Студенческая жизнь — это период, наполненный новыми вызовами и возможностями, но для многих студентов он также сопряжен с высоким уровнем стресса. Учебная нагрузка, необходимость совмещать занятия с работой, социальные взаимодействия и неопределенность будущего могут создать значительное психоэмоциональное напряжение. Нервно-психическая устойчивость становится ключевым фактором в преодолении этих трудностей.
Психическая устойчивость человека определяется целостным явлением, которое опосредует его устойчивость к стрессорам экстремальных ситуаций. По мнению А.В. Савченкова, она является наиболее важным элементом эмоционально желаемой составляющей психологической готовности человека к работе.
Г.М. Зараковский в своих исследованиях нервно-психической устойчивости опирался на теорию функциональных систем П.К. Анохина. Он рассматривал нервно-психическую устойчивость как сложное функционально детерминированное явление, включающее в себя: Свойства регуляторных психических и психофизиологических процессов. Свойства психофизиологических процессов. Свойства личности.
А.Г. Маклаков внёс вклад в развитие теории нервно-психической устойчивости, поставив её в прямую зависимость с понятием «психической регуляции». Чем более совершенны механизмы психической регуляции, тем выше нервно-психическая устойчивость индивида.
Так же к проблеме нервно-психической устойчивости обращались: З.А. Албакова, Е.Е. Анциферов, В. С. Аров, А.В. Барсуков, С.В. Давыдов, Е.А. Бурова, А.А. Воронова, М.М. Горячкина, С.С. Гречихин, О.А. Дубровщик, Н.А. Жожикашвили, А.С. Малых, В. А. Иванников.
Таким образом, учитывая внимание, уделяемое проблеме нервно-психической устойчивости в работах вышеупомянутых исследователей, нами было проведено собственное исследование, направленное на более глубокое понимание уровня нервно-психической устойчивости среди студентов.
В процессе данного исследования был использован многоуровневый личностный опросник «Адаптивность», разработанный А. Г. Маклаковым и С. В. Чермяниным. Он состоит из четырёх ключевых шкал: поведенческая регуляция, коммуникативный потенциал, моральная нормативность и личностный адаптационный потенциал.
В исследовании приняли участие 23 студента третьего курса специальности «Преподавание в начальных классах» Ставропольского филиала МПГУ.
На основе данных многоуровневого личностного опросника «Адаптивность» можно сделать следующие выводы:
Рисунок 1 – Результаты многоуровневого опросника
Поведенческая регуляция (ПР)— это понятие характеризующее способность человека регулировать своё взаимодействие со средой деятельности. Основными элементами являются: самооценка, уровень нервно-психической устойчивости, а также наличие социального одобрения (социальной поддержки) со стороны окружающих людей. Высокий уровень - 13% (4 человека). Для них характерен высокий уровень нервно-психической устойчивости и поведенческой регуляции, высокая адекватная самооценка, адекватное восприятие действительности. Средний уровень - 13% (4 человека). Для них характерен средний уровень нервно-психической устойчивости и поведенческой регуляции, средняя адекватная самооценка, адекватное восприятие действительности. Низкий уровень - 67% (15 человек). Для них характерно: низкий уровень поведенческой регуляции, определенная склонность к нервно-психическим срывам, отсутствие адекватности самооценки и адекватного восприятия действительности.
Коммуникативный потенциал (КП) - является составляющей личностного адаптационного потенциала (ЛАП). Поскольку человек практически всегда находится в социальном окружении, его деятельность сопряжена с умением построить отношения с другими людьми. Коммуникативные возможности у каждого человека различны. Они определяются наличием опыта и потребности общения, а также уровнем конфликтности. Высокий уровень - 0%. Средний уровень - 51% (12 человек). Это люди со средним уровень коммуникативных способностей, быстрое становление контактов с окружающими, не частая конфликтность. Низкий уровень - 49% (11 человек). Их характеризует низкий уровень коммуникативных способностей, затруднение в построении контактов с окружающими, проявление агрессивности, повышенная конфликтность.
Моральная нормативность (МН) -обеспечивает способность адекватно воспринимать индивидом предлагаемую для него определённую социальную роль. В данном тесте вопросы, характеризующие уровень моральной нормативности индивида, отражают два основных компонента процесса социализации: восприятие морально-нравственных норм проведения и отношение к требованиям непосредственного социального окружения. Высокий уровень - 5% (1 человек). Высокий уровень социализации, адекватная оценка своей роли в коллективе, ориентация на соблюдения общепринятых норм поведения. Средний уровень - 74% (17 человек). Средний уровень социализации, адекватная оценка своей роли в коллективе, ориентация на соблюдение общепринятых норм поведения. Низкий уровень - 21% (5 человека). Низкий уровень социализации, неадекватная оценка своего места и роли в коллективе, отсутствие стремления соблюдать общепринятые нормы поведения.
Личностный адаптационный потенциал (ЛАП) - это взаимосвязанные психологические особенности личности, определяющие эффективность адаптации и вероятность сохранения профессионального здоровья. Он включает в себя характеристики, такие как нервно-психическая устойчивость, самооценка, ощущение социальной поддержки, опыт социального общения и другие.
