В настоящее время депрессивные состояния являются одной из важнейших проблем нашего общества. Это вызвано, прежде всего, увеличением депрессивных заболеваний в настоящее время.
Исследованием депрессивных состояний занимался А.Т. Бек - российский психолог и один из основателей когнитивной психотерапии. А. Т. Бек разработал концепцию негативного мышления, которая утверждает, что депрессия связана с искажёнными, негативными убеждениями о себе, мире и будущем. Он предложил методы когнитивной терапии, направленные на изменение этих искажений и формирования более адекватного восприятия. Эти методы включают работу с автоматическими мыслями и использование различных техник для изменения негативных паттернов мышления. Работы А.Т. Бека оказали значительное влияние на психотерапию, и его подходы используются как в России, так и за рубежом для лечения депрессии и других эмоциональных расстройств.
Значительный вклад в изучении депрессивных состояний внес Н.В. Коляда - российский психолог и психотерапевт, который также активно занимался изучением тревожности. В своей работе он исследует механизмы возникновения тревожных расстройств, обращая внимание на их связь с индивидуальными особенностями личности, семейными отношениями и социальным контекстом. Н.В. Коляда применяет интегративный подход в терапии тревожных расстройств, сочетая элементы когнитивно-поведенческой терапии, гуманистической психологии и других методов. Он также анализирует влияние психосоциальных факторов на уровень тревожности и разрабатывает стратегии, направленные на уменьшение тревожности у клиентов. Через публикации и практическую деятельность он делится своими находками и методами, помогая улучшить качество жизни людей, страдающих от различных форм тревожных расстройств. Коляда акцентирует внимание на важности понимания тревожности как комплексного явления, которое требует многогранного подхода в терапии.
Так же многие другие отечественные ученые приложили не мало усилий в изучении депрессивных состояний, такие как: В.В. Читлова, В.В. Краснова и А.Б. Холмогорова., Ф.Б. Березин, А.М. Прихожан., С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский. В нашем исследовании мы проанализировали, как именно стресс и депрессия влияют на успеваемость и общее здоровье студентов в период учебной деятельности.
Депрессивные состояния могут испытывать представители любого социального слоя, однако, в большей степени депрессивные состояния постигают представителей умственного труда, к коим и относятся студенты. Именно по этой причине некоторые исследователи данного вопроса называют депрессию «болезнью интеллектуалов». У студентов депрессивные состояния могут выражаться в снижении учебной активности, ухудшении концентрации, потере интереса к учебе и социальной жизни.
Самыми сложными периодами для студентов являются время перед сессией и непосредственно сдача зачётов и экзаменов, периоды сложных отношений и недопонимания в семье, а также отношений с ровесниками и преподавателями.
Наиболее распространёнными причинами стрессов и депрессий среди студентов являются следующие факторы, неразрывно связанные с их учебной деятельностью: невозможность предопределения будущего, пониженная самооценка, обилие деструктивной критики.
Промежуточная аттестация является важным этапом в образовательном процессе, который может оказывать значительное влияние на психоэмоциональное состояние студентов. Ситуация усугубляется высокой конкуренцией, ожиданиями со стороны родителей и преподавателей, а также собственными амбициями. Все это может привести к ухудшению психоэмоционального состояния.
Психофизиологическое состояние студентов также играет немаловажную роль в зарождении у них депрессивных состояний. В различной степени ключевыми факторами такого развития событий являются:
высокая интенсивность учебного процесса;
большой объём новой узконаправленной информации;
проблемы в отношениях со сверстниками;
неуверенность в отношениях с противоположным полом.
Помимо своей основной функции данные явления приводят к снижению мотивации вк обучению. На Рисунке 1 представлена схема, в которой указаны отличительные признаки депрессивных состояний у студентов.
Р исунок 1. Отличительные признаки депрессивных состояний у студентов
Из вышесказанного логично будет заключить, что наиболее опасной причиной депрессии является стресс во всех его проявлениях. Стресс можно определить как совокупность неспецифических адаптационных (нормальных) реакций организма на воздействие различных неблагоприятных факторов–стрессоров (физических или психологических), нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом).
