Опытный педагог, готовясь к занятию, тщательно подбирает материал и методики, чтобы весь урок поддерживать активные когнитивные процессы у каждого ученика. Такой учитель не только прекрасно разбирается в предмете, но и может предвидеть моменты, когда внимание детей начинает падать. Применяя разнообразные методики, он вводит в урок нечто необычное, что снова пробуждает интерес и увлекает обучающихся. Это позволяет избежать однообразия и скуки, которые способны погасить энтузиазм учащихся. В современном образовательном процессе, где активность и интенсивность обучения становятся все более важными, дидактические игры выполняют ключевую роль [6].
В отличие от обычных игр, дидактическая игра имеет четко определенные обучающиеся цели и педагогические результаты, которые выделяют ее как особый вид игры. Эти цели и результаты должны быть ясно сформулированы, обоснованы и направлены на обучение и развитие обучающихся [8].
При организации дидактических игр важно придерживаться следующих правил:
Правила должны быть простыми, четко сформулированными, а материал должен быть доступен для понимания школьников. Если это не соблюдается, игра не вызовет интереса и будет проводиться лишь формально.
Игра должна стимулировать мыслительные процессы, иначе она не будет способствовать достижению образовательных целей, не будет способствовать развитию математического мышления и внимания.
Дидактический материал, используемый в процессе игры, должен быть удобен для работы, иначе игра не принесет желаемого результата.
При проведении игры, где команды соревнуются, необходимо обеспечить контроль за её результатами со стороны всего коллектива учеников или выбранных лиц. Учёт результатов соревнования должен быть прозрачным, понятным и справедливым. Ошибки в учёте и неясности в организации учёта могут привести к несправедливым выводам о победителях и вызвать недовольство участников игры.
Важно, чтобы каждый ученик активно участвовал в игре. Если дети долго ждут своей очереди, то это может снизить их интерес к игре. Если на уроке проводится несколько игр, то нужно чередовать легкие и более сложные игры по содержанию.
Использование дидактических игр на различных этапах урока имеет разную целесообразность. Например, при освоении новых знаний дидактические игры не так эффективны, как более традиционные методы обучения. Поэтому игровые формы занятий чаще используются для проверки результатов обучения, развития навыков и формирования умений. Дидактические игры ценны тем, что в процессе игры дети самостоятельно усваивают новые знания и активно помогают друг другу в этом [7].
При использовании дидактических игр необходимо обеспечить сохранение интереса школьников к игре. Если интерес угасает, не следует насильно навязывать игру детям, так как она теряет свою дидактическую и развивающую ценность. В этом случае игровая деятельность лишается своего эмоционального начала, которое является наиболее ценным. Если ученики теряют интерес к игре, учитель должен изменить обстановку на уроке, используя эмоциональную речь, дружелюбное отношение и поддержку для отстающих. Когда у детей есть интерес, они участвуют в игре с удовольствием, что благоприятно сказывается на усвоении ими знаний [2].
Игра должна проводиться выразительно, чтобы заинтересовать детей. Если учитель ведет занятие без эмоций, монотонно и безучастно, то дети быстро теряют интерес, начинают утомляться. В таких случаях сложно удержать их внимание и заинтересованность. Если игра не приносит детям никакой пользы, то они просто устают от нее. Это может вызвать негативное отношение к учебе [4].
Учитель должен активно участвовать в игре, чтобы его действия были естественными и эффективными. Умение включаться в игру является важным показателем педагогического мастерства. Интересная игра, приносящая детям удовольствие, оказывает положительное влияние на проведение последующих игр. Средства и методы, способствующие увеличению эмоционального вовлечения детей в игру, следует рассматривать как средство достижения образовательных целей, а не как самоцель [3].
Следовательно, целью дидактической игры являются два аспекта: обучение, которое преследует взрослый, и развлечение, которое мотивирует ребенка. Крайне важно, чтобы оба этих аспекта взаимодействовали друг с другом, способствуя усвоению учебного материала. Таким образом, успешное достижение развлекательной цели становится зависимым от усвоения учебного контента [5].
Известно, что у детей существует значительный интерес к играм. Даже те, кто обычно более пассивны, с удовольствием присоединяются к игре, полностью вкладываясь в нее и стараясь не подвести своих товарищей, однако, озорные ученики могут забыть о занятии и увлеченно следить за развитием игры, переживая за свою команду и радуясь успехам игроков [1].