1-2 группа - 20% (5 человек). Группа хороших адаптационных способностей. Лица той группы легко адаптируются к новым условиям деятельности, быстро «входят» в новый коллектив, достаточно легко и адекватно ориентируются в ситуации, быстро вырабатывают стратегию своего поведения и социализации. Как правило, не конфликтны, обладают высокой эмоциональной устойчивостью. Функциональное состояние лиц этой группы в период адаптации остаётся в пределах нормы, работоспособность сохраняется. 3 группа - 0%. 4 группа – 80% (18 человек). Группа сниженной адаптации. Эта группа обладает признаками явных акцентуаций характера и некоторыми признаками психопатий, психическое состояние можно охарактеризовать как пограничное. Процесс адаптации протекает тяжело. Возможны нервно-психические срывы, длительные нарушения функционального состояния. Лица этой группы обладают низкой нервно-психической устойчивостью, конфликтны, могут допускать делинквентные поступки.
Таким образом, в результате проведённого исследования нами было выявлено, что среди студентов имеется значительное количество лиц с низкой нервно-психической устойчивостью. Низкий уровень нервно-психической устойчивости проявляется в предрасположенности к психическим нарушениям при значительных эмоциональных и физических нагрузках. Это создает высокую вероятность возникновения стресса и тревожности, что может привести к нервным срывам.
В связи с этим возникает необходимость поиска эффективных методов для снижения уровня тревожности и повышения эффективности деятельности студентов. Одним из таких методов является аутогенная тренировка.
Аутогенная тренировка АТ (от др. греч. «ауто» — сам, «генос» — происхождение) –это психотерапевтическая методика, основная задача которой заключается в восстановлении психологического и физиологического здоровья, предложенная немецким врачом И. Шульцем в 1932 году.
Основная задача аутогенной тренировки заключается в восстановлении как психологического, так и физиологического здоровья, что делает её особенно актуальной для студентов, испытывающих высокие нагрузки.
Методика состоит из различных техник, которые включают: визуализацию, медитацию, прогрессивное расслабление мышц.
Визуализация - создание в воображении позитивных образов и сцен, что помогает отвлечься от негативных мыслей и тревог. Студенты могут представлять себе приятные места или ситуации, что способствует ощущению спокойствия и умиротворения. Эта техника эффективно активирует позитивные эмоции и помогает снизить уровень нестабильности, вызванной учебными нагрузками.
Медитация - которая в свою очередь, способствует развитию осознанности и концентрации, что особенно важно для студентов, которым необходимо обрабатывать большие объемы информации. Регулярная практика медитации помогает улучшить фокусировку, развивая навыки сосредоточенности на текущих задачах. Это может привести к повышению качества учебного процесса, так как студенты начинают лучше удерживать внимание на преподавательском материале и успевают легче справляться с выполнением учебных заданий.
Прогрессивное расслабление мышц — ещё одна ключевая техника АТ. Эта методика включает в себя поочередное напряжение и расслабление различных групп мышц, что способствует не только физическому расслаблению, но и снижению психоэмоционального напряжения. Студенты, применяющие эту практику, становятся более внимательными к своим эмоциональным и физическим ощущениям, и учатся управлять стрессом на физиологическом уровне, что значительно улучшает их общее состояние здоровья и самочувствие.
Подводя итоги можно сказать что, аутогенная тренировка представляет собой одним из эффективных инструментов которые позволит студентам не только повысить свою нервно психическую устойчивость, но и улучшит общую концентрацию, внимание и память. Кроме того, регулярное использование АТ поможет освоить навыки саморегуляции, что полезно для достижения не только учебных, но и жизненных целей.
Список источников
Албакова З.А. «Психологические факторы, влияющие на возникновения стресса» 2021 - https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-faktory-vliyayuschie-na-vozniknoveniya-stressa/viewer (дата обращения: 29.11.2024 г.)
Анциферов Е.Е. личностные факторы, влияющие на эффективность совладания со стрессом // Вестник науки №9 (66) том 3. С. 202 - 217. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9994 (дата обращения: 29.11.2024 г.)
Аров В. С. Воспитание саморегуляции средствами аутогенной тренировки у студентов 2021 https://cyberleninka.ru/article/n/vospitanie-samoregulyatsii-sredstvami-autogennoy-trenirovki-u-studentov/viewer
Барсуков А.В., Давыдов С.В., Бурова Е.А., Воронова А.А. Влияние адаптационного потенциала на нервно-психическую устойчивость студентов // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2020. № 08 (49). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/vliyanie-adaptatsionnogo-potentsiala-na-nervno-psikhicheskuyu-ustojchivost-studentov.html (Дата обращения: 17.08.2020)
Горячкина М.М. E. Общие представления о психофизиологической адаптации 2020 - https://cyberleninka.ru/article/n/obschie-predstavleniya-o-psihofiziologicheskoy-adaptatsii/viewer (дата обращения: 29.11.2024).
Гречихин, С.С. Механизм преодоления профессионального стресса студентами в социально– образовательной сфере // С.С. Гречихин //Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2021. – Т. 10. – №. 1 (34). – С. 68– 70.
Дубровщик О.А. Аутогенная тренировка как способ регуляции эмоциональных состояний. 2024 http://www.gcgp.by/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8-24-%D0%B0%D1%83%D1%82%D0%BE%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D1%82%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BA%D0%B0-%D0%BA%D0%B0%D0%BA-%D1%81%D0%BF%D0%BE/
Жожикашвили Н.А., Малых А.С., Девятерикова А.А (2021). Психическая устойчивость. Теоретическая и Экспериментальная Психология, (4), 49-65. https://doi.org/10.24412/2073-0861-2021-4-49-65
Иванников, В. А. Общая психология : учебник для вузов / В. А. Иванников. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 482 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-03357-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/511083 (дата обращения: 29.11.2024).