Особое место среди способов изучения личности занимает проективный метод. Это такой способ психодиагностики личности, который направлен на выявление неосознанных потребностей, желаний, мотивов, конфликтов, самооценки и других особенностей личности.
Проективные методики в психологии подразделяются на несколько видов: конструктивные, интерпретационные, экспрессивные, импрессивные, конститутивные, катартические, рефрактивные и аддитивные [2].
К основным достоинствам данного метода принято относить: валидность и относительную надежность при высоком уровне профессиональной подготовки пользователя. Они менее субъективны и мало подвержены случайным, ситуативным влияниям. Недостаток их выражается в трудоемкости и значительных временных затратах, необходимых для получения психодиагностического результата.
Цель исследования – выявить индивидуальные психологические особенности будущих педагогов-психологов с помощью проективной методики «Несуществующее животное».
В диагностическом исследовании приняли участие 12 студентов в возрасте 18-21 лет (10 девушек и 2 юношей), обучающиеся на 1 курсе по направлению подготовки 44.03.02. Психолого-педагогическое образование в Шуйском филиале Ивановского государственного университета.
Каждый рисунок был подробно проанализирован в соответствие с критериями для интерпретации: положение рисунка, центральная смысловая часть фигуры (голова или замещающая ее деталь), уши, рот, глаза, опорная часть фигуры, украшающие детали, хвосты, контуры фигуры, характер линий [1]. Рассмотрим полученные результаты.
Самооценка: студентов с неадекватно заниженной самооценкой не выявлено, 75% студентов имеет адекватную самооценку, 25% студентов имеют неадекватно завышенную самооценку. Так, например, испытуемые с неадекватно завышенной самооценкой располагали свое животное ближе к верхнему краю листа. Это рассматривается как высокая самооценка, как недовольство своим положением в социуме, недостаточностью признания со стороны окружающих, как претензия на продвижение и признание, тенденция к самоутверждению. Испытуемые с адекватной самооценкой располагали животное по средней линии вертикально поставленного листа.
Тревожность: 33,3 % студентов имеет повышенную тревожность, 66,7 % студентов имеют низкий уровень тревожности. О данном аспекте личности говорят сразу несколько деталей рисунка, такие как: характер линий, а именно многократное обведение контура, также повышенная тревожность характерна при большом наличие органов чувств на голове или если рот животного зачерченный.
Агрессивные тенденции: 41,7 % студентов имеет агрессивные тенденции, 58,3 % студентов не имеют таковых. При анализе рисунков обращали внимание на: шипы, острые углы, иглы, рога, клешни и пр. говорят об агрессивном состоянии испытуемого, также как и штриховка. Также можно узнать и вид агрессии, например о склонности к вербальной агрессии говорят такие элементы как: подчеркивание зубов или преувеличение размера рта в сочетании с зубами.
Список литературы:
Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции / под ред. А. И. Зеличенко, И. М. Карлинской, С. Р. Пантилеевой и др. М.: МГУ, 1990. - 159с.- Текст: непосредственный.
Проективная психология /Пер. с англ. М. Будыниной, С. Лихацкой, Г. Миннигалиевой и др., Научн. ред. Р. Римская, И. Кириллов. – М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.- 28 с. – Текст: непосредственный.