В последнее время все чаще возникают ситуации, когда стороны заключают договоры удаленно. Это подчеркивает важность изучения особенностей таких онлайн-договоров и их правового регулирования.
Несмотря на наличие множества национальных и международных правовых норм, остается много неразрешенных вопросов, касающихся правовой природы электронных договоров, их классификации и применимых к ним правил. В российской и международной практике отсутствует единое мнение о сущности электронных договоров, что приводит к конфликтам как в бизнесе, так и в судебной сфере. Разные подходы в российской и зарубежной правовой доктрине (например, в Гражданском кодексе РФ и Законе о защите прав потребителей) создают правовые коллизии и споры.
Таким образом, основная цель данной статьи заключается в выявлении и анализе ключевых вопросов правоприменения в области дистанционной торговли товарами и услугами, предложении решений выявленных проблем, а также представлении материалов судебной практики. В исследовании будут рассмотрены нормы Гражданского кодекса РФ, Закона о защите прав потребителей и подходы международного права.
Электронная коммерция представляет собой процесс покупки товаров, который осуществляется через интернет с использованием дистанционных методов взаимодействия между участниками сделки. Это происходит через автоматизированные системы, которые принимают и обрабатывают заказы.
Электронный договор — это соглашение, которое создается, подписывается и отправляется с использованием электронных средств связи. Такой договор направлен на установление, изменение или прекращение прав и обязанностей сторон.
Основным признаком договоров, заключаемых в интернете, является электронное взаимодействие между сторонами. Это включает в себя комплекс действий, выполняемых участниками договорных отношений с использованием определенных аппаратных и программных средств, а также стандартов связи для передачи данных в электронной форме без необходимости их сохранения на физических носителях.
Согласно ст. 492 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) под договором розничной купли-продажи понимается договор, в силу которого продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.
К числу разновидностей договора розничной купли-продажи, в соответствии со ст. 497 ГК РФ, относятся продажа товара по образцам и дистанционный способ продажи товара. Статья 497 Гражданского кодекса РФ регулирует договоры в сфере онлайн-торговли, определяя, как оформлять договор розничной продажи дистанционным способом. Основные тезисы статьи 497 Гражданского кодекса РФ:
1. Договор розничной купли-продажи может быть заключён на основании ознакомления покупателя с образцом товара, предложенным продавцом и выставленным в месте продажи товаров (продажа товара по образцам).
2. Договор розничной купли-продажи может быть заключён на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (дистанционный способ продажи товара).
3. Если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором, договор розничной купли-продажи товара по образцам или договор розничной купли-продажи, заключённый дистанционным способом продажи товара, считается исполненным с момента доставки товара в место, указанное в таком договоре, а если место передачи товара таким договором не определено, с момента доставки товара по месту жительства покупателя-гражданина или месту нахождения покупателя — юридического лица.
4. Если иное не предусмотрено законом, до передачи товара покупатель вправе отказаться от исполнения любого указанного в пункте 3 настоящей статьи договора розничной купли-продажи при условии возмещения продавцу необходимых расходов, понесённых в связи с совершением действий по исполнению договора.
Одной из основных характеристик дистанционной купли-продажи является отсутствие непосредственного взаимодействия между покупателем и продавцом. Это обстоятельство приводит к тому, что покупатель не может оценить товар до его получения, что создает ряд сложностей:
• Идентификация пользователя. Эта проблема возникает из-за специфики заключения сделок в электронном виде, что затрудняет проверку личности покупателя.
• Безопасность онлайн-платежей. У потребителя зачастую имеется ограниченная информация о продавце, что может затруднить адекватную оценку безопасности финансовых операций.
• Неопределенность субъектного состава. Заказ в интернете может оформить лицо, не имеющее соответствующих правоспособностей, что создает дополнительные риски.
• Проблема юрисдикции. Этот вопрос актуален в контексте применения национального законодательства о защите прав потребителей к международной дистанционной торговле и ее аспектам.
• Ответственность информационных посредников. Необходимо определить, какую степень ответственности несут владельцы интернет-площадок за информацию, размещенную на их ресурсах.
• Недостатки в международно-правовом регулировании электронной торговли. Несмотря на усилия многих международных организаций по унификации правил в области электронной коммерции, чаще всего рассматриваются лишь отдельные юридические вопросы, а не система в целом.