У детей, находящихся в процессе игры, развивается способность сосредотачиваться на чем-то одном, а также развивать внимание и стремление к познанию. Увлекаясь, учащиеся не осознают того, что они занимаются изучением нового, запоминают и используют новые подходы в нестандартных ситуациях, пополняют свой багаж знаний, понятий и способностей к воображению [1].
Таким образом, проведение дидактических игр в 5 классе является эффективным и увлекательным способом обучения, который способствует не только углублению знаний учащихся, но и развитию их ключевых навыков. Игры помогают сделать уроки увлекательнее, а также способствуют развитию коммуникативных навыков, лидерских качеств и самостоятельности [7].
В первую очередь необходимо помнить о том, что успешная организация занятий по дидактике требует грамотного выбора игры, точного определения учебных целей и учета индивидуальных особенностей каждого учащегося для последующего обсуждения результатов. Зачастую, для того чтобы обучение проходило успешно, необходимо разнообразие форматов игр. Создание атмосферы соревнования и сотрудничества, а также обратная связь после завершения игры являются важными составляющими успешного обучения через игровой подход [8].
Дидактические игры являются эффективным инструментом для повышения качества образования в 5 классах. Использование игр способствует приданию учебному процессу большей динамичности, интересности и продуктивности. Поэтому важно осознавать и оценивать значимость игр в образовании, стремиться к их творческому применению и постоянному развитию. Внедряя дидактические игры в образовательный процесс, преподаватели могут сделать обучение более эффективным, приятным и продуктивным, способствуя развитию учащихся [8].
Список используемых источников:
Абдиразакова, Ш. А. Развитие творческих способностей учащихся средней школы на уроках географии / Ш. А. Абдиразакова. – Текст : электронный // Вопросы науки и образования. – 2018. – №23 (35). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-tvorcheskih-sposobnostey-uchaschihsya-sredney-shkoly-na-urokah-geografii (дата обращения: 18.04.2024).
Букатов, В. М. Секреты дидактических игр. Психология, методика, дисциплина / В. М. Букатов. – 3-е изд., перераб. и доп. – Санкт-Петербург : Речь, 2010. – 203 с. – Текст : непосредственный.
Гончарова, М. Ю. Дидактическая игра на уроках географии как средство, развивающее креативность личности школьника / М. Ю. Гончарова // Развитие креативности личности в современном цифровом мультикультурном пространстве : сборник материалов Международной научно-практической конференции, Елец, 14 апреля 2022 года. – Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2022. – С. 108-110. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49745717 (дата обращения: 18.04.2024). – Режим доступа: для зарегистрир. пользователей. – Текст : электронный.
Данилишина, В. Ю. Игровые технологии на уроках географии в 6 классе / В. Ю. Данилишина. – Текст : непосредственный // География и экология в школе 21 века. – 2007. – № 1. – С. 54-57.
Данилова И. В. Развитие игровых технологий в обучении школьной географии / И. В. Данилова. – Текст : электронный // Ярославский педагогический вестник. – 2003. – №2. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-igrovyh-tehnologiy-v-obuchenii-shkolnoy-geografii (дата обращения: 18.04.2024).
Душина, И. В. Методика преподавания географии : пособие для учителей и студентов пед. ун-тов и ин-тов / И. В. Душина, Г. А. Понурова. – Москва : Московский лицей, 1996. – 192 с. – Текст : непосредственный.
Земцова, М. А. Использование дидактических игр для активизации познавательной деятельности учащихся на уроке географии / М. А. Земцова // НАУКА, ЗНАНИЯ, ИНТЕЛЛЕКТ : сборник статей Международного научно-исследовательского конкурса, Пенза, 15 сентября 2022 года. – Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г.Ю.), 2022. – С. 47-50. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49419175 (дата обращения: 18.04.2024). – Режим доступа: для зарегистрир. пользователей. – Текст : электронный.
Минаева, А. Е. Роль дидактических игр на уроках географии / А. Е. Минаева // Материалы научно-практической конференции молодых ученых географов, Москва, 28 марта 2019 года. – Москва: Издательство "Перо", 2019. – С. 61-62. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42516108 (дата обращения: 18.04.2024). – Режим доступа: для зарегистрир. пользователей. – Текст : электронный.