Роль физической активности в профилактике эмоционального выгорания у студентов - Студенческий научный форум

XVII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2025

Роль физической активности в профилактике эмоционального выгорания у студентов

Спесивцева В.А. 1, Мищенко И.В. 1, Аношина Т.В. 1
1Северный арктический федеральный университет им. М. В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Наиболее острой проблемой среди студентов выступает синдром профессионального или эмоционального истощения, вызванный значительными учебными обязанностями, стрессом и нехваткой времени на регенерацию ресурсов организма. В рамках этой ситуации особое значение приобретают физические упражнения как ключевой инструмент для предотвращения эмоционального истощения у студентов. Многочисленные научные исследования подчеркивают, что регулярная активность существенно повышает качество психологического состояния и общую жизнестойкость учащихся.

В конце 1970-х годов стало широко известно о феномене эмоционального выгорания среди обучающейся молодежи — явлении усталости физической и психологической. Этот синдром характеризуется снижением учебной мотивации, повышенной раздражительностью и апатией. Основным поводом для его развития служит дисбаланс между интенсивными нагрузками в учебе и недостаточными периодами восстановления.

Студенческая жизнь требует непрерывного умственного напряжения, что неизменно приводит к исчерпанию психоэмоциональных ресурсов. Ключевую роль играют также неумение управлять временем (тайм-менеджмент) и отсутствие осознанных методов саморегуляции. В этой связи физическая активность выступает как незаменимый инструмент профилактики.

Физические упражнения оказывают комплексное воздействие:

  1. Улучшение памяти: благодаря эндорфинам и стимуляции роста новых клеток мозга, физические упражнения могут повысить концентрацию и улучшить способность фокусироваться, что в итоге приводит к улучшению памяти;

  2. Повышение уверенности в себе: регулярные физические тренировки, превращенные в привычку, могут улучшить самооценку и повысить уверенность в себе. Вы будете чувствовать себя лучше в своем теле и испытывать чувство исполненного долга каждый день;

  3. Качественный сон: даже небольшие физические нагрузки могут помочь установить режим сна, улучшить качество вашего сна и синхронизировать ваши циклы сна и бодрствования;

  4. Энергия: регулярные физические упражнения повышают сердечный ритм и способствуют улучшению физической формы, увеличивают активность, физическую силу и общую энергию организма;

  5. Иммунитет: регулярные физические тренировки улучшают иммунную систему, помогая снизить уровень стресса и уровень выделения кортизола – гормона стресса, который может негативно влиять на иммунный ответ организма;

  6. Психологическая устойчивость: физические упражнения помогают справляться с психологическими и эмоциональными трудностями.

В работе Елены Стуровой, Полины Петуховой и Ирины Степановой выявлена прямая связь между регулярной физической активностью (2-3 раза в неделю) и снижением уровня эмоционального выгорания. Участие в спорте, по их мнению, способствует: выработке стрессоустойчивости, снижению усталости благодаря стимуляции производства эндорфинов.

Кроме того, физическая активность играет ключевую роль в формировании социального взаимодействия. Групповые тренировки, занятия командными видами спорта или участие в спортивных клубах позволяют студентам наладить связи с окружающими, почувствовать поддержку и укрепить чувство принадлежности. Это особенно актуально для тех, кто испытывает одиночество или трудности в общении в новой учебной среде, например, первокурсников. Социальная поддержка, в свою очередь, снижает риск эмоционального выгорания и повышает общую устойчивость к стрессу.

Наталия Сивас, исследующая проблематику среди медицинских работников, подтверждает значимость физической активности не только в профилактике выгорания, но и в процессе восстановления. Регулярные тренировки способствуют:

  1. Улучшению кровообращения;

  2. Снижению уровня кортизола (гормона стресса);

  3. Общему укреплению организма.

