наличие множества национальных и международных правовых норм, остается много неразрешенных вопросов, касающихся правовой природы электронных договоров, их классификации и применимых к ним правил. В российской и международной практике отсутствует единое мнение о сущности электронных договоров, что приводит к конфликтам как в бизнесе, так и в судебной сфере. Разные подходы в российской и зарубежной правовой доктрине (например, в Гражданском кодексе РФ и Законе о защите прав потребителей) создают правовые коллизии и споры.

Таким образом, основная цель данной статьи заключается в выявлении и анализе ключевых вопросов правоприменения в области дистанционной торговли товарами и услугами, предложении решений выявленных проблем, а также представлении материалов судебной практики. В исследовании будут рассмотрены нормы Гражданского кодекса РФ, Закона о защите прав потребителей и подходы международного права.

Электронная коммерция представляет собой процесс покупки товаров, который осуществляется через интернет с использованием дистанционных методов взаимодействия между участниками сделки. Это происходит через автоматизированные системы, которые принимают и обрабатывают заказы.

Электронный договор — это соглашение, которое создается, подписывается и отправляется с использованием электронных средств связи. Такой договор направлен на установление, изменение или прекращение прав и обязанностей сторон.

Основным признаком договоров, заключаемых в интернете, является электронное взаимодействие между сторонами. Это включает в себя комплекс действий, выполняемых участниками договорных отношений с использованием определенных аппаратных и программных средств, а также стандартов связи для передачи данных в электронной форме без необходимости их сохранения на физических носителях.

Согласно ст. 492 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) под договором розничной купли-продажи понимается договор, в силу которого продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

К числу разновидностей договора розничной купли-продажи, в соответствии со ст. 497 ГК РФ, относятся продажа товара по образцам и дистанционный способ продажи товара. Статья 497 Гражданского кодекса РФ регулирует договоры в сфере онлайн-торговли, определяя, как оформлять договор розничной продажи дистанционным способом. Основные тезисы статьи 497 Гражданского кодекса РФ:

1. Договор розничной купли-продажи может быть заключён на основании ознакомления покупателя с образцом товара, предложенным продавцом и выставленным в месте продажи товаров (продажа товара по образцам). 

2. Договор розничной купли-продажи может быть заключён на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (дистанционный способ продажи товара). 

3. Если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором, договор розничной купли-продажи товара по образцам или договор розничной купли-продажи, заключённый дистанционным способом продажи товара, считается исполненным с момента доставки товара в место, указанное в таком договоре, а если место передачи товара таким договором не определено, с момента доставки товара по месту жительства покупателя-гражданина или месту нахождения покупателя — юридического лица. 

4. Если иное не предусмотрено законом, до передачи товара покупатель вправе отказаться от исполнения любого указанного в пункте 3 настоящей статьи договора розничной купли-продажи при условии возмещения продавцу необходимых расходов, понесённых в связи с совершением действий по исполнению договора. 

Одной из основных характеристик дистанционной купли-продажи является отсутствие непосредственного взаимодействия между покупателем и продавцом. Это обстоятельство приводит к тому, что покупатель не может оценить товар до его получения, что создает ряд сложностей:

• Идентификация пользователя. Эта проблема возникает из-за специфики заключения сделок в электронном виде, что затрудняет проверку личности покупателя.

• Безопасность онлайн-платежей. У потребителя зачастую имеется ограниченная информация о продавце, что может затруднить адекватную оценку безопасности финансовых операций.

• Неопределенность субъектного состава. Заказ в интернете может оформить лицо, не имеющее соответствующих правоспособностей, что создает дополнительные риски.

• Проблема юрисдикции. Этот вопрос актуален в контексте применения национального законодательства о защите прав потребителей к международной дистанционной торговле и ее аспектам.

• Ответственность информационных посредников. Необходимо определить, какую степень ответственности несут владельцы интернет-площадок за информацию, размещенную на их ресурсах.

• Недостатки в международно-правовом регулировании электронной торговли. Несмотря на усилия многих международных организаций по унификации правил в области электронной коммерции, чаще всего рассматриваются лишь отдельные юридические вопросы, а не система в целом.

Для того, чтобы покупки через интернет были более безопасными, необходимо устранить проблемы. Предоставим возможные их решения:

  • Если говорить про идентификацию пользователя, то можно внедрить использование квалифицированных электронных подписей, идентификацию через государственные порталы (например, Госуслуги). Многофакторная аутентификация также способствует защите и повысит безопасность.

