Подвижной состав железных дорог - Студенческий научный форум

XVII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2025

Подвижной состав железных дорог

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

К подвижному составу относят локомотивы, вагоны и моторвагоны. На локомотивах и моторных вагонах электрическая энергия, полученная от первичного источника, превращается в механическую энергию движения поезда. Локомотив – двигатель на колесах, предназначенный для передвижения вагонов по рельсам. Слово «локомотив» пошло от названия первого паровоза Стефенсона – «Локомоши». К основным видам локомотивов относятся: электровозы, тепловозы, газотурбовозы, мотовозы и паровозы. Первоначально преобразование тепловой энергии, получаемой при сжигании топлива, в механическую производилось установкой с паровым котлом или паровой машиной.

На смену паросиловым установкам пришли более совершенные тепловые двигатели – дизели и газовые турбины: тепловозы и газотурбовозы. Паровозы, тепловозы, газотурбовозы и дизель-поезда являются автономными видами тяги, т.е. механическая энергия для движения поезда вырабатывается в результате сгорания топлива на самом локомотиве.

Развитие транспортной техники привело к созданию электровозов и моторных вагонов (электровагонов) неавтономной тяги. В отличие от автономного тягового подвижного состава здесь первичная(электрическая) энергия поступает на электровоз или электровагон от внешних источников.

У автономных локомотивов, в зависимости от типа теплового двигателя и степени его использования, коэффициент полезного действия составляет: у паровозов 5 – 9%, у тепловозов 29 – 31%. КПД электротяги равен 34 – 35%. По роду работы локомотивы подразделяют на: грузовые, пассажирские и маневровые. Грузовые локомотивы должны развивать силу тяги, позволяющую водить поезда большой массы. Пассажирские локомотивы предназначены для вождения более легких поездов, но с большими скоростями. Моторвагонный подвижной состав, применяемый на электрифицированных линиях, состоит из электровагонов, включаемых в электропоезда; на неэлектрифицированных линиях применяют дизель-поезда.

Различают локомотивы односекционные (локомотив с одним кузовом) и многосекционные (двух -, трех -, четырехсекционные), т. е. локомотивы с двумя и более самостоятельными кузовами (секциями), соединенными между собой автосцепками или специальными шарнирными соединениями. В некоторых случаях оборудование секционных локомотивов позволяет каждой его секции самостоятельно водить поезда. Многие электровозы и тепловозы имеют оборудование, позволяющее им работать по системе нескольких (многих) единиц, что дает возможность обеспечить управление несколькими

локомотивами (секциями) из одной кабины машиниста. Ходовые части электровозов и тепловозов обозначаются так называемой осевой формулой, в которой:

  1. цифры означают число осей в каждой тележке;

  2. индекс «0» – индивидуальный привод от тягового электродвигателя к оси;

  3. знак «+» – тележки связаны между собой шарнирно и тяговое усилие к поезду передается через их раму;

  4. знак «–» – тележки между собой не соединены и тяговое усилие к поезду передается через раму кузов.

Тепловоз – автономный локомотив с энергетической установкой – дизель-генератором. Через передачу (электрическую, механическую или гидравлическую) усилия от двигателя, работающего на дизельном топливе, передаются на колесные пары. Первый магистральный тепловоз в нашей стране был построен в 1924 году по проекту Я. М. Гаккеля.
Электрический подвижной состав – это электровозы и электропоезда, используемые для пригородного движения. В зависимости от рода применяемого тока различают электровозы постоянного, переменного и двойного питания; так же различаются и электропоезда. Энергию для передвижения поездов электровоз и электровагон получают через контактный провод, с которым соприкасается установленный на крыше электровоза (электровагона) токоприемник. Электрическая энергия, подведенная к тяговым двигателям, заставляет вращаться их якоря, которые через зубчатую передачу приводят во вращение колесные пары электровоза (электровагона).

Вагоном принято называть несамодвижущуюся (несамоходный) единицу подвижного состава, предназначенную для перевозки пассажиров или грузов. По назначению вагоны разделяются на две основные группы – пассажирские и грузовые. К первым относятся вагоны, предназначенные для перевозки пассажиров, вагоны-рестораны, почтовые, багажные и специального назначения. Пассажирские вагоны бывают дальнего, межобластного и пригородного сообщения. Вагоны дальнего следования подразделяются на мягкие и жесткие, а по планировке – на купейные и некупейные.

Список литературы

1. А. В. Смольянинов О. В. Черепов Общий курс железнодорожного транспорта. Екатеринбург – 2014

2. А.В. Гайдамакин, В.А. Четвергов История железнодорожного транспорта. Москва - 2012

3. Техника железных дорог, 2024. Доступ: (https://techzd.ru/upload/iblock/403/d8qwfpaifggz8nqhji7l6ppz849snfkj.pdf)

Просмотров работы: 23