Анализ воздействия физических упражнений на уровень стресса среди студентов привел к следующим ключевым выводам: до участия в спортивно-физической подготовке студенты испытывали значительные эмоциональные перегрузки. Основные симптомы включали высокую степень истощения и падение мотивации. После систематических занятий физической культурой (тренировки два-три раза в неделю в течение двух месяцев) средний уровень стресса среди студентов сократился почти на четверть. В сравнении с контрольной группой, активно занимающиеся спортсмены реже сталкивались с тревожностью и эмоциональным истощением. Более 70% участников отметили значительное улучшение общего состояния здоровья, увеличение энергии и мотивации.

Регулярное занятие физической культурой демонстрирует способность существенно снижать стрессовые нагрузки, укреплять психоэмоциональное состояние студентов и повышать их продуктивность. Полученные данные подтверждают значимость спорта как действенного инструмента профилактики эмоционального выгорания.

Учитывая индивидуальные особенности студентов, важным аспектом становится разработка адаптивных программ тренировок. Например, для студентов с ограниченными возможностями здоровья или тех, кто не имеет возможности регулярно посещать спортивные залы, могут быть предложены программы с акцентом на домашние тренировки, такие как упражнения с использованием собственного веса, эластичных лент или онлайн-занятия. Такие программы делают спорт доступным для всех, что позволяет большему количеству учащихся воспользоваться его преимуществами.

Для того, чтобы сократить уровень стресса, студенты должны следовать следующим правилам:

  1. Регулярность: даже небольшие, но систематические упражнения (например, ежедневная зарядка) приносят пользу;

  2. Индивидуальный подход: выбор спорта должен быть основан на личных предпочтениях и удовольствии от процесса;

  3. Сбалансированность: умеренные тренировки 2-3 раза в неделю оптимальны для предотвращения выгорания.

Ко всему этому важна системная работа образовательных учреждений. Организация спортивных мероприятий, создание доступной инфраструктуры, например, бесплатные тренажерные залы или площадки для занятий на открытом воздухе, которые могут стать мощным стимулом для вовлечения молодежи в спорт. Кроме того, внедрение образовательных программ, обучающих навыкам тайм-менеджмента и осознанного подхода к здоровью, способствует формированию у студентов привычки заниматься физическими упражнениями регулярно.

Хотя уже существует множество данных о влиянии спорта на эмоциональное здоровье студентов, перспективным направлением остается изучение долгосрочных эффектов физической активности. Например, как регулярные тренировки в студенческие годы влияют на профессиональную устойчивость и здоровье человека в зрелом возрасте. Также важно исследовать влияние различных видов спорта на конкретные психологические и физиологические аспекты, чтобы создавать более целевые программы профилактики выгорания.

Таким образом, физическая активность — это не просто рекомендация, а необходимость для студентов как универсальное средство борьбы с эмоциональным выгоранием. Включая спорт в повседневную жизнь, студенты получают возможность повысить стрессоустойчивость, укрепить психоэмоциональное здоровье и достичь лучших академических результатов. Интеграция физической активности становится ключевым фактором поддержания благополучия в современных условиях обучения.

Список литературы

  1. Стурова Елена Валерьевна, Петухова Полина Романовна, Степанова Ирина Сергеевна ЗАВИСИМОСТЬ ВЫГОРАНИЯ СТУДЕНТОВ ОТ ЧАСТОТЫ ЗАНЯТИЯ СПОРТОМ // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. 2023. №4 (32). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zavisimost-vygoraniya-studentov-ot-chastoty-zanyatiya-sportom;

  2. Балькова Дарья Витальевна, Савельева Ольга Викторовна Влияние физической активности на стрессоустойчивость студентов // Скиф. 2020. №4 (44). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-fizicheskoy-aktivnosti-na-stressoustoychivost-studentov;

  3. Сивас Наталия Викторовна Физическая активность в профилактике и реабилитации синдрома эмоционального выгорания медиков // Ученые записки университета Лесгафта. 2011. №9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fizicheskaya-aktivnost-v-profilaktike-i-reabilitatsii-sindroma-emotsionalnogo-vygoraniya-medikov.

Просмотров работы: 37