  • При безопасной оплате-онлайн поставщику необходимо сотрудничать с известными и надежными платежными системами с высоким уровнем безопасности (Например, PayMaster, Яндекс. Касса и т.д.). Продавец должен предоставить покупателю полную информацию о платежном процессе, комиссиях и гарантиях безопасности.

  • Оформлять заказ должен человек, обладающий дееспособностью, поэтому при покупке необходимо внедрять механизмы проверки возраста (например, запрос паспортных данных, подтверждение через государственные порталы). Продавцам необходимо предоставлять ограниченный доступ к функциям покупки для несовершеннолетних. Если товар или услуга необходима недееспособному покупателю, то можно запрашивать согласие законных представителей при совершении сделки. Юристам компании важно предупреждать пользователей о последствиях заключения договора несовершеннолетними.

  • При устранении неопределенности применения права при дистанционной торговле из-за рубежа необходимо ясно указывать в договоре, какое законодательство применяется: страны покупателя или продавца. Важно использовать общепризнанные международные нормы и принципы защиты прав потребителей. Если останутся вопросы или сомнения, то необходимо проконсультироваться с юристом, специализирующемся в области международного частного права.

  • Владельцы торговых площадок несут ответственность за информацию, которую размещают продавцы. Внедрение системы модерации контента, размещаемой в сети, поможет проверить достоверность информации не только о товарах, но и о продавцах. Механизм контроля за деятельностью продавцов, включая верификацию и оценку их товаров, также способствует созданию безопасного пространства. Важно обеспечить возможностью покупателей подачи жалоб на продавцов и рассмотрением их владельцами площадки.

  • Отсутствие единого международного регулирования электронной торговли является одной из глобальных проблем. Использование принципов унификации может быть результативным решением. При составлении договоров продавцы должны опираться на общепринятые международные принципы и правила, разработанные такими организациями, как UNCITRAL. Компаниям необходимо принимать участие в разработке международных стандартах и норм в сфере онлайн-торговли, а также принимать участие в форумах и научных конференциях в своей области для обмена опытом и поиска решений.

В наши дни все больше становится актуально торговля онлайн, однако возникают огромные риски и проблемы в современном законодательстве в области дистанционных продаж. Существующие правовые нормы, зачастую разработанные для традиционной торговли, не всегда точно отражают специфику электронных сделок. Это приводит к возникновению различных проблем, начиная от трудностей в идентификации участников сделки и заканчивая сложностями в разрешении споров.

Для повышения эффективности договорных отношений в сфере онлайн-торговли необходимо совершенствование законодательной базы, активное внедрение цифровых технологий для обеспечения прозрачности и безопасности сделок, а также повышение уровня правовой грамотности как продавцов, так и покупателей.

Дальнейшие исследования в области цифрового права и практика применения новых технологий будут способствовать совершенствованию договорных отношений в этой динамично развивающейся сфере.

Список литературы

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 03.08.2021) / Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, N 32, ст. 3301

  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 29.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2018) / Собрание законодательства РФ, 29.01.1996, N 5, ст. 410

  3. Варткинаян, О. С. Правовые проблемы заключения и исполнения договоров дистанционной купли-продажи / О. С. Варткинаян. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 12 (250). — С. 157-159. — URL: https://moluch.ru/archive/250/57400/ (дата обращения: 12.11.2024).

  4. Хабиров А.И. «Особенности механизма заключения договора в сфере электронной коммерции: проблемы квалификации информации в качестве оферты» // URL: https://kpfu.ru/staff_files/F1795940940/VEPS.pdf

  5. Порунова Ольга Геннадьевна, Сасонова Лариса Петровна АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДОГОВОРА ДИСТАНЦИОННОЙ КУПЛИ-ПРОДАЖИ // Право и практика. 2023. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-problemy-pravovogo-regulirovaniya-dogovora-distantsionnoy-kupli-prodazhi

  6. Куулар А.А. «ПРОБЛЕМЫ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРА РОЗНИЧНОЙ КУПЛИПРОДАЖИ ПОСРЕДСТВОМ СЕТИ ИНТЕРНЕТ» // URL: https://www.modern-j.ru/_files/ugd/b06fdc_22f4c6d1bd4e4f79ad4dac79047aa377.pdf?index=true

Просмотров работы: 19