В исследовании депрессивных состояний у студентов в процессе промежуточной аттестации приняли участие 36 студентов СПО, 2 курса, специальности «Информационные системы и программирование» Ставропольского филиала МПГУ. В процессе данного исследования была использована методика «Шкала депрессии Бека», которая включает в себя 21 категорию симптомов и жалоб. Каждая категория состоит из 4-5 утверждений, соответствующих специфическим проявлениям депрессии, далее была использована методика «Шкала депрессии, тревоги и стресса» - это шкала самоотчёта, которая используется для выявления наличия и интенсивности депрессии, тревоги и стресса.
По результатам методики «Шкала депрессии А.Т. Бека» в группе студентов было установлено, что удовлетворительное эмоциональное состояние преобладает у 86% респондентов (30 человек), а легкая депрессия у 14 % респондентов (6 человека). В таком случае обучающиеся чувствуют себя подавленными, их настроение ухудшается, падает работоспособность. Графические результаты данной методики изображены на Рисунке 2.
Р исунок 2. Результаты методики «Шкала депрессии Бека»
Сочетание удовлетворительного эмоционального состояния и лёгкой депрессии может свидетельствовать о субдепрессии - слабо выраженной депрессии, которая может развиться на фоне усталости, переживаний или стресса. Чтобы избежать ухудшения состояния, рекомендуется нормализовать режим и избавиться от вредных привычек. Также полезно обратиться к психологу.
По результатам методики «Шкала депрессии, тревоги и стресса» С. Ловибонд и П. Ловибондв группе студентов были выявлены следующие показатели: норма составляет 84% респондентов (30 человек), легкое беспокойство – 2% (1 человек), умеренное беспокойство - 14% (5 человека). Графические результаты данной методики изображены на Рисунке 3.
Рисунок 3. Результаты методики «Шкала депрессии, тревоги и стресса» С. Ловибонд и П. Ловибонд
Умеренное беспокойство может быть нормальным состоянием. Если подобные проявления кратковременны и не доставляют неудобств, это считается нормой. Однако если тревожность становится постоянным сильным стрессом и мешает человеку вести привычный образ жизни, можно говорить о психическом заболевании.
В связи с полученными результатами возникает необходимость поиска эффективных методов для снижения уровня тревожности и минимизации депрессивных состояний.
Существует множество способов минимизации депрессивных состояний. Чем больше человек испытывает положительных эмоций, тем дальше от него находится возможность впасть в депрессивное состояние. Солнечный свет, наблюдение за животными и птицами, провождение выходных за городом на природе, а также частое нахождение в приятных компаниях или в кругу семьи – всё это является мерами пресечения депрессии.
Прогулки и занятия спортом на свежем воздухе также являются одним из способов избавления от депрессии. Особенно таким мерам неспособно противостоять сезонная депрессия. Дневной свет идёт на пользу регулятивной нервной системе, поэтому студентам следует как можно чаще пребывать на улице.
Изменение рациона питания также является хорошим решением. Студентам следует реже употреблять кофе или же вообще отказаться от него в пользу зелёного чая. Также поможет питьевая вода и любые молочные продукты, они повышают тонус.
Таким образом, к основным методам снижения депрессивных состояний можно отнести обязательное посещение студентами квалифицированного психолога в учебном заведении, регулярное проводение опросов среди студентов с целью выявления уровня тревожности и подверженности депрессивным состояниям и понимаю того, чего не хватает студентам для комфортной учёбы.
Список источников
Кочорова Лариса Валерьяновна, Скрипов Вадим Сергеевич, Сливка Андрей Сергеевич К вопросу о тревоге и депрессии в молодежной студенческой среде // Наука молодых –Eruditio Juvenium. 2020. №2.
Кубекова Алия Салаватовна, Абдуллаев Сардор Собитхонович, Сергеева Марина Анатольевна Уровень депрессивности и отношение к депрессии в студенческой среде // Мир науки. Педагогика и психология. 2021. №6.
Кузнецова, С. А. Особенности проявления стресса у студентов в период экзаменационной сессии / С. А. Кузнецова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 33.1 (532.1). — С. 58-60.
Лагутина А. И., Сагалаев М. А., Скворцов В. В. Проблема тревоги и депрессии в студенческой среде // Теория и практика современной науки. 2024. №7 (109).
Лисовский Олег Валентинович, Лисица Иван Александрович Экзаменационный стресс у студентов – возможные пути коррекции //FORCIPE. 2022.https://cyberleninka.ru/article/n/ekzamenatsionnyy-stress-u-studentov-vozmozhnye-puti-korrektsii