Сегодня контейнерные перевозки широко распространены и востребованы как на международных, так и на внутренних транспортных системах. Такой способ транспортировки грузов позволяет оптимизировать затраты, что дает возможность увеличить объемы грузооборота, и положительно влияет на финансовое состояние компании. Поэтому транспортировка грузов контейнерами интересна не только крупным, но и мелким компаниям и предприятиям, а также индивидуальным предпринимателям и частным лицам.
Контейнеризация – одно из направлений технического прогресса в организации перевозок, складировании и хранении грузов. Контейнеризация является одним из прогрессивных направлений развития, рационализации и оптимизации транспортных процессов. Контейнерные перевозки позволяют освободить грузовладельца от необходимости транспортной упаковки и маркировки, снижают затраты на погрузочно-разгрузочные и складские работы при смешанном сообщении. Она требует совместных и согласованных действий работников не только всех видов транспорта, но и других отраслей народного хозяйства.
Эффективность контейнеров в народном хозяйстве и сферы их наиболее экономичного использования зависят от объема перевозок (мощности грузопотока) и размеров отдельных партий (отправок) груза, рода груза и структуры грузопотока, дальности перевозок, наличия подъездных путей и перевозочных средств у отправителей и получателей грузов, типа и грузоподъемности подвижного состава, форм снабжения поставщиков и потребителей, их транспортно-экспедиционного обслуживания и др.
Объем российского контейнерных перевозок в 2022 году снизился на 15,9% в сравнении с 2021-м и составил 5,5 млн TEU (20-футовый эквивалент, условная единица измерения вместимости грузовых транспортных средств). Такие данные приводят транспортной компании Fesco.
Данной компанией было подсчитано, что внутренние контейнерные перевозки в России остались на уровне 2021 года, составив 1,1 млн TEU. Импорт достиг 2,1 млн TEU, сократившись на 12%, экспорт – 1,5 млн TEU (– 25%), транзит сократился до 750 тыс. TEU (– 23%).
В январе-июне 2023 года по сети ОАО «РЖД» во всех видах сообщения было перевезено 3 млн 572,5 тыс. груженых и порожних контейнеров ДФЭ (TEU), что на 12,2% больше, чем за аналогичный период 2022 года. В том числе во внутреннем сообщении отправлено 1,4 млн ДФЭ (+12,5%).
Количество груженых контейнеров, отправленных во всех видах сообщения, выросло на 18,3%, превысив 2,6 млн ДФЭ (перевезено 37,1 млн тонн грузов, +16,8%), в том числе:
химикаты и сода – 410,2 тыс. ДФЭ (+7,9% к уровню января-июня 2022 года);
лесные грузы – 286,4 тыс. (+0,1%);
машины, станки, двигатели – 220,4 тыс. (+26,7%);
метизы – 208,1 тыс. (+13%);
автомобили и комплектующие – 207,2 тыс. (рост в 1,9 раза);
промышленные товары – 204,3 тыс. (+0,1%);
бумага – 187,6 тыс. (+4,2%);
химические и минеральные удобрения – 135,5 тыс. (рост – в 2,8 раза);
черные металлы – 130,2 тыс. (+11,9%);
строительные грузы – 98,3 тыс. (+22,2%);
остальные и сборные грузы – 84,3 тыс. (-6,7%);
цветные металлы – 64,4 тыс. (-5,3%);
зерно – 54 тыс. (рост в 2,4 раза);
нефть и нефтепродукты – 47,7 тыс. (+26,7%);
рыба – 17 тыс. (-1,7%);
цветная руда и серное сырье – 14,4 тыс. (-23,5%);
мясо и масло животное – 12,9 тыс. (-0,9%);
картофель, овощи, фрукты – 8,8 тыс. (рост в 1,5 раза);
продукты перемола – 6,9 тыс. (+18,6%);
остальные продовольственные товары – 146,3 тыс. (+36,3%).
В июне этого года во всех видах сообщения перевезено 599,5 тыс. ДФЭ, что на 16,6% больше, чем за аналогичный период 2022 года.
Применение контейнеров обеспечивает ускорение доставки грузов и сокращение стоимости грузовой массы в пути, снижает трудоемкость транспортных и складских операций, увеличивает производительность, улучшает и облегчает условия труда, повышает степень сохранности перевозимых грузов.
Экономия затрат на тару и упаковку грузов. Ее в первую очередь получают грузоотправители, которые перевозят тарно-штучные грузы в универсальных контейнерах, а не в крытых вагонах, на судах или в автомобилях с бесконтейнерной загрузкой. На железнодорожном транспорте такие грузы занимают примерно 6% в общем объеме перевозок и около 9% в общем грузообороте.