Для того, чтобы покупки через интернет были более безопасными, необходимо устранить проблемы. Предоставим возможные их решения:
Если говорить про идентификацию пользователя, то можно внедрить использование квалифицированных электронных подписей, идентификацию через государственные порталы (например, Госуслуги). Многофакторная аутентификация также способствует защите и повысит безопасность.
При безопасной оплате-онлайн поставщику необходимо сотрудничать с известными и надежными платежными системами с высоким уровнем безопасности (Например, PayMaster, Яндекс. Касса и т.д.). Продавец должен предоставить покупателю полную информацию о платежном процессе, комиссиях и гарантиях безопасности.
Оформлять заказ должен человек, обладающий дееспособностью, поэтому при покупке необходимо внедрять механизмы проверки возраста (например, запрос паспортных данных, подтверждение через государственные порталы). Продавцам необходимо предоставлять ограниченный доступ к функциям покупки для несовершеннолетних. Если товар или услуга необходима недееспособному покупателю, то можно запрашивать согласие законных представителей при совершении сделки. Юристам компании важно предупреждать пользователей о последствиях заключения договора несовершеннолетними.
При устранении неопределенности применения права при дистанционной торговле из-за рубежа необходимо ясно указывать в договоре, какое законодательство применяется: страны покупателя или продавца. Важно использовать общепризнанные международные нормы и принципы защиты прав потребителей. Если останутся вопросы или сомнения, то необходимо проконсультироваться с юристом, специализирующемся в области международного частного права.
Владельцы торговых площадок несут ответственность за информацию, которую размещают продавцы. Внедрение системы модерации контента, размещаемой в сети, поможет проверить достоверность информации не только о товарах, но и о продавцах. Механизм контроля за деятельностью продавцов, включая верификацию и оценку их товаров, также способствует созданию безопасного пространства. Важно обеспечить возможностью покупателей подачи жалоб на продавцов и рассмотрением их владельцами площадки.
Отсутствие единого международного регулирования электронной торговли является одной из глобальных проблем. Использование принципов унификации может быть результативным решением. При составлении договоров продавцы должны опираться на общепринятые международные принципы и правила, разработанные такими организациями, как UNCITRAL. Компаниям необходимо принимать участие в разработке международных стандартах и норм в сфере онлайн-торговли, а также принимать участие в форумах и научных конференциях в своей области для обмена опытом и поиска решений.
В наши дни все больше становится актуально торговля онлайн, однако возникают огромные риски и проблемы в современном законодательстве в области дистанционных продаж. Существующие правовые нормы, зачастую разработанные для традиционной торговли, не всегда точно отражают специфику электронных сделок. Это приводит к возникновению различных проблем, начиная от трудностей в идентификации участников сделки и заканчивая сложностями в разрешении споров.
Для повышения эффективности договорных отношений в сфере онлайн-торговли необходимо совершенствование законодательной базы, активное внедрение цифровых технологий для обеспечения прозрачности и безопасности сделок, а также повышение уровня правовой грамотности как продавцов, так и покупателей.
Дальнейшие исследования в области цифрового права и практика применения новых технологий будут способствовать совершенствованию договорных отношений в этой динамично развивающейся сфере.
Список литературы
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 03.08.2021) / Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, N 32, ст. 3301
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 29.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2018) / Собрание законодательства РФ, 29.01.1996, N 5, ст. 410
Варткинаян, О. С. Правовые проблемы заключения и исполнения договоров дистанционной купли-продажи / О. С. Варткинаян. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 12 (250). — С. 157-159. — URL: https://moluch.ru/archive/250/57400/ (дата обращения: 12.11.2024).
Хабиров А.И. «Особенности механизма заключения договора в сфере электронной коммерции: проблемы квалификации информации в качестве оферты» // URL: https://kpfu.ru/staff_files/F1795940940/VEPS.pdf
Порунова Ольга Геннадьевна, Сасонова Лариса Петровна АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДОГОВОРА ДИСТАНЦИОННОЙ КУПЛИ-ПРОДАЖИ // Право и практика. 2023. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-problemy-pravovogo-regulirovaniya-dogovora-distantsionnoy-kupli-prodazhi
Куулар А.А. «ПРОБЛЕМЫ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРА РОЗНИЧНОЙ КУПЛИПРОДАЖИ ПОСРЕДСТВОМ СЕТИ ИНТЕРНЕТ» // URL: https://www.modern-j.ru/_files/ugd/b06fdc_22f4c6d1bd4e4f79ad4dac79047aa377.pdf?index=true