Применение контейнеров позволяет осуществить комплексную механизацию основных технологических операций, намного сократить их объем и снизить себестоимость. В результате уменьшается потребное число механизмов, улучшается их использование и снижаются капитальные затраты на приобретение средств механизации. Сокращению объема перегрузочных операций способствуют полная замена маломощных кранов электрическими, внедрение автоматической строповки контейнеров, развитие транзитной системы доставки, более широкое применение прямого варианта перегрузки местных емкостей, а также передовых приемов сортировки транзитных контейнеров. Благодаря рационализации процессов на каждую тонну груза, перевезенную на железнодорожном транспорте, трудоемкость работ снижается в среднем на 4,2 чел./ч, производительность труда повышается в несколько раз. Затраты труда при контейнерных перевозках в перспективе еще более сократятся за счет применения большегрузных контейнеров, развития сквозных контейнерно-пакетных перевозок, внедрения специализированного подвижного состава, новейших технических средств на различных видах транспорта.
Ускорение доставки грузов. Экономия времени – определяющий фактор эффективности любого реконструктивного или организационно-технического процесса, который связан с совершенствованием транспортного производства. Во многих случаях контейнеризация перевозок грузов содействует в русле такой задачи переходу от складской к транзитной форме снабжения потребителей товарами в обход промежуточных звеньев товаропроводящей сети. Это не только резко снижает суммарные расходы на перевозку, но и ускоряет доставку продукции к месту потребления при относительно протяженных маршрутах на 5–6 суток. В результате экономия от сокращения стоимости грузовой массы в пути возрастает в несколько раз.
Повышение степени сохранности грузов. Практика показывает, что потери, повреждения, порча и другие виды не сохранностей грузов, кроме скоропортящихся, возникают преимущественно в процессе их перегрузок и перевалок. Транспортируемые же в контейнерах, они во время механизированных перегрузок не подвергаются непосредственному внешнему воздействию. Применение контейнеров, например, для перевозки тарно-штучных грузов, практически полностью устранило их потери. Так, на 50 тыс. единиц приходится лишь один случай несохранности. И эти случаи вызываются, как правило, подачей под погрузку неисправных контейнеров или несоблюдением правил загрузки в них грузов.
Основным достоинством контейнерных способов является возможность доставки грузов «от двери до двери» без перегрузки в пути следования всеми видами транспорта.
По сравнению с перевозками грузов в крытых вагонах контейнерные способы перевозки имеют следующие показатели эффективности:
значительная экономия на таре. Отправителю нет необходимости упаковывать свой груз в транспортную тару, поскольку контейнер сам является транспортной тарой. В контейнере можно перевозить грузы в облегчённой, более дешевой таре или упаковке;
сокращается количество операций с грузом, так как разрознённые грузовые места объединяются в одно, более крупное;
ускоряются и удешевляются грузовые операции (погрузка, выгрузка и сортировка), поскольку для этого используются высокопроизводительные механизмы; экономия денежных затрат на ПРР составляет от 10 до 20 % – в зависимости от типоразмера контейнера;
снижается себестоимость перевозок мелких и малотоннажных отправок за счёт повышения статической нагрузки вагонов и автомобилей;
лучше обеспечивается сохранность перевозимых грузов, так как груз меньше повреждается при ПРР и перевозке, кроме того, уменьшается вероятность хищений за счёт меньшего числа перегрузок в пути следования;
уровень механизации ПРР при перевозке грузов в контейнерах выше в несколько раз чем, при перевозке в крытых вагонах. Производительность труда (норма выработки) на ПРР выше в 20 – 150 раз, что дает возможность высвободить от тяжелого ручного труда около 1500 чел. на 10 млн. кН. груза;
срок доставки грузов при перевозке контейнерами ускоряется на 20 – 30 % по сравнению с перевозкой грузов в крытых вагонах за счёт сокращения времени простоя вагонов под грузовыми операциями;
значительно меньше расходы на строительство и содержание складов. При контейнерной перевозке используются открытые площадки, которые значительно дешевле, чем закрытые склады. Кроме того, сами контейнеры являются складами временного хранения.
В целом контейнеризация перевозок грузов является одним из важнейших направлений научно-технического прогресса на транспорте.
Преимущества контейнеризации на всех без исключения видах транспорта, особенно при мультимодальных грузоперевозках, давно признаны во всем мире. При использовании контейнеров затраты на тонну перевозимого груза снижаются на 20 – 40%, а простои под грузовыми операциями сокращаются в 2 – 3 раза. Новый уровень качества перевозочных услуг, который неизменно будет достигнут благодаря контейнеризации, позволит повысить конкурентоспособность всей транспортной системы страны на международной арене.
Таким образом, контейнерные перевозки являются одним из преимущественных видах перевозок грузов. Их использование позволяет доставлять грузы значительно быстрее и с меньшими затратами.
Список литературы
1. Контейнерные перевозки в России : - Текст : электронный. // URL: https://www.tadviser.ru/index.php/
2. Перевозки контейнеров выросли на 12,2% за I полугодие 2023 года : - Текст : электронный. // URL: https://company.rzd.ru/ru/9397/page/104069?id=285488
3. Обзор рынка железнодорожных контейнерных перевозок : - Текст : электронный. // URL: https://ar2022.fesco.ru/ru/strategic-report/market-overview/transportation#overview-railway-container-transportation-market